А толстой илья муромец конспект урока 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по чтению и развитию речи

Класс: 7

Цель: знакомство с былиной как жанром устного народного творчества;

Оборудование: учебник, текст былины, иллюстративный материал

Организационный момент.

Речевая разминка: работа со скороговоркой « У Любаши – шляпка,

Актуализация знаний:

- Объясните, что называется устным народным творчеством?

- Назовите жанры устного народного творчества.

- Назовите виды сказок.

-Назовите особенности сказок.

- Что было задано на дом? (Выразительное чтение сказки по ролям).

Изучение нового материала.

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель урока. (Обучающиеся совместно с учителем формулируют цель урока: прочитать былину, научиться выразительно читать былину, познакомиться с особенностями былины как жанра устного народного творчества)

Физминутка на 20-й минуте урока.

Б) Слово учителя. Беседа.

- Скажите, пожалуйста, кто является героями былин? (Богатыри)

В) Выразительное чтение былины учителем. Первичное чтение 1 части

Г) Беседа по вопросам:

- Понравилось ли вам произведение и что именно понравилось в нём? (ответы обучающихся)

- Давайте уточним значение некоторых понятий:

Чтение первой части учащимися.

Можем ли сказать, какого возраста был Илья в этой былине? (Единственное, что мы можем сказать, это то, что он был старым казаком.)

Первичное чтение 2 части

- Давайте уточним значение некоторых понятий:

Чтение второй части учащимися.

Какой поступок совершил Илья во второй поездке? (Пленников освободил. Злодейку наказал)

Первичное чтение 3 части

- Давайте уточним значение некоторых понятий:

Чтение третьей части учащимися.

Д) Работа с незнакомыми (устаревшими, непонятными) словами.

- При чтении былины встретились ли вам непонятные слова? (ответы детей)

- Давайте объясним их значение.

Казна – это средства бюджета государства

Верста – это русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра).

Попона – это покрывало для лошади, которое предохраняет её от простуды, мух.

Горенка – комната (устаревшее слово)

Безымянные (слуги) – неизвестные

Лукавая (голова) – лживая

Полушечка – в старину мелкая медная монета в четверть копейки.

Е) Работа над содержанием былины :

- Как описывается в былине внешний облик Ильи Муромца? Найдите в тексте и зачитайте.

- Как Илья Муромец выбирает себе дорогу для поездки? Чем объясняет свой выбор?

- Почему Илья Муромец решает проверить все три дороги?

- Испугался ли Илья Муромец встречи с разбойниками? Почему?

- Что помогает Илье Муромцу спастись от коварства красавицы?

- Как распоряжается Илья Муромец найденным богатством? Докажите текстом.

-Давайте прочитаем выразительно по ролям разговор Ильи Муромца с разбойниками. Обратите внимание на напевность былины. (чтение обучающимися)

З) Работа над языком былины.

- Для былины характерны определённые слова и выражения. Прочтём их на стр.29. вопрос 8

7. Подведение итогов урока.

- Удалось ли достичь поставленных целей?

- Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?

8. Домашнее задание: стр. 24-29, выразительное чтение былины.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2018 1346
  • DOCX 19.2 кбайт
  • 86 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пиминова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: Знакомство с новыми произведениями, развитие навыка беглого, пра-

вильного, осознанного и выразительного чтения, умения анализиро-

вать прочитанное, воспитание чувства собственного достоинства;

Тип урока: комбинированный

I . Оргмомент

II . Проверка знаний, умений учащихся (проверка домашнего задания)

III . Постановка целей и задач урока

IV . Организация восприятия и осмысления новой информации:

вводное слово учителя

первичное чтение произведения учителем

хоровое чтение учащихся:

Перед нами уже не тот могучий былинный герой, а дедушка Илья.

Каждая строчка рисует перед нами образ постаревшего, обиженного

богатыря с мягкой, добродушной интонацией. Мы улыбаемся, читая строчки, идущие вразрез с нашими представлениями об Илье Муромце, смешной ка-жется и его обида на князя Владимира, обнёсшего его чарой, и в то же время чувство грусти не покидает нас при чтении стихотворении: приходит ста-рость и к богатырям, наступает прозрение, что ты теперь никому не нужен. Сколько подвигов совершил Илья Муромец ради защиты земель князя Вла-димира! Но вот пришла старость, и князь уже обносит дедушку Илью чаркой, предпочитая ему молодёжь. Не ценит князь Владимир преданности Ильи, не понимает он, что не всегда ещё можно положиться на молодёжь, для которой больше важны пиры и развлечения.

самостоятельное чтение учащихся:

- Что говорится в стихотворении о возрасте Ильи?

- Какую характеристику даёт сам себе богатырь?

- Кто обидел старого Илью?

- Что говорит Илья о молодёжи?

- Как он оценивает её?

- На что надеется богатырь?

У Ильи Муромца всё же есть надежда, что князь Владимир опомнится,

оценит его по достоинству, поймёт, на кого он променял преданного и вер-ного Илью.

V . Домашнее задание:

VI . Итог урока

Краткое описание документа:

Цели: Знакомство с новыми произведениями, развитие навыка беглого, пра-

вильного, осознанного и выразительного чтения, умения анализиро-

вать прочитанное, воспитание чувства собственного достоинства;

Тип урока: комбинированный

I . Оргмомент

II . Проверка знаний, умений учащихся (проверка домашнего задания)

III . Постановка целей и задач урока

IV . Организация восприятия и осмысления новой информации:

1) вводное слово учителя

2) первичное чтение произведения учителем

3) хоровое чтение учащихся:

Перед нами уже не тот могучий былинный герой, а дедушка Илья.

Каждая строчка рисует перед нами образ постаревшего, обиженного

богатыря с мягкой, добродушной интонацией. Мы улыбаемся, читая строчки, идущие вразрез с нашими представлениями об Илье Муромце, смешной ка-жется и его обида на князя Владимира, обнёсшего его чарой, и в то же время чувство грусти не покидает нас при чтении стихотворении: приходит ста-рость и к богатырям, наступает прозрение, что ты теперь никому не нужен. Сколько подвигов совершил Илья Муромец ради защиты земель князя Вла-димира! Но вот пришла старость, и князь уже обносит дедушку Илью чаркой, предпочитая ему молодёжь. Не ценит князь Владимир преданности Ильи, не понимает он, что не всегда ещё можно положиться на молодёжь, для которой больше важны пиры и развлечения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.

формировать умениеопределять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев

воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны

обогащать знания о качествах национального героя

содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала

обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты

обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи

овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозаписи

Вступительное слово учителя.Слайд №1

Каких русских былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович)

Беседа о былинном богатыре Илье Муромце.

Вопросы для беседы:

О каких подвигах былинного богатыря повествуется в этой былине?

Почему Илья Муромец вступил в единоборство с Соловьём Разбойником? Какими чертами характера наделён в былине Илья Муромец?

Как вы думаете, почему Илья Муромец отказался от воеводства в Чернигове и решил ехать в Киев-град дорогой прямоезжею?

Объяснение нового материала.

1.Слово учителя.

3.Слово учителя о биографии А.К.Толстого.

5.Беседа по содержанию стихотворения.

1) О чём мечтает дедушка Илья, расставшись с княжеским двором в Киеве?

Куда он стремится?

2) Как вы думаете, что переживает Илья, мысленно разговаривая с князем Владимиром? Какие черты характера роднят богатыря с героем былины об Илье Муромце?

3)Толстой по-своему изобразил былинного героя. Каково отношение поэта к герою стихотворения? Докажите суждения, приводя цитаты из текста.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

(Работа с текстом стихотворения. Учащиеся отмечают логически ударные слова, паузы.)

Проверка выполнения задания. Слайд № 19 .

Под броней , / с простым набором, /
Хлеба / кус жуя, /
В жаркий полдень едет бором /
Дедушка / Илья; //

Едет бором, - // только слышно, /
Как бряцает / бронь, /
Топчет папоротник / пышный /
Богатырский / конь. //

И ворчит Илья / сердито: //
«Ну, / Владимир, / что ж? //
Посмотрю я, / без Ильи-то //
Как ты / проживешь? //

Двор мне, / княже, / твой не диво! /
Не пиров / держусь! //
Я мужик неприхотливый, /
Был бы хлеба / кус! //

Но обнес меня / ты чарой /
В очередь / мою —//
Так шагай же, / мой чубарый, /
Уноси /Илью!

Правду / молвить, / для княжого /
Не гожусь / двора, //
Погулять / по свету снова /
Без того пора! //

Душно / в Киеве, / что в скрине, — /
Только киснет / кровь! //
Государыне пустыне /
Поклонюся вновь! //

И старик лицом / суровым /
Просветлел / опять, /
По нутру ему / здоровым /
Воздухом дышать; //

Снова / веет воли дикой /
На него простор, /
И смолой / и земляникой /
Пахнет / темный бор. //

7.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

8. Обобщающая беседа об образе Ильи Муромца в живописи (Слайд №20),

музыке (Слайд №21) и памятниках Илье Муромце (Слайд №22)

Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание.

Научитесь читать стихотворение выразительно. При чтении помните о близости этого стихотворения к былинам. Читайте неторопливо, как будто рассказывая. (Слайд №23)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: отрабатывать умения выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому Родины.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать важность и необходимость изучения литературы.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

II. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом по вопросам.

– Какова ее тема? (Защита Отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

– Перескажите содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Почему отказался быть воеводой? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Как страшное чудовище – на основе описания его посвиста и покрика.)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики. (Анализируют текст.)

2. Словесное рисование.

План вывешивается (проецируется) на доску.

3. Повторное чтение и анализ.

– Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Читайте также: