Конспект о приморском крае

Обновлено: 07.07.2024

Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозрастающих и живущих в нём, формирует чувство гордости за свой край

ВложениеРазмер
primorskiy_kray_-_moya_malaya_rodina.docx 19.09 КБ

Предварительный просмотр:

в старшей группе

Программное содержание: - Углубить знания детей о родном крае

( объяснить, почему он так называется – Приморским).

- Показать, какие ценные виды растений и животных

произрастают и живут в нашем крае.

- Воспитывать чувство гордости за свой край,

побуждать желание лучше узнать свои родные места.

Предварительная работа: - Рассматривание иллюстраций о родном крае, заповедниках

- Чтение стихов, рассказов о природе Приморья

Оборудование: 1) Карта Приморского края

2) Морское снаряжение ( ласты, маски, акваланги)

3) Картинки с морскими обитателями ( ламинария,

гребешок, устрицы, мидии, трепанг ),

рыб( камбала, селёдка, лосось, кета, горбуша)

4) Тигрёнок Тимка

5) Изображение герба и флага Приморского края

6) Фото озера Ханко, цветка лотоса.

7) Картинки с изображением амурского тигра,

маньчжурского оленя, барса.

8) Изображение медведя

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному

краю. Давайте посмотрим на карту. Где же он находится ?

Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте - Приморском

крае. Одно только название Приморский - говорит о его расположении

" при море ". Наш край омывается водами Японского моря.

- Давайте ребята оденем "акваланги" и отправимся в подводное путешествие.

- Скажите, пожалуйста, а как легче передвигаться в воде? ( спиной вперёд )

Водный мир многообразен,

Интересен и прекрасен.

И расскажем мы о них -

Воспитатель: - Японское море отличается богатством растительности. Мелководья заняты

густыми зарослями морской травы, водорослями.

Здесь встречаются самые полезные водоросли для человека.

- Посмотрите, вот они. Как они называются ?

- Правильно, это ламинария. Её стебли достигают длины нескольких метров.

Иногда они образуют целые подводные леса.

- Кто ещё обитает в глубинах нашего моря ?

Дети: - Гребешки, устрицы, мидии, трепанги, морские звёзды.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим трепанга. На кого он похож ?

Дети: - ( на червяка, на огурец )

Воспитатель: - А ещё его, ребята, называют морским женьшенем, потому что в его теле

масса ценных ферментов омолаживающих организм человека. У него есть

ещё одна удивительная способность, во время опасности он выстреливает по

врагу своими внутренностями. А пока враг поедает его внутренности,

трепанг зарывается в ил или прячется под камень и в течении короткого

времени у него образуется новый кишечник.

- А каких рыб вы видите ?

Дети: - Камбала, селёдка, лосось, кета, горбуша

Воспитатель: - Люди не только используют морские богатства, но и исследуют, охраняют

обитателей моря. Нам пора подниматься на поверхность.

Снимем своё снаряжение.

- Камни прогрелись на солнышке и приятно согревают наше тело, озябшие руки

и ноги. Глаза закрываются. Все расслабились. Нам тепло, хорошо.

Воспитатель: - Давайте, отдохнём на берегу и узнаем ещё одну особенность нашего края.

Он имеет гористую поверхность. Встречается много сопок. Если взглянуть

с высоты птичьего полёта, то перед нами развернётся красивая картина:

земля внизу покажется морем, а горы большими волнами.

- Погода в крае удивляет нас всё больше и больше.

- Посмотрите, в первой половине лета, частыми гостями бывают дожди туманы,

морось. Густой влажной пеленой они окутывают всё вокруг. Бывают и тайфуны.

- Ребята, а вы слышали такое слово ? Что оно означает ?

- Это китайское слово, в переводе на русский, оно означает большой ветер.

Тайфуны приносят очень сильный ветер, дождь сплошной, потоками, с

большим количеством воды, всё это наносит ущерб людям и природе. Но зато

осень в Приморье ясная, тёплая, тихая. Почти весь сентябрь не чувствуется её

прихода. Лишь разноцветный, красочный наряд природы говорит о том,

что скоро начнётся листопад. В октябре багряные, красные и рыжие листья

просто пылают на деревьях. И вот уже через некоторое время деревья

сбрасывают свой наряд и выпадает первый снег.

- В нашем крае живут замечательные люди, которые всегда готовы прийти

- Как вы думаете, люди каких профессий часто встречаются в нашем городе ?

- Правильно, так как наш край находится у моря то много профессий связаны

- А какие качества характера должны иметь люди морских профессий.

Дети: - Смелостью, бесстрашием

Воспитатель: - В Приморье есть крупные порты в которые заходят корабли разных городов

- Ой, посмотрите, кто же нас встречает на пути ?

- Да это же тигрёнок Тимка.

- Ребята, как вы думаете, какое животное является богатством нашего края ?

- Да, уссурийский тигр, это гордость нашего края, ведь недаром он изображён

на гербе и флаге Приморья.

Тимка : - Ребята, я предлагаю вам отправится в одно интересное место. Это место –

озеро Ханко. Это огромное озеро отделяет Россию от Китая. Посмотрите,

славой и украшением этого озера является цветок лотос. В августе на озере

широко разрастаются цветущие лотосы, кроме них здесь можно встретить

цапель, аистов и других редких птиц.

Воспитатель: - Давайте представим что мы с вами лотосы и покажем, как они раскрываются.

Психологическая игра " Растёт лотос "

( Дети садятся на корточки, плотно сжав колени и руки,

сложенные ладонь к ладони над головой.

Они - бутончики лотоса под водой.

Просыпается солнышко, а вместе с ним и цветок.

Медленно растёт лотос, раскрывая свой бутон.

Вытягивается голова, раскрываются в стороны руки.

Затем обратный процесс. )

Воспитатель: - А ещё в нашем крае существует несколько заповедников в которых находятся

обитатели всего Приморья, такие как амурский тигр, дальневосточный

леопард, маньчжурский олень, барс и очень много других животных

Красной книги, которые мы должны беречь от исчезновения.

Игра " Узнай кто это "

( у ведущего на спине закрепляется карточка

с изображением животного. Он поворачивается

к участникам игры спиной, задаёт им вопросы.

Ответы должны быть " да " или " нет ".

Анализируя их он должен догадаться какое животное )

где находится единственный в России реабилитационный центр для медвежат.

- Посмотрите на них. Этого медвежонка зовут Тошка, он рассказал, что у них в

заповеднике есть необычное место.

- Это уникальная пещера, которую называют пещерой " Спящей красавицы "

в ней можно обнаружить следы средневеково человека, его рисунки.

- Тошка хочет с нами поиграть.

Подвижная игра " У медведя во бору "

Воспитатель: - Вот и закончилось наше небольшое путешествие по краю.

Мне кажется, что любой человек приехавший в наш край не останется

равнодушным к его красоте

Раевская Олеся Юрьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Приморский край

Приморский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Дата образования – 20 октября 1938 года.

Площадь — 164 673 кв.км.

Население — 1 913 037 чел ( данные 2018 г.)
Плотность населения – 11,62 чел. на 1 кв.км.
Доля городского населения — 77,2 %

Административный центр — город Владивосток.
Расстояние от Москвы 9259 км.

Географическое положение Приморского края

Приморский край находится на юге Дальнего Востока у берега Японского моря. В состав Приморского края кроме материковой части входят многочисленные острова: Русский, Попова, Путятина, Рейнеке, Рикорда, Римского-Корсакова, Аскольд, Петрова и другие.

Границы :
на севере — с Хабаровским краем;
на западе — с КНР;
на юго-западе с КНДР;
с юга и востока омывается Японским морем.

Рельеф Приморского края

В рельефе Приморского края четко выделяются две горные системы (Восточно-Маньчжурская и Сихотэ-Алинь), а также Приханкайская равнина. Сихотэ-Алинь, включающая в себя многочисленные горные ряды и обособленные возвышенности, составляет около 70% всего Приморского края. Средняя высота этой системы над уровнем моря 500-100 м. Самая высокая вершина Сихотэ-Алиньской горной системы — гора Аник, ее высота 1932 м. Следующая по высоте идет гора Облачная – 1854м, а затем Ольховая, имеющая 1669 м.

Вторая горная система на территории Приморского края — это Восточно-Маньчжурская. Она проходит вдоль государственной границы с КНР и занимает 10 процентов площади края. Восточно-Маньчжурская горная система — это восточная часть Маньчжуро-Корейских гор. Остальная их часть приходится на Северо-Восточный Китай и север КНДР. В Приморском крае России Восточно-Маньчжурская система является низко- и среднегорьем. Самые высокие точки доходят до 1000-метровой отметки, а средняя высота над уровнем моря составляет 400-500м.

Между двумя горными системами находится Приханкайская равнина, своей центральной областью примыкающая к озеру Ханка.

Реки и озера Приморского края

Благодаря горному характеру рельефа, большому количеству выпадаемых осадков и сравнительно маленькому испарению на территории Приморского края сформировалась густая речная сеть, насчитывающая более 6 тысяч рек протяженностью свыше 10 км. Общая протяженность рек края составляет 18 тыс. км. В подавляющем большинстве это короткие реки. Рек с протяженностью более 50 км — 91. Самые крупные реки Приморского края — Уссури, длина которой 903 км; Бикин — 560 км; Большая Уссурка — 440 км; Арсеньевка — 314 км, Илистая — 220 км и Самарга — 218 км.

Горы Сихотэ-Алинь являются главным водоразделом Приморского края. С более крутого восточного склона реки текут в Японское море. А реки, берущие начало на западном склоне являются притоками реки Уссури. С Маньчжурских гор, второго водораздела Приморья, реки впадают в залив Петра Великого.

В Приморье много мелких озер и различных водоемов. Самое большое озеро Приморского края и всего Дальнего Востока — это озеро Ханка, оно находится в центре Приханкайской низменности. Более широкая северная часть озера относится к Китаю. Озеру Ханка свойственны многолетние циклические колебания уровня воды, в результате чего площадь водной поверхности может меняться от 5010 кв. км до 3940 кв. км, а объем воды — от 22,6 до 12,7 куб.км.

Климат Приморского края

Основными факторами, определяющими климат Приморья являются: географическое положение на стыке материка Евразия и Тихого океана, сложное строение его поверхности и муссонный характер циркуляции атмосферы. Поэтому климат Приморского края умеренный, муссонный, влажный. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная, прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное, на летние месяцы приходится максимум количества осадков. Осень, как правило, тёплая, сухая, с ясной погодой.

Летом преобладают южные ветры с Тихого океана, а зимой северные, приносящие холодную, но ясную погоду с континентальных районов. Основная особенность климата — тайфуны, обильные осадки и туман в летний период.

В горной части климат изменяется с высотой: падает температура, растет влажность.

Среднегодовая температура воздуха в Приморье на 7-8 градусов ниже, чем в европейских районах России, расположенных на тех же широтах. Зимой эта разница достигает 14-17 градусов.

Среднемесячная температура января -13 C (минимальная : -31,4 C); среднемесячная температура августа + 19,4 C (максимальная: +34,1 C). Средний годовой уровень осадков: 799 мм.

Растительный мир Приморского края

Приморский край расположен в зоне широколиственных лесов. На севере — пихтово-еловые и лиственничные леса. На юге — леса маньчжурского типа с участием лиан (амурский виноград, лимонник, актинидия). На Приханкайской низменности широко развиты болота. Леса занимают 74% территории Приморского края. Основные породы: ель аянская, кедр корейский, дуб монгольский, орех манчжурский.

Почти 500 видов сосудистых растений Приморского края не встречаются в других регионах Дальнего Востока. В Красную книгу Российской Федерации внесено 89 видов сосудистых растений Приморского края, а в Красную книгу Приморского края — 343 вида.

Благодаря уникальному географическому положению, особенностям климата, а также тому, что в доисторический период территория не подвергалась покровному оледенению Приморский край уникален по числу растений – эндемиков. Здесь можно увидеть амурский бархат, кустарниковую и железную березу, аралию, лотос Комарова и др.

Высотная поясность
Горный рельеф способствовал образованию семи высотных растительных поясов: прибрежного, пояса дубрав, пояса кедрово-широколиственного леса, пояса пихтово-елового леса, пояса каменно-березового леса, пояса, состоящего из зарослей кедрового стланика и пояса горно-тундровой растительности.

Вдоль морского берега простирается прибрежная растительность, которая состоит в основном из травянистых растений. Часто здесь удается встретить осоку песколюбивую, мертензию азиатскую, морянку, колосняк и многие другие. Среди кустарников часто попадается роза морщинистая (именуемая также крупноплодным шиповником).

На высоте от 100 до 300 метров начинается лесной пояс, большую часть которого составляют дуб монгольский, липа амурская, клен мелколистный, осина Давида и береза маньчжурская. На высотах от двухсот до шестисот метров расположен кедрово-широколиственный лес. Растительность здесь особенно обильна. Пихтово-еловый пояс с вкраплениями из лиственницы Комарова, желтой и шерстистой березы, кленов желтого и зеленокорого, а также кедра корейского может достигать высоты от тысячи до двух тысяч метров Еще выше, на высоте тысячи пятисот метров над уровнем моря вздымаются каменно-березовые леса. Их дополняют пихта и ель.

Пояс, состоящий из подгольцовых кустарников, особенно ярко проявляет себя на высоте превышающей тысячу метров. Помимо буйных зарослей кедрового стланика здесь растут: багульник, золотистый и сихотэалиньский рододендроны, в траве прячется брусника. На отдельных вершинах, высота которых превышает 1400 метров, можно встретить растения горной тундры. Южно-уссурийский лес колоритен своими реликтовыми растениями, а также древесными и травянистыми лианами.

Животный мир Приморского края

Животный мир края богат по видовому составу и отличается сочетанием представителей фауны северных и южных районов. Из копытных животных обитают: горал, пятнистый олень, изюбр, косуля, кабарга, лось, кабан и др.; из хищных — уссурийский тигр, рысь, леопард, волк, медведь, соболь, енотовидная собака, уссурийский кот, лисица, колонок, выдра, росомаха и др.; из грызунов — белка, маньчжурский заяц, бурундук, полёвки и др. Многие виды имеют промысловое значение (соболь, колонок, выдра, белка, олени и др.). В водах — свыше 100 видов рыб.

Полезные ископаемые

В крае выявлено почти 100 угольных месторождений с общими прогнозными запасами до 2,4 млрд т. Основные месторождения угля — Бикинское, Павловское, Шкотовское и Артемовское — буроугольные, Партизанское и Раздольненское — каменноугольные.
Много цветных металлов. Наиболее распространенным является олово. В Приморье уже известно не менее 500 крупных и мелких его рудопроявлений. Наиболее значительными из эксплуатируемых месторождений являются Лифудзинское и Хрустальное в Кавалеровском районе и Сталинское — в Тетюхинском.
Вторыми по распространнености являются свинец и цинк, встречаются как самостоятельные месторождения, так и совместно с оловом. Свинцово-цинковые руды часто содержат в промышленных количествах серебро и некоторые редкие элементы. Всего в Приморье известно около 200 месторождений свинца и цинка.
Кроме олова, свинца и цинка на территории края обнаружены рудопроявления меди, мышьяка, вольфрама, молибдена, сурьмы. Известны два промышленных месторождения этого графита. Добыча золота относится к числу старых отраслей горной промышленности Приморья. Месторождения его известны во многих районах.

Достопримечательности Приморского края

Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник.
Создан 10 февраля 1935 года. Заповедник расположен в восточной и центральной водораздельной частях хребта Сихотэ-Алинь, на территории Тернейского и Красноармейского районов Приморского края. При заповеднике имеется Музей Природы, а также вольеры, где содержатся амурских тигров.

Лазовский государственный природный заповедник им. Л.Г. Капланова.
Заповедник создан 10 февраля 1935 года, расположен в Южном Приморье, к востоку от долины реки Киевки, на территории Лазовского района Приморского края. В задачу заповедника входит — сохранение и изучение природных комплексов лиановых хвойно-широколиственных и широколиственных лесов Южного Сихотэ-Алиня; охрана и восстановление популяций обитающих здесь редких и ценных животных, в первую очередь горала и пятнистого оленя.

Шайгинское городище.
Находится около деревни Сергеевка партизанского района, примерно в 70 км к северу от г. Находка. Шайгинское городище – уникальный памятник культуры чжурчжэней второй половины XII — первой трети XIII веков на территории Приморского края.

Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева (Владивосток).
Старейший музей Дальнего Востока и Восточной Сибири, располагается в центральной части города.

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь.
Расположен в Кировском районе Приморского края недалеко от села Шмаковка. Был построен в 1895 году.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Задачи: Обогатить кругозор детей знаниями о родном крае: историей его освоения, знакомством с малыми народностями. Закреплять знания детей о расположении края на карте страны, его гербе. Обогащать и активизировать словарный запас: пограничный, приморский, первооткрыватели, первопроходцы, народности, ульчи, удэге, орочи, ненцы, герб, орнамент . Продолжать формировать умение детей в ответах на вопросы пользоваться полными предложениями в правильной грамматической форме. Воспитывать любознательность, любовь к родному краю.

Материал: карты России и Приморского края, иллюстрации с изображением 5-6 гербов разных субъектов Российской Федерации, иллюстрации с изображением национальных костюмов малых народностей Приморья.

Педагог: Ребята, мы с вами живём в самой большой по территории стране мира, которая называется…

Дети: …Россия.

Педагог: Совершенно верно. Посмотрите на карту России. На её территории расположено большое количество республик, краёв и областей. Вот некоторые из них: республики Бурятия, Крым, Удмуртия, Адыгея; края Забайкальский, Камчатский, Ставропольский, Хабаровский; области Архангельская, Московская, Ивановская, Свердловская, Сахалинская и многие-многие другие. Жители всех республик, краёв и областей нашей страны живут в мире и согласии друг с другом. Много в нашей стране городов, сёл, посёлков, деревень. Скажите, пожалуйста, в каком населённом пункте живём мы с вами?

Дети: Мы живём в городе.

Педагог: Правильно. Как называется наш город?

Дети: Наш город называется Владивосток.

Педагог: Ребята, вы знаете, что столицей России является город…

Дети: …Москва.

Педагог: А мы с вами уже говорили о том, что Владивосток тоже является столицей. А столицей чего?

Дети: Владивосток является столицей Приморского края.

Педагог: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о нашем Приморском крае. Давайте вспомним, где находится Приморский край? Назовите и покажите.

Дети: Приморский край находится на юге Дальнего Востока. (Один из детей показывает на карте России).

Педагог: Правильно. А ещё правильно будет сказать, что Приморский край находится на юго-востоке России. На берегу какого моря раскинулся Приморский край?

Дети: Приморский край раскинулся на берегу Японского моря.

Педагог: А Японское море – это море какого океана?

Дети: Японское море – это море Тихого океана.

Педагог: Ребята, наш край называют пограничным. Почему?

Дети: Наш край называют пограничным, потому что у него есть граница с соседней страной – Китаем.

Педагог: Совершенно верно. Но наша страна в Приморском крае имеет границу не только с Китаем. На юге Приморского края проходит граница ещё с одной соседней страной – Кореей. Однако, кроме границ на суше, есть и водная граница в Японском море. Как вы думаете, с какой страной граничит Россия в Японском море?

Дети: В Японском море Россия граничит с Японией.

Педагог: Молодцы. Сейчас я вам расскажу немножко об истории Приморья. Впервые люди поселились в Приморье очень давно, ещё когда на земле жили мамонты. В здешних лесах по берегам рек жили собиратели и охотники на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. Жили древние люди в полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи, пользовались глиняной посудой и топорами из камня. На территории Приморья возникали и во время войн распадались средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таёжных речек. Когда в далёкие земли у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, началась история российского Приморья. Освоение Приморья началось с посещения этих мест русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями: Иваном Москвитиным, Василием Поярковым, Геннадием Невельским и другими. Путешествуя по удивительной Уссурийской тайге, плавая по рекам и морским бухтам и заливам, русские путешественники обратили внимание на несметные богатства этого края и обратились к государю с прошением присоединить эти далёкие земли к Российской империи. В этом случае Россия становилась могучей морской державой, потому что у неё появился выход в великий Тихий океан, что позволяло ей вести торговлю со странами, расположенными на востоке.

Когда приморская земля была объявлена открытой для заселения, сюда из центральной России потянулись обозы с военными, казаками, крестьянами, каторжными и ссыльными. Люди начали осваивать приморские земли: строить дома, заниматься сельским хозяйством, лесозаготовками. В недрах этого края были найдены различные полезные ископаемые, которые тоже начали осваиваться людьми.

Когда в Приморье появились русские первопроходцы, они нашли небольшие селения, в которых жили ульчи, удэге, орочи, ненцы. Сейчас коренных жителей Приморья осталось очень мало, их называют малыми народностями. Главные занятия коренных народностей – это охота и рыбалка.

Одежда коренных жителей Приморского края подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторыми элементами: наколенниками, берестяной шапкой и другими.

Люди коренных народностей необычайно талантливы. У них великолепный художественный вкус, зоркая наблюдательность, умение подмечать и удерживать в памяти повадки зверя, пластику полёта птиц и выражать всё это языком орнамента. Они испокон века украшали свой быт – лодки, оружие, обувь, одежду. Посмотрите на их убранство.

(Рассматривание детьми иллюстраций с изображением национальной одежды малых народностей Приморского края).

Педагог: Ребята, вы прекрасно знаете, что каждое государство имеет свою символику. Что является символикой государства?

Дети: Символикой государства являются герб, флаг и гимн.

Педагог: Совершенно верно. Каждая область, каждая республика и каждый край нашей необъятной страны тоже имеют свою символику – герб и флаг. Давайте вспомним, как выглядит герб Приморского края. Предлагаю на выбор несколько гербов разных регионов России. Выберите из них нужный.

(Дети выбирают иллюстрацию с гербом Приморского края).

Педагог: Почему вы выбрали именно этот герб?

Дети: На этом гербе изображён тигр.

Педагог: Правильно, ребята. На фоне Андреевского флага изображён тигр – символ Уссурийской тайги. Вспомните, пожалуйста, что означает синий цвет в Андреевском флаге на гербе Приморья?

Дети: Синий цвет означает море.

Педагог: Что же означает зелёный цвет приморского Андреевского флага?

Дети: Зелёный цвет означает Уссурийскую тайгу.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами только начали увлекательное путешествие по Приморскому краю. Хотелось бы вам побольше узнать о нашем крае? В таком случае мы продолжим наше путешествие на следующих занятиях.

Краткое описание документа:

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Задачи: Обогатить кругозор детей знаниями о родном крае: историей его освоения, знакомством с малыми народностями. Закреплять знания детей о расположении края на карте страны, его гербе. Обогащать и активизировать словарный запас: пограничный, приморский, первооткрыватели, первопроходцы, народности, ульчи, удэге, орочи, ненцы, герб, орнамент. Продолжать формировать умение детей в ответах на вопросы пользоваться полными предложениями в правильной грамматической форме. Воспитывать любознательность, любовь к родному краю.

Материал: карты России и Приморского края, иллюстрации с изображением 5-6 гербов разных субъектов Российской Федерации, иллюстрации с изображением национальных костюмов малых народностей Приморья.

Ход ООД.

Педагог: Ребята, мы с вами живём в самой большой по территории стране мира, которая называется…

Дети: …Россия.

Педагог: Совершенно верно. Посмотрите на карту России. На её территории расположено большое количество республик, краёв и областей. Вот некоторые из них: республики Бурятия, Крым, Удмуртия, Адыгея; края Забайкальский, Камчатский, Ставропольский, Хабаровский; области Архангельская, Московская, Ивановская, Свердловская, Сахалинская и многие-многие другие. Жители всех республик, краёв и областей нашей страны живут в мире и согласии друг с другом. Много в нашей стране городов, сёл, посёлков, деревень. Скажите, пожалуйста, в каком населённом пункте живём мы с вами?

Дети: Мы живём в городе.

Педагог: Правильно. Как называется наш город?

Дети: Наш город называется Владивосток.

Педагог: Ребята, вы знаете, что столицей России является город…

Дети: …Москва.

Педагог: А мы с вами уже говорили о том, что Владивосток тоже является столицей. А столицей чего?

Дети: Владивосток является столицей Приморского края.

Педагог: Молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о нашем Приморском крае. Давайте вспомним, где находится Приморский край? Назовите и покажите.

Дети: Приморский край находится на юге Дальнего Востока. (Один из детей показывает на карте России).

Педагог: Правильно. А ещё правильно будет сказать, что Приморский край находится на юго-востоке России. На берегу какого моря раскинулся Приморский край?

Дети: Приморский край раскинулся на берегу Японского моря.

Педагог: А Японское море – это море какого океана?

Дети: Японское море – это море Тихого океана.

Педагог: Ребята, наш край называют пограничным. Почему?

Дети: Наш край называют пограничным, потому что у него есть граница с соседней страной – Китаем.

Педагог: Совершенно верно. Но наша страна в Приморском крае имеет границу не только с Китаем. На юге Приморского края проходит граница ещё с одной соседней страной – Кореей. Однако, кроме границ на суше, есть и водная граница в Японском море. Как вы думаете, с какой страной граничит Россия в Японском море?

Дети: В Японском море Россия граничит с Японией.

Педагог: Молодцы. Сейчас я вам расскажу немножко об истории Приморья. Впервые люди поселились в Приморье очень давно, ещё когда на земле жили мамонты. В здешних лесах по берегам рек жили собиратели и охотники на мамонтов, бизонов, носорогов, медведей, лосей. Жили древние люди в полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи, пользовались глиняной посудой и топорами из камня. На территории Приморья возникали и во время войн распадались средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таёжных речек. Когда в далёкие земли у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, началась история российского Приморья. Освоение Приморья началось с посещения этих мест русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями: Иваном Москвитиным, Василием Поярковым, Геннадием Невельским и другими. Путешествуя по удивительной Уссурийской тайге, плавая по рекам и морским бухтам и заливам, русские путешественники обратили внимание на несметные богатства этого края и обратились к государю с прошением присоединить эти далёкие земли к Российской империи. В этом случае Россия становилась могучей морской державой, потому что у неё появился выход в великий Тихий океан, что позволяло ей вести торговлю со странами, расположенными на востоке.

Когда приморская земля была объявлена открытой для заселения, сюда из центральной России потянулись обозы с военными, казаками, крестьянами, каторжными и ссыльными. Люди начали осваивать приморские земли: строить дома, заниматься сельским хозяйством, лесозаготовками. В недрах этого края были найдены различные полезные ископаемые, которые тоже начали осваиваться людьми.

Когда в Приморье появились русские первопроходцы, они нашли небольшие селения, в которых жили ульчи, удэге, орочи, ненцы. Сейчас коренных жителей Приморья осталось очень мало, их называют малыми народностями. Главные занятия коренных народностей – это охота и рыбалка.

Одежда коренных жителей Приморского края подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторыми элементами: наколенниками, берестяной шапкой и другими.

Люди коренных народностей необычайно талантливы. У них великолепный художественный вкус, зоркая наблюдательность, умение подмечать и удерживать в памяти повадки зверя, пластику полёта птиц и выражать всё это языком орнамента. Они испокон века украшали свой быт – лодки, оружие, обувь, одежду. Посмотрите на их убранство.

(Рассматривание детьми иллюстраций с изображением национальной одежды малых народностей Приморского края).

Педагог: Ребята, вы прекрасно знаете, что каждое государство имеет свою символику. Что является символикой государства?

Дети: Символикой государства являются герб, флаг и гимн.

Педагог: Совершенно верно. Каждая область, каждая республика и каждый край нашей необъятной страны тоже имеют свою символику – герб и флаг. Давайте вспомним, как выглядит герб Приморского края. Предлагаю на выбор несколько гербов разных регионов России. Выберите из них нужный.

(Дети выбирают иллюстрацию с гербом Приморского края).

Педагог: Почему вы выбрали именно этот герб?

Дети: На этом гербе изображён тигр.

Педагог: Правильно, ребята. На фоне Андреевского флага изображён тигр – символ Уссурийской тайги. Вспомните, пожалуйста, что означает синий цвет в Андреевском флаге на гербе Приморья?

Дети: Синий цвет означает море.

Педагог: Что же означает зелёный цвет приморского Андреевского флага?

Дети: Зелёный цвет означает Уссурийскую тайгу.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами только начали увлекательное путешествие по Приморскому краю. Хотелось бы вам побольше узнать о нашем крае? В таком случае мы продолжим наше путешествие на следующих занятиях.

Авторы: Г. С. Самойлова (физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население), В. И. Дьяков, О. В. Дьякова (археология, история до 17 в.); О. И. Сергеев (история 17–21 вв.), М. Д. Горячко (Хозяйство), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), П. С. Павлинов (Архитектура и изобразительное искусство) Авторы: Г. С. Самойлова (физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население), В. И. Дьяков, О. В. Дьякова (археология, история до 17 в.); О. И. Сергеев (история 17–21 вв.); >>


Читайте также: