Конспект урока фонетика орфоэпия

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (107 кБ)

Цели:

  • Систематизировать основные знания, умения, навыки по фонетике, орфоэпии; выработать четкое представление о системе гласных и согласных звуков, а также способах их обозначения на письме; показать соотношение звукового и буквенного облика слова; выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка; подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ части I (А2–А6).
  • Способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
  • Воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

На доске представлен план урока :

А. Фонетика

  • Фонетическая система русского языка
  • Основные фонетические процессы
  • Безударные гласные на месте ударных [а], [о], [э],
  • Фонетический разбор

Б. Орфоэпия

  • Произношение сочетаний чн, чт
  • Произношение согласных перед е в заимствованных словах
  • Ударение. Акцентологические нормы.

II. Актуализация знаний по теме урока. Беседа по плану:

  • Что изучает фонетика? (звуки речи)
  • В чем различие между буквой и звуком?
  • В чем различие между произношением гласных и согласных звуков?
  • В чем различие между глухими и звонкими согласными?
  • Мы знаем, что глухие и звонкие звуки образуют пары. Какие звуки не образуют пар по глухости/звонкости?

Не образуют пар по глухости/звонкости:

5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

  • В чем различие между твердыми и мягкими согласными?
  • Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?

Не образуют пар по твердости/мягкости:

3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]

  • А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)
  • Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?
  • В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)
  • Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])
  • Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?
  • С помощью каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])

III. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

Первая группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Вторая группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.

Третья группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].

Четвертая группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].
  2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].
  3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].
  4. Расподобление (диссимиляция) — это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].
  5. Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных один не произносится: здн — [зн], стн — [сн], стл — [ел], рдц - [рц], лнц - [нц], нтг - [нг]

V. Тренировочные упражнения:

1. Прочитайте стихотворение С.Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время – не время,
Если оно миновало.

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

3. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

Вариант 2.

Г) гроздь – горсть;

VI. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Конечно, орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

VII. Произношение сочетаний чн, чт

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

  1. Чн [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
  2. Чн [ч'н]: точно, удачный, точечный, маскировочный;
  3. Нормативными считаются оба варианта произношения — [ч'н] и [шн]:
    подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

Варианты произношения разграничивают и различные лексические значения: сердечный [ч'н] приступ — друг сердечный [шн];

Фрикативный звук [g] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох].

Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, — безударные.

В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом.

При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение.

Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова: мука — мука, замок — замок;
  • различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки — кружки;
  • различает формы одного слова: снега — снега, носите — носите.

Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. Для устранения ошибок необходимо обращаться к орфоэпическим словарям.

IX. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

документ – инструмент – медикамент

средства для детства

X. Конкурс дикторов. Проверка задания отработанного ребятами дома.

ТЕКСТ 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

ТЕКСТ 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.

ТЕКСТ 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.

XI. Подведение итогов урока.

Слово учителя: обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

В чём основная мысль данного высказывания?

Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям., ведь в правильности произношения есть свой определенный смысл. И именно такая правильность демонстрирует реальную красоту русского языка. Его строгость и волшебство.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.

Задачи:

· Систематизировать знания учащихся по разделам Фонетика. Графика. Орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме.

· показать значение фонетики для правописания и произношения;

· показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;

· освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование

Ожидаемые результаты:

ü соблюдать языковые нормы (орфоэпические);

ü опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

ВложениеРазмер
план-конспект урока 70.5 КБ
fonetika._grafika._orfoepiya.pptx 402.46 КБ
razdatki._foneticheskie_protsessy.docx 14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.

  • Систематизировать знания учащихся по разделам Фонетика. Графика. Орфоэпия, входящим в задания итогового тестирования в новой форме.
  • показать значение фонетики для правописания и произношения;
  • показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
  • освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Виды работ: устная, письменная, беседа, тестирование

  • Обучающиеся должны уметь:
  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические);
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

Тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц.

Запишите высказывание К. Паустовского и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке (слайд 1)

Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.

Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.

Перед вами слова еще одного великого русского писателя. Прочитайте их.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи.

…Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…

Работая вместе, мы составим опорный конспект, который поможет вам при самостоятельном повторении этой темы.

1. Беседа с учащимися ( учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь )

Записи в тетради

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?

Что изучает фонетика

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Гласные делятся на….

Сколько согласных звуков в русском языке?

Согласные звуки делятся на…

6 (а, о, э, и, ы, у). Буквы е, ё, ю, я звуками не являются.

Прочитайте, что у вас получилось?

Правильно. План урока

2. Беседа по плану:

- Что изучает фонетика?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Какими бывают гласные звуки?
- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?
- Какие пары образуют согласные звуки?
- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

- Какие буквы называют йотированными? (е,ё,ю,я) Почему? (Они не являются звуками. Они обозначают: 1. Один звук после мягкого согласного; 2. Два звука: -в начале слова (йама), -после Ъ и Ь (пйут), -после гласного звука (пайут)).

III. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. ( Каждый ученик получает карточку-информатор ).

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;
здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.

VI. ВЫВОД. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

- Что изучает орфоэпия ? ( Вопрос к классу )

Задание 4. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ .

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН ]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ Ч`Н ] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

1. те, в который чт произносится как [шн]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на –чна: Ильинична, Кузьминична и др.

2. те, в который чн произносится как [ч’н]: точно, удачный, маскировочный и др.

3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.

Упражнение . Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН .

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево) , но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

1. Упражнение. Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо

Согласный перед Е произносится мягко

В русском языке ударение свободное.

  • Различает разные слова (мУка – мукА)
  • Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ)
  • различает формы одного слова (снЕга – снегА_

X. План фонетического разбора

1 Орфографическая запись слова.

2 Деление слова на слоги и место ударения.

3 Фонетическая транскрипция слова.

4 Характеристика всех звуков по порядку:

а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;

б) гласный: ударный – безударный.

5 Количество звуков и букв.

XI. Сделайте фонетический анализ слов: Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.

XII. Контроль усвоения знаний.

Учащиеся работают с тестом. Полученные отметки выставляются в личный Лист достижений.

XIII. Подведение итогов урока.

1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения) ?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?

Домашнее задание: Упр. 9// или//

Фонетический разбор слов: сеять, яичница, ложь.

Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени (м.р, ж.р., ср. р.) и расставить в них ударение:

Начать, брать, сеять, класть, винить.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетический анализ слова

Запишите высказывание К.Паустовского . Вставьте буквы и знаки препинания. Слова то ш… лестят как трава то б… рмочут как родники то пер… свистываются как птицы то п… званивают как первый лед.

Проверяем Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон? Фонетика

Что изучает фонетика? Звуки речи

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия. Согласные звуки

Сколько гласных звуков в русском языке? Гласных звуков шесть: [ и], [ы], [у], [э], [о], [а].

Гласные делятся на …. Ударные Безударные

Сколько согласных звуков в русском языке ? 36

Согласные звуки делятся на… Глухие Звонкие

Какие буквы называют йотированными?

Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов? Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов . Лён, лей, люк, ток, шёл, шей ноль ель куль кот ложь ешь

Фонетические процессы В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами. Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 1. Оглушение звонких парных на конце слова : Род [ рот ], флаг [ флак ]. 2 . Оглушение звонких парных перед глухими : Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву ]. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [ каз`ба ], к дереву [ гд`эр`иву ]. 4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [ гк ` ] произносим сочетание [ хк ` ], что облегчает произношение слова. 5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится: снт – [ сн ]: устный – у[ сн ] ый ; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн ] ий ; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах? Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.

Орфоэпия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением. звОнит // звонИт

Произношение сочетаний ЧН, ЧТ В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы: 1. те, в который чт произносится как [ шн ]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник , а также женские отчества на – чна : Ильинична, Кузьминична и др. 2. те, в который чн произносится как [ ч’н ]: точно, удачный, маскировочный и др. 3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.

Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН . Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

Произношение согласных перед Е в заимствованных словах Сравните: Тень, дерево, песок, месяц, век, мелочь, академия, бассейн. Бизнес, Шопен, безе, мате, латте , рейтинг.

Ударение В русском языке ударение свободное. Роль ударения: Различает разные слова ( мУка – мукА ) Различает некоторые формы разных слов ( ношУ – нОшу , крУжки – кружкИ ) различает формы одного слова ( снЕга – снегА )

План фонетического разбора 1 Орфографическая запись слова. 2 Деление слова на слоги и место ударения. 3 Фонетическая транскрипция слова. 4 Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 5 Количество звуков и букв .

Сделайте фонетический анализ слов Сеять, настроение, образ, вправо, низкий, скучный, ёжиться.

Домашнее задание Фонетический разбор слов: сеять, яичница, ложь. Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени ( м.р , ж.р ., ср. р.) и расставить в них ударение: Начать, брать, сеять, класть, винить.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 3. Фонетика.Орфоэпия

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III . Самоопределение к деятельности

Что такое звук?

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)

2. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

3. Работа по учебнику

Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.

Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения

4. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

5. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

1. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют -

2. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание I - самостоятельное выполнение.)

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Степной Молченко Яна Александровна.

Тип урока: урок закрепления изученного.

- закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков;

- развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления, внимания;

- развитие умения использовать полученные знания на практике;

- расширение словарного запаса учащихся;

- воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради.

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Словарная работа.

На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На доске так же написаны и задания к кроссворду):

Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников (футбол)

Главное здание железнодорожной станции (вокзал)

Самая низкая школьная отметка (единица)

Человек, совершающий подвиги (герой)

Человек, который занимается спортом (спортсмен)

Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)

Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников (хоккей)

Самая большая зеленая сладкая ягода (арбуз)

Слово учителя: Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде. (Фонетика).

Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

Зачем нужно изучать фонетику?

IV. Выполнение заданий.

Задание 1: нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке.

Но сначала ответьте: что такое алфавит?

Что значит расположить по алфавиту?

Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

Приступайте к выполнению задания: ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ).

Слово учителя: Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила).

Задание 2. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – с ъ разделительным:

РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ, ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

Слово учителя: Проверим. Молодцы, и это задание выполнили. Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.

Задание 3: Учитель раздает карточки с текстом. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача - грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сперва прочитайте и ответьте на вопросы.

-Докажите, что это текст.

- Что это за произведение?

-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

1)Найдите и подчеркните слова, в которых букв меньше, чем звуков. Почему так получилось?

2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

3) Подчеркните слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?

Задание 4: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

А что такое ударение? Какое ударение в русском языке? (подвижное)

Как называется раздел науки о языке, который изучает как правильно произносить слова? (орфоэпия)

Как переносим слова? Как нельзя переносить? (выполнение задание)

БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС, СВЁК-ЛА.

Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны –

1)В русском алфавите 33буквы (+)

2) В русском языке 10 гласных звуков(-)

3)В русском языке 6 гласных звуков (+)

4)В русском языке 10 гласных букв(+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)

6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й (-)

7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

Читайте также: