Конспект урока имена собственные и имена нарицательные
Обновлено: 14.07.2024
Знать части речи, называть их; отличать имя существительное от других частей речи, называть особенности имени существительного, определять имя существительное собственное и нарицательное, различать их.
научиться различать имена существительные собственные и нарицательные.
узнать, какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;
научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.
Имена собственные – существительные, обозначающие имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений
Имена нарицательные – все остальные имена существительные.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
- какие имена существительные являются собственными, какие – нарицательными;
- определять собственные имена существительные и нарицательные;
- различать собственные и нарицательные имена существительные.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним их.
Прочитаем, определим, какие из существительных будут являться собственными, а какие нарицательными.
Байкал – это название самого глубокого озера, является именем собственным.
Озеро – является именем существительным нарицательным, называет предмет.
Грозный – название столицы в Чечне, является именем существительным собственным.
Город – является именем существительным нарицательным; называет предмет.
Нальчик – название столицы Кабардино–Балкарии, является именем существительным собственным.
Конспект урока для 5 класса в соответствии с ФГОС с интересными заданиями и краеведческим квестом в качестве закрепления материала.
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, д.71 Телефон: (4912) 21-46-61, 96-02-76, 21-46-65
ОГРН 1036212005642 Факс: (4912) 96-02-76
ИНН 6228038235 E-mail: [email protected]
Конспект урока русского языка
автор: Храмчихина Екатерина Валентиновна
Рязань, 2021 год
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)
Цель: дать понятие о нарицательных и собственных именах существительных.
Образовательные:
уметь отличать имена собственные от имен нарицательных,
уметь писать имена собственные с заглавной буквы,
получить знания по топонимике Рязанского края,
Развивающие:
развить воображение, мышление, речь, общеучебные умения и навыки;
Воспитательные:
воспитать любовь к родному краю, чувство патриотизма, любовь к родному языку
Ожидаемые результаты:
предметные УУД:
сформировать знания о собственных и нарицательных именах существительных, умения писать их правильно;
сформировать умение определять грамматические признаки имен существительных;
развить интерес учащихся к родному языку;
личностные УУД:
сформировать осознанное отношение к языку, к культуре родного края;
метапредметные УУД:
уметь прослеживать связь с культурологией, литературой, географией, историей родного края;
сформировать умение анализировать; умение доказывать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Структурные элементы урока
Деятельность учителя и учащихся
1. Актуализация знаний учащихся
На доске записаны предложения с пропусками:
На стол к__мп__зитора Ференца Листа упал кл__новый лист.
Во время войны медсестра Вера поддерживала в раненых веру в победу.
Пл__д__родная земля не так часто встречается на планете Земля.
Над городом Орел л__тел орёл.
Учитель: Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
Ученики выполняют задание, объясняют правописание указанных орфограмм.
Учитель: Как объяснить, что в предложении два одинаковых существительных пишутся по-разному?
Ученик: Здесь есть нарицательные существительные, они пишутся с маленькой буквы. Имена существительные, обозначающие названия отдельных предметов, – это собственные имена существительные, они пишутся с заглавной буквы. (понятие собственных и нарицательных существительных известно учащимся из курса начальной школы).
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Исходя из нашего вывода, скажите, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учитель записывает ее на доске.
Учитель: Какие трудности у нас могут возникнуть при написании этих существительных? Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на опорные слова в ваших карточках (Приложение №1):
1) Необходимо расширить наши знания о …, потому что …
2) Мы должны уметь отличать … , так как…
3) Это даст нам возможность….
Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.
4. Изучение нового материала
Сегодня мы совершили небольшое путешествие в … в … галерею ( … музеи хранят самые богатые коллекции произведений искусства). Там наш класс познакомился с творчеством великих русских художников: …, …, … . Особенно меня впечатлила картина …. …… На ней девушка по имени …, желая познать человеческие чувства, выходит из леса к людям. Но из-за зависти и алчности … ее ждет гибель.
Когда я вернулся домой, то прослушал оперу … , которую создал композитор…. .
Учитель: Как могут писаться имена собственные?
Ученик: Имена собственные пишутся с большой буквы. В кавычках, если обозначают название единичных предметов, созданных человеком (название книг, журналов газет, картин и т.д.)
Учитель: Особое затруднение вызывает написание имен собственных, которые являются названием географических объектов. Как вы думаете, с чем это связано?
Ученики дают ответ.
Учитель: Как пишутся названия географических объектов?
Ученик: Такие имена собственные пишутся без кавычек с заглавной буквы.
5. Закрепление изученного материала
Учитель: А теперь мы пройдем настоящий квест, который будет связан с нашей темой и Рязанской областью. Перед вами карта. А на экране у нас статьи из топонимического словаря Рязанской области. Мы отправляемся в путешествие и познакомимся сегодня с самыми интересными, а порой и забавными названиями населенных пунктов в нашей области. А в конце урока мы получим ответ на загадку: что является общепризнанным символом нашего города и какой фразеологизм с этим связан.
Большинство названий появились неслучайно. Как вы думаете, откуда они взялись? Приведите примеры?
Вот теперь, вооружившись новыми знаниями, мы отправляемся в путь. Ваша задача соединить точки нашего маршрута. В процессе записываются названия населенных пунктов с объяснением написания.
Работа с картой: найти на карте нужный район Рязанской области, познакомиться с историей географического названия, отметить точку.
3. Телебукино - село в Касимовском районе. Телебука — это татарский топор.
4. Река Лыбедь берёт начало в местности поселка Никуличи в Рязани. Само название Лыбедь указывает на связь с Киевом, где имеется река с таким же названием. Лыбедь — сестра трёх братьев-основателей Киева: Кия, Щека и Хорива.
Учитель: Первая часть квеста завершена. Догадались, что это? Если нет, то продолжаем. Начинаем с новой точки.
1. Крысин Ключ место в Спасском районе. Некто Хрисанф, в просторечии - Крысан, объединил людей, не желающих платить подати в царскую казну. Под предводительством Крысана они отделились от прочих и устроили себе подземный город на берегу Оки. Этот притон разбойников имел два выхода к реке, так что в случае открытия их логова и нападения со стороны властей они имели возможность быстро спастись.
3. Название Сараи объясняет следующее предание. Под натиском русских воинов татары отступали к Сапожку. Пробираясь сквозь дремучие леса они вышли на правый берег реки Верды. Татарам так понравилось это место: река, непроходимый лес, луга, что часть из них осталась здесь жить. Построив дома, которые они называли сараями, татары образовали здесь поселение
4. Деревни Большие и Малые Пекселы Шиловского района впервые упоминаются в писцовой книге 1627 года. Наименование Пекселы в переводе с мордовского пен (большой) и соий (вяз).
5. Посёлок Болонь в Спас-Клепиках был основан в 1952 г. при на торфяных болотах, которые называли "болонь". Название происходит от старославянского слова боло́ння - мокрое, затопляемое место.
Учитель: Так какое изображение у вас получилось? Объясните, как оно связано с нашим городом?
Учитель: О чём мы говорили сегодня на уроке? Как пишутся имена существительные собственные? Что такое топонимика и топоним?
6. Домашнее задание.
1) Необходимо расширить наши знания о …, потому что …
2) Мы должны уметь отличать … , так как…
3) Это даст нам возможность….
Сегодня мы совершили небольшое путешествие в … в … галерею ( … музеи хранят самые богатые коллекции произведений искусства). Там наш класс познакомился с творчеством великих русских художников: …, …, … . Особенно меня впечатлила картина …. … На ней девушка по имени …, желая познать человеческие чувства, выходит из леса к людям. Но из-за зависти и алчности … ее ждет гибель.
Когда я вернулся домой, то прослушал оперу … , которую создал композитор…. .
Образец того, что может получиться у учащихся.
-75%
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Методы обучения: системно-деятельностный подход
Информационный материал:
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века) - с.66-69.
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке.
Организационный момент
Минутка чистописания
- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
- Если вы сгруппируете существительные по определённому признаку в 2 группы, то в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:
Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока (На карточках, на доске)
- По какому признаку группировали слова ( одуш. и неодуш.) Внимательно посмотрите на существительные одушевлённые.
- Какую букву будем писать? ( Р) ( во всех словах встречается буква Р)
Р РР РРР продолжите ряд. Что вы заметили? (добавляется по букве)
Словарно-орфографическая работа.
Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
Записать одним словом:
столица нашей страны (Москва);
маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
Проверка.
(работа, ребята, Москва, воробей, тетрадь)
- Что объединяет все эти слова? (имена сущ.)
- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных.
1. Имя существительное относится к служебным частям речи. ( нет)
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи. (да)
3. Имя существительное обозначает признак предмета. (нет)
4. Имя существительное обозначает предмет. (да)
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? (нет)
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. (да)
7. Имя существительное изменяется по лицам и числам. (да)
8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.(да)
9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? (нет)
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? (да)
- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ.
. Актуализация знаний
- А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
- Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве (читает ученик)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто.
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
-Вот какие важные дела у большой прописной буквы.
Создание проблемной ситуации
Ребята, а как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы?
Как называются слова, которые пишутся со строчной буквы?
- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.
Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные
Если я называю имена существительные собственные, то вы приседаете, а если имена нарицательные – хлопаете в ладоши.
Лес, ворона, Ирина, машина, Рома, Пушкин, мама, волк, Англия, Новгород, муравей, Барсик, яблоко, художник, Иванович, Надежда
Первичное закрепление новой темы.
- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?
- Какие у вас собственные имена?
- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.
- Как же пишутся собственные имена существительные?
- Но есть еще нарицательные имена существительные.
- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.
- Как вы думаете, как пишутся такие слова?
- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).
Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных
Как определить род несклоняемых собственных имён существительных?
Прочитаем правило на стр 67
Найдите упр.2 на с.67
Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? (самостоят. работа учащихся)
- Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри-ср.р, Ориноко-ж.р., Ориноко-м.р.)
Работа у доски
стол – Россия
дом – Саратов
подарок - река Волга
кошка - Алексеевич
- Прочитайте слова левого столбика.
- Измените их по числам.
- Прочитайте слова правого столбика.
- Измените их по числам.
- Получается?
- А к какой группе существительных относятся эти слова? (имена собственные)
- Что ещё вы узнали об именах собственных? Какой вывод можно сделать? ( не изменяются по числам)
Чтение правила. Прочитайте правило .с 68
-Придумайте со словами в упр. 3 с. 68 словосочетание одно с именем
сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным.
Черное море - чёрное платье
город Орёл – птица орёл
Белое море - белое покрывало
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя серёжка!
Работа по карточкам.
Карточка № 1
1. Выписать имена существительные собственные.
Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;
Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;
Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;
Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;
Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.
Карточка № 2
1. Выписать имена существительные нарицательные.
Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;
Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;
Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;
Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;
Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.
На доске картинки
1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
Летом и жили в … .
По утрам кормила …, а - … .
Во дворе у … жили … , … и … .
Итог урока. Рефлексия.
- Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Кубик Блума (сегодня я узнал…, я понял, что…, было трудно…, теперь я могу…, я выполнял задания…, я научился… )
Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад.
Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. Углубить представления обучающихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учить решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал. Обогащать словарный запас, развивать речь. Развивать мышление, внимание, речь обучающихся. Воспитывать интерес к урокам русского языка. Работать с толковыми словарями.
Планируемые результаты: научиться распознавать существительные среди других частей речи; различать собственные и нарицательные имена существительные; приобретение знаний о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных.
1. Организационный момент
Ребята, все ли готовы к уроку? Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Приступим. Не будем терять ни минуты.
2. Самоопределение к деятельности. Словарно-орфографическая работа.
Записать одним словом:
- В каких случаях написание этого слова должно быть с заглавной буквы, а в каких со строчной? (Какие источники информации могут нам помочь? (интернет, спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре Ожегова…)
Какие задания можно выполнить с этими словами?
- Определить части речи
- Разделить на группы: одушевленные и неодушевленные
- Разделить на группы двусложные и трехсложные
- Разделить на группы с безударной О, А, Е
- Разделить на группы с заглавной и строчной буквой
- Выполним последнее задание, т.е. разделим на группы слова с заглавной и строчной буквой.
- Объясните написание слов с большой буквы.
- Сформулируйте тему урока (Имена существительные: собственные и нарицательные)
- Чему будем учиться на уроке? (различать собственные и нарицательные имена существительные)
(смотреть диск 1 (2))
3. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упр.22 (с.15) (Устно разобрать)
- Прочитайте. Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение.
- Назовите нарицательные имена существительные.
- К данным именам нарицательным подберите другие имена собственные
- Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?
4. Физкультминутка. Я называю имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)
Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Медвенка, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица,
__________________________________________________________
5. Упр. 23 (с.16) (Письменно. Самостоятельно. Взаимопроверка. 1 чел. на компьютере) Диск 4
__________________________________________________________
6. Физкультминутка с глазками.
7.Упр. 24 (с.16) Работа в парах (устная). Проверка по компьютеру. Диск 5
- Что вы заметили и можете сказать о написании названий художественных произведений? (пишутся в кавычках)
Диск 1 (3)
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
9. Работа по карточке. Слайд 1
Сережа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Витя (В,в)асильков нарвал букет васильков. В (П,п)оле (П,п)оля полет картофель.
- Назовите слова одинаковые по звуковому составу слова и объясните написание большой буквы.
10. Разбор домашнего задания.
Упр. 26. (с. 17) – выполняет первая группа (слабые и средние ученики)
Упр. 27 (с.17) – выполняет вторая группа (сильные ученики)
11. Музыкальная физкультминутка
12. Рефлексия Слайд 2
- Какие имена сущ. пишутся с большой буквы?
- Почему они так называются? (Дают названия каждой реке, городу, улице, планете… Это собственное имя, только им принадлежащее).
- Какие еще имена собственные вы знаете?
- Запомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе.
- Итак, распределим слова в нужную колонку правописания заглавной буквы)
Работа в группах Слайд 3
1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, Дон-Кихот, Пегас
4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Московская область.
5. Названия исторических событий: Куликовская битва.
6. Названия праздников: Девятое мая, Восьмое марта, Масленица.
Читайте также: