Конспект урока имена собственные и имена нарицательные

Обновлено: 14.07.2024

Знать части речи, называть их; отличать имя существительное от других частей речи, называть особенности имени существительного, определять имя существительное собственное и нарицательное, различать их.

научиться различать имена существительные собственные и нарицательные.

узнать, какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;

научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

Имена собственные – существительные, обозначающие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений

Имена нарицательные – все остальные имена существительные.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;
  • определять собственные имена существительные и нарицательные;
  • различать собственные и нарицательные имена существительные.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.



Прочитаем, определим, какие из существительных будут являться собственными, а какие нарицательными.

Байкал – это название самого глубокого озера, является именем собственным.

Озеро – является именем существительным нарицательным, называет предмет.

Грозный – название столицы в Чечне, является именем существительным собственным.

Город – является именем существительным нарицательным; называет предмет.

Нальчик – название столицы Кабардино–Балкарии, является именем существительным собственным.


Конспект урока для 5 класса в соответствии с ФГОС с интересными заданиями и краеведческим квестом в качестве закрепления материала.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, д.71 Телефон: (4912) 21-46-61, 96-02-76, 21-46-65

ОГРН 1036212005642 Факс: (4912) 96-02-76

ИНН 6228038235 E-mail: [email protected]

Конспект урока русского языка

автор: Храмчихина Екатерина Валентиновна

Рязань, 2021 год

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)

Цель: дать понятие о нарицательных и собственных именах существительных.

Образовательные:

уметь отличать имена собственные от имен нарицательных,

уметь писать имена собственные с заглавной буквы,

получить знания по топонимике Рязанского края,

Развивающие:

развить воображение, мышление, речь, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные:

воспитать любовь к родному краю, чувство патриотизма, любовь к родному языку

Ожидаемые результаты:

предметные УУД:

сформировать знания о собственных и нарицательных именах существительных, умения писать их правильно;

сформировать умение определять грамматические признаки имен существительных;

развить интерес учащихся к родному языку;

личностные УУД:

сформировать осознанное отношение к языку, к культуре родного края;

метапредметные УУД:

уметь прослеживать связь с культурологией, литературой, географией, историей родного края;

сформировать умение анализировать; умение доказывать.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и учащихся

1. Актуализация знаний учащихся

На доске записаны предложения с пропусками:

На стол к__мп__зитора Ференца Листа упал кл__новый лист.

Во время войны медсестра Вера поддерживала в раненых веру в победу.

Пл__д__родная земля не так часто встречается на планете Земля.

Над городом Орел л__тел орёл.

Учитель: Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Ученики выполняют задание, объясняют правописание указанных орфограмм.

Учитель: Как объяснить, что в предложении два одинаковых существительных пишутся по-разному?

Ученик: Здесь есть нарицательные существительные, они пишутся с маленькой буквы. Имена существительные, обозначающие названия отдельных предметов, – это собственные имена существительные, они пишутся с заглавной буквы. (понятие собственных и нарицательных существительных известно учащимся из курса начальной школы).

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Исходя из нашего вывода, скажите, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель записывает ее на доске.

Учитель: Какие трудности у нас могут возникнуть при написании этих существительных? Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на опорные слова в ваших карточках (Приложение №1):

1) Необходимо расширить наши знания о …, потому что …

2) Мы должны уметь отличать … , так как…

3) Это даст нам возможность….

Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

4. Изучение нового материала

Сегодня мы совершили небольшое путешествие в … в … галерею ( … музеи хранят самые богатые коллекции произведений искусства). Там наш класс познакомился с творчеством великих русских художников: …, …, … . Особенно меня впечатлила картина …. …… На ней девушка по имени …, желая познать человеческие чувства, выходит из леса к людям. Но из-за зависти и алчности … ее ждет гибель.

Когда я вернулся домой, то прослушал оперу … , которую создал композитор…. .

Учитель: Как могут писаться имена собственные?

Ученик: Имена собственные пишутся с большой буквы. В кавычках, если обозначают название единичных предметов, созданных человеком (название книг, журналов газет, картин и т.д.)

Учитель: Особое затруднение вызывает написание имен собственных, которые являются названием географических объектов. Как вы думаете, с чем это связано?

Ученики дают ответ.

Учитель: Как пишутся названия географических объектов?

Ученик: Такие имена собственные пишутся без кавычек с заглавной буквы.

5. Закрепление изученного материала

Учитель: А теперь мы пройдем настоящий квест, который будет связан с нашей темой и Рязанской областью. Перед вами карта. А на экране у нас статьи из топонимического словаря Рязанской области. Мы отправляемся в путешествие и познакомимся сегодня с самыми интересными, а порой и забавными названиями населенных пунктов в нашей области. А в конце урока мы получим ответ на загадку: что является общепризнанным символом нашего города и какой фразеологизм с этим связан.

Большинство названий появились неслучайно. Как вы думаете, откуда они взялись? Приведите примеры?

Вот теперь, вооружившись новыми знаниями, мы отправляемся в путь. Ваша задача соединить точки нашего маршрута. В процессе записываются названия населенных пунктов с объяснением написания.

Работа с картой: найти на карте нужный район Рязанской области, познакомиться с историей географического названия, отметить точку.

3. Телебукино - село в Касимовском районе. Телебука — это татарский топор.

4. Река Лыбедь берёт начало в местности поселка Никуличи в Рязани. Само название Лыбедь указывает на связь с Киевом, где имеется река с таким же названием. Лыбедь — сестра трёх братьев-основателей Киева: Кия, Щека и Хорива.

Учитель: Первая часть квеста завершена. Догадались, что это? Если нет, то продолжаем. Начинаем с новой точки.

1. Крысин Ключ место в Спасском районе. Некто Хрисанф, в просторечии - Крысан, объединил людей, не желающих платить подати в царскую казну. Под предводительством Крысана они отделились от прочих и устроили себе подземный город на берегу Оки. Этот притон разбойников имел два выхода к реке, так что в случае открытия их логова и нападения со стороны властей они имели возможность быстро спастись.

3. Название Сараи объясняет следующее предание. Под натиском русских воинов татары отступали к Сапожку. Пробираясь сквозь дремучие леса они вышли на правый берег реки Верды. Татарам так понравилось это место: река, непроходимый лес, луга, что часть из них осталась здесь жить. Построив дома, которые они называли сараями, татары образовали здесь поселение

4. Деревни Большие и Малые Пекселы Шиловского района впервые упоминаются в писцовой книге 1627 года. Наименование Пекселы в переводе с мордовского пен (большой) и соий (вяз).

5. Посёлок Болонь в Спас-Клепиках был основан в 1952 г. при на торфяных болотах, которые называли "болонь". Название происходит от старославянского слова боло́ння - мокрое, затопляемое место.

Учитель: Так какое изображение у вас получилось? Объясните, как оно связано с нашим городом?

Учитель: О чём мы говорили сегодня на уроке? Как пишутся имена существительные собственные? Что такое топонимика и топоним?

6. Домашнее задание.

1) Необходимо расширить наши знания о …, потому что …

2) Мы должны уметь отличать … , так как…

3) Это даст нам возможность….

Сегодня мы совершили небольшое путешествие в … в … галерею ( … музеи хранят самые богатые коллекции произведений искусства). Там наш класс познакомился с творчеством великих русских художников: …, …, … . Особенно меня впечатлила картина …. … На ней девушка по имени …, желая познать человеческие чувства, выходит из леса к людям. Но из-за зависти и алчности … ее ждет гибель.

Когда я вернулся домой, то прослушал оперу … , которую создал композитор…. .

Образец того, что может получиться у учащихся.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Методы обучения: системно-деятельностный подход

Информационный материал:

• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.66-69.

• раздаточный материал – карточки.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.

Организационный момент

Минутка чистописания

- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

- Если вы сгруппируете существительные по определённому признаку в 2 группы, то в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:

Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока (На карточках, на доске)

- По какому признаку группировали слова ( одуш. и неодуш.) Внимательно посмотрите на существительные одушевлённые.

- Какую букву будем писать? ( Р) ( во всех словах встречается буква Р)

Р РР РРР продолжите ряд. Что вы заметили? (добавляется по букве)

Словарно-орфографическая работа.

Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
Записать одним словом:

столица нашей страны (Москва);

маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);

сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);

Проверка.
(работа, ребята, Москва, воробей, тетрадь)
- Что объединяет все эти слова? (имена сущ.)

- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных.

1. Имя существительное относится к служебным частям речи. ( нет)

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи. (да)

3. Имя существительное обозначает признак предмета. (нет)

4. Имя существительное обозначает предмет. (да)

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? (нет)

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. (да)

7. Имя существительное изменяется по лицам и числам. (да)

8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.(да)

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)

- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ.

. Актуализация знаний

- А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?

Ответы учащихся

Ещё с заглавной буквы пишутся:

Имена, фамилии, отчества

Имена сказочных героев

Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

то есть географические названия

- Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве (читает ученик)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто.

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

-Вот какие важные дела у большой прописной буквы.

Создание проблемной ситуации

Ребята, а как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?

Как называются слова, которые пишутся со строчной буквы?

- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.

Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.

Постановка темы урока

Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные

Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена нарицательные – хлопаете в ладоши.

Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей, Барсик, яблоко, художник, Иванович, Надежда

Первичное закрепление новой темы.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных

Как определить род несклоняемых собственных имён существительных?

Прочитаем правило на стр 67

Найдите упр.2 на с.67

Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? (самостоят. работа учащихся)

- Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри-ср.р, Ориноко-ж.р., Ориноко-м.р.)

Работа у доски

стол – Россия

дом – Саратов

подарок - река Волга

кошка - Алексеевич

- Прочитайте слова левого столбика.

- Измените их по числам.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

- Получается?

- А к какой группе существительных относятся эти слова? (имена собственные)

- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать? ( не изменяются по числам)

Чтение правила. Прочитайте правило .с 68

-Придумайте со словами в упр. 3 с. 68 словосочетание одно с именем

сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным.

Черное море - чёрное платье

город Орёл – птица орёл

Белое море - белое покрывало

- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

Работа по карточкам.

Карточка № 1

1. Выписать имена существительные собственные.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Карточка № 2

1. Выписать имена существительные нарицательные.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

На доске картинки

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

Летом и жили в … .

По утрам кормила …, а - … .

Во дворе у … жили … , … и … .

Итог урока. Рефлексия.

- Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

Кубик Блума (сегодня я узнал…, я понял, что…, было трудно…, теперь я могу…, я выполнял задания…, я научился… )

Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.

Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.

1. Организационный момент

Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.

2. Самоопределение к деятельности. Словарно-орфографическая работа.

Записать одним словом:

- В каких случаях написание этого слова должно быть с заглавной буквы, а в каких со строчной? (Какие источники информации могут нам помочь? (интернет, спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре Ожегова…)

Какие задания можно выполнить с этими словами?

  • Определить части речи
  • Разделить на группы: одушевленные и неодушевленные
  • Разделить на группы двусложные и трехсложные
  • Разделить на группы с безударной О, А, Е
  • Разделить на группы с заглавной и строчной буквой

- Выполним последнее задание, т.е. разделим на группы слова с заглавной и строчной буквой.

- Объясните написание слов с большой буквы.

- Сформулируйте тему урока (Имена существительные: собственные и нарицательные)

- Чему будем учиться на уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные)

(смотреть диск 1 (2))

3. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Упр.22 (с.15) (Устно разобрать)

  • Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.
  • Назовите нарицательные имена существительные.
  • К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные
  • Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?

4. Физкультминутка. Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)

Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Медвенка, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица,

__________________________________________________________

5. Упр. 23 (с.16) (Письменно. Самостоятельно. Взаимопроверка. 1 чел. на компьютере) Диск 4

__________________________________________________________

6. Физкультминутка с глазками.

7.Упр. 24 (с.16) Работа в парах (устная). Проверка по компьютеру. Диск 5

- Что вы заметили и можете сказать о написании названий художественных произведений? (пишутся в кавычках)

Диск 1 (3)

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицин, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

9. Работа по карточке. Слайд 1

Сережа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Витя (В,в)асильков нарвал букет васильков. В (П,п)оле (П,п)оля полет картофель.

- Назовите слова одинаковые по звуковому составу слова и объясните написание большой буквы.

10. Разбор домашнего задания.

Упр. 26. (с. 17) – выполняет первая группа (слабые и средние ученики)

Упр. 27 (с.17) – выполняет вторая группа (сильные ученики)

11. Музыкальная физкультминутка

12. Рефлексия Слайд 2

- Какие имена сущ. пишутся с большой буквы?

- Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, городу, улице, планете… Это собственное имя, только им принадлежащее).

- Какие еще имена собственные вы знаете?

- Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.

- Итак, распределим слова в нужную колонку правописания заглавной буквы)

Работа в группах Слайд 3

1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, Дон-Кихот, Пегас

4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область.

5. Названия исторических событий: Куликовская битва.

6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица.

Читайте также: