Конспект урока глагол значение глагола

Обновлено: 06.07.2024

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Изменяются глаголы по числам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Есть два типа спряжения. Глаголы I спряжения в личных окончаниях имеют гласную букву -е-: рисует, играет, собираем. Глаголы II спряжения в личных окончаниях имеют гласную букву -и-: строим, слышим, заплатит.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древней Руси слово глагол означало человеческую речь вообще. Это говорит о том, что глаголы очень важны в речи. Конечно, при выражении своих мыслей нужны различные части речи, у каждой части речи своя работа. В тексте-описании, например, очень нужны имена прилагательные. Но когда Вам надо описать событие, показать действие или движение человека, животного или любого предмета, Вам особенно нужны глаголы.

Глаголу нравится читать,

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь!

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

Падение, падает, распад, падающий.

Скрип, скрипка, скрипит, скрипичный.

Сладкий, сладость, подсластить, сладко.

Громкий, громко, громоздиться, громоздкий.

Марка, марочный, маркировать, маркировка.

Проверьте себя по эталону:

Падение, падает, распад, падающий;

Скрип, скрипка, скрипит, скрипичный;

Сладкий, сладость, подсластить, сладко;

Громкий, громко, громоздиться, громоздкий;

Марка, марочный, маркировать, маркировка.

Какой частью речи является слово?


Что слово обозначает?


На какой вопрос отвечает слово?

Как слово изменяется?


Изменяется по родам?

Это глагол

Это имя прилагательное

Это имя существительное

Проверьте себя по эталону:

Какой частью речи является слово?


Что слово обозначает?


На какой вопрос отвечает слово?

Как слово изменяется?


Это глагол

Изменяется по родам?

Это имя прилагательное

Это имя существительное

  1. Пользуясь алгоритмом, определи, какой частью речи являются выделенные слова.

Зеленеют (______) все опушки,

Над зелёной (______) крышей дома

Спит зелёный (______) дуб.

Проверьте себя по эталону:

Зеленеют (гл.) все опушки,

Над зелёной (прил.) крышей дома

Спит зелёный (прил.) дуб.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов?

Всё лес и лес. А день темнеет;

Низы синеют, и трава

Седой росой в лугах белеет.

Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей

Идут, как рать сторожевых,

И солнце мутное Жар-Птицей

Горит в их дебрях вековых.

В этом стихотворении …

2. Отметьте строку с глаголами.

А) синеет, краснеет, белеет;

Б) бег, ходьба, стрельба;

В) старт, стартует, стартовый;

3. Отметьте предложение, в котором глагол верно употребляется в речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 4 классе

(проблемное обучение, метод исследования)

Тема : Роль глаголов в языке.

находить глаголы в тексте, объяснять смысловую нагрузку глагола в предложении, в тексте, объяснять роль глагола в предложении, в тексте, понимать название неопределённой формы глагола, рассказывать известное о глаголе по предложенному плану.

записывать предложения, используя правило правописания НЕ с глаголами, ставить глагол в неопределённую форму.

-Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению. А у нас сегодня будет непростой урок, а урок-исследования.

-Как вы думаете, что обозначает слово исследовать? (изучать, узнавать что-то новое).

- Прочитайте девиз нашего урока :

-Сегодня на уроке нужно:

Думать, рассуждать, говорить, мыслить.

- Что дано человеку для передачи своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям? (слово) Русский педагог К.Д.Ушинский писал:

-Как вы понимаете это высказывание? (В русском языке огромное количество слов, с помощью которых мы можем свободно говорить, писать. Словом можно ободрить, поддержать, а можно и убить.)

2.Актуализация знаний.

На доске слова: По, солнышко, ясн.му, лучист.е, небу, вес.ло.

-Используя слова составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол, подходящий по смыслу. Запишите предложение.

По ясному небу весело плывет лучистое солнышко.

-Определите подлежащее и сказуемое.

-Подпишите части речи.

3.Определение темы урока и целей.

-Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор.

1.Что вы больше всего любите?

2.Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3.Что бы вы пожелали ребятам?

-Чтобы русский все ребята на пятерку знали.

На письме и в разговоре нас употребляли.

-Какой части речи предложили ответить на вопросы анкеты? (Глаголу)

-Правильно, это часть речи глагол.

Определите тему нашего урока.

Глагол. Роль глагола в языке.

- Давайте определим цели нашего урока .

-Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить?

- И у меня вопрос!

-Что означает слово глагол?

-Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте, который я вам прочитаю.

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название части речи.

-Так почему же эта часть речи получила такое название?

-В современном русском языке есть слово разглагольствовать.

-Попробуйте догадаться, что оно означает?

-Давайте проверим по толковому словарю.

-Выберите ключевые слова, которые относятся к теме нашего урока.

предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать, кто, что сделать, признак предмета

-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.

-Чтобы проверить свои знания о глаголе, проведем исследовательскую работу в группах(парах).

-У каждой группы(пары) задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1 группе, (паре).

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли.

Задание 2 группе, (паре).

Разделите слова на группы. Сделайте вывод.

Иду, подойдешь, засвищут, потекли, цветут, пою,

Задание 3 группе, (паре).

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет

Задание 4 группе, (паре).

Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало

Задание 5 группе,(паре).

Раскрой скобки. Сделай вывод.

(не)взял, (не)ел, (не)принес, (не) умел, (не) расцвел

Задание 6 группе, (паре).

Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи.

Вывод: Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол изменяется по временам, лицам и числам.

В предложении является главным членом предложения -сказуемым.

4. Применение знаний на практике.

-А теперь ребята мы с вами узнаем какую роль играют глаголы в речи.

-Выполним упражнение 139 на с. 68 в учебнике. Прочитайте задание к данному упражнению?

-Какие глаголы вы выбрали? Почему? (Ключевыми словами являются глаголы)

- Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте?

(Читательское восприятие движется от действия к действию.)

Упр. 140 с. 68 в учебнике. (самопроверка)

5. Итог урока.

-Удивительная часть речи глагол! Используя опорные слова составьте рассказ о глаголе.

Л, род Лицо и число

Б.Пастернак сказал: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать

-Слова какой части речи использовал Пастернак в своем высказывании?

-Как вы думаете все ли открытия о глаголе мы с вами сделали сегодня на уроке? -Конечно нет, ведь глагол- самая живая часть речи. И с ним знакомиться мы продолжим на следующем уроке.


Что произойдёт, если на одну минуту во вселенной прекратится всякое действие? Погибнет всё живое. Ведь без действия нет жизни. А действия совершают все предметы, даже те, которые нам кажутся совершенно неподвижными. Слова, которые называют различные действия, в грамматике называются глаголами. На этом уроке профессор Грамматейкин напомнит ребятам, что такое глагол, на какие вопросы отвечают глаголы, что они обозначают и каким членом являются в предложении. А ещё ребята узнают о том, что у глаголов могут быть синонимы и антонимы и что глаголы могут употребляться не только в прямом, но и в переносном значении.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи"

Добрый день, друзья мои!

Давайте вспомним, что вы уже знаете о глаголе.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Но всё-таки, так ли важна роль глаголов в речи людей? Может быть, можно и без них обойтись?

Вот посмотрите на эти рисунки.

Что вы на них видите? Девочка на одной ножке, мальчик в бассейне, река.

Но сейчас я произнесу волшебные слова.

Девочка ПРЫГАЕТ на одной ножке. И вот рисунок ожил.

А теперь посмотрите на вторую картинку. Мальчик ПЛЫВЁТ в бассейне. Вы видите? Мальчик действительно поплыл.

Что же за такие волшебные слова я произнёс? Прыгает, плывёт, течёт. Эти слова обозначают действия предметов, то есть это глаголы. Глаголы заставят действовать любой, даже неподвижный предмет. Вы не верите? А зря… Посмотрите на это дерево.

В безветренную погоду оно кажется совершенно неподвижным. Но на самом деле оно совершает несколько действий: питается, вытягивая из земли необходимые вещества, дышит и растёт. Каждое из этих действий обозначается глаголом.

Конечно! Камень лежит, стул стоит, солнышко светит, фонарики висят и горят.

И вновь все слова, обозначающие действия, – это глаголы.

Представьте себе, что на одну минуту во вселенной прекратилось бы всякое действие. И на земле погибло бы всё живое. Ведь даже дышать было бы невозможно. Без действия нет жизни. А если есть действия, должны быть и слова, называющие эти действия. В русском языке по количеству глаголы стоят на втором месте после имён существительных. Они составляют около одной третьей части от всех слов.

Мы уже говорили, что глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Но ведь те глаголы, которые я сейчас называл, отвечают на вопросы что делает? что делают? Значит, глаголы могут отвечать и на эти вопросы. А ещё и на вопросы что сделают? что будут делать? что делал? что сделала? и некоторые другие. Главное, что в каждом из этих вопросов есть действие, на которое указывает корень дел-.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Друзья мои, обратите внимание на то, что каждая строчка здесь – это законченная мысль, то есть предложение. Но все они являются частями одного большого сложного предложения. И сейчас в каждой из этих частей мы найдём главные члены.

Первое предложение: В синем небе звёзды блещут.

В этом предложении говорится о звёздах. (Что?) Звёзды. Это подлежащее. Звёзды (что делают?) блещут. Это сказуемое.

В синем море волны хлещут.

В этом предложении говорится о волнах. (Что?) Волны. Это подлежащее. Волны (что делают?) хлещут. Это сказуемое.

Туча по небу идёт.

(Что?) Туча. Это подлежащее. Туча (что делает?) идёт. Это сказуемое.

Бочка по морю плывёт.

(Что?) Бочка. Это подлежащее. Бочка (что делает?) плывёт. Это сказуемое.

Я надеюсь, вы помните, что глагол в предложениях чаще всего является сказуемым.

А сейчас, друзья мои, я хочу предложить вашему вниманию жемчужины народной мысли, то есть пословицы.

Мир строит, а война …

Декабрь год кончает, а зиму …

Лучше своё отдать, нежели чужое …

Любишь брать, люби и …

Охо-хо… Очевидно, Вирус Ошибкин побывал здесь. Видите, он стёр в каждой пословице последнее слово, глагол. И что нам теперь делать? Попробуйте вы вставить нужные слова.

О, друзья мои. Пока вы подбирали подходящие слова, я усовестил Ошибкина, и он вернул глаголы на место. Давайте проверим, так ли у вас получилось.

Мир строит, а война разрушает.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Лучше своё отдать, нежели чужое взять.

Любишь брать, люби и давать.

Вы обратили внимание на то, что в каждой пословице есть по два глагола, которые являются антонимами друг другу?.

Строит – разрушает, кончает – начинает, отдать – взять, брать – давать.

Но, конечно, встречаются не только глаголы-антонимы, но и синонимы.

Она идёт. А ещё можно сказать, что она шагает или двигается, бредёт.

Ну вот, пожалуй, на сегодня хватит. Давайте подведём итог нашего урока и повторим то, о чём мы сегодня говорили.

* Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что делаешь? и некоторые другие.

* Глаголы в речи передают движение, действие, состояние.

* В предложениях глагол чаще всего является сказуемым.

* У глаголов могут быть синонимы и антонимы – тоже глаголы.

* Глаголы могут употребляться в переносном значении.

И не забывайте полноценно завтракать каждый день, ведь правильный завтрак — залог хорошего дня! А я прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

1.Образовательные:

Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.

Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.

Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.

2. Развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.

Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.

Развивать интерес у детей к предмету.

Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, ответственность,

Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Планируемые результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы –синонимы и антонимы в речи.

I. Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, под рукой!

Чистописание

- Посмотрите, на доске написаны буквы. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно и аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении.

глоалг

- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. Запишите его. (Глагол.)

Учитель записывает на доске.

- Что такое глагол?

Актуализация знаний

Вспомните сказки. Спишите, вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1) Старик . неводом рыбу, старуха . свою пряжу. 2) Волк . целую ночь у проруби, хвост у него и . . 3) Емеля . с печки, . . вёдра да топор.

Самоопределение к деятельности

Прочитайте пословицу. Вставьте пропущенный глагол. Объясните её смысл.

Мир строит, а война . .

Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает.)

Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют зна­чение? (Они имеют противоположное значение.)

Как называются слова, имеющие противоположное значение? (Антонимы.)

Как называются слова, имеющие близкое значение? (Синонимы.)

Учитель записывает слова на доске.

Опираясь на записанные слова, сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

-Давайте проведем небольшое исследование

Учитель читает запись на доске.

По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

Подберите синонимы к глаголу проходят

-Отредактируйте предложение, используя слова для справок

(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)

- Для чего используют синонимы в речи? (Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.)

Работа по учебнику

Упр. 177 (с. 104).

Прочитайте текст. Найдите глаголы.

Почему автор использует такие глаголы?

К каким из них можно подобрать синонимы? Подберите.

К каким из них можно подобрать антонимы? Подберите.

Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 178 (с. 104).

Прочитайте пары слов. Сравните их.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

Работа со словом из словаря

Найдите слово завтрак в орфографическом словаре.

Запишите его в словарик. Обозначьте орфограмму.

Составьте предложение со словом завтрак, запишите.

Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра? Оказывается, связано.

Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животно­го, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро, за утро и называлась поэтому завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно при­готовить за десять минут. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!

Вот какое стихотворение написал поэт В. Берестов.

«Завтра, - думал я вчера -

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Физкультминутка

- Вы хорошо потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться можно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И трудиться вновь начните!

Закрепление изученного материала

Упражнения в подборе антонимов

Допишите глаголы с противоположным значением.

Солнце всходит и . . 2) Ласточка день начинает, а соловей . .

Встретил с радостью, а . с жалостью. 4) Любишь брать, люби и . . 5) Как аукнется, так и .

Объясните смысл пословиц.

Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.)

Откройте учебники на стр.154-155

1 вариант - выписать две пары глаголов-синонимов

2 вариант - выписать две пары глаголов-антонимов

(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.)

Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответ­ствующим значением.

баклуши бить запомнить

вдохнуть жизнь обидеться

надуть губы бездельничать

зарубить на носу оживить

Объясните значения фразеологизмов.

Что такое глагол?

Какие глаголы называются синонимами?

Какие глаголы называются антонимами?

Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (Чтобы речь была яркой, точной, более выразительной.)

Читайте также: