Конспект урока горные вершины 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

I. Организационный момент

Учитель. Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У. Прочитайте скороговорку тихо и медленно, выговаривая каждое слово чётко, прихлопывайте ритм.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.
У. Какие слова надо выделить голосом? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логического ударения.)
У. Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
У. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова и читая на одном дыхании.

III. Проверка домашнего задания

1) Характеристика главных героев басни.

У. Назовите главных героев басни.
Д. Главные герои басни – Ворона и Лисица.

2) Дайте характеристику Вороне.

3) Дайте характеристику Лисице.

Работа по дифференцированным карточкам

1 карточка.

Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитай отрывок любой басни).

2 карточка.

Кто сказал такие слова:

3 карточка.

В какой басне была такая мораль?

(Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.

1) Введение в тему урока

а) хаиМил рЮьевчи номреЛтов. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

б) Показ портрета М.Ю. Лермонтова.

в) Работа по учебнику (стр. 122-123).

Дети рассматривают иллюстрации из жизни поэта.

г) Знакомство с биографией поэта.

У. Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве? Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался? (Рассказывает подготовленный ребёнок.)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
В 1841 г. 27 июля поэт был убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске. Ему не исполнилось ещё и 27 лет. За свою короткую жизнь Лермонтов создал множество гениальных творений.

д) Выставка книг М.Ю. Лермонтова.

У. С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомимся? Сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Д. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова.
У. С какими произведениями мы с вами сегодня будем работать?

ХЯЮЭУТЁСАПР

Мы листики осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели
Мы летели, мы летели, И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

(Дети садятся по местам.)

VII. Продолжение работы над новым материалом

2) Словарная работа.

Утёс – это высокая скала.
Лазурь – светло-синий свет, синева.

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнение заданий к стихотворению.

а) Анализ 1-го четверостишия.

б) Анализ 2-го четверостишия

У. О чём идёт речь в четверостишие?
Д. В этом четверостишие говорится об утёсе.
У. С кем сравнивает Лермонтов утёса?
Д. М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком.
У. Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.

в) Работа над всем стихотворением (анализ)

г) Работа над образами в стихотворении

У. Какие два образа запомнились вам?
Д. Запомнились два образа – это тучка, утёс.
У. Дайте характеристику утёсу, тучке, используя данные слова

золотая
одинокий
лёгкая
утёс
игривая

тучка
старый
шаловливая
свободная
мрачный
беспечная

д) Какая тема затронута в этом стихотворении?

Д. В этом стихотворении затронута тема одиночества.

5) Физкультминутка для глаз, головы и шеи.

в) Словарная работа

Тьма – отсутствие света, освещения; мрак, темнота.
Долина – низменность, межгорье, природная впадина различного вида на земле.
Мгла – сумрак, тьма.

г) Работа над выразительным чтением. Расстановка логического ударения и пауз

Комбинированное чтение (учитель – хором ученики).

У. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
Д. Данное стихотворение читается медленно, протяжно, мелодично.
У. Вам понравилось стихотворение? Чем?
Д. Мне стало так хорошо, спокойно.

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнения заданий к тексту.

  • существительное + прилагательное;
  • существительное + глагол.

и) Словесное рисование

У. Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Какими словами описаны горные вершины?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?
– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.

У. Какая тема затронута в этих стихотворениях? Какой переносный смысл содержит каждое стихотворение?
Д. В этих стихотворениях затронута тема гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами.
У. Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. Оно приобретает вселенские масштабы. М.Ю. Лермонтов уже чувствует себя одним в целом мире.

VIII. Итог урока

1) У. С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?

– Какое стихотворение вам больше всех понравилось?

У. На столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Они указывают на ваше настроение. Красный цвет – это у вас хорошее настроение. Зелёный цвет – это у вас не очень хорошее настроение.
– С каким вы настроением заканчиваем сегодняшний урок литературного чтения?
– Покажите мне свою карточку. (Дети показывают карточки.)

X. Домашнее задание

1 группа – выразительно читать стр.124;
2 группа – выучить наизусть любое стихотворение на стр.124;
3 группа – выучить наизусть любое стихотворение и нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению (стр. 124).

ЦОМЛОДЫ! ПСАСИБО ЗА ОУРК!
Молодцы! Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта России М.Ю.Лермонтова. Сложный, противоречивый, он отразил в своем творчестве страдания метущейся души человеческой. Юбилейные мероприятия проходили и до сих пор продолжаются по всей стране, а значит, продолжаются встречи с творчеством великого поэта.


Открытый урок по литературному чтению

в 3 классе на тему :

20.11.2017 год

Провел: Рамазанов Абубакар М.,

учитель начальных классов

Мокок 2017 год

познакомить с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова;

познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять их;

развивать навык выразительного чтения, передовая интонацией настроение;

прививать любовь к русской поэзии;

развивать связную речь, мышление, внимание, память;

создавать условия для формирования УУД:

умение извлекать информацию их иллюстраций, текста;

умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме.

умение высказывать своё предположение;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение прогнозировать предстоящую работу;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формирование мотивации к обучению:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма проведения: урок

Возраст участников: 3 класс.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, интерактивная доска, репродукции картин, аудиозапись песен на стихи М.Ю.Лермонтова, выставка книг, мультимедийная презентация, проектор, аудиозапись стихотворений М.Ю.Лермонтова

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

I. Организационный момент

- Ребята, я заметила, что вы рассматривали выставку книг. А интересно вам, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

(Ответы детей.) Тогда подравняйтесь, посмотрите, всё ли у вас на партах лежит аккуратно? - Садитесь.

II. Актуализация знаний СЛАЙД 1

- Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте, что там написано (Великие русские писатели).

- Вам о чем-нибудь говорит эта запись? (Работаем по данному разделу)

- Посмотрите внимательно на следующий слайд СЛАЙД 2 и попробуйте правильно восстановить данные на этом слайде (необходимо учащимся перетянуть фамилии писателей к их портретам, названия произведений к их авторам)

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?

III. Тема урока СЛАЙД 3 (желательно чтоб тему урока сказал кто-то из детей)

Цели: СЛАЙД 4

познакомить с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова;

познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять их;

развивать навык выразительного чтения, передовая интонацией настроение;

прививать любовь к русской поэзии;

развивать связную речь, мышление, внимание, память;

- Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю. Лермонтова (читаю слова на доске) СЛАЙД 5

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

- 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта России М.Ю.Лермонтова. Сложный, противоречивый, он отразил в своем творчестве страдания метущейся души человеческой. Юбилейные мероприятия проходили и до сих пор продолжаются по всей стране, а значит, продолжаются встречи с творчеством великого поэта.

. Безграничен поэтический мир Лермонтова. В нем каждый человек найдет отзвук самым задушевным думам и чувствам. Поэтому сколько людей, столько и тропинок к Лермонтову.

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью М.Ю.Лермонтова

- Приступая к знакомству с творчеством этого великого человека, мы с вами познакомимся с некоторыми страницами его жизни. О биографии Михаила Юрьевича Лермонтова нам расскажут заранее подготовленные ученики.

Ученик 1; СЛАЙД 6 М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве СЛАЙД 7 в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). СЛАЙД 8

Ученик 2: В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой. СЛАЙД 9

Ученик 3: После смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Сразу после смерти матери Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии. Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. СЛАЙД 10

Ученик 4: В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта СЛАЙД 11 Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Ученик 5: В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по “душе родной”, способной понять его и утешить.

В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. СЛАЙД 12. В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. СЛАЙД 13

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В 1830 – 31 годы, он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д.

Ученик 1. 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. СЛАЙД 14 Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.

- Более подробно с биографией М.Ю. Лермонтова вы познакомитесь в старших классах. О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность многогранная, яркая. Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений, написал картины и рисунки СЛАЙД 15 На его стихи написаны романсы СЛАЙД 16

V. Работа по учебнику

- Прочитайте самостоятельно данное стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. (самостоятельная работа детей)

- Какие картины вы представили при чтении этого стихотворения? (ответы детей)

- Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)

- Найдите рифмующиеся слова. (ответы детей)

- Как надо читать это стихотворение? Объясните почему? (ответы детей)

- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)

- Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)

- Какую музыку: печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению? Почему? (ответы детей)

- Послушайте романс, положенный на данное стихотворение.

- А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно. (читают 2 человека, обсуждаем чтение).

- Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению? (ответы детей)

- Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. СЛАЙД 18 Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?

- Какое название вы могли бы дать этой картине? (ответы детей)

- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант.. (ответы детей)

(Да. Они совпадают по настроению.) Чем?

- Давайте разберем слова, которые вам непонятны.

Риза – облачение, одежда священника при богослужении.

Утес – высокая скала.

- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение в паре, дайте совет, если он необходим при чтении вашему партнёру. Оцените партнера.

VI. Первичная проверка понимания изученного

1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? СЛАЙД 20 (ответы детей)

2. Назовите даты жизни М.Ю. Лермонтова. СЛАЙД 21 (ответы детей)

А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.

Б) 21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г.

В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.

3. Какие чувства вы испытали при чтении стихотворений М.Ю.Лермонтова? СЛАЙД 22 (ответы детей)

А) Веселье, радость

4. Найдите лишнее произведение СЛАЙД 23 (ответы детей)

А) Зеркало и обезьяна

Б) Мартышка и очки

VIII. Подведение итогов урока

- С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке? (ответы детей) СЛАЙД 25

- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта? (ответы детей

– Что вас затронуло больше всего? (ответы детей

– Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам больше всего понравилось? (ответы детей

- Надеюсь, что наш урок оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется еще раз перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что
Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки –
Ровесник новых и былых годов.

… М.Ю. Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире, о вечности. Он побуждает душу стремиться к добру, к красоте, к жизни, глубоко осознанной, к умению противостоять бурям жизни.
Домашнее задание

- Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова. У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок.

1. Особенности прозаического и лирического произведения.

2. Биография и творчество М. Ю. Лермонтова.

3. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Глоссарий по теме.

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Ключевые слова.

Прозаическое и лирическое произведения; средства художественной выразительности; произведения живописи и литературы.

Основная и дополнительная литература по теме урока.

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. – М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

Ожидаемые результаты.

На уроке мы узнаем об особенностях прозаических и лирических произведений.

Научимся различать прозаическое и лирическое произведения.

Основное содержание урока.

1. Девочки вспомнили произведения не случайно. Их объединяет общая тема – первый снег.

Различия в описании явления.

Суриков рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности. Например, эпитеты: пушистый снег, тёмный лес; олицетворения: снег кружится, ложится, лес принакрылся, морозцы пришли, зима настала.

Бианки, напротив, изображает снег, небо, поля, снежинки точно, чётко.

Значит мы имеем дело с разными видами произведений.

Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. Авторы используют средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

Таким образом, произведение Ивана Захаровича Сурикова – лирическое, а Виталия Валентиновича Бианки – прозаическое.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик. Его творчество известно большим разнообразием тем лирики.

Михаил Лермонтов родился 3 октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой в усадьбе Тарханы, не далеко от Пензы. Мать поэта умерла в молодом возрасте. Отец жил отдельно.

Поэт учился в Московском университете, а также в школе гвардейских подпрапорщиков. Служил в Санкт-Петербурге в гусарском полку.

Художник Иван Иванович Шишкин проиллюстрировал чувства поэта в своём произведении живописи. Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняет изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, покорно смирившись с судьбой. Мрачная картина, на первый взгляд. Но лунный свет – это и есть образ надежды на лучшее.

Мы сравнили произведение литературы и живописи.

Мы видим, что утес – великан внешне силён и могуч с ранимой душой, которая способна искренне любить и глубоко страдать.

В этом стихотворении поэт использовал для эмоциональной передачи настроения следующие олицетворения: ночевала тучка, умчалась тучка, утёс плачет.

Смена природных циклов вызывает у лирического героя тягостные раздумья, ощущения тоски и одиночества. Почему в 14 лет такие чувства? Это связано с тем, что поэт очень рано остался без матери, отец редко навещал сына.

Лермонтов в произведении использует следующие метафоры: поле серебрит, ели хранят зелень.

Особенность лирики Лермонтова в умении найти точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, простоту и задушевность.

Разбор типового тренировочного задания

Названия частей стихотворения:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Названия располагаются в последовательности:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Разбор типового контрольного задания.

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов

это созвучие концов стихотворных строк

это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

употребление слов в переносном значении

перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевлённые

это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.

( расстановка логических ударений)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

3 Проверка домашнего задания

Ворона и лиса

( Опрос нескольких учащихся)

4. Введение в тему. Актуализация знаний.

а) Чтение плаката со словами А.С. Пушкина

« О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

( Предстоит сделать какие-то открытия, уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

б) Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова

- Ребята, откройте разворот в учебнике с. 140-141.

-Прочитайте имя писателя, с произведениями которого мы познакомимся сегодня и на следующем уроке (дети читают).

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Поэт, прозаик, драматург.

Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( показать портрет) и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой (показать портрет).

После ранней смерти матери(21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы (показать картинку). Бабушка была женщина умная, твердая и властная. Она перенесла на внука все свои привязанности.

Лермонтов получил столичное домашнее образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.

Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений.

1 сентября 1830 года шестнадцатилетний Лермонтов был зачислен студентом Московского университета. Но весной 1832 года его исключают из университета за мятежный дух и острый язык.

Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

в) Чтение учениками текста о поэте.

-Прочитаем о нем текст на страницах 142-143 учебника.

г) Беседа после прочтения

- Что нового узнали о писателе? Какие открытия сделали?

5 Физкультминутка.

( вращение корпусом вправо и влево)

« Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(имитация движения крыльями)

Мы работаем руками

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.

( ходьба на месте)

Рядом с партою идем,

И садимся мы потом.

Сегодня мы почитаем стихи замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта.

Это стихотворение - перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

-Как вы думаете, когда и где, как и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?

- Как надо читать это стихотворение? (спокойно, с грустью)

б) Прочитайте стихотворение выразительно, как для себя (дети читают)

(прослушивание стихотворения Горные вершины.)

-Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

- А какое у него настроение? (Ему грустно, он устал.)

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать к стихотворению?

- Попробуем спеть? (дети исполняют)

- А хотите послушать романс на это стихотворение?

( Стих-е спокойное, настроение грустное, его можно спеть, написан романс)

в) - Рассмотрите иллюстрацию картины И. Шишкина на с.145

- Что вы на ней видите?

- Какое название дали бы вы этой картине? ( Одиночество, Одинокая сосна, Ночь, Грусть)

- Послушайте другое стихотворение М.Ю. Лермонтова

- Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И.Шишкина?

( Совпадают. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

- Какие слова вам были непонятны?

РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении

УТЕС – высокая скала (обратить внимание на изображение утеса)

( Прослушивание стихотворения На севере диком стоит одиноко..)

- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

- Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?

- Прочитайте вслух выразительно, как для себя (дети читают).

- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

- А какое у него настроение?

- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?

(Стихотворение грустное, сосна одна, ей грустно и скучно, написана картина)

У поэзии Лермонтова есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.

6. Физкультминутка.

«Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем и закроем все глаза

Наступает, наступает, наступает тишина.

Мы немножко отдохнем, встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед, начинаем тихий ход.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

7 .Рефлексия деятельности.

- Какую задачу мы ставили в начале урока? (сделать открытия)

- Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали?

Читайте также: