Конспект урока по теме язык в действии
Обновлено: 07.07.2024
Подготовила: Юсупова А. А.
Предмет : Чтение, письмо и развитие речи
Урок № 2 Класс 7 Б
Тема: Слова – название действий.
Цель: 1. Образовательная: учить находить, подбирать, читать слова, обозначающие действие предмета.
2. Коррекционно – развивающая : развивать артикуляцию, фонематический слух, слуховую и зрительную внимание и память, мелкую моторику, пространственное восприятие, познавательную активность через коррекционные упражнения и работу с демонстрационным и раздаточным материалом.
3. Воспитательная: культуру речи, поведения на уроке, интерес к чтению, аккуратность при письме, усидчивость.
Ожидаемые результаты: определение и называние слов обозначающих действие предметов.
I. Организационный момент - Садитесь.
1. - Прозвенел звонок весёлый,
Вы начать урок готовы?
Будем говорить, писать, читать,
И друг другу помогать.
2. А нам будут помогать наши глаза.
Они внимательно смотрят и всё видят.
Наши уши. Они внимательно слушают и всё слышат.
Наша голова хорошо думает.
А наши пальцы ловко и быстро двигаются.
Повторяют вслед за учителем слова и показывают глаза и т. д.
II. Коррекционные упражнения 1. Пальчиковая гимнастика.
Вышли пальчики гулять, 1, 2, 3, 4…10, 10,9,8…2,1.
Ловкие, дружные, все такие нужные.
А теперь возьмите массажеры и давайте хорошо разогреем наши ладони.
Вопросы: Что ты делаешь? Для чего ты это делаешь?
Ладони стали тёплыми.
III. Актуализация знаний
1. Запись даты.
- На улице тоже потеплело. Почему?
Правильно. По календарю наступила весна.
Прочитайте. На доске записано, какое сегодня число и месяц.
Вопрос: 12-е, который по счёту день от начала месяца?
2. Чтение пословицы.
А что мы знаем про месяц март?
Чтение пословицы про март (на доске). Март и снегом сеет, и солнцем греет.
- Сегодня солнышко спряталось. Давайте его найдём. У каждого из вас, карточка с указанием, где искать своё солнышко. Внимательно прочитайте и рассмотрите то, что написано или нарисовано на карточке и приступайте к поиску.
После того как учащиеся найдут свои солнышки, вопрос:
- Чего не хватает у наших солнышек? (лучей)
Задание: Отсчитайте вот столько лучиков (показывает на число в дате, и выложите их вокруг своего солнышка.
4. Минутка чистописания.
Красивые, лучистые солнышки у нас получились. Сразу стало светлее и теплее.
- Какой буквой мы обозначает этот звук?
- Покажите эту букву в алфавите. Внимательно рассмотрите письменную большую и маленькую буквы. Напишем эти буквы в воздухе. А теперь пройдём, правильно сядем за парты и напишем буквы в тетради по образцу.
5. Упражнение в постановке вопроса кто? что? к словам, обозначающим предметы.
- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (солнышко)
- Запишем это слово с вопросом. (на одной строке).
- Кого вы видите на этой картинке? (котёнок).
- А он утверждает, что он Солнышко. Почему, как вы думаете? (его так зовут, кличка).
- Нам нужно записать правильно вопрос и кличку. Какой поставим вопрос к кличке? С какой буквы запишем кличку? (на второй строке). Отвечают на вопрос.
- Послушайте внимательно. Сейчас я назову один из этих предметов (показывает на картинки на доске). Догадайтесь, какой именно. Солнышко.
- Достаточно ли просто назвать предмет, чтобы было ясно и понятно о каком предмете идёт речь?
Даю подсказку: Моё солнышко: светит, греет, сияет.
- Какие слова вам помогли узнать предмет?
- Что обозначают эти слова? (действия).
- Вот об этих словах, которые обозначают действие предмета, мы и будем сегодня на уроке говорить.
V. Коррекционная пауза
- Котёнок Солнышко приглашает нас посмотреть, какие действия и движения могут выполнять коты, кошки и котята. А я предлагаю вам комментировать вслух, т. е. называть те действия кошек, которые вы видите на экране.
- Мы тоже можем выполнять различные действия. Давайте их покажем.
- Какие слова, обозначающие действия, вы запомнили?
VI. Работа над новым материалом
1. Работа с учебником.
- Сели за парту правильно.
- В учебнике для нас приготовлено новое задание. Открыли учебник на странице 122, упражнение 1.
Ответ на вопрос: Кто как передвигается?
- Назовите одним словом все изображённые предметы. (животные)
Медведь, заяц, рыба, птица, белка, змея. (Ходит, прыгает, плавает, летает, скачет, ползает)
- Что обозначают слова, которые мы подобрали и прочитали?
Ответ на вопрос: Кто как голос подаёт?
(Мяукает, лает, мычит, квакает, чирикает, хрюкает.)
- Что обозначают слова, которые мы подобрали и прочитали?
2. Работа в тетради.
- Прочитайте слова-действия на карточке и поставьте их
к тому предмету, который может выполнять это действие.
- Запишите эти слова в тетрадь.
. Вызванный к доске ученик ставит карточку к ранее записанному слову : Что? солнышко светит. Кто? Солнышко мяукает.
VII. Закрепление изученного
- Сегодня на уроке мы услышали и узнали много слов, которые обозначают действие предметов. И если мы сможем их вспомнить и повторить, то нас ждёт сюрприз. Мы сможем сделать шаг навстречу сюрпризу, если назовём слово, обозначающее действие. Начнём?
(С каждым названным правильно словом, обозначающим действие, учитель и дети подходят к корзинке с угощением).
VIII. Итог урока
1. Что понравилось на уроке?
2. Что запомнилось?
3. Какое задание было самым интересным (трудным?
4. Какие слова мы научились находить?
IX. Домашнее задание
Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.
Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-10; 191.
Дополнительная литература:
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.
3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.
То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.
Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.
Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;
- Почему, когда Вы заметили опасность, сказали о ней другу? Что заставило Вас заговорить?
Предположим, чтобы не было столкновения.
- Если бы рядом с вами шел человек, не владеющий русским языком, имело ли смысл произносить русское слово?
Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.
Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:
– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);
– потребность человека что-то сказать или написать;
– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.
Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.
Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.
Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:
– Извините, я не понял (а), как выделить … .
– Скажите, пожалуйста, что означает слово… .
– Объясните, пожалуйста, как обозначить… .
Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.
Теоретический материал для углубленного изучения
Основные приёмы изучающего чтения
- Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
- О чём говорится в тексте? Что в нём исследуется? (определить тему текста).
- Уточните, что нового вы для себя узнали, а что было знакомым.
- Просмотрите шрифтовые выделения в тексте (курсив, жирный шрифт).
- Выделите непонятные слова, узнайте их значение.
- Прочитайте еще раз весь текст или трудные части.
- Приведите свои примеры, объясните их, перескажите текст; ответьте на вопросы в конце текста (если есть).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбери правильное утверждение.
а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;
б) средство общения.
Разбор задания: вспоминаем, что речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите виды речевой деятельности:
А) прямая, косвенная;
б) устная, письменная;
в) эмоциональная, спокойная.
Разбор задания:
Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.
Оценить 1698 0
Тип урока: открытие новых знаний .
Цель: формирование умения распознавать слова, обозначающие действие предметов, правильно ставить вопросы к ним.
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- находить примеры слов на изученную тему;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
- Прозвенел звонок, начался урок! Возьмите желтые кружочки. Нарисуйте на них свое настроение. А теперь покажите нам. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.
- Откройте тетради, запишите число.
2. Актуализация знаний (работа с интерактивной доской).
Снежинки летают и сверкают
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилают
Все долины и поля.
- О чем говорится в стихотворении?
- На какое правило слово снежинки? Что обозначает? На какой вопрос отвечает?
- С помощью каких слов автор передал, что происходит со снежинками?
(Что? ) Снежинки летают, сверкают, устилают.
- Что обозначают эти слова? (название действий) ( КЛАСТЕР)
- Попробуйте сформулировать тему урока. Поставим цель к уроку.
1.Познакомимся со словами, (обозначающие действия)
2. Научимся поставить (вопросы к словам, обозначающим названия действий)
4. Открытие новых знаний.
- Сейчас мы с вами попробуем поставить вопросы к словам летают, сверкают, устилают (что делают?)
-Снежинки много или одна? А как будет если одна снежинка? Одна снежинка какие действия будет совершать?
(Что?)Снежинка летает, сверкает, устилает.
- Попробуйте поставить вопрос.
- А теперь попробуем сформулировать правило (Слова летают, сверкают, устилают, летает, сверкает, устилает – это названия действий. Они отвечают на вопросы что делают? Что делает?)
- Посмотрите в учебнике, правильно ли мы определили правило. (с.14)
ВЫВОД: - На какой вопрос отвечают слова действия?
Если я назову слова предметы –хлопаем, слова –действия –топаем.
(книга, читают, шар, пенал, бросают, сидят, ручка, шкаф, машина, едет)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Работа с текстом. Вместо пропусков в предложении вставь слова, отвечающие на вопрос что делает? (Работа в группах) на доске
Утро девочки Кати.
Катя_____________, когда солнышко весело________________ в окно. Затем Катя ___________ зарядку, _______________ и ___________ в школу.
Сова-помощники: делает, заглядывает, встаёт, завтракает, идёт.
-Какие действия совершает Катя?
7. Систематизация знаний.
Играет, льёт, гонят, лопнет, поёт
Подобрать к словам - предметам подходящие названия действий.
Собака хрюкает
Свинья гогочет
Гусь кудахчет
Кузнечик мяукает
Кошка стрекочет
Курица воет
Корова крякает
Достигли ли мы поставленной перед собой цели?
- Какими словами мы сегодня познакомились?
- На какой вопрос они отвечают?
- Оцените свою деятельность на уроке геометрическими фигурами.
Если всё понял, и оцениваете себя на 5 – то берем пятиугольник,
если чуть-чуть сомневаетесь, и оцениваете себя на 4 – то берем квадрат,
если ничего не поняли и никак не можете себя оценить берем треугольник
8. Домашнее задание
Контроль, кружит, старые, охраняет, ждут, скворец, пахнет, разноцветная, зимний, перец, гуляет, царапает, костюм, ближний, идут.
Выпишите слова действия.
Составьте 1 предложение, используя слова действия.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Цели:
Обучающие: виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;
Развивающие: оценивать целесообразность вида и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться;
Воспитательные: соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
КМО дисциплины: опорные конспекты.
Межпредметные связи: литература.
Г) Это общественное явление, языковая система и
языковые нормы едины, обязательны для всех Речь индивидуальна, это творческая
деятельность человека
д) Языковая система ограничена определённым Речь бесконечна в своём разнообразии;
набором единиц разных уровней ((звуков речи, морфем, появление новых предложений, текстов
слов, предложений); они учтены и записаны не имеет предела
е) Но язык и речь, языковая система и её Речь,способность человека выражать словами
функционирование в речи неразрывны, едины: свои мысли возможна лишь при наличии
язык реализует себя в речи. достаточно богатой системы языковых средств
2. Информативное – неинформативное
Что-то новое для слушателя; поддержка речевого контакта
3. Монологическое – диалогическое
Речь одного; общение между двумя или несколькими лицами
4. Контактное – дистантное
Взаимодействие одновременно в пространстве партнеры общения разделены временем и пространством (устное и
и во времени (устное); письменное)
5. Устное – письменное
Однократная речь; партнеры общения разделены временем и пространством
6. Публичное – массовое
Обычно протекает в форме монолога, адресат теряет конкретные очертания
всегда структурирована;
7. Официальное – неофициальное (частное).
Взаимодействие в строгой обстановке не ограничено рамками деловой, протекает более свободно
с соблюдением всех правил и формальностей;
Читайте также: