Конспект урока гидролиз солей 9 класс химия рудзитис

Обновлено: 08.07.2024

использовать здоровьесберегающие и информа ционные технологии.

Оборудования: мультимедиа, таблиц а растворимости, соли – хлорид натрия, сульфат

цинка, карбонат калия и сульфит магния, дистиллированная вода, индикаторы – лакмус,

Виды солей: 1. Образованные сильным основанием и сильной кислотой

2. Образованные сильным основанием и слабой кислотой

3. Образованные слабым основанием и сильной кислотой

4. Образованные слабым основанием и слабым кислотой

Гидролиз рассматривается в 9 классе по первой с тадии, кроме третьего примера,

данный метод позволяет лучше познакомиться с ос новными и кислыми солями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68 города Тюмени

автор Тарасова Елена Павловна,

учитель химии МАОУ СОШ № 68

Учитель МАОУ СОШ № 68 города Тюмени Тарасова Е.П.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепления изучаемого материала. Обучение применению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Образовательные: сформировать понятие о гидролизе солей, научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей; углубить знания учащихся об обратимых химических реакциях; закрепить практические навыки определения среды раствора; совершенствовать умения в работе с тестовыми заданиями разных типов.

Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; выделять главное в процессе демонстрации опыта, развивать логическое мышление.

Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.

Методы, используемые на уроке : частично-поисковые.

Оборудование : периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; таблица “Кислотность среды”; схема – таблица “Гидролиз солей”; тестовые задания с выбором одного правильного ответа (задания части А ЕГЭ); тестовые задания на соответствие (задания части В ЕГЭ), реактивы растворы солей : хлорида калия, хлорида цинка, карбоната калия.

Этапы урока

Виды работы

I. Организация начала урока

II. Вводная часть. Постановка темы, целей и задач урока.

лабораторный опыт; работа с микролабораториями.

III. Повторение основных важнейших опорных знаний.

фронтальный опрос; работа у доски и в тетрадях.

IV. Актуализация знаний.

V. Объяснение нового материала.

рассказ учителя; работа с таблицами; беседа

VI. Обучение употреблению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

совместная работа с тестами.
самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями.

VII. Обобщение и закрепление темы.

индивидуальные карточки задания.

VIII. Домашнее задание.

План – конспект урока.

Вводная часть . Приветствие учителя.

Ученики разделены заранее на группы, в которых они работают весь урок.

Учитель: Перед вами находятся растворы солей хлорида калия, хлорида цинка, карбоната калия. Как вы думаете, будут ли растворы индикаторов изменять свою окраску в растворах этих солей.

Ученики делают предположения. Затем проверяют свои предположения

1 и 3 группа раствором индикатора лакмуса;

Делают выводы, что в растворах солей индикатор изменяет свою окраску, а при измерении датчиками рН в растворах разных солей разные показатели рН среды.

Учитель: Отчего же зависит рН среды в растворах солей?

Тема сегодняшнего урока логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.

Повторение основных важнейших опорных знаний.

Электролиты; сильные и слабые электролиты (определение, представители классов неорганических соединений).

Определение солей в свете теории электролитической диссоциации.

Составление уравнений диссоциации солей (хлорида натрия, гидроксохлорида кальция, гидросульфата натрия) на доске.

Реакции ионного обмена, условия их протекания.

Водородный показатель (рН).

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи.

Вопрос: Какая среда в водных растворах кислот?

Ответ: кислотная, так как присутствуют ионы Н + .

Вопрос: Какая среда в водных растворах щелочей?

Ответ: щелочная, так как присутствуют гидроксид – ионы ОН - .

Вопрос: Какая среда в воде?

Ответ: нейтральная, так как вода незначительно, но диссоциирует на ионы Н + и ОН - . Концентрация этих ионов в воде одинакова.

Демонстрационный опыт.

К раствору кислоты добавляем несколько капель индикатора лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.

К растворам щелочи добавляем несколько капель фенолфталеина, лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.

Вопрос: Какая среда в водных растворах солей? Давайте экспериментально проверим характер среды в растворах выданных вам солей. Результаты опытов запишем в таблицу. Выполнение лабораторного опыта по определению РН среды растворов солей.

Делаем вывод: в растворах солей нет общих для всех солей ионов (по сравнению с растворами кислот и растворами щелочей). Химические свойства соли определяются свойствами ее катиона и аниона, которые имеются в ее водном растворе.

Объяснение нового материала .

Катионы металлов и анионы кислотных остатков, входящие в состав солей, называют компонентами соли. Катионы – остатки щелочей – и анионы сильных кислот электролитов называют сильными компонентами соли . Соответственно катионы и анионы нерастворимых в воде оснований и кислот, а также растворимых, но слабодиссоциирующих электролитов называют слабыми компонентами соли . (Работа с таблицей – схемой, раздаточный материал.

В обменный процесс с водой вступают только те соли, в составе которых есть слабый компонент или оба компонента слабы.

Гидролиз (от греч. hỳdör – вода и lỳsis – разложение) – это разложение водой . Гидролиз солей – это взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих частиц. Давая такое определение реакции гидролиза, мы подчеркиваем, что соли в растворе находятся в виде ионов и движущей силой реакции является образование малодиссоциирующих частиц (общее правило для многих реакций в растворах).

Какие типы гидролиза возможны? Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможны три типа гидролиза:

гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион);

гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион);

совместный гидролиз (в реакцию с водой вступает и катион, и анион).

Гидролиз по катиону. Как катион может взаимодействовать с водой? Отмечаем, что катион – это положительно заряженная частица, а молекула воды полярна, условно можно представить ее состоящей из положительно заряженного атома водорода и отрицательно заряженной гидроксильной группы. Какую же часть молекулы воды оторвет и присоединит к себе катион? Ученики с удовольствием отвечают: “Гидроксильную группу!” Ответ подтверждаем записью уравнения, отмечая обратимость реакции:

M n + + H–OH MOH ( n –1)+ + H + .

Написав формулу образовавшейся частицы, тут же обсуждаем, что это за частица, будет ли она иметь заряд и какой, приходим к выводу, что, как правило, это гидроксокатион. А что останется от молекулы воды? Какую реакцию водного раствора обусловливает избыток этих частиц? Какова будет реакция индикатора? А теперь проверим нашу гипотезу (обращаемся к таблице результатов опыта).

После этого школьники самостоятельно делают вывод: гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и кислой среды раствора.

Отмечаем, что иногда (при n = 1) вместо гидроксокатионов получаем молекулы слабого основания. А может ли гидроксокатион вступить в реакцию со следующей молекулой воды? Сообщаем, что это будет вторая ступень гидролиза, что каждая следующая ступень протекает в тысячи раз слабее, чем предыдущая, что даже первая ступень протекает обычно на доли процента. Поэтому, как правило, рассматривается только первая ступень гидролиза.

Гидролиз по аниону разбираем аналогично, записывая уравнение:

An n – + H–OH HAn ( n –1)– + OH – .

Подводим учеников к выводу: гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и щелочной среды раствора.

Совместный гидролиз. Из самого названия следует, что в этом случае в растворе протекают две выше рассмотренные реакции. Предлагаем школьникам проанализировать их и сделать вывод о реакции среды. Опровергаем представление о том, что среда будет нейтральной. Одинаковое число ионов водорода и гидроксид-ионов существует только на бумаге. На самом деле здесь протекают две независимые обратимые реакции, и каких ионов в растворе окажется больше – зависит от степени протекания каждой реакции. А это, в свою очередь, зависит от того, что слабее – кислота или основание. Если слабее основание, то в большей степени будет протекать гидролиз по катиону и среда раствора будет кислой. Если слабее кислота – наоборот. Как исключение возможен случай, когда среда будет почти нейтральной, но это только исключение. Одновременно обращаем внимание учащихся на то, что связывание гидроксид-ионов и ионов водорода в воду приводит к уменьшению их концентрации в растворе. Предлагаем вспомнить принцип Ле Шателье и подумать, как это повлияет на равновесие. Подводим их к выводу, что при совместном гидролизе степень его протекания будет значительно выше и в отдельных случаях это может привести к полному гидролизу.

Полный гидролиз. Для полного протекания гидролиза нужно, чтобы соль была образована очень слабой кислотой и очень слабым основанием. Кроме того, желательно, чтобы один из продуктов гидролиза уходил из сферы реакции в виде газа. (Малорастворимые вещества, остающиеся в контакте с раствором, вообще говоря, не уходят из сферы реакции, поскольку все равно в какой-то степени растворимы.) Поэтому полному гидролизу подвергаются обычно соли газообразных или неустойчивых кислот: сероводородной, угольной, отчасти сернистой. К ним примыкают вещества, которые в обычном понимании уже не являются солями: нитриды, фосфиды, карбиды, ацетилениды, бориды. Полностью гидролизуются также алкоголяты. Если вернуться к обычным солям, то полностью гидролизующиеся соли (карбонаты, сульфиды алюминия, хрома(III), железа(III)) нельзя получить реакциями обмена в водных растворах. Вместо ожидаемых продуктов в результате реакции мы получим продукты гидролиза. Гидролиз осложняет протекание многих других реакций обмена. Так, при взаимодействии карбоната натрия с сульфатом меди в осадок обычно выпадает основный карбонат меди (CuOH) 2 CO 3 .

В таблице растворимости для полностью гидролизующихся солей стоит прочерк. Однако прочерк может стоять по другим причинам: вещество не изучено, разлагается в ходе окислительно-восстановительной реакции и т.п.

Алгоритм написания уравнений гидролиза : Составляем вместе с ними алгоритм написания уравнений гидролиза. Рассмотрим его на конкретных примерах.

Пример 1. Гидролиз хлорида цинка.

1. Определяем тип гидролиза . На этом этапе школьники могут написать уравнение диссоциации соли: ZnCl 2 Zn 2+ + 2Cl - .

Можно дать им “правило цепочки”: цепочка рвется по слабому звену, гидролиз идет по иону слабого электролита. Соль образована катионом слабого основания (подчеркиваем) и анионом сильной кислоты. Идет гидролиз по катиону.

2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду: Zn 2+ + H–OH ZnOH + + H + .

Образуется катион гидроксоцинка и ион водорода, среда – кислая.

3. Составляем молекулярное уравнение . Надо учитывать, что составление такого уравнения есть некоторая формальная задача. Из положительных и отрицательных частиц, находящихся в растворе, мы составляем нейтральные частицы, существующие только на бумаге. Получаем: ZnCl 2 + H 2 O (ZnOH)Cl + HCl.

Обращаем внимание, что продукт реакции относится к группе основных солей.

Пример 2. Гидролиз карбоната калия.

1. Определяем тип гидролиза: K 2 CO 3 2K + + C O 3 2– .

Калий – щелочной металл, его гидроксид – сильное основание, угольная кислота, слабая кислота. Идет гидролиз по аниону.

2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду: C O 3 2– + H–OH Н C O 3 – + OH –

Продукты – гидрокарбонат– и гидроксид-ионы, среда – щелочная.

3. Составляем молекулярное уравнение: K 2 CO 3 + H 2 O КНC O 3 + КOH.

Получили кислую соль – гидрокарбонат калия.

Пример 3. Гидролиз ацетата алюминия.

1. Определяем тип гидролиза: Al(CH 3 COO) 3 = Al 3+ + 3 CH 3 COO – .

Соль образована катионом слабого основания и анионами слабой кислоты. Идет совместный гидролиз.

2. Пишем ионные уравнения гидролиза, определяем среду:

Al 3+ + H–OH AlOH 2+ + H + ,
CH 3 COO – + H–OH H 3 COOH + OH – .

Учитывая, что гидроксид алюминия очень слабое основание, предположим, что гидролиз по катиону будет протекать в большей степени, чем по аниону. Следовательно, в растворе будет избыток ионов водорода, и среда будет кислая. Не стоит пытаться составлять здесь суммарное уравнение реакции. Обе реакции обратимы, никак друг с другом не связаны, и такое суммирование бессмысленно.

4. Составляем молекулярное уравнение:

Обучение применения изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Гидролиз в заданиях ЕГЭ по химии.

Задания части А.

1. Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли:

1) ацетата алюминия; 2) нитрата калия; 3) сульфата алюминия; 4) силиката натрия.

Фенолфталеин – индикатор на щелочную среду, в которой он принимает малиновую окраску. В растворе соли щелочная среда может возникнуть при гидролизе по аниону.

1) ацетат алюминия рассмотрен выше, идет совместный гидролиз, среда получается слабокислая;

2) нитрат калия образован сильными кислотой и основанием, гидролиз не идет, среда нейтральная;

3) сульфат алюминия образован сильной кислотой и слабым основанием, гидролиз идет по катиону, среда получается кислая;

4) силикат натрия образован слабой кислотой и сильным основанием, гидролиз идет по аниону, среда получается щелочная: Ответ. 4.

Выполняем задания Части А № 1–5

Задания части В. 1. Установите соответствие между названием соли и отношением ее к гидролизу.

Используя полученные знания о гидролизе солей, приходим к выводу: А – 3; Б – 1;В – 2; Г – 2

3. Установите соответствие между формулой соли и окраской индикаторов в ее водном растворе:

Определяем по какому типу гидролизуется соль, среду раствора и окраску в ней индикаторов. Получаем: А (гидролиз по аниону, среда раствора щелочная, лакмус – синий, фенолфталеин – малиновый) – 3; аналогично Б – 2; В – 3; Г – 3.

Выполняем задания Части В № 2,3,6, 20

Обобщение и закрепление темы. Заполняем карточку схему по образцу:

Карбонат калия

K 2 CO 3

H 2 CO 3 –сл.

Гидролиз по аниону .

СО 3 2- +НОН НСО 3 - +ОН -

Среда щелочная

Лакмус – синий

Метилоранж – желтый

Фенолфталеин – малиновый

Лакмус –
Метилоранж –
Фенолфталеин –

Лакмус –
Метилоранж –
Фенолфталеин –

Лакмус –
Метилоранж –
Фенолфталеин –

Образец:
Карбонат калия

K 2 CO 3

H 2 CO 3 –сл.

Гидролиз по аниону .

СО 3 2- +НОН НСО 3 - +ОН -

Среда щелочная

Лакмус– синий
Метилоранж –желтый
Фенолфталеин – малиновый

Лакмус –
Метилоранж –
Фенолфталеин –

Лакмус –
Метилоранж –
Фенолфталеин –

Лакмус –
Метилоранж –
Фенолфталеин –

§ 6, стр.22 зад.10,11.

Используемая литература:

Учебник “Химия 9 класс. ”,Г.Е.Рудзитис , Ф.Г. Фельдман Москва 2008, Просвещение.

“ Учебно-методическое пособие по химии для профильного обучения в медико-биологических классах” , Краснодар 2008 год, составитель профессор Т.Н. Литвинова , зав. Кафедрой общей химии КГМУ.

“ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Химия” Федеральный институт педагогических измерений, М.: 2010, Астрель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дает возможность развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту.



Подготовила:

Белоножко

Нина Викторовна

учитель химии

Цель урока: Сформировать у обучающихся понятия гидролиза солей.

Задачи урока:

Развить у обучающихся умение пользоваться знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента.

Развивать мышление, уметь делать логические выводы из наблюдений по опыту.

Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии.

Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Оборудование:

реактивы: хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид меди, гидроксид натрия, соляная кислота,

индикаторы - лакмус, фенолфталеин, пробирки

Создание психологического климата

Постановка проблемы – стихотворение.

Электролиты и неэлектролиты.

Сильные слабые электролиты.

Работа индикаторов в различных средах.

Эксперимент и выводы опытов.

Доказательство через уравнения реакций.

Определение понятия гидролиза солей.

Ι. Организационный момент.

Дидактическая задача: создание психологического климата

Здравствуйте! Возьмите лист со шкалой настроения и отметьте ваше настроение в начале урока. Хорошо, спасибо.


Подчеркните одно из слов, определяющих ваше настроение в самом начале урока

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Лежа дома на диване

Про прогулку думал Ваня
Сколько в мире,- думал Ваня,-
Есть кислот и оснований
Например, вода морей-
Это ведь раствор солей.
Где-то я читал когда-то:
Там хлориды и сульфаты…
И соляной там и серной
Кислоты полно наверно:
Ведь вчера прошли мы в школе
Что в воде идет гидролиз!
И зачем себе на горе
Люди в отпуск едут к морю?
Если долго там купаться
Можно без трусов остаться:
Ткань любую кислота
Растворяет кислота
Ванин слушая рассказ,
Целый час смеялся класс
Больше Ваню не дразните,
Ведь сказал ему учитель:
"Зря Иван поддался страху,-
Лучше б шел купаться в море!"

Сейчас мы рассмотрим, что такое гидролиз, и в конце урока скажем, почему Ваня боялся зайти в море.

III. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос в виде беседы:

Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

Что такое кислоты и основания соли с позиции теории электролитической диссоциации?

Какие соли вы знаете? Учащиеся повторяют соли по таблице растворимости, их названия.

Какие кислоты и основания считаются сильными и слабыми?

Учащиеся составляют таблицу:

и все трудно растворимые ания.

Окраска индикаторов в различных средах.

На столе три лабораторных стакана в каждом налиты растворы кислоты, основания и воды. Добавляю каплю индикатора. И вместе определяем соответствие, налитых веществ: кислота, вода, щёлочь.

ΙV. Изучение нового материала .

Рассмотрим название явления “гидролиз”. Данный термин состоит из двух составных частей от греческого “гидро” – вода, “лизис” – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.

Думаю, к концу занятия нам удастся сформулировать полное определение понятия “гидролиз”.

Процесс гидролиза состоит из двух этапов:

1. Диссоциация соли в растворе – необратимая реакция
2. Собственно гидролиз соли – обратимая реакция.

Условия для гидролиза:

А) Наличие воды.
Б) Реакция идет только по первой стадии.
В) Реакция обратима.

Выделяют три типа гидролиза:

1. Соль образованная сильным основанием и сильной кислотой.

Приведите примеры таких солей?

NaCl – соль образованная сильным основанием NaOH, и сильной кислотой – HCl.

Проводится опыт: К раствору соли добавляется индикатор – лакмус. Окрашивание фиолетовое. Учащиеся делают вывод, что реакция среды нейтральная и записывают вывод, что соль образованная сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергается и имеет нейтральную реакцию среды.

Хлорид натрия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.


Хлорид натрия гидролизу не подвергается, так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит.


Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид-ионов.

Практическое применение поваренной соли.

2. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Гидролиз по аниону.

Приводятся примеры солей.

Na2CO3 - соль образованная сильным основанием NaOH, и слабой кислотой H2CO3.

Проводится опыт: Берем пробирку, в которую наливаем раствор

карбоната натрия добавляем фенолфталеин.

Учащиеся наблюдают малиновое окрашивание и делают вывод, что реакция среды щелочная.

Записывается уравнение реакции.


Поэтому сода находит большое применение в быту.

Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную реакцию среды, поэтому лакмус синий, а фенолфталеин становится малиновым.

3. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, гидролиз по катиону.

Приводятся примеры таких солей.

CuCl2 - соль образованная сильной кислотой HCI и слабым основанием Cu(OH)2

Проводится опыт: Берутся две пробирки в которые наливаются растворы кислоты и хлорида меди. В обе пробирки приливаем индикатор – лакмус, и наблюдаем красное окрашивание. Интенсивность окрашивания приблизительно одинакова.

Записываем уравнение реакции.


Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет.

Случай, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой более сложный и будет рассмотрен в 11 классе. Продукты гидролиза зависят от соотношения констант диссоциации основания и кислоты. Отмечу лишь, что зачастую гидролиз в данном случае идет необратимо, соль полностью разлагается водой. В этом случае в таблице растворимости в ячейке соответствующей соли стоит прочерк.

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия “гидролиз”

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Вывод: Гидролиз – это взаимодействие солей с водой, в зависимости от типа соли индикаторы окрашиваются в различные цвета.

V. Закрепление изученного материала

Выполнение тестового задания. 1 вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

Выполнение тестового задания. 2 вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;
Б) обменная реакция соли с водой;
В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании молекул сильных электролитов;
В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

Поведение итогов выполнения задания. Верные ответы, ключ для оценки успешности выполнения теста.

Значение гидролиза. Роль и практическое применение гидролиза Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе.

Явление гидролиза играет огромную роль в химическом преобразовании земной коры. Многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов – алюмосиликатов – происходит разрушение горных пород.

Известный нам малахит (Cu2(OH)2CO2) – не что иное, как продукт гидролиза природных карбонатов.

В Мировом океане соли также интенсивно взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод рН приблизительно равно 9 наиболее интенсивно протекает фотосинтез в морских растениях и наиболее быстро развиваются морские животные. А если вспомнить о составе рН крови млекопитающих, в том числе и человека, то вы сможете не только сделать вывод о единстве животного мира на Земле но и сформулировать и некоторые гипотезы происхождении жизни на планете.

Гидролиз в народном хозяйстве.

Гидролиз доставляет немало хлопот нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и магния. При нагревании нефти в процессе ее переработки до 250 град. С и выше происходит интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с водяным паром. Образующийся при этом газообразный хлороводород вступает в реакцию с металлом, из которого сделано оборудование, разрушает его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.

Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел. Например, образующийся при взаимодействии сульфата алюминия с водой мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже несколько веков используется в качестве протравы при крашении. Оседая на ткань и прочно соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко адсорбирует красители и образует весьма устойчивые красящие слои, которые выдерживают многократную стирку ткани. Без протравы качественной окраски тканей не получится.

Этот же процесс используют для очистки питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый аморфный осадок гидроксида алюминия обволакивает частички грязи и адсорбирует вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно таков же механизм очистки природной воды глинами, которые представляют собой соединения алюминия.

Гидролиз солей Na2CO3 Na3PO4 применяется для очистки воды и уменьшения ее жесткости.

Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза


Посредством гидролиза в промышленности из непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.

Гидролиз в жизни человека

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.

В конце урока мы возвращаемся к стихотворению и отвечаем, почему же Ваня боялся зайти в море.

Ребята, вспомните какие цели стояли перед нами? Достигли ли мы их? Отметьте свое настроение в конце урока на шкале настроения. Изменилось ли ваше настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Образовательные: сформировать у учащихся понятие о гидролизе солей, научить
составлять уравнения реакций гидролиза различных солей. Углубить знания
учащихся об обратимых химических реакциях. Закрепить практические навыки
определения среды раствора. Совершенствовать умения в работе с тестовыми
заданиями разных типов.

2)Развивающие:развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; выделять главное в процессе демонстрации опыта, развивать логическое мышление.

3) Воспитательные: формировать материалистическое представление об окружающем мире, воспитывать осознанное представление о химии как производительной силе общества, воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Задачи:

1. Совершенствовать умение работать с учебным материалом, научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном виде.

2. Сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

11-б класс, 03.02.2015 г. Учитель: Моисеева Ирина Викторовна

1) Образовательные: сформировать у учащихся понятие о гидролизе солей, научить
составлять уравнения реакций гидролиза различных солей. Углубить знания
учащихся об обратимых химических реакциях. Закрепить практические навыки
определения среды раствора. Совершенствовать умения в работе с тестовыми
заданиями разных типов.

2) Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; выделять главное в процессе демонстрации опыта, развивать логическое мышление.

3) Воспитательные: формировать материалистическое представление об окружающем мире, воспитывать осознанное представление о химии как производительной силе общества, воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Совершенствовать умение работать с учебным материалом, научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном виде.

Сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемного обучения,

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые.

Оборудование и реактивы: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица “Индикаторы”; таблица “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”; тестовые задания на соответствие (задания части 1 ЕГЭ). Растворы солей: хлорида натрия, хлорида цинка, карбоната натрия. Индикатор лакмус, раствор

соляной кислоты и раствор гидроксида натрия.

Организационный этап: Приветствие учащихся, создание положительной эмоциональной атмосферы. Учитель объявляет тему и задачи урока, обосновывает значимость гидролиза солей в природе, промышленности, в быту и практической деятельности человека.

Электролиты. Сильные и слабые электролиты (определение, представители
классов неорганических соединений).

Определение солей в свете теории электролитической диссоциации.

Составление уравнений диссоциации солей (хлорида натрия, гидроксохлорида
кальция, гидросульфата натрия).

Реакции ионного обмена, условия их протекания.

Водородный показатель (рН).

Какая среда в водных растворах кислот?

Кислотная, так как присутствуют ионы Н + .

Какая среда в водных растворах щелочей?

Щелочная, так как присутствуют гидроксид – ионы ОН - .

Какая среда в воде?

Нейтральная, так как вода незначительно, но диссоциирует на ионы Н + и ОН - . Концентрация этих ионов в воде одинакова.

Как экспериментально определить характер среды?

Демонстрационный опыт.

К раствору кислоты добавляем несколько капель индикатора лакмуса.
Наблюдаем изменение окраски индикатора.

К растворам щелочи добавляем несколько капель лакмуса.
Наблюдаем изменение окраски индикатора.

Какая среда в водных растворах солей? Давайте экспериментально
проверим характер среды в растворах выданных вам солей. Результаты опытов
запишем в таблицу (таблицу предварительно начертить в тетради). Выполнение лабораторного опыта.

Формула и название

исследуемой соли

Изменение цвета индикатора - лакмуса

Среда раствора соли

NaCl - Хлорид натрия

ZnCl2 - Хлорид цинка

Проблемная ситуация: почему в растворах солей индикатор также поменял окраску? Ведь в составе этих солей мы не видим ионы Н + и ОН - , которые изменяют окраску индикатора. Как вы объясните этот факт? Перед учащимися поставлена проблема, которую они не могут решить на данном этапе, так как не обладают необходимыми знаниями. Учитель объясняет, что при растворении солей в воде происходит не только процесс диссоциация, но и гидролиз.

Гидролиз (от греч. Hydro - вода, lysis - разложение) означает разложение веществ водой.

Гидролиз соли – это обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.

Вода является слабым электролитом: Н2О ↔ H + + OH - . Присутствующие в растворе соли ионы начинают взаимодействовать с молекулами воды. Для определения среды пользуются водородным показателем – рН. Если среда нейтральная, рН=7; если рН 7, то среда щелочная и при этом: [OH - ] [H + ]; если рН + ] [OH - ].

Рассмотрим подробнее процесс гидролиза солей. Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от вида кислоты и вида основания выделяют четыре типа солей:

1.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

2.Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

3.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой.

Для более успешного и лучшего понимания механизма гидролиза солей, необходимо составить алгоритм записи уравнений реакций гидролиза:

Составление алгоритма записи уравнений реакции гидролиза:

Записать уравнение диссоциации соли.

Записать уравнение диссоциации воды.

Выбрать слабый ион.

Записать его взаимодействие с водой.

Записать молекулярное уравнение гидролиза.

6. Определить среду раствора.

1) К какому типу солей относится хлорид натрия?

Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

ΝaCl ↔ Νa + + Cl -

HOH↔ OH - +H +

В данном случае при диссоциации соли не образуются слабые ионы и, следовательно, не образуется слабый электролит. [H + ] = [OH - ]

Вывод: ΝaCl не подвергается гидролизу, так как соль образована сильным основанием и сильной кислотой, среда нейтральная.

2)К какому типу солей относится ацетат аммония? Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

СН3СООΝН4 ↔ СН3СОО - +ΝН4 +

HOH ↔ H + + OH -

Слабым ионом будут катион и анион. Гидролиз будет идти одновременно по катиону и аниону: СН3СООΝН4+ HOH ↔ СН3СООН+ ΝН4 ОН.

Среда будет слабокислая или слабощелочная в зависимости от Кд кислоты или основания (рН~7).

Вывод: Соль CH3 COONH4 подвергается гидролизу по катиону и аниону, так как образована слабой кислотой и слабым основанием. Продукты гидролиза зависят от соотношения констант диссоциации основания и кислоты. Отмечу лишь, что зачастую гидролиз в данном случае идет необратимо, соль полностью разлагается водой.

3)К какому типу солей относится карбонат натрия? Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

Na2CO3↔ 2Na + + CO3 2-

HOH↔ OH - + H +

Слабым ионом будет анион. Карбонат-ионы прочно связывают катионы водорода, так как угольная кислота слабая. Катионы натрия не могут быть связаны гидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.

CO3 2- + HOH↔ НCO3 – + OH –

Na2CO3 + H2O ↔ NaНCO3 + NaOH

В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая сол

Вывод: Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, подвергается гидролизу по аниону и имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

4) К какому типу солей относится хлорид цинка?

Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой.

ZnCl2 ↔ Zn 2+ + 2Cl -

HOH↔ OH - + H +

Слабым ионом будет катион. Ионы цинка прочно связывают гидроксид-ионы, так как гидроксид цинка слабое основание. Хлорид-анионы не могут быть связаны катионами водорода, так как соляная кислота – сильная кислота и диссоциирует полностью.

Zn 2+ + HOH ↔ ZnOH + + H +

ZnCl2 + H2O ↔ (ZnOH)Cl + HCl

В результате в растворе избыток катионов водорода, вследствие чего среда кислая.

Одним из продуктов данной обменной реакции является основная соль.

Вывод: Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, подвергается гидролизу по катиону и имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток катионов водорода.

Учащимся предлагается тест (Приложение 1), результаты которого проверяем вместе.

Домашнее задание: Изучить конспект урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обучение применения изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Гидролиз в заданиях ЕГЭ по химии.

1) Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к

НАЗВАНИЕ СОЛИ ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

А) нитрат натрия 1) гидролизуется по катиону

Б) фосфат натрия 2) гидролизуется по аниону

В) сульфид калия 3) гидролизуется по катиону и аниону

Г) нитрат алюминия 4) гидролизу не подвергается

2) Установите соответствие между формулой соли и отношением её к гидролизу.

ФОРМУЛА СОЛИ ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

А) NaNO3 1) гидролизуется по катиону

Б) HgF2 2) гидролизуется по аниону

В) Fe(NO3)3 3) гидролизуется по катиону и аниону

Г) Ca(CH3COO)2 4) гидролизу не подвергается

3) Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к

НАЗВАНИЕ СОЛИ ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

А) карбонат аммония 1) гидролизуется по катиону

Б) нитрат алюминия 2) гидролизуется по аниону

В) сульфид натрия 3) гидролизуется по катиону и аниону

Г) иодид калия 4) гидролизу не подвергается

4) Установите соответствие между формулой соли и отношением её к гидролизу.

ФОРМУЛА СОЛИ ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

А) FeCl2 1) гидролизуется по катиону

Б) Al2S3 2) гидролизуется по аниону

В) (CH3COO)2Cu 3) гидролизуется по катиону и аниону

Г) (CH3COO)2Ba 4) гидролизу не подвергается

5) Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к

НАЗВАНИЕ СОЛИ ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ

А) фосфат аммония 1) гидролизуется по катиону

Б) нитрат цинка 2) гидролизуется по аниону

В) карбонат калия 3) гидролизуется по катиону и аниону

Г) сульфат натрия 4) гидролизу не подвергается

6) Установите соответствие между формулой соли и средой водного раствора этой

ФОРМУЛА СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА

В) NaNO3 3) щелочная

7) Установите соответствие между названием соединения и средой его водного

НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ СРЕДА РАСТВОРА

А) фосфат калия 1) нейтральная

Б) ацетат бария 2) кислая

В) нитрат хрома (III) 3) щелочная

Г) нитрат натрия

8) Установите соответствие между формулой соли и реакцией среды водного раствора

ФОРМУЛА СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА

В) CH3COONa 3) щелочная

9) Установите соответствие между химической формулой соли и реакцией среды водного раствора этой соли.

Читайте также: