Конспект урока героическая музыка 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : прививать любовь к искусству, расширять кругозор учащихся, выявлять интерес к классической музыке.

Образовательная : познакомить детей с творчеством великого композитора Людвига Ван Бетховена.

Развивающая : развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.

Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к вокальному искусству

1.Организационный момент

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко ! (фонарики вверху)

Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!

- Здравствуйте!

Сегодня, мы с Вами поговорим о замечательном композиторе Людвиге Ван Бетховене.

Вспомним, с какими произведениями уже знакомились на уроках музыки.

2.Изучение нового материала

- Ребята, давайте познакомимся с биографией и творчеством композитора.

Слайд 1:(краткая биография композитора)

Людвиг Ван Бетховен ( 1770-1827) – великий немецкий композитор, родился в городе Бонне. К 12 годам композитор свободно играл на клавесине, скрипке и органе. Когда композитору исполнилось 17 лет, он отправился в Вену.

Слайд 2: Некоторое время Бетховен занимался у Гайдна. В 1792 году он навсегда покинул родину и переселился в Вену, где прожил до конца жизни. К 26-ти годам композитор начал чувствовать признаки ослабление слуха

Глухота, постигшая композитора, заставляла композитора искать пути общения с миром, с окружающими его людьми. Музыкальный мир очень широк. В нём есть всё: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слёзы.

Слайд 4 : Творчество Бетховена служит доказательством того, что человек сильнее самых трудных испытаний судьбы.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие произведения композитора Вы знаете?

- Верно, молодцы ребята!

7 инструментальных концертов.

Сонаты , 5 струнных квинтетов, 7 фортепьянных трио, 5 струнных трио и многие другие.

Работа с учебником (страницы 106-113)

Музыкальный словарик (Симфония, дирижёр, вариации, аккомпанемент, лад)

( Дети записывают музыкальные термины в тетрадь)

Дирижёр – руководитель оркестра, хора.

Аккомпанемент – музыка, предназначенная для сопровождения.

Вариации – музыкальная форма, которая основана на повторении изменяющейся темы.

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

3.Закрепление материала

Слушание музыки

( Беседа о прослушанной музыки)

4.Подведение итогов урока:

- С каким композитором мы сегодня познакомились?

- Какие произведения написал композитор?

- Какие новые музыкальные термины изучили на уроке?

Исполнение песни

Творческое дом. задание ( Составить музыкальный кроссворд)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

И мой сурок со мною. mp4

Людвиг ван Бетховен - Симфония №3 Es-dur ''Героическая'', 2 часть Траурный марш.mp3

Сурок Бетховин (мультфильм).mp4

Выбранный для просмотра документ Мир музыки Бетховена.docx

Дата проведения:

Задачи:

- формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;

- развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;

- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Формируемые УУД

Познавательные:

- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

- сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми.

Личностные:

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, SMART -доска, фортепиано.

Ход урока.

Музыкальное приветствие.

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Учитель: - Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)

- Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни). И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.


Дети записывают определение в тетрадь.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе Подумайте, почему так любимо всем это произведение?

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно)

4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х - да)

5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О - нет)

6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х - да)

7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О - нет)

8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х - да)

- Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Рефлексия

- Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.

- Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Героические страницы истории России в музыке

Тип урока: комбинированный
Цели урока: Создать условия для:

- Ознакомления учащихся с новой скороговоркой и ритмическими движениями

- Начинания разучивания новой песни;

Тема: Героические страницы истории России в музыке

Тип урока: комбинированный
Цели урока: Создать условия для:

- Ознакомления учащихся с новой скороговоркой и ритмическими движениями

- Начинания разучивания новой песни;

Планируемые результаты:

Личностное УУД: создать условия для развития способностей школьников, способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков.

Предметные УУД: Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующие самостоятельные работы с малым участием учителя.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: умение находить различные песни .

Коммуникативные УУД: умение делиться своими наблюдениями,впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания.

Познавательные УУД: Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

1.Организационный момент.
Цель:

Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на урок

Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Анатольевна!

Сегодня урок музыки проведу у вас я!

Давайте начнем наш день с улыбки. Улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам много радости.

Цель: Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, разгадаем ребус







Дыхательная разминка:

-свеча (глубокий вдох - медленно дуем на воображаемую свечу.

-погаси свечу (короткими толчками выдыхать воздух: Фу! Фу! Фу!)

-надоедливый комар (продолжительный выдох с произнесением буквы

З-З-З, руки в стороны, медленно соединяйте руки, не спугните комара, хлопок)

-весело, грустно ( тянем звук С меняя положение губ)

Музыкальная разминка:

Скороговорка:

Мы поедим на метро

Пропойте мой звук:

Ма-ма-ма-ма на одном звуке,

Ку-ку на двух звуках,

Тра-ля-ля на трех-пяти звуках

Познавательные (ознакомление с новой музыкой)

Личностные (развитие эстетических чувств, духовно- нравственное развитие детей).

Коммуникативные (формирование собственного мнения)

Разучивание новой песни

Все мы знаем, с каким праздником мы недавно поздравляли наших мальчиков. С Днем защитника Отечества.

Мы в честь этого праздника разучим песню

-Кому-то известна эта песня?

Послушайте слова этой песни:

Здесь нет припева и запева.

-Солдатушки, бравы, ребятушки, где же ваши деды?

-Наши деды-славные победы, вот где наши деды!

-Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши матки?

-Наши матки-белые палатки, вот где наши матки!

-Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши жены?

-Наши жены-ружья заряжены, вот где наши жены!

-Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши сестры?

-Наши сестры-штыки, сабли остры, вот где наши сестры!

-Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши детки?

-Наши детки-пули наши метки, вот где наши детки!

-Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша хата?

Наша хата-лагерь супостата, вот где наша хата!

-Какой ритм песни?

-Каков характер песни?

-На чем построена эта песня? (диалоге)

-Какая форма этой песни?

-О чем эта песня?

- Какие чувства передает?

-Как по-другому можно назвать песню?

-Что хотел сказать нам через эту песню автор?

-Какие вы краски использовали бы при рисовании картины к этой песни?

Теперь послушайте мелодию этой песни (включаю минус)

Сначала учитель поет строчку, а потом дети, затем следующею строчку так же, полностью куплет.

Разучивание песни

Прослушайте, кантату и вспомните название и автора.

Кто же написал эту кантату?

-Почему он получил свое прозвище -Невский?

-Что такое кантата?

Когда князь Александр разбил немцев на реке Неве, ему было всего 18 лет. Невская битва показала, каким талантливым военачальником был этот человек. Но Александр Невский прославился не только битой на Неве.

Второе сражение, которое принесло ему не меньшую славу, произошло через 2 года, когда половцу было 20 лет. Это было сражение на льду Чукотского озера. Тогда русские войска, сражаясь, загнали врагов на лед Чуковского озер, лед проломился, и тяжелые доспехи увлекли и захватчиков под воду. Кантата С.С Прокофьева рассказывает об этом сражении.

-Какой характер хора, который вы прослушали?

-Обратите внимание на его среднюю часть.

Изменится ли характер музыки, кто ее будет исполнять?

-Вернется ли в конце музыкальная тема начала?

-Отличались ли по своему звучанию средняя часть хора?

-Какой был характер в этой части?

-Кто исполнял среднюю часть?

Прочитайте текст, который поет женский хор

На Руси родной,

На Руси большой

Не бывать врагу.

Поднимайся, встань,

Мать ты родная Русь.

-Почему среднюю часть произведения с этими словами поет именно женский хор?

Повторялось ли в конце начальная хора?

-Каков характер финала произведения?

-Каким словом в музыке называется повторение? (реприза)

-Как называется произведение, в котором была реприза

Поскольку первая часть в этом хоре повторялась, как можно назвать форму этого хора?

Знаете ли вы, какие известные слова приписывают Александру Невскому?

-Что означают эти слова?

Запишите слова Александра Невского в свои тетради. Он был причислен к лику святых. В 20 веке; как вы уже знаете о знаменитом сражении на Чукотском озере был снят фильм, создана кантата. В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военно- начальников за проведение боевых действий, в которых было разгромлено много сил противника.

Подходит наш урок к концу.

-Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

-Что нового узнали?

-Какую песню мы с вами разучивали?

-Сколько куплетов вы сегодня выучили?

-Есть ли в этой песне припев?

-Сколько частей в этой песне?

-Как называется такая музыкальная форма?

-Как выстроена мелодия в этой песне скачкообразно или плавно?

-С какой новой песней вы сегодня познакомились на уроке?

-Почему среднею часть поет женский хор?

-Повторялась ли в нем первая часть? (да)

-Как называется такая форма музыкального произведения?

-Как менялись регистры звучания крайних частей и средней части(регистр крайней частей низкий, средней части, где поет женский хор,- высокий

-Какие слова принадлежат полководцу Александру Невскому, прочитайте их в тетради!

Что вы поняли из этих слов?

Давайте будем помнить, что наша Родина великая, славная, могучая! Тем кто нападет на Россию всегда наши дадут отпор!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Формируемые УУД

Познавательные:

- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

- сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми.

Личностные:

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Урок музыки

(3 класс, IV четверть)

Авторы программы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Задачи:

- формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;

- развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;

- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Формируемые УУД

Познавательные:

- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

- сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);

- преодолевать конфликты – договариваться с людьми.

Личностные:

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Конструктор урока

I. Организационно-мотивационный этап

Начало урока

Актуализация знаний

- Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)

- Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?

Целеполагание

- Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить сегодня на уроке? (о музыке Л. ван Бетховена)

- Какую цель поставим перед собой? (Цель: познакомиться с творчеством Л. ван Бетховена) – запись на доске

- С чего начнём изучать творчество Л. ван Бетховена?

План работы (запись на доске):

1) Узнать о Л. ван Бетховене.

2) Послушать произведения Л. ван Бетховена.

3) Обсудить творчество Л. ван Бетховена.

4) Сделать выводы по творчеству Л. ван Бетховена.

II. Организация деятельности учащихся

Изучение нового материала

1) Людвиг ван Бетховен: а) русский композитор; б) немецкий композитор; в) норвежский композитор.

2) Людвиг ван Бетховен: а) композитор XVIII века; б) композитор XIX века; в) композитор конца XVIII - начала XIX.

Запись в тетради: Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827гг.) – немецкий композитор.

(Призывные интонации, движение по звукам мажорного тонического трезвучия, вопросительная интонация в конце фразы, подвижный темп движения, яркая динамика)

(человек сильной воли, непреклонный борец)

- С каким страшным недугом композитор боролся в течение своей жизни?

(К тридцати годам своей жизни Л. ван Бетховен оглох)

III. Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х - да)

5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О - нет)

6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х - да)

7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О - нет)

8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х - да)

- Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Запись в тетради: Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы.

Исполнение и разучивание песен

- Какая из песен нашего репертуара так же, как и музыка Бетховена, пронизана героическим пафосом (настроением)?

Рефлексия

- Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.

- Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)

Читайте также: