Конспект урока государство как политический институт

Обновлено: 06.07.2024

Предмет: Обществознание
Категория материала: Конспекты
Автор: Алферьев Данил Станиславович это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 24.73 Kb

«Ульяновский государственный педагогический университет имени

Конспект урока для II курса колледжа

Автор: Алферьев Данил Станиславович

Тип урока: мультимедийный, комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства в политической системе,рассмотреть роль политического режима в политической системерассмотреть особенности политической системы в России.Основные методы: беседа и дискуссия.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска.

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

а) в области знаний:

знать структуру и функции политической системы;знать пять структурных компонентов политической системыуметь сформулировать признаки основных политических режимовб) в области умений и навыков:

выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;делать вывод на основе анализа информации; уметь работать с дополнительными образовательными ресурсами.в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

интерес к политическому устройству своего государства;интерес к самостоятельному поиску информации к уроку.

Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание. - М.: Просвещение, 2009. – 351 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. - 278 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. - 141 c.

I. Оргмомент (4 мин.) (Приветствие).

II. Проверка домашнего задания (16 мин.)

Вопросы для повторения:

1). Что такое политика?

2). Какова структура политической деятельности?

4). Кто является субъектом политики?

5). Дать определение политической партии?

6). Кого мы относим к политической элите?

7). Что является объектом политического воздействия?

8). Каковы средства достижения политических целей?

9) Дать определение политической власти.

III. Изучение нового материала (60 мин.).

1).Структура и функции политической системы.

2). Государство в политической система.

3). Политические режимы.

4). Демократические перемены в России.

1). Структура и функции политической системы.

Пять структурных компонентов политической системы: (запись в тетрадях)

а) институциональная подсистема (государство, политические партии, общественно-политические движения и т.д.)

б) нормативная подсистема (Конституция, законы, акты, партийные уставы, программы и т.д.);

в) Функциональная подсистема (формы и направления политической деятельности, дискуссии, диспуты, опросы);

г) коммуникативная подсистема (совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, политической системой и другими системами общества;

д) культурно-идеологическая подсистема (политическая идеология, психология, политическая культура, политические учения, идеалы и т.д.)

Политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в данном обществе.

Взаимодействия политической системы со средой можно объединить в две группы:

1). Воздействие общества на политическую систему.

2). Воздействие политической системы на общество через принятие решений и воплощение их в жизнь Закон об образовании, Закон о полиции).

Исходя из этого механизма определяем функции политической системы: (записи в тетрадях).

1). Руководящая роль по отношению ко всем другим системам.

2). Политическая система определяет цели и задачи общественного развития, политический курс власти.

3). Интегративная (объединительная) функция.

4). Регулятивная функция – упорядочение общественных отношений, выработка норм поведения людей.

2) Главную роль в политической системе играет государство.

Государство (признаки, функции, формы)

Государство – центральный институт политической системы.

1) Государство – организатор политической жизни общества.

2) Государство – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу.

1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев

2) Территория, ограниченная четко-определенной границей.

3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории.

4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение.

5) Право взимания налогов и сборов с населения

6) Обязательность гражданства

7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.

В соответствии с функциями государства создается структура органов управления. К ним относятся:

4) Охраны общественного порядка

5) Национальной безопасности

Структура органов управления:

Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками:

а) Действуют от имени государства

б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением

в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности

г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций

3). Политические режимы:

Это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

1) Тоталитаризм – политическая система, опирающаяся на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения, партия обладает олигархической структурой, переплетенной с государственной бюрократией. Управление осуществляется по средствам террора, управляемого партией и тайной полицией. СМИ находятся под жестким контролем властей. Партия и правительство контролируют также и экономическую жизнь.

2) Авторитаризм – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих оппозиции, но предоставляющих автономию личности во внеполитической деятельности.

а) неограниченность власти;

б) опора на силу;

в) режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;

г) не преследуется инакомыслие;

д) политическая элита назначается сверху;

е) полномочия местных органов власти минимальны;

ж) население превращается в объект политических манипуляций;

з) поощряются расовые националистические предрассудки;

и) пропагандируется образ врага.

Режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктатур и военных хунт.

а) классическая демократия;

б) либеральная демократия.

Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.

4). Политическая жизнь современной России:

Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.

Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.

К национальным внутренним интересам России относятся:

1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.

2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.

3) Завершение процесса становления демократического общества.

4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.

К национальным интересам в международной сфере относятся:

1) Обеспечение суверенитета.

2) Упрочнение позиций России как великой державы.

3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.

4) Соблюдение прав и свобод человека.

5) Недопустимость двойных стандартов.

К национальным интересам в военной сфере:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_obshchestvoznaniyu_gosudarstvo_kak_politicheskiy_institut.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 11 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории – Фролова Татьяна Владимировна

Школа – ГБОУ СОШ №119 г. Санкт-Петербург

Цель : Формирование представления о государстве, как политическом институте общества, его функциях, признаках

  1. Актуализировать знания по теме политика и власть.
  2. Сформировать представление о теориях происхождения государства, основных признаках государства, как политического института общества.
  3. Определить основные функции государства
  1. развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать
  2. развивать умение выделять главное
  1. Воспитывать положительное отношение к своей стране.
  2. воспитывать чувство ответственности перед своим государством .
  3. формировать интеллектуально развитую личность с целостным представлением о государстве

Тип урока – комбинированный

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Методы обучения – беседа, опрос, использование мультимедийной презентации.

Межпредметные связи: право, история.

Дидактическое оснащение и оборудование:

1. Мультимедийная установка: компьютер, мультимедийный проектор, экран

2. Мультимедийная презентация

3. Раздаточный материал: карточки с заданиями и таблицами.

Подготовка к учебному занятию

  1. Подготовить оборудование и оснащение к уроку.
  2. Спланировать и организовать познавательную деятельность учеников на занятии и во внеаудиторное время.

Хронологическая карта учебного занятия – 45 мин.

Этапы и содержание занятия

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

2. Актуализация темы

3.Организация усвоения нового учебного материала

5. Закрепление материала.

6. Организация домашнего задания.

I. Организационный момент.

ПР: Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть, присаживайтесь. Староста назовите отсутствующих.

СТ: Сегодня отсутствуют….. (Преподаватель отмечает в журнале отсутствующих учеников)

III. Проверка домашнего задания.

1. Что такое политика?

2. Каковы функции политики?

3. Что такое власть?

4. Кто является субъектом политики?

5. Какие виды власти вы знаете?

6. Раскройте, пожалуйста, понятие политическая власть и расскажите ее признаки.

ПР: Молодцы. Теперь мы можем с вами перейти к изучению новой темы.

II. Актуализация темы.

ПР: Спасибо, присаживайся. Урок – это 2700 секунд и предлагаю вам использовать каждую секунду с пользой. Тема нашего занятия: Государство как политический институт. Давайте запишем тему в тетрадях.

VI. Организация усвоения нового материала.

ПР: Сегодня мы с вами будем придерживаться следующего плана:

Мы рассмотрим: 1. Понятие государства

2. Теории происхождение государства.

3. Основные признаки.

4. Функции государства. Запишите его в тетрадях.

И в конце занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы:

1. Сумеет ли человечество в будущем обходится без государства,

2. Существует ли идеальное государство

Все вы знаете, что каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все жители нашей страны независимо от социального статуса и национальной принадлежности являются гражданами своего государства. Что же такое государство, каковы его признаки и функции, что такое суверенитет? Об этом сегодня и пойдет речь.

В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Итак, давайте запишем в тетради: Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех граждан, обладающий суверенитетом.

ПР: Рассмотрим основные теории происхождения государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

ПР: Первая теория – теологическая теория. Записываем в тетради.

Ученик выходит к доске и рассказывает про теории.

Название каждой теории записывается в тетрадь, а также краткая ее характеристика.

ПР: Спасибо за ваши ответы. Итак, продолжим. Государство как политический институт обладает рядом специфических признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций. Давайте попытаемся вместе подумать какие признаки могут быть.

Преподаватель вместе со студентами обсуждает какие признаки существуют.

ПР: Первый признак это?

1) наличие территории и границ

(Территория – естественное условие и необходимая предпосылка возникновения и существования государства: именно на этом географическом пространстве действуют законы и распоряжения государственной власти. осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.)

2) публичная власть;

государство осуществляет управление обществом через систему

публичной власти, Она осуществляется профессиональными управленцами, которые действуют от имени государства и при необходимости используют силу принуждения , состоящим из силовых

структур (армия, полиция, спецслужбы). Публичная власть находит свое материальное выражение в государственном аппарате – совокупности государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть, задачи и функции государства.

3) право это совокупность общеобязательных правил установленных и охраняемых государством, с целью регулирования общественных отношений. ; каждое государство характеризуется конкретными нормами права, которые закрепляют существующую власть и обязанности граждан. Без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом

2.) государство формируется и функционирует на основе целостного объединения людей, населяющих данную территорию. Таким образом, население – это признак государства, который определяет принадлежность составляющих его людей к данному сообществу. В качестве формального закрепления устойчивой политико-правовой связи человека и государства выступает гражданство

5.) налоги. Это также обязательный атрибут государства, так как только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государству для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ и социальных программ, охраны окружающей среды и т.д.

6) суверенитет является ключевым фактором, определяющим самостоятельный статус государства.

Выделяют 2 аспекта суверенитета

– внутренний (верховенство власти данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны);

– внешний (независимость государства в отношениях с другими государствами).

ПР: Главное значение государства как политического института состоит в регулировании и гармонизации общественных отношений, в устранении возникающих конфликтов и угрожающих населению опасностей. В связи с этим важно четко структурировать функции государства, т.е. основные направления деятельности государственной власти по решению стоящих перед ней задач.

По сферам деятельности государства функции подразделяются на внутренние, которые заключаются в осуществлении задач внутри страны и внешние, которые связаны с деятельностью государства на международной арене.

Сейчас вы поработаете самостоятельно. Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с текстом и таблицами. Я прошу вас, прочитать текст, выделить внешние и внутренние функции государства и заполнить таблицу. У вас пять минут. И мы проверим вместе правильно ли вы распределили функции государства.

  • · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
  • · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация
  • · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
  • · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
  • Обеспечение национальной безопасности
  • Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества
  • Участие в решении глобальных проблем

Ученики читают и заполняют таблицу.

V. Первичное закрепление материала.

ПР: Спасибо за вашу работу. И теперь давайте попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале нашего занятия:

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Государство как политический институт. Признаки государства.

1. Организационно – мотивационная деятельность.

2. Лекция с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.

3. Рефлексия (тест).

4. Домашнее задание.

Урок обществознания

на тему: «Государство как политический институт. Признаки государства.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель урока: изучить характерные черты государства как политического института общества

Образовательные:

Ознакомить учащихся с теориями образования государств.

Систематизировать знания учащихся о признаках и функциях государства.

Развивающие:

Развить умения применять полученные знания.

Повысить информационную культуру учащихся.

Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предмету.

Воспитательные:

Развить гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока

Время в минутах

Организационно – мотивационная деятельность.

Изучение нового материала:

1. Понятие государства.

2. Признаки государства.

3. Теории происхождения государства.

3. Функции государства.

Организационно-мотивационная деятельность.

Какие государства из курса истории вы можете назвать (государства средних веков, государства нового времени)? Вспомните, почему возникла необходимость в создании государственного аппарата?

Государство

– это самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории;

– это территориальная организация публичной власти, основной институт общества, осуществляющий управление в интересах какой-то части или всего общества, объединяющий общество для решения важных дел, обладающий правом и средствами для претворения своих решений в жизнь.

Единая территория, на которой осуществляется власть.

Вспомните государства, у которых территория изменялась в процессе исторического развития. Каковы причины изменения территорий?;

Суверенитет - единство, верховенство государственной власти внутри страны, ее способность принимать самостоятельные решения, а так же ее независимость в международных отношениях.

Вспомните из истории государства лишенные суверенитета.

Публичный характер власти – государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных

Наличие органов власти и управления для решения общих дел.

Назовите органы власти и управления из разных периодов истории Российского государства.

Поддержание порядка в стране с помощью законов и специальных органов – армии, полиции, суда прокуратуры.

Какое наименование имели эти органы в разные периоды истории Российского государства?

Право на взимание налогов, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление общественно значимых дел.

Гражданство, т. е. обязанность членства в государстве.

Кто может быть гражданином государства?

Для благоденствия граждан каждое государство имеет цели.

Основными целями государства являются

Защита прав граждан, сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;

Реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как: свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

Раскрыв суть понятия государства, мы можем перейти к теориям возникновения государства.

1. Теологическая теория

А. Государство выросло из семьи: подданные относятся к монарху, как дети к отцу.

2. Договорная теория

Б. Государство возникает в процессе разделения труда и результате исторического развития

3. Патриархальная теория

В. Государство сотворено Богом.

4. Экономическая теория

Г. Государство – продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов

5. Классовая теория

Д. Государство – продукт договора между людьми о защите их естественных прав.

6. Теория насилия

Е. Создается в процессе завоевания для подчинения побежденных

Правильное соотношение: 1 – В; 2-Д; 3-А; 4-Б; 5-Г; 6-Е.

Если государство это аппарат, то он имеет и определенные функции.

Назовите функции государства в период феодальной раздробленности, как они менялись в процессе исторического развития? Назовите функции современных государств.

Функции государства - это главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед государством задач развития общества и взаимоотношений с мировым сообществом.

Внутренние функции государства:

хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

В чем выражается данная функция, изменилась ли она, например, с советского периода?

стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;

Приведите примеры, каким образом поддерживается стабильность и мир в обществе?

координационная - обеспечение общественного согласия и единства;

Каким образом государство осуществляет координацию для обеспечения общественного согласия и единства?

социальная — социальное обеспечение, справедливое распределение благ;

Приведите примеры социального обеспечения в нашей стране, для каких категорий граждан особенно это необходимо?

культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;

Каким образом осуществляется доступ граждан к духовным и культурным ценностям в нашей стране?

правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;

Приведите примеры прав и свобод граждан Российской Федерации из Конституции РФ (можно воспользоваться интернетом в сотовых телефонах).

экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Какие общественные организации, выступают за охрану окружающей среды?

Внешние функции государства:

отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение ряда работ государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;

Дайте характеристику международных организаций (ООН, Совета Европы и т.д.);

организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.;

использование вооруженных сил для решения внешнеполитических задач государства;

В каких военных конфликтах участвовала наша страна, и какие цели преследовала (сделайте сравнение советского периода и нынешнего времени)?

реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы);

Вспомните из курса истории, какие международные документы вы знаете по данному вопросу?

стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

защита экономического пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (система мер, регулирующих импорт и экспорт);

Назовите продукты импорта и экспорта РФ

Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Рефлексивный тест

Верны ли выражения:

1. Государство – это самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории. ДА.

2. Теологическая теория - государство возникает в процессе разделения труда и результате исторического развития. НЕТ.

3. Внешняя функция государства - защита экономического пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (система мер, регулирующих импорт и экспорт). ДА.

4. Функции государства - это главные направления деятельности по осуществлению стоящих перед государством задач развития общества и взаимоотношений с мировым сообществом. ДА.

5. Внутренние функции государства - организация и регулирование экономической жизни. ДА.

Просмотреть видео уроки ответить на вопрос:

Что такое единообразие и исполнение законов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Ульяновский государственный педагогический университет имени

Конспект урока для II курса колледжа

Автор: Алферьев Данил Станиславович

Тип урока: мультимедийный, комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства в политической системе,

рассмотреть роль политического режима в политической системе

рассмотреть особенности политической системы в России.

Основные методы: беседа и дискуссия.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска.

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

а) в области знаний:

знать структуру и функции политической системы;

знать пять структурных компонентов политической системы

уметь сформулировать признаки основных политических режимов

б) в области умений и навыков:

выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;

делать вывод на основе анализа информации;

уметь работать с дополнительными образовательными ресурсами.

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

интерес к политическому устройству своего государства;

интерес к самостоятельному поиску информации к уроку.

Литература: Боголюбов Л.Н. Обществознание. - М.: Просвещение, 2009. – 351 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. - 278 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. - 141 c.

I. Оргмомент (4 мин.) (Приветствие).

II . Проверка домашнего задания (16 мин.)

Вопросы для повторения:

1). Что такое политика?

2). Какова структура политической деятельности?

4). Кто является субъектом политики?

5). Дать определение политической партии?

6). Кого мы относим к политической элите?

7). Что является объектом политического воздействия?

8). Каковы средства достижения политических целей?

9) Дать определение политической власти.

III. Изучение нового материала (60 мин.).

1).Структура и функции политической системы.

2). Государство в политической система.

3). Политические режимы.

4). Демократические перемены в России.

1). Структура и функции политической системы.

Пять структурных компонентов политической системы: (запись в тетрадях)

а) институциональная подсистема (государство, политические партии, общественно-политические движения и т.д.)

б) нормативная подсистема (Конституция, законы, акты, партийные уставы, программы и т.д.);

в) Функциональная подсистема (формы и направления политической деятельности, дискуссии, диспуты, опросы);

г) коммуникативная подсистема (совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, политической системой и другими системами общества;

д) культурно-идеологическая подсистема (политическая идеология, психология, политическая культура, политические учения, идеалы и т.д.)

Политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в данном обществе.

Взаимодействия политической системы со средой можно объединить в две группы:

1). Воздействие общества на политическую систему.

2). Воздействие политической системы на общество через принятие решений и воплощение их в жизнь Закон об образовании, Закон о полиции).

Исходя из этого механизма определяем функции политической системы: (записи в тетрадях).

1). Руководящая роль по отношению ко всем другим системам.

2). Политическая система определяет цели и задачи общественного развития, политический курс власти.

3). Интегративная (объединительная) функция.

4). Регулятивная функция – упорядочение общественных отношений, выработка норм поведения людей.

2) Главную роль в политической системе играет государство.

Государство (признаки, функции, формы)

Государство – центральный институт политической системы.

1) Государство – организатор политической жизни общества.

2) Государство – политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу.

1) Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение организацией всего населения, появление слоя профессиональных управленцев

2) Территория, ограниченная четко-определенной границей.

3) Суверенитет, т.е. наличие верховной власти государственных органов на данной территории.

4) Монополия на легальное применение силы и физическое принуждение.

5) Право взимания налогов и сборов с населения

6) Обязательность гражданства

7) Претензия на представительство общества как целого и на защиту общих интересов и общего блага.

В соответствии с функциями государства создается структура органов управления. К ним относятся:

4) Охраны общественного порядка

5) Национальной безопасности

Структура органов управления:

Государственный аппарат – совокупность органов, учреждений, организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Основную роль в нем играют должностные лица. Государственный аппарат состоит из государственных органов, как учреждений, создаваемых для осуществления определенного вида государственной деятельности. Они обладают определенными признаками:

а) Действуют от имени государства

б) Имеют право издавать определенные государственные акты и осуществлять контроль за их исполнением

в) Выполняют четко определенные виды государственной деятельности

г) Имеют ресурсы для осуществления намеченных функций

3). Политические режимы:

Это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

1) Тоталитаризм – политическая система, опирающаяся на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто для небольшой части населения, партия обладает олигархической структурой, переплетенной с государственной бюрократией. Управление осуществляется по средствам террора, управляемого партией и тайной полицией. СМИ находятся под жестким контролем властей. Партия и правительство контролируют также и экономическую жизнь.

2) Авторитаризм – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающих оппозиции, но предоставляющих автономию личности во внеполитической деятельности.

а) неограниченность власти;

б) опора на силу;

в) режим не прибегает к массовым политическим репрессиям;

г) не преследуется инакомыслие;

д) политическая элита назначается сверху;

е) полномочия местных органов власти минимальны;

ж) население превращается в объект политических манипуляций;

з) поощряются расовые националистические предрассудки;

и) пропагандируется образ врага.

Режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктатур и военных хунт.

а) классическая демократия;

б) либеральная демократия.

Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.

4). Политическая жизнь современной России:

Россия – федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью признается человек, его права и свободы защищаются государством. Источник власти – многонациональный народ, который непосредственно осуществляет власть во время выборов и референдумов, и опосредованно, через органы муниципальной и федеральной власти.

Намечаются тенденции модернизации политической жизни: разработана концепция национальной безопасности государства.

К национальным внутренним интересам России относятся:

1) Сохранение стабильности конституционного строя и институтов государственной власти.

2) Обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства.

3) Завершение процесса становления демократического общества.

4) Нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий.

К национальным интересам в международной сфере относятся:

1) Обеспечение суверенитета.

2) Упрочнение позиций России как великой державы.

3) Развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами.

4) Соблюдение прав и свобод человека.

5) Недопустимость двойных стандартов.

К национальным интересам в военной сфере:

1) Защита независимости РФ, ее государственной и территориальной целостности.

2) Предотвращение военной агрессии против РФ и ее союзников.

3) Обеспечение условий для мирного демократического развития внутриполитической жизни.

Восстановление вертикали государственной власти:

На территории РФ создано 7 федеральных округов, работу которых возглавляют полномочные представители президента. Их задачи:

1) Организация на территории работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, определенной президентом.

2) Организация контроля за исполнением на местах решений федеральных органов власти.

3) Обеспечение кадровой политики, определенной президентом.

4) Информирование президента об обеспечении национальной безопасности.

Изменен порядок формирования Совета Федерации:

Один член совета федерации выбирается представительным органом территориальной власти, а другой назначается главой исполнительной территориальной власти.

Реформирована партийная система:

Партия должна иметь региональные представительства более, чем в 50% субъектов РФ и насчитывать не менее 10 000 человек.

Разработана концепция внешней политики. Цели внешнеполитического курса:

1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление прочных позиций в мировом сообществе.

2) Воздействие на общественные процессы в целях формирования стабильного и справедливого демократического миропорядка.

3) Формирование пояса добрососедства.

4) Устранение и предотвращение очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к России регионах.

5) Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан за рубежом.

6) Содействие позитивному восприятию РФ в мире, популяризация русского языка и культуры народов России в других государствах.

IV. Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа. 25 мин.).

2. Привести примеры каждого из типов государств.

3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств: – по субъективному произволу политических руководителей; – вдоль исторически пролегавших границ; – другим способом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: рассмотреть понятие государство, основные признаки возникновения государства, функции, а также форму государства. Раскрыть смысл понятия гражданство и как связаны права и обязанности граждан.

Поурочные разработки уроков обществознания в 9 классе. Л.Н. Боголюбов, М., Просвещение, 2012 г.

Ход урока.

I. Повторение изученного материала.

1.Что такое политика?

3.Что такое власть? Виды власти?

4.Раскрыть понятие политическая власть и ее признаков?

II. Изучение нового материала.

1). Причины возникновения государства

2). Основные признаки и функции государства

3). Форма государства

4). Форма правления

5). Государственное устройство

1). Причины возникновения государства

Каждый член общества занимает в нем определенное социальное положение. В то же время все мы живущие в нашей стране независимо от социального статуса и национальной принадлежности являемся гражданами своего государства. Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Об этом сегодня и пойдет речь.

Понятие государство впервые было введено Н.Маккиавели. Оно обозначало у него политическое состояние общества. На то каковы были причины возникновения государства существуют разные точки зрения стр.11-13 прочитать и назвать причины.

Государство – основной политический институт общества осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.

2). Основные признаки и функции государства

Существуют основные признаки государства:

1 Власть (органы управления и органы подавления)

3 Территория (с населением)

4 Суверенитет (внешний- независимость, внутренний –верховенство власти)

Каждое государство исполняет основные функции (задачи государства):

1 Оборона 1 Охрана порядка

2 Дипломатия 2 Организация хозяйства

3). Форма государства

Все государства, существующие в мире отличаются друг от друга по определенным характеристикам.

Характеристики государства (форма государства):

  • Государственное устройство
  • Форма правления
  • Политический режим

4). Форма правления

Форма правления – это организация высших органов государство и порядок их образования

Монархия – форма правления при которой высшая власть сосредоточенна в руках единоличного правителя и передается по наследству.

  • Ограниченная (конституционная)
  • Неограниченная (абсолютная)
  • Теократическая (светская и духовная власть в одном лице)

Республика – форма правления при которой высшие органы власти выбираются.

  • Президентская
  • Смешанная
  • Парламентская

Различие парламентской и президентской республик

  1. Президентская
  2. Президент (глава государства) избирается населением.
  3. Глава правительства президент.
  4. Правительство назначается президентом
  5. Правительство несет ответственность перед президентом.
    1. Парламентская
    1. Смешанная

    5). Государственное устройство

    Государственное устройство – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей.

    • Федеративное (федерация) США, Россия, Индия, Канада
    • Конфедеративное (Конфедерация) СНГ, США до 1787, Германия до 1866
    • Унитарное Финляндия, Франция, Япония, Италия, Великобритания

    Федерация – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

    Конфедерация – союз государств.

    Унитарное государство – это форма государственного устройства при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

    6). Гражданство

    III. Подведение итогов выставление оценок.

    Читайте также: