Духовная музыка в творчестве композиторов 2 класс конспект презентация

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Молитва Молись, дитя, мужай с годами, Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. И.Никитин

Пётр Ильич Чайковский

Притча о двух Ангелах

В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий Ангел решил спросить другого:

— Что же ты летаешь туда-сюда?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель музыки Асанова Л.Н

Тема: Духовная музыка

Цель: углубить и закрепить знания о видах духовной музыки и узнать, какую роль играет духовность в жизни каждого человека.

Воспитательные: 1) вся жизнь человека должна быть направлена на совершение добрых поступков; 2) воспитывать уважение к культуре прошлого и настоящего.

Развивающие:1) развивать человечность, гармоничность чувств и мыслей; 2)учить делать добро, а значит – мир на земле.

Оборудование:ноутбук, колонки, портреты композиторов.

Формирование универсальных учебных действий:

-познавательные: формирование первичных представлений о духовной музыке; развитие умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.

- регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.

- коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.

- личностные: оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.

Дети входят в класс.

Церквей огромных купола…

Мне с этим трепетом не сладить:

Так, сердцу близкая, светла

Волшебность золотистой глади.

Кричащей древностью крестов

О прошлом моего народа,

Вознесшей в поднебесье зов

Сквозь толщу купольного свода,

Зов к дням грядущим и мечту,

Надежду, вскормленную верой,

И неземную красоту,

Земной измеренную мерой.

Какой дорогой в своей жизни должен идти человек?

Что же такое религия? Ответы детей

Наблюдая и придавая смысл окружающему миру, человек понял, что его окружает не беспорядок, а упорядоченное мироздание, которое подчиняется законам природы . и изменить эти законы человек не в силах.

И вот сегодня мы попробуем понять и разобраться: нужна ли нам такая дорога, ведь порой она не бывает гладкой.

Юог говорит с каждым народом на его собственном языке - языке культурных традиций народа, особенностей национального характера и способов мыщления, поэтому духовная музыка – это огромная часть народной культуры, которую нельзя обойти, не заметив.

Вот уже 10 веков раздается звон колоколов, зовущий всех верующих на службу господню.

Духовная музыка – это не только особый мир образов, но и необычнее, непривычные нам интонации со своими законами развития.

Особенности духовной музыки:

Во первых, это особая внутренняя сдержанность чистота и открытость.

Во вторых, духовная музыка не допускает крайности, излишних чувств.

Все чувства – от печали до радости - не переходят границу дозволенного. Все чувства сдержанны, а мелодия просто и понятна.

Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, гармонии с самим собой. Такая же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунках и сочетании красок на иконах и фресках.

Музыка настраивает на покой, дисциплины внутреннего мира человека. Недаром верующие люди утром и вечером должны читать молитвы, которые призваны выправлять человека, напутствовать на предстоящий день и думать о проведении дня прошлого.

До 17 века в церкви пели одноголосно, используя для распевов знамена или топорики, мелодия была без четкого ритма, несколько сурового содержания.

Во второй половине 17 века под влиянием западной культуры распростроняется другой тип церковного пения-многоголосный. Голосов было очень большое количество, отличались они высотой звучания, придавая музыке объёмность.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним очень известным и талантливым композитором – это Иоганн Себастьян Бах. Великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.
В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать.
Бах был не единственной творческой личностью в своей семье. Считается, что он принадлежал к пятому поколению музыкантов. Около 50 его близких родственников также занимались музыкальным творчеством, двое его детей смогли стать довольно известными композиторами.

Какой инструменты вы услышали?

Где может звучать такая музыка?

Биография П.И Чайковского

знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

Какое настроение и характер музыки?

Какой бы ни была духовная музыка в дальнейшем времени, как бы она не изменилась, в культуре какого бы народа она ни жила, бесспорно одно – она несёт в себе высокую нравственность, любовь и сострадание к человеку, воспитывает в нас чувство красоты, дисциплины мыслей и чувств, учит добру и миру на земле.

Главный вопрос урока: нужно ли все это нам?

Духовная музыка учит нас добру, но есть на свете другая сила, которая все время хочет победить добро, что это за сила?

.. Есть бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в бога.

Всем нам близка более земная музыка и человек вправе решать сам: верить ему в бога или нет, но хоть иногда, послушав музыку, мы становимся немного чище душой, собраннее мыслями , человечнее, добрее. А ведь это порой нам так не хватает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:

Задачи:

Образовательная:

-прикосновение к высоким темам духовной жизни людей, соприкосновение с культурой 19 века.

Развивающая:

-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная:

-формирование уважения к традициям своего народа.

- развивать чувства сопереживания, сострадания.

II четверть

развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;

охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.

Образовательная:

-прикосновение к высоким темам духовной жизни людей, соприкосновение с культурой 19 века.

Развивающая:

-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная:

-формирование уважения к традициям своего народа.

- развивать чувства сопереживания, сострадания.

Оборудование:

Оформление доски:

Портрет П.И. Чайковского.

1.Музыкальное приветствие.

Учитель включает музыку колокольного звона. Ребята, сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну Музыки. Но страна эта большая! Поэтому именно эти звуки дадут нам определиться, куда именно мы хотим попасть!

Дети.Это звучат колокола. И эта музыка звучит в церкви.

Слайд Храма Христа Спасителя

Учитель: Действительно , мы сегодня побываем в православном храме. Многие из вас носят нательные крестики и поэтому, я думаю, что нам будет интересно поговорить о музыке, которую мы слышим подходя к храму и в самом храме.

Слайд Внутреннего убранства храма.

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА

Дети объясняют значение этого слова.

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. У нас тоже есть храм, он имеет свою историю. В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь. А какая же музыка может звучать в самом храме?

Дети отвечают.

Учитель: Действительно, в православном храме нет звучащих муз. Инструментов. Там только звучит человеческий голос - в хоре и соло.

Есть произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что же такое молитва?

Дети отвечают.

Многие известные поэты писали литературные молитвы – Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Ахматова, Окуджава и другие. Все композиторы русской школы писали церковную музыку.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии.

Учитель: Что вы можете рассказать о музыке, какая она?

Дети: Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

Учитель: Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас исполнить.

(Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под музыку вместе с учителем.)

Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

Солнце чтоб ясное в небе взошло.

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.

Дети: Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

Дети: а капелла (a cappella)

Учитель: В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

(Дети записывают в тетрадь понятие, а капелла (a cappella))

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель: Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

Дети: Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

Дети: Светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно.

Дети: Чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел.

Учитель: Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Скажите, а сегодня нужна ли людям молитва?

Ответы детей

Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько современных произведений

Слушают молитву.

Учитель: Кто исполнял эту молитву?

Дети: Мужской хор.

Учитель: Эту молитву исполнил замечательный хор Турецкого, я думаю, вы слышали о нём.

Давайте вспомним, как называется исполнение без инструментального сопровождения? Дети: А капелла.

Учитель: Следующее произведение- детская песня. Прислушайтесь к словам исполнителя. О чём просит ребёнок?

Слушают песню.

Дети отвечают

Учитель: Ребята, что вы можете сказать о музыке, которая сегодня прозвучала на уроке?

Дети: Она песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Учитель: Как вы думаете, это музыка в храме может нас изменить в лучшую сторону?

Дети. Да. Эта музыка поможет нам стать добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных.

Учитель: Чем вам запомнился урок, о чём расскажите дома?

Дети отвечают.

Учитель. Музыка в храме, молитвы учат любить себя и ближнего, ценить душевную красоту. Музыка возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель нач. классов

Тема второй четверти

Что такое молитва?

Молитва

Цели урока 1) Разучивать песню – молитву . 2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от песни-заклички. 3) Различать разные виды икон. 4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы. 5) Познакомиться с разными религиями. 6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

  • 1) Разучивать песню – молитву .
  • 2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от песни-заклички.
  • 3) Различать разные виды икон.
  • 4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы.
  • 5) Познакомиться с разными религиями.
  • 6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

Эпиграф к уроку

Молитва Богородице Молитва Богородице Дево, радуйся. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Богородице Дево, радуйся.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Читайте также: