Конспект урока форма и размеры земли 5 класс география

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.

Задачи: углубить знания о планете Земля; развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР; формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты: личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты.Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

Цель : создать условия для формирования знаний о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, понятия о достоинствах и недостатках глобуса, как модели Земли

- обучающие : углубить знания о планете Земля;

- развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Орг.момент. Приветствие учащихся

Проверка домашнего задания

Проверка выполнения работы в контурной карте

Проверка выполнения работы в модуле

Устные ответы у доски (ученик дает определения, одноклассники называют примеры, ученик показывает их на карте (по 2-3 примера) – океан, материк, остров, полуостров, архипелаг.

Создание проблемной ситуации. Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.

Вспомните, какими были представления древних о форме Земли?

Что доказало плавание Магеллана?

- Какова форма Земли?

- Какие доказательства ее шарообразности существуют сегодня?

- Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?

Фронтальная работа с глобусами

- Рассмотрите глобус, как вы думаете, что такое глобус? (модель Земли)

- Почему мы начинаем изучать форму Земли именно по глобусу?

- Найдите на глобусе экватор, северный полюс, южный полюс. Какова длина экватора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к рисунку 24.

Работа с рис.24. Задание: прочитайте текст над рисунком, ответьте на вопросы:

- Какова длина экватора? (40 тыс.км)

- Сколько времени понадобится путешественнику, чтобы обойти земной шар по экватору пешком без остановок? (год и 2 месяца)

Работа над формированием понятия

Глобус – это модель земли.

Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? - ---- Круглый, шарообразный, шар.

- Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.

Самым большим на Земле считается глобус диаметром 10 метров, вес 30 тонн, он находится в Италии.

А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).

- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).

- Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.

Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.

Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.

Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

- Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).

- А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).

- Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

- Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).

Физкультминутка

- А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?

На ноге стоит одной,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

7. Применение нового знания.

Решение географической задачи.

Определите расстояние от Москвы до Барнаула. Сколько раз это расстояние уложится в длину экватора?

По глобусу измерьте расстояние

- от Южной Америки до Африки по экватору

- от Москвы до экватора

- от Северного полюса до Москвы

8. Закрепление полученных знаний

Дополните рассказ

Модель Земли - _________________ . Это слово в переводе с латинского означает_____________. На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков. Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты. Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условное плоское ее изображение-картографическом, географической карте.

1. Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу.

2. Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условное плоское её изображение – картографическом, географической карте; выявить черты сходства и различия в изображении земной поверхности на планах и картах; показать многообразие карт по масштабу, содержанию и охвату территории; определить свойства, достоинства и недостатки географических карт; начать формировать умение работы с географическими картами.

Оборудование:

• презентация “Форма и размеры Земли. Географическая карта”

l. Орг. момент

- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о форме и размерах Земли, познакомимся с самой точной её моделью, а также начнем изучать географические карты.

3. Актуализация знаний учащихся

- Прежде чем мы начнем изучать новый материал нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем.

Географический диктант (рабочая тетрадь с. 17)

Какие виды масштаба вы знаете?

Перевести численный масштаб в именованный и наоборот.

4. Изучение нового материала

Форма Земли

- Вы уже знаете, что Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет форму шара. К такому выводу пришли древнегреческие ученые более двух тысяч лет назад. (Слайд №1) Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю. (Слайд №2)К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; следующим его доказательством было расширение горизонта при поднятии. Чтобы на открытой местности увидеть как можно дальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения.

- В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, (Слайд №3) наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу.

- Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках. (Слайд №4)

Размеры Земли

- Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.). (Слайд №5)

- Давайте посмотрим, как он проводил измерения.

(Видеофрагмент из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, слайд 9)

- Эратосфен в то время ошибся на несколько км. Откройте учебник на с. 24, найдите истинные размеры Земли и запишите в тетрадь.

Проверка: (Слайд №6)

Площадь поверхности Земли = 510 млн км²

Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км

до полюсов = 6 356 км

Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

- Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.

- В действительности Земля наша - не идеальный шар. Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Как это произошло нам расскажет ФИ

Подготовленный заранее ученик:

В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.

По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.

Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.

Именно этот факт дал основание великому физику (Слайд №7) Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая-то закономерность.

Часы отстают потому, - заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

- Давайте посмотрим, на сколько велика разница экваториального и полярного радиусов. (Видеофрагмент из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, слайд 16)

- Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”)

Глобус – модель земного шара

- Начиная с конца XV века Землю стали изображать в виде объёмной модели. Послушайте внимательно загадку, о чем идет речь:

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

- Один из первых глобусов (Слайд №8) был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Этот глобус сохранился до наших дней и находится он в г. Нюрнберге. А самому изобретателю там поставлен памятник.

- Какую информацию мы можем получить, если внимательно посмотрим на наш глобус? (Представление о форме планеты, на глобусе хорошо видны очертания материков, океанов, морей, их относительное расположение и размеры)

- Однако все изображения географических объектов очень мелкие.

- Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. Во сколько раз данный глобус меньше Земли? (Значит глобус – это… уменьшенная модель Земли)

- А сейчас мы выполним задание в рабочей тетради на с. 22. (Слайд №9)

Вам нужно с помощью масштаба и полоски бумаги определить расстояние в км между заданными пунктами. (Для определения расстояний по глобусу надо полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции).

А) от Москвы до С-Петербурга;

Б) от Москвы до Новосибирска;

В) от Новосибирска до экватора;

Г) от Новосибирска до северного полюса.

Физминутка. Ориентирование по сторонам света, по азимуту, зарядка для глаз.

Географическая карта

- Скажите, а удобно ли глобус носить с собой, чтобы можно было в любой момент воспользоваться им? (Нет)

- Поэтому было придумано плоское изображение земной поверхности. Вспомните, как оно называется? (Топографический план и географическая карта)

- (Слайд №10) Давайте посмотрим, в чем главное отличие плана от карты? (Слайд №11 Выводы) (На географической карте показываются большие участки земной поверхности или весь земной шар. Планом можно считать наиболее простой вид карты)

- Как же создаются карты? Дело в том, что важной особенностью глобуса является отсутствие искажений в изображении материков, океанов, рек и других географических объектов. Можно ли сохранить эту особенность при создании географической карты? (Нет)

- (Слайд №12) Возьмем, например, кожуру апельсина с нарисованными на ней материками и океанами, и разрежем её по меридианам, затем развернем и попытаемся разложить на плоскости. Нам не удастся разложить оболочку ровно без вырезов и растягиваний. Поэтому все изображения будут искажены по форме и размерам, причем в разных областях степень искажения будет разной. Где искажения будут больше? (У полюсов)

- Для изображения земной поверхности на картах используют специальные построения, которые называют картографическими проекциями. Откройте атлас на стр. 4-5. Найдите виды картографических проекций. Назовите их. (Азимутальная, коническая и цилиндрическая).

- Теперь мы рассмотрим, какие бывают виды карт по масштабу (с. 4-5 атлас) (Слайд №13)

- По каким признакам ещё могут различаться географические карты? (по охвату территории, по содержанию, по назначению)

- Кроме этого бывают еще контурные карты.

Самостоятельная работа

Откройте стр. 6-7 атласа, посмотрите, какие условные обозначения используются на этой карте. Что обозначено на карте зеленым цветом (низменности и равнины), что обозначается зеленым цветом на плане? (лесная растительность). Запомните это, потому что нельзя путать значение зеленого цвета на плане и на физической карте.

- (Слайд №14) Задание 5 стр. 27 учебника. Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России в атласе (стр. 10-11) по плану: а) размер изображенной территории; б) масштаб; в) подробность изображения территории. Сделайте вывод о причинах различий.

5. Закрепление пройденного материала

- Сегодня на уроке вы получили очень много разной информации, давайте проверим, что вы запомнили?

1. Кем был изготовлен самый первый глобус?

А) Ньютоном В) Эратосфеном

Б) Бехаймом Г) Магелланом

2. Земля имеет форму:

А) круга В) геоида

3. Площадь поверхности Земли равна:

А) 510 млн км² В) 510 тыс км²

Б) 510 млрд км² Г) 510 км²

4. Длина экватора равна:

А) 20 000 км В) 60 000 км

Б) 40 000 км Г) 80 000 км

5. Что изображено на политической карте?

А) вся поверхность нашей планеты

В) очертания материков, морей и т.д.

Б) страны и столицы

Г) население и хозяйство

6. Итог урока (рефлексия, выставление оценок)

- Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным, что вызвало затруднение, было сложным?

  • Сформировать знания о размерах Земли – радиусе и длине экватора.
  • Сформировать знание о масштабе и его видах, умение читать масштаб и объяснять его величину; переводить численный масштаб в именованный и именованный в численный.
  • Сформировать умение измерять расстояние с помощью линейного масштаба.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Слайд 14. Показ по карте и на глобусе маршрута мореплавателя, называя при этом ориентиры (материки, океаны, проливы и т.д.)

Слушают и отслеживают маршрут на карте и глобусе и находят ориентиры (материки, океаны, проливы и т.д.)

Новый термин урока ГЕОИД.

Под действием силы тяжести сформировалась близкая к шарообразной форма планеты. Её назвали ГЕОИД, чтобы подчеркнуть своеобразие формы Земли. Поверхность геоида условно проводят по поверхности Мирового океана, которую мысленно проводят под континентами.

Слайды 10, 11, 12.

Задание:

1. Прочитайте численный масштаб и объясните степень уменьшения: 1) 1:1 000 000 2) 1: 500 000 3) 1: 10 000 – позволяет определить понимание прочитанного и потренироваться в чтении масштабов, в переводе численного в словесный.

2. Прочитайте именованный масштаб: 1) в 1 см – 10 км 2) в 1 см – 200 км 3) в 1 см – 100 км – позволяет определить понимание прочитанного и потренироваться в чтении масштабов, в переводе словесного в численный.

3. Переведите численный масштаб в именованный 1) 1:83 000 000 2) 1: 50 00 000 3) 1: 5 000 4) 1: 25 000 – формирование умения переводить численный масштаб в именованный

4. Переведите именованный масштаб в численный: 1) в 1 см – 50 км 2) в 1см – 750 м – формирование умения переводить именованный масштаб в численный

Первичное закрепление:

Задание:

1. Измерьте с помощью масштабной линейки расстояние на глобусе от Москвы до

Вопросы:

1. Каково главное преимущество изображения Земли на глобусе?
2. Величина, показывающая, во сколько раз расстояния на глобусе уменьшены по сравнению с реальными.
3. Близкая к шарообразной форма планеты Земля.
4. Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительное?
5. Воображаемая окружность на поверхности Земли, проведённая на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов.

Тест:

1. Наиболее правильное представление о форме Земли даёт

1) карта полушарий;
2) глобус;
3) аэрофотоснимок.

2. Величина, показывающая, во сколько раз расстояния на глобусе уменьшены по сравнению с реальными, называется

1) масштабом;
2) легендой карты;
3) условными знаками;
4) диаграммой.

3. Переведите численный масштаб 1: 2 000 000 в именованный

1) В 1 см – 200 км;
2) в 1см – 20 км;
3) в 1 см – 2 км.

4. Верно ли утверждение, что полярный радиус Земли больше экваториального?

5. Линия, равноудалённая от полюсов Земли и имеющая протяжённость 40 076 км, называется

Приложение 1.

Как сделать масштабную линейку (линейный масштаб глобуса)

0 500 1000 1500 2000 2500 3000

Масштаб глобуса 1: 50 000 000, величина масштаба 500 км.

Приложение 2.

1. Приведите доказательства, что глобус – это модель Земли.
2. Переведите масштаб 1:1 000 000 в именованный. Пользуясь данным масштабам, изобразите линию длинной 50 км.

1. Назовите отличия глобуса от Земли.
2. Переведите масштаб 1:100 000 в именованный. Пользуясь данным масштабам, изобразите линию длинной 10 км.

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

Читайте также: