Конспект урока елочная игрушка из бумаги

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи занятия:

Образовательные:

· закрепить умение работать с бумагой при изготовлении поделок;

· совершенствовать умение работать по технологическим картам;

Развивающие:

· развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

· развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

Воспитательные:

· воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;

· воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность.

Оборудование:

· готовые образцы новогодних игрушек;

· инструменты (ножницы, бумага, клей),

· заготовки шаблонов поделок на каждого ребенка;

· старые и современные новогодние игрушки

Планируемые результаты:

Обучающиеся будут уметь:

· Пользоваться необходимыми инструментами;

· Выполнять объёмную новогоднюю игрушку из бумаги.

Обучающиеся будут знать:

· Историю и традиции празднования Нового года;

· Технику безопасности при работе с инструментами;

· Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Занятие рассчитано на обучающихся третьего года обучения, продолжительность занятия - 45 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

Используемые технологии:

- ИКТ (презентация);

- работа в сотрудничестве;

Оборудование занятия: ноутбук, экран.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

1.Организационный этап

-Здравствуйте, дорогие ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой.

Я рада, что у вас хорошее настроение! Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год!

- Какое главное украшение нового года? (Ёлка с игрушками.)

- Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает? (Игрушек.)

- Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия? (Ёлочная игрушка.)

- Какую цель поставим перед собой? (Изготовить ёлочную игрушку.)

- Правильно, кроме этого, мы вспомним историю Нового года, познакомимся с традициями и обычаями празднования Нового года.

- Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

2. Основной этап

1.Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.

2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Подвижная игра.

- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?

Яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы.

- Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…

4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

- С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд.

- В городе Великий Устюг (Чем известен этот город?) создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Мы за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

3. Практический этап

-Чтоб работа закипела,

приготовим всё для дела,

будем клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

Материалы и инструменты у вас готовы.

- Какие правила техники безопасности нам необходимо знать при работе с ними?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

Сегодня вы будете делать не одну поделку, а сразу три. Для этого разделимся на три группы. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. Прежде, чем приступить к работе, давайте узнаем, какие игрушки вы изготовите.

Загадка 1. (для 1 группы)

Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? … (снеговик)

Загадка 2. (для 2 группы)

Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Не стеклянный шарик,

А ёлочный …(фонарик )

Загадка 3. (для 3 группы)

Сделанная из стекла,
К нам на новый год пришла,
А вот её сестра из льда
Давно бы стала, как вода.
И вот висит она на ёлке
И дать названье просит только. ( сосулька )

- А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники! Мы работаем по технологическим картам, инструкциям! Рассмотрите технологические карты.

- Какие трудности могут возникнуть?

- Как правильно работать с шаблоном? (Прижать к бумаге и обвести карандашом.)

- Как можно разметить несколько одинаковых деталей? (Свернуть бумагу несколько раз.)

- Как ровно согнуть заготовку по линиям сгиба? (Приложить линейку к линии сгиба и провести острым концом ножниц по всей линии, потом согнуть по намеченной линии.)

- При помощи чего соединяем детали изделия? (В основном, при помощи клея, иногда при помощи степлера.)

- Как сделать петлю для игрушки?

( Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя .

Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу педагога подготавливают основу для изделия. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место. - сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью педагога. Направляющая помощь оказывается при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.)

- Ваши игрушки готовы. Давайте повесим их на ёлку.

Оценка практической деятельности

- Давайте обсудим и оценим качество готовых изделий.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось её решить?

- На прошлом занятии вы вырезали снежинки разных цветов.

Если вам было легко создавать игрушку своими руками, то повесьте на ёлку белую снежинку, если вы испытывали некоторые трудности, то синюю.

- Вы молодцы! Спасибо за занятие!

Технологическая карта изготовления снеговика .

На картоне белого цвета с изнаночной стороны обведи карандашом шаблон снеговика и вырежи его по контуру.

Рукавицы: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй рукавицу, вырежи её, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей рукавицы на место.

Валенки: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй валенок, вырежи его, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей валенки на место.

Шапка: На кусочке красной или синей бумаги нарисуй шапку или ведро. Приклей на голову снеговика.

Наметь на цветной бумаге отворот на шапку и помпон. Вырежи. Приклей на шапку.

Две салфетки положи одну на другую. Обведи круглый шаблон и вырежи его. Разрезай сразу все слои салфеток.

Прикрепи степлером салфетки к центру снеговика.

Сминай каждый слой салфеток к центру, чтобы получился пушистый комок.

Лицо: Сложи кусочки синей, чёрной и красной бумаги пополам.

Глаза: Из синей бумаги вырежи два кружка для глаз, из чёрной бумаги вырежи 2 кружочка меньшего размера для зрачков. Приклей чёрную деталь на синюю. Готовые глаза приклей на место.

Нос: Вырежи нос – морковку. Приклей.

Рот : Вырежи улыбку и приклей.

Возьми полоску белой бумаги, смажь оба конца клеем и приклей петлю на шапку с изнаночной стороны. Снеговик готов!

Технологическая карта изготовления фонарика .

Отрежь узкую полоску с верхней части заготовки для изготовления петельки.

Вырежи по контуру шаблон фонарика.

Продави все линии сгиба при помощи линейки.

Согни заготовку по линиям сгиба на изнаночную сторону.

На листочке цветной бумаги наметь стёкла для фонарика. Два прямоугольника со сторонами 5см на 4см, и два со сторонами 5см на 2 см. Вырежи.

Смажь клеем место для склеивания фонарика, склей его по торцевой стороне.

Склей верхнюю часть фонарика.

Продень полоску бумаги в отверстие наверху фонарика, сделай петельку, склей её. Фонарик готов!


Технологическая карта изготовления сосульки.

Отрежь узкую полоску с нижней части заготовки для изготовления петли.

Вырежи все шаблоны и продави все линии сгиба при помощи линейки.

Отогни все линии сгиба на лицевую сторону.

Склей ещё одну пирамидку из трёх деталей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия: Конкретные цели урока: научить конструировать игрушки из бумажных кругов.

Образовательные задачи: познакомить с технологией изделия игрушек из бумаги; закрепить навыки детей по работе с бумагой, клеем; упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы; расширение словарного запаса.

Коррекционные задачи: совершенствование сенсорной сферы; развивать память, внимание, воображение, образное мышление, пространственные представления; развивать мелкую моторику, координацию движений; дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности.

Воспитательные задачи: воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам; воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива.

Оборудование рабочего места детей: цветная бумага, цветной картон, ножницы, карандаш, веревочка.

Ход урока

I. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Руки ровно положите,

Сядьте прямо, улыбнитесь!

-Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Улыбнитесь друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение. Успехов Вам!

Введение в тему.

-Ребята. Послушайте внимательно: варежки, шуба, санки, лыжи, коньки. СЛАЙД)

-В какое время года мы используем все эти предметы? (Зимой)

-А по каким признакам мы определяем, что пришла зима? (Опали листья, холодно, мороз, снег, гололед)

-Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль.) (СЛАЙД)

-Сейчас какой месяц идет? (Декабрь)

-Зимой в декабре все взрослые и дети ждут самый замечательный и веселый праздник в году.

-Как называется праздник? (Новый год). (СЛАЙД)

На дворе снег идет!

Значит, скоро Новый год!

- Ребята, а вы любите этот праздник?

- Почему он вам так нравится?

Новый год – это самый сказочный, самый семейный, самый волшебный праздник. Под Новый год загораются разноцветные елки, шьем сказочные наряды, готовим подарки друг другу.

Все мы ждем этот любимый праздник, готовимся к нему.

- Праздник волшебный, поэтому сегодня на нашем уроке присутствуют не только гости, но и Баба Яга. (СЛАЙД)

- А откуда она пришла к нам, где она живет, вы узнаете, отгадав загадку:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (лес). (СЛАЙД)

- Правильно, она пришла из леса. Из леса волшебного. И не одна. Посмотрите, что у нас в классе появилось? (Елка)

- Правильно, с лесной красавицей.

- Какой же Новый год без елки?

- Посмотрите на елочку. Нарядная елка? (Нет)

- Чего не хватает на этой елочке, чтобы она стала нарядной? (Игрушек).

- Баба Яга принесла Вам волшебный мешочек с елочными игрушками. И я Вам сейчас расскажу какими были первые игрушки.

В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными – вафельные и сахарные фигурки, орехи, фрукты и овощи, сладости. (СЛАЙД)

Игрушки так же делали из тряпок, соломы и цветных ленточек. Елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами. (СЛАЙД)

А потом в России были сделаны первые елочные шары из прозрачного или цветного стекла. Для росписи елочных игрушек использовалась серебряная и золотая пыль. Каждая игрушка производилась вручную. (СЛАЙД)

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, Дедов Морозов, виноградные гроздья, а также всевозможные штучки- кому что в голову придет: кувшинчики, дудочки, в которых можно даже было дудеть. (СЛАЙД)

Елочные игрушки менялись в зависимости от моды.

Выпускали игрушки с изображением техники. В виде овощей и фруктов. (СЛАЙД)

В виде космических спутников и космонавтов. (СЛАЙД)

В виде Деда Мороза и Снегурочки. (СЛАЙД)

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Так давайте отдохнем.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело!

Сейчас в магазине продают очень много красивых игрушек. Для покупки игрушек нужны деньги. Но вы пока не работаете, и у вас нет возможности купить игрушки. И сегодня, ребята вам предстоит стать волшебниками.

Я приглашаю в Мастерскую Деда Мороза!

Сегодня на уроке мы изготовим новогоднюю игрушку своими руками. А какую вы узнаете, если отгадаете загадку

Дед Мороз на Новый год

Елку детям принесет

И на ней словно пожар

Полыхает красный.( Шар)

- Какую игрушку изготовим? (СЛАЙД)

- В конце урока нарядим елочку. Она украсит наш класс.

- Ёлочные игрушки – прекрасный подарок в Новый год, можно подарить родным, друзьям.

- Я желаю вам трудиться сегодня на уроке с большим старанием, очень аккуратно и чтобы игрушка получилась красивой, каждый из вас должен постараться, быть внимательным, уметь работать по шаблону, вырезать. Главное! Работать надо дружно.

III. Ориентировка в задании. Работа над темой.

1. Анализ образца.

Посмотрите на образец. (СЛАЙД)

-Какой материал нам потребуется для выполнения этой работы? (Картон)

- Какие цвета будем использовать? (Можно разные)

- Из каких геометрических фигур состоит шар? (Из кругов)

- Круги мы будем вырезать по шаблону.

- Что еще нужно для изготовления поделки? (ниточка)

- Какие инструменты нам будут нужны? (Ножницы, карандаш)

- Но прежде, чем приступить к работе, давайте напомним с вами правила работы с ножницами.

Правила техники безопасности при работе с ножницами. (СЛАЙД)

  • Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  • Хранить ножницы в определенном месте в закрытом виде.
  • Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их, следить за пальцами.
  • Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
  • Не держи ножницы кольцами вверх.
  • Не оставляй их в открытом виде.
  • Без разрешения учителя не брать инструменты.

2. Подготовка рабочего места

- Давайте посмотрим, все ли готово к уроку? Я буду читать, а вы проверяете, все ли есть на рабочем месте.

Чтоб работа закипела

Приготовьте все для дела.

Будем резать, мастерить

Все должно в порядке быть.

Ножницы и карандаш.

Он в труде помощник наш.

Шаблон, бумагу положи,

В порядке вещи содержи.

Все готово, молодцы!

IV. Ход выполнения работы (технологическая карта)

- Прежде чем начать работу, давайте определим порядок выполнения. (СЛАЙД)

- Сколько деталей нам нужно?

* надрезать до середины круга

* соединить два круга чтобы получился шар

Гимнастика для пальчиков.

- Прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физкультминутку, сделаем лёгкий массаж рук и пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

-Какие инструменты и материалы нам потребуются?

V. Практическая часть.

* Самостоятельно выполняют (называю детей, которые могут выполнить работу самостоятельно), оказываю помощь детям.

VI. Отчет о проделанной работе (словесный)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что делали на уроке?

- Из каких материалов?

- С чего начинали работу?

- Потом какую работу проделали?

VII. Оценка качества выполненных изделий.

- Оцените свою работу. Как она сделана?

- Сравните свою игрушку с образцом.

* Поставь себе оценку.

Сегодня все хорошо потрудились, показали свое мастерство, какие красивые игрушки получились.

Сейчас мы украсим елочку игрушками, которые вы сделали своими руками.

* Украшение елки. (Ребята украшают елку)

- Заканчивайте свои работы, приготовьте свои игрушки вывешивать на елочку.

Как хороша новогодняя елка

Как нарядилась она, погляди

Платье у елки – зеленого шелку

Яркие бусы горят на груди.

VIII. Подведение итогов

- Ребята, время урока подходит к концу.

- Вам понравилось трудиться в Мастерской Деда Мороза?

- Посмотрите, наша елочка стала еще краше!

- Нравится ли Вам наша елочка?

Мы изготовили не только новогодние игрушки, но и украсили елку, одним словом вы были волшебниками Мастерской Деда Мороза.

Если Вы считаете, что справились с работой возьмите елочку злёного цвета, если что-то не получилось, возьмите елочку красного цвета.

- Молодцы, Вы сегодня постарались, я думаю, что наша Баба Яга осталась очень довольна.

Читайте также: