Конспект урока и презентация по географии 6 класс атмосферное давление алексеев

Обновлено: 31.05.2024

Тема: Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле.

Цель: сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, формировать знание о поясах низкого и высокого давления на Земле; развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: барометр, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебники.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация учебных знаний.

Задание 1. Используя данные таблицы. Вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры.

Задание 2. Составьте график хода температуп за сутки по данным:

1 ч - +5◦С 7ч - 0◦С 13ч - +3◦С 19ч - +2◦С

Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если на уровне моря она - +20◦С.

h = 3 км Температура с высотой понижается на каждый километр

t - +20◦С подъема на 6◦С.

Разница между земной поверхностью и нужной нам высотой

t - ? составляет 3 км.

Если на земной поверхности температура равна +20◦С, то

на высоте 3 км она равна

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявлени темы и целей урока.

Наблюдая, как ходят, бегают, прыгают люди, никому не приходит в голову, что на каждого из них давит столб воздуха массой около 15 т. попробуйте представить себя, весело прыгающим с таким грузом на плечах. Не выходит? Откуда же взялась такая масса воздуха и почему мы не принимаем ее во внимание ежеминутно? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.

ΙV. Изучение нового материала.

Прием "Домашняя заготовка"

О том, что воздух имеет вес. Не знали до XVΙΙ века. В 1664 г. герцого Тосканский решил построить фонтан на террасе своего дворца, а вода в фонтан должна была подаваться из озера. Но озеро лежало ниже уровня террасы, поэтому вода поднималась только на 10, 5 м над уровнем озера. Фонтан не работал.

Эту задачу решил Еванджелиста Торричели, ученик Галилея. Он предположил, что вода в насосе претерпевает действие массы воздуха, которое уравновешивается на высоте именно 10. 5 м.

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на предметы, которые на ней находятся.

Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. Д ля этого он использовал запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной 1 м с нанесенными делениями . Трубку он наполнил ртутью и перевернул ее в чашу с водой. При изменении давления ртуть в трубке то поднималась, то опускалась. Этот прибор был назван ртутным барометром. Атмосферное давление измеряется в мм рт. ст.

Демонстрация барометра с объяснением его строения.

- Почему мы не чувствуем давление воздуха, а барометр так чувствителен к изменению АД?

Нормальным атмосферным давлением принято считать давление атмосферного воздуха на уровне моря на широте 45◦. Оно равняется 760 мм рт . ст.

С помощью АД можно предсказать погоду:

П онижение АД предвещает осадки.

П овышение АД к сухой погоде.

2. Основные пояса атмосферного давления на Земле.

Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры. ( вспомните домашнюю кухню, когда мама готовит еду – внизу холоднее, чем под потолком) На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.

Пояса атмосферного давления чередуются начиная с северного полюса так: В - Н - В - Н - В - Н - В

V. Закрепление зн аний и умений учащихся.

У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм, а на вершине горы в это же время - 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы.

VΙ. Подведени итогов урока.

VΙΙ. Домашнее задание.

Покажите стрелками направление ветра и определите, где сила ветра будет большей.

6. Домашнее задание.


Слайд 1


Слайд 2

Используя данные таблицы вычислите среднюю суточную температуру и амплитуду колебаний температуры. Время 6 12 18 24 А t средн t◦ C -3 +2 +1 +2 ? ?


Слайд 3


Слайд 4

Задача Определите температуру воздуха на высоте 3 км. Если на уровне моря она равна +20◦ С 3 км -?◦С h +20◦ С


Слайд 5


Слайд 6

Низкое АД Высокое АД Атмосферное давление с высотой понижается на каждые 100 м подъема на 10 мм рт. ст.


Слайд 7


Слайд 8

Задача У подножия горы на высоте 200 м над уровнем моря АД равно 756 мм рт. ст. На вершине оно составляет 720 мм рт. ст. Определите относительную и абсолютную высоту горы. 720 мм ? 756 мм 200 м ?


Полный текст материала Урок +презентация по географии по теме "Атмосферное давление" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

avatar

0

5 roza1964 • 19:09, 08.11.2014

0 Спам

Я тоже скачала все и многие из них успешно использую в работе! Красочно и интересно! Спасибо Ирина Владимировна!

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Ирина Владимировна. Столько много увидела ваших разработок. Вы молодчина! Так держать!Буду пользоваться вашим опытом!

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТемА: Атмосферное давление

1.Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

2.Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок решения познавательных задач

Методы и приемы обучения: исследовательский и алгоритмический метод,эвристическая беседа.

I .Организационная часть урока

- Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в Станционном на сегодня на сегодня.

- С какими элементами погоды мы уже знакомы?

- Какая t воздуха указана в прогнозе?

- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?

- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (АД)

- Какова же будет тема нашего урока? (АД) слайд № 2

III . Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

3.1Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):

узнать что такое АД;

почему АД измеряется в мм рт. ст.;

зачем в прогнозах погоды указывают АД;

что влияет на изменение АД;

учиться работать в группах.

3.2.Учитель демонстрирует опыт со стаканами (или предлагает видеофрагмент) Возьмите стакан, заполните его водой, накройте листком бумаги, плотно прижмите бумагу к стакану с водой и переверните и подержите так некоторое время. Намокшая бумага прилипает к краям стакана за счет сил поверхностного натяжения. Если вы медленно уберёте руку, то увидите, что вода не может вылиться из перевернутого стакана.

В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.

С помощью изобретённого им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно сложённых медных полушариях, имевших диаметр 35,5 см. Для того чтобы оторвать полушария одно от другого, в каждое из них пришлось запрячь по восьми сильных лошадей. Шестнадцать лошадей должны были напрячь все свои силы для того, чтобы преодолеть давление воздуха примерно в 7 тысяч килограммов.

3.3. Учитель просит учащихся объяснить результаты опытов.

Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.

IV . Открытие нового знания.

4.1. Для решения, возникшей проблемной ситуации учитель предлагает учащимся работу с ЭОР. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задание слайд № 5

I .Найдите в ИНТЕРНЕТЕ информационный модуль

fcior . edu . ru ПОИСК Строка поиска:

II . Познакомьтесь с содержанием модуля, ответьте на вопросы и выполните задания.

1.Кем и в каком году было открыто атмосферное давление (АД)?

2.1. Почему ртуть не выливается из трубки ?

2.2. Почему АД измеряется в мм ртутного столба (мм рт.ст.)

2.3. Чему равно АД на уровне моря?

3. Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?

4. Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.

III . Найдите в ИНТЕРНЕТЕ виртуальную лабораторию.

Проведите опыт по определению веса, для этого

2. Сколько весит 1 л воздуха?

IV . Воспользуйтесь текстом учебника стр. 139 и ответьте

на вопрос: как называется современный прибор для определения АД?

V . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Подведение первичных итогов после изучения ЭОР. Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель слушает и корректирует ответы.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.1.Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

- Ребята! Как вы думаете, что влияет на изменение АД?

Запишите в карточку 3 фактора, влияющие на АД?

6.2.Учитель демонстрирует презентацию (слайд № 9-12), чтобы помочь учащимся заполнить карточки с заданием.

Слайд № 9. Тропосфера на разных широтах имеет разную толщину.

Влияет ли это на АД?

Слайд № 10-11. Почему воздушные шары наполняют теплым воздухом?

Как t воздуха влияет на АД?

Слайд 12. Как высота точки над уровнем моря влияет на АД?

(Учащиеся ответили на этот вопрос в работе с ЭОР)

6.3.Учащиеся проверяют свои ответы с эталоном. Слайд № 13:

6.4.Учитель задает вопрос: - Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

VII . Физкультминутка.

Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

8.1. Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?

Учащиеся отвечают на вопрос.

«Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей.

8.2. Учитель демонстрирует презентацию слайд № 17, 18

Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м.

Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров.

- Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте? (Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h /10,5)

- При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться?

- Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?

Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет)

Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать

недомогание в таких зданиях.

- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования

Слайд № 20(Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД)

- Слайд № 21. В Южной Америке (Перу) на высоте около 4500 метров работает специальная станция для изучения влияния высоты на человеческий организм. Люди, привыкшие к жизни внизу, на уровне моря, с трудом могут пройти несколько десятков шагов на высоте 4500 метров. А те, кто уже акклиматизировался в горной местности, свободно там бегают и занимаются спортивными упражнениями. В горах Перу на высотах 2000—4000 метров живет более 4 миллионов человек. Почему так происходит?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Наблюдения показали, что у горных жителей легкие и сердце имеют больший объем, чем у жителей низин, а их кровь содержит на 12—13% больше красных кровяных шариков.

XI. Рефлексия.

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).

2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Атмосфер. давление 6.ppt

Повторение ранее изученного. Изучением, какой оболочки Земли мы занимаемся уж.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение ранее изученного. Изучением, какой оболочки Земли мы занимаемся уж.

Повторение ранее изученного. Изучением, какой оболочки Земли мы занимаемся уже несколько уроков? Что такое атмосфера? Из чего она состоит? По какому закону меняется температура с высотой? Какая существует связь между температурой воздуха и географической широтой места? Как и почему меняется температура в течение суток? Что такое амплитуда температуры? Как рассчитать среднесуточную температуру воздуха? А среднемесячную?

1. Самое холодное время в течение суток: а) раннее утро; б) середина дня; в).

1. Самое холодное время в течение суток: а) раннее утро; б) середина дня; в) поздний вечер; г) ночь. 2. В тропосфере температура с высотой: а) растет на 6°на каждый км; б) растет на 3° на каждые 100 м; в) растет на 7° на каждый км; г) уменьшается. 3. Если в течение суток самая высокая температура составляла +24°, а самая низкая +10°, то суточная амплитуда составила: а) 34°; б) 24°; б) 14°; г) 4°.

Атмосферное давление Цель урока: сформировать представление об атмосферном да.

Атмосферное давление Цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения

 Имеет ли воздух вес? Сколько весит воздух?

Имеет ли воздух вес? Сколько весит воздух?

Сила, с которой столб воздуха атмосферы давит на земную поверхность и все, чт.

Сила, с которой столб воздуха атмосферы давит на земную поверхность и все, что на ней находится, называется атмосферным давлением. На 1 кв. см давит столб воздуха атмосферы с силой 1 кг 33 г.



Эванджелиста Торричелли итальянский ученый в 1643 году первым изобрел прибор.

Эванджелиста Торричелли итальянский ученый в 1643 году первым изобрел прибор, при помощи которого измерил атмосферное давление.

Это был ртутный барометр

Это был ртутный барометр

Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?

Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?

В XVII в Роберт Гук предложил усовершенствовать барометр Ртутным барометром п.

В XVII в Роберт Гук предложил усовершенствовать барометр Ртутным барометром пользоваться неудобно и небезопасно, поэтому изобрели барометр-анероид

Среднее давление на уровне моря при t 0°С составляет 760 мм рт.ст. – нормальн.

Среднее давление на уровне моря при t 0°С составляет 760 мм рт.ст. – нормальное атмосферное давление

Самое высокое атмосферное давление было зафиксировано в Красноярском крае в 1.

Самое высокое атмосферное давление было зафиксировано в Красноярском крае в 1968 году 812,8 мм рт.ст. Самое низкое – на Филиппинах в 1979 году – 6525 мм рт.ст. Москва находится на высоте 145 м над уровнем моря. Самое высокое давление достигало 777,8 мм рт.ст. Самое низкое 708 мм рт.ст.

Существуют две закономерности изменения атмосферного давления: чем больше выс.

Существуют две закономерности изменения атмосферного давления: чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление, чем холоднее воздух, тем больше его давление.

Закрепление. Сколько приблизительно весит кубический метр воздуха? Что такое.

Закрепление. Сколько приблизительно весит кубический метр воздуха? Что такое атмосферное давление? Какое атмосферное давление называют нормальным? Почему с высотой атмосферное давление уменьшается?

Тест. 1. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на: а) берегу моря; б) н.

Тест. 1. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на: а) берегу моря; б) низменности; в) холме; г) вершине горы. 2. От чего НЕ зависит атмосферное давление: а) от температуры воздуха; б) от высоты над уровнем моря; в) от времени суток; г) зависит от всего перечисленного. 3.На метеостанциях атмосферное давление определяют с помощью: а) барометра; б) термометра; в) батометра; г) гигрометра.

Выбранный для просмотра документ Атмосферное давление..doc

География 6 класс.

Тема: Атмосферное давление.

Цель и задачи урока:

- Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения.

- Развивать мышление, речь учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать вывод, навык работы с учебником.

- Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Барометр-анероид, учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

- Изучением, какой оболочки Земли мы занимаемся уже несколько уроков?

- Что такое атмосфера? Из чего она состоит?

- По какому закону меняется температура с высотой?

- Какая существует связь между температурой воздуха и географической широтой места?

- Как и почему меняется температура в течение суток?

- Что такое амплитуда температура?

- Как рассчитать среднесуточную температуру воздуха? А среднемесячную?

2. Тест на интерактивной доске.

1. Самое холодное время в течение суток:

в) поздний вечер;

2. В тропосфере температура с высотой:

а) растет на 6°на каждый км;

б) растет на 3 ° на каждые 100 м;

в) растет на 7° на каждый км;

3. Если в течение суток самая высокая температура составляла +24°, а самая низкая +10°, то суточная амплитуда составила:

III . Изучение нового материала.

1. Вес воздуха. (эксперимент)

Мы с вами узнали, что воздух может нагреваться или остывать. А как вы думаете. Имеет ли воздух вес?

Воздух имеет вес. Конечно, весит он немного — все-таки не кирпич, — но что-то он весит. Представьте себе кубический метр воздуха. Так вот он весит приблизительно (запись на доске) 1 кг 300 г, то есть меньше одного кирпича.

Давайте убедимся в том, что воздух имеет вес. Слова словами, а научный эксперимент — это всегда убеждает. Тем более что никаких сложных приборов не нужно.

Для опыта понадобится линейка. Важно, чтобы она не гнулась. Еще нужен лист самой обычной бумаги (можно взять газетный лист), стол.

Эксперимент состоит из двух опытов.

Первый опыт. Положите линейку на стол так, чтобы один ее край свешивался со стола. А теперь несильно ударьте по этому краю пальцем. Последите, как далеко улетела со стола линейка. Можно измерить это расстояние, записать или запомнить.

Второй опыт. Уложите линейку точно таким же образом, как в первом опыте. Прикройте ту часть линейки, что лежит на столе, листом бумаги. И повторите удар по свободному концу линейки. Желателен удар с той же силой, что и в первом опыте, но можно ударить и посильнее.

Ну и как? Потрясающе, правда? Постарайтесь объяснить получение экспериментальным путем данные. Это не так трудно. Особенно если помнить о том, что воздух имеет вес.

2. Атмосферное давление.

Мы с вами выяснили, что воздух имеет вес. Если воздух имеет вес, то это значит, что давит на поверхность, над которой находится.

Величина этого давления известна, она довольно давно подсчитана. Составляет она приблизительно 1 кг на каждый 1 см 2 поверхности. Если вдуматься, то это немало. Представьте, на один маленький сантиметр (на четыре клеточки в тетради) – целый килограмм! А что вы хотите? Это ведь вес столбика атмосферы высотой 1000 км!

Протяните вперед руку ладошкой вверх. Чувствуете, как давит воздух? Нет? Странно.

Ведь площадь вашей ладони составляет около 150 см 2 . Это значит, что на нее давит столб воздуха весом 150 кг! Представляете: вы сейчас держите на вытянутой руке 150 кг! Почти 75 кирпичей! Или 30 арбузов!

- почему мы не ощущаем этого веса? Да потому, что он нам привычен. Ведь мы же не с марса. Мы — земляне, мы здесь родились. Вот и привыкли.

- Что же такое атмосферное давление?

Это давление, которое оказывает атмосфера на поверхность земли.

Изменение атмосферного давления.

Давление, как и температура, — очень переменчивая величина. Давайте же обсудим, от чего оно зависит.

Ведь ничего сложного в нем нет. Атмосферное давление зависит всего от двух факторов.

Представьте, что мы на воздушном шаре начнем подниматься вверх, или будем просто подниматься на высокую гору. То есть мы будем подниматься вверх.

- Поднимаясь вверх, мы удаляемся от чего? Правильно, от поверхности Земли и приближаемся к верхней границе атмосферы.

Следовательно, столб воздуха, находящийся над нашей головой, будет становиться все меньше и меньше. Значит, будет уменьшаться его вес.

Таким образом, мы уже установили первую закономерность. Какую?

Чем выше мы поднимаемся над уровнем моря, тем меньше будет атмосферное давление. ( Слайд презентации)

О второй закономерности мы поговорим поз­же.

А пока маленькая история.

Слайд презентации

Более 350 лет назад итальянец Эванджелиста Торричелли проделал опыт. Он взял тон­кую стеклянную трубку, запаянную с одной стороны, и заполнил ее ртутью. Ртуть — это такой странный металл — жидкий. Так вот. Заполнил ртутью. Открытый конец этой труб­ки он опустил в чашку, в которой тоже был: ртуть. Ртуть стала выливаться из трубки в ча­шку, а потом остановилась.

- Почему это про­изошло?

Потому что на поверхность ртути, которая находилась в чашке, давит атмосферный воздух, а на ртуть в трубке он не давит, по скольку она сверху запаяна.

Торри­челли сделал верный вывод о том, что вес стол­бика ртути, оставшейся в трубке, равен весу воздуха, давящего на ртуть в чашке, то есть атмосферному давлению.

Ртутные барометры, в которых величина ат­мосферного давления определятся по высоте столбика ртути, являются самыми точными. Но они очень громоздкие и хрупкие.

Рисунок 116 на стр.132 учебника

Позд нее был изобретен барометр-анероид , то есть безжидкостный барометр.

Р исунок 117 на стр. 133 учебника и на стене класса.

- Сравните эти два барометра? Чем они существенно отличаются друг от друга?

В его конструкции нет чашки и трубки с ртутью. Он очень удобен, прочен и надежен.

Вот теперь давайте сформулируем первую закономерность изменения давления: с увеличением высоты над уровнем моря дав ление снижается.

Было установлено, что средняя высота ртутного столба в барометре на уровне моря составляет ровно 760 мм.

Это давле­ние стали называть нормальным атмо­сферным давлением.

Теперь можно поговорить о второй закономерности.

- Вспомните, почему воздушный шар под­нимается вверх?

Правильно, потому что он наполнен горячим воздухом.

Рисунок 118 учебника на стр. 133.

А если мы не будем его нагревать, что про­изойдет? Воздух внутри шара остынет, и шар опустится вниз. И тут самое главное, чтобы он опускался не слишком быстро.

Теплый воздух легче холодного. То есть вес воздуха зависит от температуры.

Чем температура ниже, тем вес воздуха больше. Поэтому холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем теплый.

- Следовательно, какой вывод можно сделать?

Существуют две закономерности изменения атмосферного давления: чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление, и чем холоднее воздух, тем больше его дав­ние.

IV . Закрепление.

Фронтальный опрос.

- Сколько приблизительно весит кубический метр воздуха?

- Что такое атмосферное давление?

- Какое атмосферное давление называют нормальным?

- Почему с высотой атмосферное давление уменьшается?

Тест на интерактивной доске

1. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:

2. От чего НЕ зависит атмосферное давление:

а) от температуры воздуха;

б) от высоты над уровнем моря;

в) от времени суток;

г) зависит от всего перечисленного.

3.На метеостанциях атмосферное давление определяют с помощью:
а) барометра;

Цель и задачи урока:

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, компьютер, барометр.

Этап урока, слайды

Действия учителя.
Формы организации работы учителя

Действия учеников.
Формы организации работы детей

1.Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока. Слайд 2

Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Что оказывает влияние на самочувствие человека?
  2. Имеет ли воздух вес?
  3. Сколько весит воздух?

Высказывают свои суждения.

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке

Формулирование
задач урока

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

Определяют задачи с помощью учителя.
Формулируют 1 задачу:
Что называют атмосферным давлением?
Формулируют 2 задачу: Как измеряют атмосферное давление?
Формулируют 3 задачу: Почему атмосферное давление в разных местах неодинаковое?
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание - постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.

2.Процессуально-содержательный этап урока

II Стадия осмысления.

Слайд 3
Вопрос: Почему весы так себя ведут?
Слайд 4
О чем говорит опыт?

В колбах был воздух. При нагревании воздух в одной колбе расширился и вышел из неё. В колбе воздуха стало меньше. Опыт доказывает, что воздух имеет вес! Все предметы на Земле имеют вес и давят друг на друга!

Вопросы:
1. Почему мы не чувствуем давления?
Потому что внешнее давление уравновешено с внутренним давлением.

2. Когда мы чувствуем давление воздуха на нас?
Когда взлетаем на самолёте, воздух давит на наши барабанные перепонки и нам закладывает уши.

Слайд 8
Вопросы:
1.Что такое атмосферное давление?
Атмосферное давление - сила, с которой воздух давит на земную поверхность.

Кто первый измерил давление?

Слайд 9

2. Опыт, проведенный Еванжелиста Торричелли показал, что воздух имеет вес.

Слайд 10
3. Как называется прибор для измерения атмосферного давления?

Барометр - прибор для определения атмосферного давления.

Слайд 11-12

4. Как изменяется давление с высотой?

Слайд 13 Задача (ответ 312)

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Слайд 14
Изобара – линия, соединяющая на карте точки с одинаковым давлением.
Слайд 15
Изотермы – линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями температуры воздуха.

3.Этап закрепления

III рефлексия

Что я узнал на уроке?
Слайд 15-16

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Читайте также: