Конспект урока хронология начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Общество развивается не только во времени, но и в пространстве, т.е. на определенной части земной поверхности, в определенных природных условиях. Поэтому изучение истории тесно связано с изучением пространства. Представление об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т.е. локализация исторических событий.

Знакомство с историческим фактом, как правило, начинается с его временной и пространственной локализации. Локализация исторических фактов во времени и пространстве – одно из условий осознания школьниками отдельных фактов как последовательных звеньев закономерных исторических процессов, протекающих на определенных территориях и в соответствующей историко-географической среде.

Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков, аппликаций. Создание пространственных представлений происходит с помощью карты с формированием картографических умений. Локализация в узком смысле слова означает определение местонахождения.

Историческая карта — это создаваемое на точной географической основе уменьшенное условное изображение определенного пространства в то или иное историческое время, с указанием отдельных событий данного времени.

Если другие средства наглядности дают конкретное образное представление о событиях, то карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя знаково-символический язык. Например, взглянув на картину или аппликацию, даже дошкольник может понять, что на ней нарисовано. Совсем по-другому дело обстоит с картой, которая для ребенка изначально непонятна совсем. Чтение карты — сложный процесс, он требует специальной подготовки. Информация, содержащаяся в карте, закодирована в условных знаках. Причем речь идет о двойной кодировке. За условным обозначением скрывается общее понятие (лес, город, горы, озеро). Отсюда — сложность работы по овладению картографическими умениями.

Воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.

Планируемые результаты:

Время можно измерить от выбранной точки отсчёта с помощью временных отрезков разной длительности.

Метапредметные:

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого, критично относится к своему мнению, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении задачи, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно планировать свою деятельность на уроке, давать самооценку своим достижениям, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, работать по алгоритму.

Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, определять круг своего незнания, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, самостоятельно делать выводы, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Методы: наглядный, словесный, практический, проблемный диалог

ВложениеРазмер
schet_let_v_istorii_sdelat.docx 23.58 КБ

Предварительный просмотр:

- Что же означает само слово дата ?

Ответ уч-ся : Это когда называют – день, месяц и год события.
Как же мы узнаем с вами эти даты? Что нам в этом помогает? (календарь)

- На доске вывешивается большой календарь.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ответ уч-ся : Мы будем сегодня говорить о датах и календарях?
Действительно, мы сегодня познакомимся с видами календарей. Узнаем, что такое историческое время.

IV. Что такое календарь.

1.Работа по учебнику

Беседа по статье:

У вас у каждого на парте лежат календари. Давайте, рассмотрим:

- Сколько месяцев составляет год?
- Одинаково ли количество дней в месяцах?
- Одинаково ли количество недель в месяцах?
- Какие существуют календари?
- Каким календарем пользуемся мы с вами?
- Что определяют по календарям? (даты происходящих событий)

2. Работа с тетрадью на печатной основе.

А с вами происходили важные события?

- Что же самое важное произошло за годы вашей жизни?
Давайте нанесем эти события на линию времени, которая у вас находится в тетради на с.9 №21.
(На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная поперечными черточками на равные отрезки, означающее определенное число лет. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526801/1.jpg

- Какое самое важное событие произошло в жизни ваших родителей и вашей?
- Когда пошел(а) в детский сад? В школу?
- Сколько лет был(а) в детском саду? Сколько учишься в школе?
- Сколько лет многим из вас исполнилось в этом году? (10)

Можно сказать, что вы прожили свое первое десятилетие.

- Сколько прожили десятилетий ваши родители? дедушки, бабушки?
- Как вы думаете, а происходили ли какие-либо события до вашего рождения, рождения ваших родственников?
- Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом?

Рассмотрите иллюстрацию на с.23 учебника.

- Как развивалось человечество?

V. Как изображают течение времени.

- Чем настоящее время отличается от исторического времени?

Возьмите белый конверт. В нем таблички с единицами измерения времени: эра, месяц, день, год, век, неделя. Расставьте в хронологической последовательности приведенные здесь единицы измерения.

- Что у вас получилось?

Ответ: день, неделя, месяц, год, век, эра.

Год - отрезок времени в …….. (12 месяцев);
Век – отрезок времени в …….. (100 лет);
Тысячелетие - отрезок времени в ……. (1000 лет).

- Сколько веков составляет тысячелетие?

Работа в тетради с.8 №18.
Заполните пропуски римскими цифрами.

- А как же надо определять век по году?

Учитель : Если в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 13 00 год – 13 (XIII) век, 14 00 год – 14 ( XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например , 13 01 год – 14 (XIY) век, 14 15 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 9 00 год - 9 (IX) век, 9 01 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века. Это так же, как вам исполнилось 9 полных лет и идет 10-й год( объяснение сопровождается показом на доске).

Все годы каждого века с 1-го по 100– й включительно относятся к одному веку.

1.Работа с «лентой времени, карточками-датами.

Работа выполняется фронтально.

- В каком веке мы с вами живем? (21в.)
- С кого года начался XXI век? (2001г.)
- Какой был предыдущий век? (ХХв.)
- Каким годом он закончился? (2000г.)

Возьмите 1-й листок (белый). Это пословицы.

б) Составьте дату из пропущенных в пословицах цифр. Выполним эту совместно.

Что эта дата означает?

….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.
У ….. нянек дитя без глазу.

- Какая получилась дата? .(1147)
- Что эта дата означает?( Основание Москвы)
- К какому веку она относится? (XII в.)

Из следующих пословиц, узнайте дату сооружения кирпичных стен и башен Кремля. Работу выполняют самостоятельно в парах с последующей проверкой.

Семеро с ложкой, …. один с сошкой.
Пошел на все ….. стороны.
….. раз надо сказать, на десятый только послушает.
….. пальцев в одно кольцо не возьмешь.

- Какая получилась дата? .(1495г.)
- Что эта дата означает?
- К какому веку она относится?(XYв.)

2. Работа в парах.

Учитель: Это год рождения древнерусского государства.

Учитель: Это год Крещения Руси.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Основание Москвы

Учитель: Ледовое побоище.

Учитель: Куликовская битва.

Что это за дата?

Ответ уч-ся: Сооружение кирпичных стен и башен Кремля.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: С этого года в России по Указу Петра I Новый год отмечается с 1 января.

Кто помнит, что это за дата?

Ответ уч-ся: Отмена крепостного права в России.

Чем знаменателен для вас ХХ в.?

Ответ уч-ся: В этом веке мы родились.

Чем знаменателен для вас ХХI в.?

Ответ уч-ся: Мы сейчас живем в этом веке.

Молодцы! Все вы очень хорошо работали на уроке!

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока по окружающему миру по теме: "Начало истории человечества"


Конспект по окружающему миру. История. Возникновение городов Новгород и Киев.

Конспект предназначен для учащихся 4 класса. Полная подборка урока.

Конспект урока окружающего мира "Из истории имен"

Конспект урка по окружающему миру "Из истории имен".


План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока.


Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "История вокруг нас- ЕАО" (групповая работа)

Расширить представления обучающихся об области, районе, своей школе на основе знаний и личного опыта обучающихся, краеведческой литературы.


Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

-Ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

1 . Крещение Руси - 988 год

2 .Первое упоминание о Москве - 1147 год

3 .Ледовое побоище -1242

4 .Куликовская битва - 1380 год

5 .Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год

Расставьте исторические события по порядку.

2.Введение нового летосчисления на Руси

3.Первое упоминание о Москве

5. Крещение Руси

Расставьте исторические события по порядку.

2.Введение нового летосчисления на Руси

3.Первое упоминание о Москве

5. Крещение Руси

Расставьте исторические события по порядку.

2.Введение нового летосчисления на Руси

3.Первое упоминание о Москве

5. Крещение Руси

Расставьте исторические события по порядку.

2.Введение нового летосчисления на Руси

3.Первое упоминание о Москве

5. Крещение Руси

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 128 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.06.2018 703
  • DOCX 13 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Евдокимова Альбина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

(Карточки можно приготовить для 2—3 учеников.)

(Проверка. Сверка с образцом.)

2. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с. 18 рабочей тетради. Какие вопросы составил ваш сосед? Выберите наиболее интересный вопрос.

(Зачитать несколько интересных вопросов.)

— Что вы узнали об этой картине?

(Заслушать несколько рассказов.)

Картина находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

3. Кроссворд


(Ключевое слово в выделенных клетках: история.)

4. Работа в группах

— Назовите исторические памятники нашего города.

(Побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник.)

— Кто написал сочинение об исторических музеях нашего города?

III. Самоопределение к деятельности

— Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая?

Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие.

(Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.)

— Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно? (Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.)

— Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Какова цель урока? (Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие.)

(Тема урока записана на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по ленте времени

(Учитель сопровождает свой рассказ показом ленты времени.) Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие — это тысяча лет, или 10 веков.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? (100лет.)

— Когда начинается II век? (В 101-м году.)

— А когда он завершается? (В 200-м году.)

- В каком веке мы с вами живем? (Мы живем в XXI веке.)

V. Первичное закрепление

1. Практическая работа

1147 г., первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата. Еще одна историческая дата — 753 г. до н. э., основание Рима.

— Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени.

(Если дети затрудняются, учитель сам показывает эти даты на ленте времени.)

Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.

— Какой из двух городов — Москва или Рим — был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории? (Рим старше Москвы. Решение: 753+1147 = 1900.)

— Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? (Решение: 753 + 2014 = 2767.)

— Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 г. до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? (Ответы детей.)

2. Работа в группах

В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими — годы.

— Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Придумайте подсказку, как легче запомнить римские цифры. (1 - I (одна палочка), 2—11 (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5—1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 — X, 11 = 10 + 1 (значит, X + I) и т. д.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 2 на с. 19 и 3 на с. 20. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

Дорога есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках, морях воды нет. (Карта.)

(На доске запись: карта — помощница.)

— Почему карта названа помощницей? (Она может рассказать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О государствах расскажет политическая карта и т. д.)

2. Работа в парах

Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.

— Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? (Условные обозначения.)

— Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами.)

1. Где расположена крепость?

2. Как она обороняется изнутри?

3. Сколько входов в крепость?

4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия.

(Ученики работают в парах. Выслушать 2—3 пары.)

(Учитель предлагает рассказать о мире с точки зрения историка.)

3. Работа с CD

— Разделимся на 2 команды. Одна команда называет историческое событие, а другая — век, в котором оно произошло.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

План-конспект урока истории в 5 классе

1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.

3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.

Тип урока: изучение нового материала

3.Наша эра и лента времени.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

1) Историческая хронология.

Прежде, чем начать наш урок – отгадайте загадку:

Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время)

Как вы думаете, почему загадка именно про время?

Хронология – наука, определяющая последовательность событий мировой истории.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам.

Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Они поняли, то от одного лета до другого, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта.

Вопрос классу: Сколько дней в году? (365 дней)

Учитель: Древние египтяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это было достаточно точно.

Вопрос классу: Век – это сколько лет? (100 лет, столетие)

Если век – это 100 лет, то сколько веков составляют тысячелетие? (10 веков)

Учитель: Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.

1 = I 160 = CLX (100 + 50 + 10)

2 = I+I = II 9 = IX (10 - 1)

Учитель: Давайте попробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Решение хронологических задач.

1380 г. IV век. Чтобы определить какой это век, нужно

988 г. X век закрыть две последние цифры. Остается

2016 г. XXI век цифра – 13, значит прошло 13 полных

1945 г. ХХ век веков, а идет 14-й.

1700 г. XVII век

В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами.

2) Как считали время в древности?

Учитель: Последовательность событий, их удаленность от нашего времени удобно обозначать на линии времени.

Итак, годы, тысячелетия, века удобнее считать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужно начинать счет? Какой год считать первым?

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 36)

Вопрос классу: Как вы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Современное летоисчисление.

Вопрос классу: От какого события мы ведем счет лет?

Учитель: Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

Один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мы считаем время от рождения Иисуса Христа.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

До нашей эры Наша эра


0

Читайте также: