Конспект урока хлеб всему голова 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Крнспект занятия по коррекцие и развитию речи для детей с ТНР.

ВложениеРазмер
khleb-vsemu_golova_klubnyy_chas.doc 96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида №573

Конспект открытого клубного часа

Цель - расширение знаний обучающихся о процессе создания хлеба, его пользе и важности в жизни человека.

1. Обучающие : познакомить с процессом появления хлеба, как продукта питания; показать значимость хлеба в жизни человека, его богатство;

2. Коррекционные : развивать познавательную активность речи, логическое мышление; обогащать словарный запас.

3. Воспитательная : воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца.

  1. Карточки с картинками производства хлеба
  2. Карточки с пословицами
  3. Таблица с падежами
  4. Хлебобулочные изделия
  5. Презентация

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (слайд 2)

Дети отгадывают загадку (хлеб)

Введение в тему

Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами поговорим на тему: Хлеб – всему голова.

- Как вы считаете, откуда берется хлеб?

Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи люди обратили свое внимание на злаковые растения. Вы знаете, что это за растения? (слайд 3)

Злаки это растения, цветы которых – колоски с зернами и усиками. Посмотрите на колос овса, и вы все поймете. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, из которой варили кашу. Первый хлеб имел вид жидкой каши. И уже потом еще через некоторое время люди научились сначала печь лепешки, а затем и хлеб.

- Скажите, из чего же делают хлеб?

  • - А сейчас, ребята, вы разложили перед собой в правильной последовательности карточки .

- Давайте проверим, правильно ли вы .

хлебороба называли хлебопашцем.

“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

  • Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли. (С4)
  • Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы. (С5)
  • Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами. (С6)
  • Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб. (С7)
  • Потом зерно везли на мельницу, там его перемалывали в мягкую муку. (С7)
  • Муку хранили бережно в амбарах и из нее пекли хлеб.

Теперь же, выращивать хлеб людям помогают десятки умных и сильных машин. (С8)

  • Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором. (С9)
  • Весной по вспаханному с осени полю, колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага. (С10)
  • Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. (С11)
  • Вот и пшеница взошла!
  • Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу, обмалывают ее, и очищенное зерно сразу сыплется в машину. (С12)
  • А затем на грузовиках зерно отвозят на мельницы. (С13)
  • С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод. (С14)
  • Из муки на хлебозаводе пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим. (С15)

Ну что, дети, в правильном порядке вы сложили картинки?

Сначала землю готовят к посеву, вспахивают ее, потом засеивают зерном, потом косят и отвозят на мельницу, там зерно перемалывают в муку и отвозят на пекарню, где и пекут хлеб, который потом попадает в магазин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Казенное образовательное учреждение Омской области

«Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная


Цели: 1.Учить детей размышлять, делать выводы, анализировать. 2. Прививать навыки бережного отношения к хлебу. Расширить знания детей о хлебе. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям, которые растят хлеб.

Оформление: Оформление доски (хлеб - всему голова, рисунок каравая, слова). Выставка рисунков, карточки с пословицами.

Ход классного часа:

I. Вступление.

Начнём строчками из стихотворения, которое прочитает Саша:

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех! За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех.

Итак, ваша задача, быть внимательными, работать активно, а в конце классного часа при подведении итога мы узнаем, кто у нас самый внимательный и активный.

На доске замечательные слова, которые являются лозунгом классного часа.

Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори.

(Прочитаем их хором и постараемся запомнить).

В течение классного часа вы узнаете:

- Как появился хлеб на земле?

- Как попадает хлеб на стол?

- Интересные факты из истории хлеба?

- Чем пахнет ломоть ржаного трудового хлеба?

- Почему человек не может обойтись без хлеба?

II. Основная часть.

Учитель: Хлеб! Какое необычное слово! Мы каждый его едим, но никому в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. Он даётся человеку ценой больших усилий. Хлеб – это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и достатка. Как появился хлеб на земле?

Ученик: (Коля)

Пышный, мягкий, пропечённый.

Хлеб с горбушкой золочёной

Шёл он к нам издалека.

Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине.

И хлеб, и соль-это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Есть только одно слово, равнозначное слову хлеб. Это слово – жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. Святое дело вырастить хлеб. Эта профессия почётна и важна.

Давайте узнаем, как попадает хлеб на стол?

- А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим .

День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - в противоборстве с природой. Какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе! Кто имеет отношение к созданию хлеба? (Ответы детей).

Вот об этом и как раз - Начинается рассказ.

Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу. Ребята, вам знакомо слово пшеница. Какое это слово? (Показ словарного слова на доске)

Это хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготавливают белую муку.

В степь весеннюю с утра

Урожай поспел у нас.

Вскоре на полях появляются зелёные ростки, всходы.

Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен. (Учитель показывает колоски пшеницы).

Знаете, ребята могут быть колоски и других злаков. Ячмень и рожь Овёс и пшеница

Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.

Едут по полю комбайны,

Ветер песню им поёт,

Смотрят с мостика вперёд.

Осенью пшеница созревает, и колоски убирают машинами-комбайнами.

Убрали, надо отвезти в хранилище.

Как из колоса тугого

Вот, пожалуйста, - готово. В ящик сыплется оно.

Зёрнышки достают из колосков - обмолачивают. Затем сушат и проветривают, чтобы сохранить урожай. Вот сколько получается зерна.

А вот зерно тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб.

но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. (Показ слова на доске) Здесь зерно очищают, проветривают. Валерия.

Вот на мельнице пшеница, Здесь такое с ней твориться!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!

С элеватора зерно идёт на мельницу. Здесь зерно превращают в муку. Распределяют размолотое зерно на различные сорта муки. В цехах мельницы работает более 20000 машин. Видите, как облегчён труд людей. А раньше мельницы были водяные и ветряные.

На большом хлебозаводе, Станешь тестом ты, мука. Тесту тесно, мало места.

С мельницы мука отправляется – на хлебозавод.

И только там рождается хлеб. (Мука, тесто)

Вся продукция попадает на прилавки магазинов. Ведь начинается все с маленького зернышка, посаженного в землю. Хлеб созрел, убрали урожай, теперь для тех, кто растил и убирал хлеб, наступает праздник, он приходит осенью. Чествуют лучших хлеборобов, славят настоящих тружеников. Кто- то из них может быть вам родственником, так вы можете гордиться ими.

Кристина. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

Учитель: Вот ребята, мы вместе и рассказали, как попадает хлеб на стол? Кто же трудился, чтоб вырастить хлеб? (Трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари) А какой он, хлебушко? Мы узнаем из стихотворения, которое прочитает Кирилл.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Все внимание на слайд поиграем в игру, где повторим, откуда берётся хлеб?

Показываю рисунки. На них изображены: мельница, пашня, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке. Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин. Молодцы, ребята!

Посадили зёрнышко, зёрнышко.

Вот оно растёт. (Дети распрямляются).

Выросло из зёрнышка Нежный колосок. (Дети встают). Ветерком колышет (Дети качаются). Дождиком польёт (Дети приседают). Колосок всё выше, выше (Дети поднимают руки вверх и качают). К солнышку встаёт. Солнышко согреет (Нужно обнять себя). Дождик вновь польёт. (Встряхнуть кистями рук). Колосок полнеет Урожайный год. (Дети берут колоски и бережно прижимают к себе).

Учитель: Отдохнули, ребята, а сейчас тихо садимся. Продолжаем работать.

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, относился народ и к труду тех, кто создавал его. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

А пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Ребята, мы с вами ходили на экскурсию куда? (В пекарню) Давайте посмотрим и вспомним, как это было.

Итак, кто работает в пекарне? Что они делают? Где замешивают тесто для хлеба? Что потом с ним делают? Затем куда ставят выпекать? А куда потом его отправляют?

Ребята, давайте вслух проговорим скороговорку: Пекарь пёк калачи в печи . (Хором, а затем ускорить темп проговаривания).

Учитель: С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Интересные факты из истории хлеба .

Давайте их послушаем…

1 батон – 1200 зёрен

Ежедневно в нашей стране выпекают 82 000 тонны хлеба.

В России существует 750 видов хлебобулочных изделий. В Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря – карали смертной казнью.

Знаете ли вы, чем пахнет ломоть ржаного трудового хлеба? Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное - работой пахнет хлеб. Ученица: (Кристина)

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле. Учитель:

Ржаной росток зелёный. Оглядывает поле, Смешной и удивлённый, Как первоклашка в школе. Припев: Зелёный росток, Весёлый росток, Ты только пробился из зёрнышка. Расти, колосок, Расти, колосок, Расти, колосок, до солнышка!

Его расти научит. Любой весенний дождик, И каждый летний лучик, Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами, Так быстро станет взрослым. Что скоро даже с нами, Померяется ростом.

Припев: Зелёный росток, Весёлый росток, Ты только пробился из зёрнышка. Расти, колосок, Расти, колосок, Расти, колосок, до солнышка!

Спасибо, ребята за песню.

Выставка рисунков и книг о хлебе. Ребята, вы рисовали рисунки о хлебе и лучшие из них вот на доске, хочется поблагодарить за ваше чуткое отношение к хлебу.

Итак, ребята вы сможете ответить на такие вопросы:

- Кто нашёл колосок?

- Кто его обмолотил?

- Кто на мельницу носил?

- Кто тесто месил, дрова рубил, печку топил?

- Кто же пирожки есть будет? Вот какой трудолюбивый петушок.

Так чему же учит эта сказка? Какие пословицы относятся к этой сказке?

КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ.

КАК ПОРАБОТАЕШЬ, ТАК И ПОЛОПАЕШЬ.

Люди воспевают хлеб в песнях, стихах, пословицах .

Много снега – много хлеба. Худ обед, коли хлеба нет.

Хлеб в закромах – счастье в домах.

Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.

С хлебом сила приходит.

Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).

Хлеб – батюшка, вода – матушка. (Вадим) Худ обед, когда хлеба нет. (Лера)

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. (Кирилл)

Хлеб – дар божий, отец, кормилец. (Кристина)

Без хлеба, без соли никто не обедает. (Коля) Был бы хлеб, а зубы сыщутся. (Вика)

Была бы голова на плечах, а хлеб будет. (Саша)

Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 грамм хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время.

А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью!

Жестокий враг, захватив наши земли, морил голодом, чтобы сломить и победить нас. Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 грамм, на ребенка - 125 грамм. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать. Хлеб нужно беречь! Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., а теперь он стоит 23 py6.

Ученик: (Саша) Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!

Давайте повторим правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляй недоеденных кусков.

3. Никогда не бросай хлеб.

4. Продли жизнь хлебу.

*улка, *у*лик, *аранка, *атон

Игра в слова

Из данных слогов составить слова – названия хлебобулочных изделий.

БУБ, КУ, КА, ТОН, ЛАЧ, ЛИЧ, ЛИК, БУЛ, БА, КА.

(Бублик, кулич, калач, батон, булка)

Работа у доски, ребята составляют слова.

III . Заключительная часть.

В течение классного часа вы узнали:

- Как появился хлеб на земле?

- Как попадает хлеб на стол?

- Интересные факты из истории хлеба?

- Чем пахнет, ломоть ржаного, трудового хлеба?

- Почему человек не может обойтись без хлеба?

Итак , ребята скажите, сколько прошло лет с момента появления хлеба? Первый хлеб был в виде чего?

Откуда берётся хлеб?

(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин).

Кто же трудился, чтоб вырастить хлеб? (Трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари) Чем хлеб богат? ( Витаминами, необходимыми для жизни и роста человека). Какими питательными веществами? (белков, жиров, углеводов, витаминов).

Вспомним правила обращения с хлебом. (Повторить)

Ученики: (Коля, Саша)

Зерна наших дней, светитесь,

Говорим мы: « Берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтали мы о чуде, -

К нам с полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

Кто узнал много нового, и было интересно – улыбнитесь.

Кому было интересно, но нового не узнал – закройте руками лицо.

Кому было скучно – поднимите руку.

Спасибо за работу! Молодцы!

1. Р. И. Зотова “Пекарь – это хорошо!” Москва, “Московский рабочий”,1986 г.

2. В. Д. Кармазин “Наш хлеб” Москва, “Правда”, 1986 г.

3. Б. А. Алмазов “Наш хлеб” Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.

4. Сборник “Делу - время, потехе – час”. Москва, “Детская литература”, 1986 г.

5. М. М. Люфти “Разные песни разных профессий” Москва, “Детская литература”, 1987 г.

6. Журнал “Начальная школа” №3, 1986 г. Москва, “Просвещение”.





Учитель: В настоящее время не только дети, но и мы, взрослые, настолько привыкли к тому, что на столе и в магазинах много хлеба, булочек разного А умеем ли мы бережно к нему относиться? Сегодня мы поговорим о хлебе и бережном отношении к нему.
Ученик:
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Слава хлебу на столе!
Слава миру на Земле!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Слайд



Учитель: Хлеб – всей жизни голова! Хлебом – солью встречают гостей на русской земле испокон веков; хлебом – солью встречают родители молодоженов.
Ученик:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как небо, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!
Слайд



Учитель: Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.
Слайд


Учитель:
Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся люди 120 профессий.
Ученики:
Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, кто-то всерьёз недоспал.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе –
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слайд


Учитель: Вы, ребята, живете в городе. Вы не видели, как рано уходят на работу люди, которые живут в деревнях, как поздно возвращаются с поля усталые, все в пыли, в грязных рубах, пропитанных потом. Труд хлебороба тяжек, но это одна из важных профессий в мире, потому что эти люди выращивают хлеб. Долгий путь проделывает хлебушек, чтобы попасть к нам на стол. Надо сначала обработать землю, посеять зерно, ухаживать за посевами.
Ученики:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелек?
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода.

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Учитель: День и ночь, в жару и в дождь идет битва за урожай. Эта битва бескровна, но пропитана соленым потом хлеборобов. Для них хлеб – не только конечный продукт, но и личная гордость, радость и боль.
Ученики:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.

В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Утрами хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле, цена.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.

Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл
Слайд

1. Хлеб - всей жизни голова
2. Плох обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах - счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Сердить, бранись, за хлебом - солью сходись.
6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
7. Без хлеба куска везде тоска.
8. Пот на спине – хлеб на столе.
9. Доплясались, что без хлеба остались.
10. Рано вставать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

Учитель: Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ – это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Ученики:
Слыша добрые вести.
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны

Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот,
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.
Учитель: Всегда ли мы с вами бережно относимся к хлебу, послушайте стихотворение.
Ученик:
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба ржаного.

И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой

И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил.
И вообще не били.

Учитель: Как вы думаете? За что дедушка ударил внука, хотя раньше никогда не бил?
Ещё одно стихотворение расскажет Кристина.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.
Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Учитель: А почему заплакала старушка? Это люди, которые испытали голод, прошли трудные военные годы. Для них в то тяжелое время кусочек хлеба был гранью между жизнью и смертью. Они знают цену хлеба не понаслышке, умеют ценить и беречь его.
Ученик:
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженную песком
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о поступке этого мальчика ?На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек .Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь.
Учитель: В этом году 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Слайд


Ученики:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней.
Снарядов свист. Воздушные тревоги.

Мела метель колючая, мела.
За нею голод шел в дома по следу.
И не было ни хлеба, ни тепла –
Была лишь вера твердая в победу!
Слайд
Звуки бомбардировки.
Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни. Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой.
Ученик:
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Слайд



Ученик:
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помнил я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Слайд



Учитель: Но даже такого хлеба его не хватало в страшную зиму 1942 года. По городу висели объявления. В них меняли все, что было ценного в доме, но только на одно - продукты. Люди стояли в длинных очередях за хлебом.
Перед вами фотографии тех страшных лет. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода и холода, падать на улицах, замерзать в постелях. Не хватало сил копать могилы, некому было делать гробы. Единственная мысль, которая волновала всех – где взять хлеба.
Слайд



Ученики:
Прошу тебя! Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошки всуе брошенного хлеба.

К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, к счастью твоему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: словесные – рассказ, беседа; наглядные –муляжи хлеба, просмотр презентации; практические; игровой, групповая работа.

Направление. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Содействие духовно-нравственному развитию учащихся;

формирование нравственных ориентиров на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.

Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это занятие нравственности, основанный на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к главной ценности -хлебу.

1. Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности.

2. Воспитание уважительного отношения к труду людей.

3. Расширять словарный запас детей.

4. Корригировать сложившееся отношение к хлебу.

Дети, получая от учителя солнышко-колобок, говорят:

- Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

Мы его возьмём с собой.

Будет он нас согревать и на занятии нам помогать.

II. Этап актуализации знаний.

- Наше занятие я хочу начать с загадки. Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый (хлеб).

III. Выведение темы и цели занятия.

- О чем же мы будем сегодня говорить? (Мы будем говорить о хлебе. )

Скажите, пожалуйста, какую информацию, вы знаете о хлебе?

Как хлеб на стол пришел?

Каким был хлеб во время войны?

Какие пословицы и поговорки сложили люди о хлебе.

А почему это нас интересует. Все эти вопросы должны помочь нам раскрыть тему. Какую? (Предположения детей.)

Диалог о хлебе.

В народе хлеб имеет несколько названий.

- Почему один хлеб называют чёрный, а другой белый?

- Из чего готовят отрубной хлеб?

- В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день – это 125 г. И всё же они делились этими крохами с голодающими рабочими. В Мрскве, в музее Революции хранятся эти маленькие чёрные сухарики. Хлеб, которым делятся в трудную минуту, не имеет равного вкуса.

- Крепла страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины_ трактора, комбайны, самолёты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась Великая Отечественная война. Люди узнали цену военного хлеба.

IV. Постановка проблемы.

Почему Хлеб – всему голова? (предположения детей)

V. Работа по теме

- А часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько лет хлебу?

- Учёные полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, нужно сказать, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.

А кто из вас, ребята, хоть раз задумывался, какой путь хлеб совершил, прежде чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим. А знаете ли вы как в старину сеяли, убирали и пекли хлеб?

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном
Долго думу трудную
Думал агроном.
Наклоняя голову,
Слушал, не дыша,

Теплится ли в зернышке

Для него, для зернышка,

Через всю страну

А потом с тревогою

Весь народ весной

Замирал над сводками

Значит булки белые

Будет, есть народ. (Г. Граубин)

Как на праздник урожая

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой нежены.

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Кого хочешь выбирай!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Пекарь, с нами в круг вставай,

Кого хочешь выбирай!

Не молол он чепуху.

А смолол зерно в муку.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Мельник, с нами в круг вставай,

Кого хочешь, выбирай!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь выбирай!

Он без дела не скучал –

Он сюда пришёл с дарами

С тягачами, с тракторами.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Ты, рабочий, в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились.

А награда – урожай.

Всех на праздник приглашай.

А ещё люди, каких профессий задействованы в производстве хлеба? Назовите, пожалуйста.

Дети называют, я прикрепляю на плакат

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Можем ли мы сейчас сказать, что Хлеб- всему голова, а почему? А почему?

Хлеб военного времени.

И ни какая глыба золота не перевесит крошку хлеба

Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок . (показываю детям).

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя

При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.

Военный хлеб.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке,

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел. А мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

- О хлебе сложены песни, написаны стихи, поговорки. И мне хотелось бы узнать, а знаете ли вы поговорки о хлебе.

Зёрнышко в земле сидело,

(дети садятся на корточки)

Под солнышком - зазеленело.

(встают, поднимают руки вверх)

Колосья пшеницы качаются,

Зерном золотым наливаются.

(имитируют руками движение колосьев)

Люди любят и почитают хлеб. Много сложено стихов, песен, пословиц, поговорок о хлебе.

* Не шуба греет, а …(хлеб).

* В дороге хлеб не…( помеха).

* Не будет хлеба ,…(не будет и обеда).

*Без соли не вкусно, а без хлеба,…( несытно).

* У кого хлебушко, у того и (счастье).

*Хлеб всему …( голова).

* Без печки холодно – без хлеба… (голодно).

Заключительный этап.

Давайте вернемся к началу. Ответили мы с вами на вопросы. Мы смогли доказать, что Хлеб – всему голова. Тогда, что же мы с вами упустили.

О бережном отношении к хлебу

Дети хоромпроговаривают:

Береги хлеб, он дорого даётся.

Не оставляй недоеденных кусков.

Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

Продли хлебу жизнь.

Никогда не бросай хлеб.

Подними брошенный кусок, отдай птицам.

Почему мы составили эти правила? Почему хлеб - всему голова?

(Трудный путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать буханкой хлебу, много людей затрачивают свои силы, работают осенью круглые сутки, чтобы убрать урожай, было время когда хлеба не хватало и люди умирали) Скажите, мы раскрыли тему нашего занятия Кто из вас пересмотрел своё отношение к хлебу?

А я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу:

Ведь ничего дороже нет на свете,
Чем теплый хлеб, лежащей на столе

Сохранили ли вы лучик солнца, который брали с собой на занятие в начале? (Ответы детей)

Читайте также: