Конспект урока голос совести

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ценность: истина

Качества: ответственность, честность, искренность

раскрытие роли совести в регулировании мыслей и действий в повседневной жизни человека и в

создании внутренней гармонии;

развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;

воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.

1. Оргмомент.

2. Позитивный настрой ( 3 мин)

Предлагаю вам сейчас позитивный настрой, во время которого вам нужно расположиться удобно, спину держать прямо. Руки, ноги не скрещивайте. Можете положить руки на колени или на стол. Постарайтесь расслабиться.

Представьте себе , что солнечный свет пронизывает вашу голову и медленно спускается к середине груди. В середине груди располагается еще нераспустившийся цветок. И вот под лучами солнечного света цветок начинает распускаться медленно-медленно. И в вашем сердце постепенно распускается красивый цветок.

Свет продолжает распространяться по всему телу. Он делается ярче и сильнее. Мысленно направьте свет вниз по рукам. Ваши руки наполнены светом. Они будут делать только добрые, хорошие действия, будут помогать всем. Свет опускается вниз по вашим ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Они будут вести вас только к добрым делам.

Свет делается ярче и покидает ваше тело. Отправьте Свет дорогим близким людям: родным, учителям, друзья, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас возникли непонимание или конфликты. Пусть светом наполнятся их сердца. Побудьте некоторое время в этом состоянии Света, Любви, Покоя и Добра…

Теперь поместите вновь Свет Любви и Покоя себе в сердце. Вся Вселенная наполненная Светом , находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной.

Потихоньку открывайте глаза. Мы с вами в классе, на уроке самопознания.

3. Актуализация знаний (2 мин)

- На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности). Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали : мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле.

- Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить ? Что же остается самым главным в человеке? (контур в виде человека) Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы.

4. Рассказывание (учителем или подготовленным учеником 5-7 мин)

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

-Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку, слайд)

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку, слайд)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)

Как вы думаете, что назвал главным в человеке третий мудрец? (Учащиеся записывают на стикерах самое главное в человеке (по их мнению) и прикрепляют к доске вокруг контура человека).

5. Свертывание информации (коллективная работа в течение 5 мин )

- Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке.

Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку, слайд)

- Скажите, какая тема урока? Запись в тетради

6. Позитивное высказывание (5 мин)

Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает (пословица)

Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете?

Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит?

Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает?

В чем разница постукивает и наслушивает?

Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы ;

весть - совесть - это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки ; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри человека; вес - совесть - это то, что имеет значимость: сос (sos ) - то, что подает сигнал ; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

8. Обобщение. Прием ПОПС –формула (5 мин)

- Таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов и поступков, внутренне сознание добра и зла.

Поиграем в вопросы и ответы: (МЯЧ). Учащиеся встают со своих мест и отвечают на вопросы.

В каких из предложенных ситуациях человек нарушает голос совести?

- Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко , и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя . Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

Твори добро на всей земле,

Твори добро другим на радость!

10. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрытие роли совести в регулировании мыслей и действий н повседневной жизни человека и в создании внутренней гармонии;

развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;

воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.

Ресурсы: (материалы, источники)

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Мысленная прогулка в лесу. (Замечание: если этот урок проводится на открытом воздухе, то воображаемую прогулку можно начать с какого-нибудь места в саду, а не из класса).

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

2.Проверка домашнего задания

По велению совести стр 15-18 чит

Как вы понимаете смыл заглавия?

Трудно ли жить по совести? Почему?

Как развить душевную потребность жить по совести?

Всем ли доступно умение поступать по совести? Почему?

3.Позитивное высказывание (цитата)

Самое главное украшение - чистая совесть.

Марк Туллий Цицерон

Совесть человека важна не только для него самого, для его личной жизни, но она значима для созидания мира и согласия в окружающей нас действительности.

И вот однажды богачу захотелось купить совесть . Но как? Он решил, что вся проблема в его деньгах, поэтому он решил всё продать, походить по свету и купить совесть. Много ли мало времени ходил богач, но ничего у него так и не вышло. В одной местности люди не слышали о совести ничего, в другой на его вопрос можно ли купить совесть, отвечали, что самим надо. Третьи, молча, провожали удивлённым взглядом. Поняв, что ничего у него с покупкой совести не выйдет, решил вернуться к себе на родину и узнать у бедняка, раз никто ему больше не мог помочь.

Придя к бедняку, он предложил все свои деньги, взамен на совесть. Бедняк улыбнулся, не взяв денег, ответил: "Совесть купить нельзя, её нельзя обменять, украсть, взять в аренду. Совесть можно только воспитать в себе, причём долгим усердием. Богач так и не понял, почему Бедняк, не взяв денег, открыл ему такой дорогостоящий секрет, который не открыл ему никто во всём мире.

В чем смысл притчи?

5.Творческая деятельность,групповая работа

Зад 3 Рассмотрите ситуацию

Зад 4 Прочитайте слова А.С.Макаренко.Как вы думаете,должен ли человек быть честным с самим собой?

6.Групповое пение. Дорога добра

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

7.Домашнее задание стр 19-24 чит О совести И.Ильин

8.Заключительная минута урока

Пожалуйста, сядьте удобно,закройте глаза и вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все то, о чем мы говорили на уроке..А теперь откройте глаза, спасибо вам за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛАСС 8 Урок № 3___ дата:____

Ценность: истина

Качества: ответственность, честность, искренность

раскрытие роли совести в регулировании мыслей и действий в повседневной жизни человека и в

создании внутренней гармонии;

развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;

воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.

1. Оргмомент.

2. Позитивный настрой ( 3 мин)

Предлагаю вам сейчас позитивный настрой, во время которого вам нужно расположиться удобно, спину держать прямо. Руки, ноги не скрещивайте. Можете положить руки на колени или на стол. Постарайтесь расслабиться.

Представьте себе , что солнечный свет пронизывает вашу голову и медленно спускается к середине груди. В середине груди располагается еще нераспустившийся цветок. И вот под лучами солнечного света цветок начинает распускаться медленно-медленно. И в вашем сердце постепенно распускается красивый цветок.

Свет продолжает распространяться по всему телу. Он делается ярче и сильнее. Мысленно направьте свет вниз по рукам. Ваши руки наполнены светом. Они будут делать только добрые, хорошие действия, будут помогать всем. Свет опускается вниз по вашим ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Они будут вести вас только к добрым делам.

Свет делается ярче и покидает ваше тело. Отправьте Свет дорогим близким людям: родным, учителям, друзья, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас возникли непонимание или конфликты. Пусть светом наполнятся их сердца. Побудьте некоторое время в этом состоянии Света, Любви, Покоя и Добра…

Теперь поместите вновь Свет Любви и Покоя себе в сердце. Вся Вселенная наполненная Светом , находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной.

Потихоньку открывайте глаза. Мы с вами в классе, на уроке самопознания.

3. Актуализация знаний (2 мин)

- На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности). Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали : мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле.

- Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить ? Что же остается самым главным в человеке? (контур в виде человека) Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы.

4. Рассказывание (учителем или подготовленным учеником 5-7 мин)

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

-Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку, слайд)

С ним каждый путь и правилен и светел.

-Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку, слайд)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)

Как вы думаете, что назвал главным в человеке третий мудрец? (Учащиеся записывают на стикерах самое главное в человеке (по их мнению) и прикрепляют к доске вокруг контура человека).

5. Свертывание информации (коллективная работа в течение 5 мин )

- Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке.

Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.

Да нет, не то, заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку, слайд)

- Скажите, какая тема урока? Запись в тетради

6. Позитивное высказывание (5 мин)

Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает (пословица)

Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете?

Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит?

Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает?

В чем разница постукивает и наслушивает?

Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

весть - совесть - это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри человека; вес - совесть - это то, что имеет значимость: сос (sos) - то, что подает сигнал ; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.

8. Обобщение. Прием ПОПС –формула (5 мин)

- Таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов и поступков, внутренне сознание добра и зла.

Поиграем в вопросы и ответы: (МЯЧ). Учащиеся встают со своих мест и отвечают на вопросы.

В каких из предложенных ситуациях человек нарушает голос совести?

- Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко , и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя . Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.

Твори добро на всей земле,

Твори добро другим на радость!

10. Домашнее задание

ВложениеРазмер
sovest.docx 25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной к школе группе.

Познакомить дошкольников с понятиями добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.

Формировать умение слушать свой внутренний голос.

Ключевые понятия : добро, зло, грех, раскаяние, совесть.

Воспитатель. (проводит беседу по вопросам).

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам и посмотрите, что там лежит (На столах лежат листочки с контурами сердечка. Воспитатель предлагает детям раскрасить сердечки разными красками, а затем от сердечка нарисовать разноцветные лучики. Каждый лучик означает доброе дело, которое дети сделали для окружающих людей. Дети рассказывают о своих добрых делах). Дети рисуют под музыкальное сопровождение.

Воспитатель. Ребята, эти добрые сердечки вы можете подарить своим друзьям или родителям, а вместе с сердечками подарите им свои добрые дела.

Воспитатель. Ребята! Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не жалко? Почему? Почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку? (Ответы детей.) Света набралась смелости и сказала правду, она не побоялась возможного наказания. Ей стало очень стыдно, так как могли наказать другого ребенка. А воспитатель не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем поступке, преодолев стыд и страх.

Воспитатель. Вот какая интересная история произошла с Лунтиком. Как вы думаете, почему Лунтик решил, что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки). Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они ее редко слушали. Когда они Лунтика посадили в паутину, то этот случай не давал им покоя. А когда гусеницы освободили Лунтика, то сами сказали, что у них словно гора с плеч упала и сразу поднялось настроение.

Воспитатель. Ребята, много причинили гусеницы зла другим?(ответы детей). Вы знаете, что у верующих людей зло- это тоже самое, что и грех? А Бог помогает нам поступать по совести и нести людям добро.

«В нашей жизни часто бывает так, что человек пытается возвратить своего ближнего и кричит ему вслед:

- Слышишь ли? Воротись! Не туда пошел.

Так и Бог, голосом совести человека, говорит ему, когда тот хочет сделать что-то плохое:

- Возвратись, человек! Не туда идешь ты. Уклонись от зла.

Хочешь ли обмануть своего ближнего? Бог гремит в совести твоей:

Хочешь ли отомстить своему ближнему за обиду? Бог предупреждает тебя:

Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать брата своего? Бог возвращает тебя и говорит:

- Воротись! Удержи язык свой от зла.

Воспитатель . Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе с Лунтиком рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).

Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои выступления.

А Лунтик обязательно попросит прощения у своих друзей.

Воспитатель. Ребята, нам пора прощаться с Лунтиком, его ждут друзья, а может им нужна его помощь. Думаю, что Лунтик к нам в гости пришел не зря: он чему-то научился у нас, а мы у него. Сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.

Самопознание 8 кл. Урок

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок самопознания разработан для учащихся 8 классов в соответствии с новыми требованиями (2-ой урок из двух). В конспекте соблюдены все этапы урока. На протяжении всего урока учитель акцентирует внимание на ценности праведное поведение и сопутствующих качествах- хорошие манеры, справедливость, не сплетничать. К уроку прилагаются видеоматериалы и аудиозаписи сопровождающие некоторые этапы урока

Читайте также: