Конспект урока экскурсии по обществознанию

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.

Место проведения экскурсии: экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.

Время проведения: 21 марта – день леса (12. 50-13.35).

Возраст учащихся: 11-16 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
  • Провести беседу об охране природы.
  • Провести беседу о правиле поведения в природе.
  • Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

Ход урока

I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными — чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!

II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (снег последний тает, кувшинчик расцветает, пар восходит от земли и зовут друг друга журавли).

III. Основная часть

Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее)

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)

- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Какое небо сегодня?

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)

- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)

- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

А теперь поговорим о сроках наступления весны:

Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)

Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)

Учитель рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.

Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.

Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.

Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:

  • наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
  • гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
  • краска без запаха

Размеры скворечника

  • доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
  • оптимальный внутренний размер:
    - квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
    - диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
    - расстояние от летка до дна 15-20 см,
    - высота скворечника 30-35 см,
    - верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.

Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.

IV. Рефлексия

- Что нового узнали?

- Что дал вам этот урок для жизни?

- Что вам захотелось после этого урока…?

- Стали ли мы друзьями леса?

V. Заключение

Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…

Цели:
Образовательная:
1. Выяснить совокупность правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.
Развивающая:
2. Развивать умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, анализировать источники информации,.
Воспитательная:
3. Подвести обучающихся к пониманию того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.

Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор.

Оборудование: компьютер , учебник, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, раздаточный материал

Место проведения урока : ЦГБ им.С.Есенина.

Гости урока : заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области Олег Анатольевич Брыгалин.

Конституция РФ
Семейный кодекс РФ

I. Организационный момент.

Проверка посещаемости и готовности к уроку. (1-2 минуты)

II. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня, я начну урок с притчи, а вы тем временем подумайте, о чем пойдет речь на уроке:
Учитель зачитывает или рассказывает притчу:
«Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.

Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.

Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.

Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.

Но вдруг она услышала голос, где-то позади: - Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя.

Тогда она обратилась к Познанию: - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

Познание посмотрело на Любовь: - Это было Время.

- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

2. Постановка учащимися темы урока.
Подводящий проблемный диалог:
- Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет любовь в нашей жизни? Зачем нужна любовь, ведь без неё гораздо проще жить, спокойнее? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? (СЛАЙД 1)
- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак).
3.Выстраивание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают понятием брак?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).

– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)

«На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (СЛАЙД 2)

Какова основная задача и принципы семейного права?

Условия вступления в брак и препятствующие заключению брака.

Личные и имущественные права и обязанности супругов.

III. Изучение нового материала (осмысление)

– Как вы считаете, необходимо ли регистрировать брак?
– Кто в семье главный: мужчина или женщина?
– Знаете ли вы, что такое брачный договор? Нужно ли его заключать?

- Назовите источники семейного права. (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и т.д.)

Докажем, что Конституция стоит на защите семьи, откройте главу 2 статья 38. (СЛАЙД 3,4)

1. Работа с учебником.


2.Фронтальная проверка работы.

– Какова основная задача семейного права? (защита семьи, материнства, отцовства и детства)

- Кто являются членами семьи? Члены семьи в семейном праве не совпадают с перечнем в наследственном и жилищном праве. (СЛАЙД 5)


- Рассмотрим предложенные вами принципы семейного права:

- брак заключается только в органах ЗАГСа (запись актов гражданского состояния)
– добровольность брачного союза;
– равенство супругов в семье;
– разрешение семейных споров по взаимному согласию;
– семейное воспитание детей;
– ответственность и забота о детях;
– защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Может быть, семейные вопросы не должны регулироваться законодательством? Для чего оно нужно?

- Что же такое брак? Какие браки бывают? (СЛАЙД 6,7)

Фронтальная проверка работы: назовите условия заключения брака: (СЛАЙД 8)

- добровольное, взаимное согласие мужчины и женщины;

- достижение брачного возраста 18 лет;

- отсутствие близкого родства;

- люди вступающие в брак должны быть полностью дееспособными.

Объяснение нового материала учителем в процессе беседы с обучающимися:

- На какие две группы можно разделить права и обязанности супругов?

Права и обязанности супругов

Личные права и обязанности :

- выбор рода занятий, профессии, места жительства;

-совместно супруги решают вопросы воспитания и образования детей.

Имущественные права и обязанности

Личное нераздельное имущество:

- имущество, принадлежащее каждому до вступления в брак;

- имущество, полученное по наследству, в дар во время брака;

- вещи индивидуального пользования(кроме драгоценностей и предметов роскоши).

Совместное раздельное имущество:

- доходы от трудовой, предпринимательской и др. деятельности;

- пенсии, вклады, ценные бумаги и т.д.;

- движимое и недвижимое имущество, приобретенное во время брака.

Супруг в течение трех лет после расторжения брака может предъявить иск о разделе общего имущества.

ЗАДАЧА: Супруги Виноградовы после свадьбы вселились в дом, принадлежавший на праве собственности жене. В период пребывания в браке они приобрели автомобиль, домашнюю обстановку, электробытовые приборы, видеотехнику. Кроме того, муж получил по наследству дорогой столовый сервиз и ковры.

При разводе между супругами возник спор: муж требовал большую часть имущества, ссылаясь на то, что его заработная плата была в три раза больше, чем у жены, и что на его деньги был фактически капитально отремонтирован дом.

Как решить спор по закону?

6. Семейный бюджет.

Слово гостю урока. З аместителем начальника отдела работы с налогоплательщиками управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области Олегом Анатольевичем Брыгалиным, который рассказывает слушателям о видах налогов физических лиц, правах и обязанностях налогоплательщиков, подробно останавливается на возможностях электронных сервисов Федеральной налоговой службы России. О важности правильно вести семейный бюджет и во время платить налоги от доходов.

1У. Закрепление изученного материала. Контроль и самопроверка знаний.

Ответьте на вопросы тестов, обменяйтесь своими работами и проверьте тесты по ключу.

1. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а. различие национальностей;

б. одна из сторон уже состоит в браке;

в. отсутствие денежных средств.

2. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки;

б. распоряжаться стипендией.

3. Брак в РФ заключается…

в. в органах ЗАГС.

4.Брачный возраст в России определён:

5. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками;

в. лицами разных национальностей.

1. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;

б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами.

2. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребёнка;

б. с момента регистрации ребёнка;

в. с момента вступления в брак.

3. Членами семьи согласно семейному кодексу являются:

а. супруги, дети, бабушка, дедушка;

б. сестра, брат, тетя, дядя;

в. мачеха, отчим, пасынок

4. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а. различие национальностей;

б. одна из сторон признана судом недееспособной;

в. отсутствие денежных средств.

5. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками;

в. Лицами, относящие себя к разным религиям.

1 вариант: 2 вариант:

Поставьте оценки друг другу.

У. Итог урока
1. Фронтальная беседа:

- Необходимы ли гражданам знания по семейному праву? Или же супруги и другие члены семьи все вопросы могут урегулировать самостоятельно?

2. Дайте краткий ответ:

После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов? (Нет)

Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Жена заявила, что драгоценности она делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться? (в суд, поровну)

Рефлексия учащихся.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок показался мне

Материал урока для меня был

Стало лучше, стало хуже

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Проведите социологический опрос среди своих родственников:

Во сколько лет вы вышли замуж/женились?

Во сколько лет бы вышли сейчас замуж/женились?

Какой брак вы предпочитаете (законный или неофициальный)?

Причина выхода замуж/женитьбы:

а) любовь
б) выгода
в) беременность
г) боязнь остаться одному (одной)
д) другое (перечислите, пожалуйста)
5. Заключали ли вы при выходе замуж/женитьбе брачный договор?
6. А сейчас стали бы при выходе замуж/женитьбе оформлять брачный договор?
2. Заполните сводную таблицу по итогам соцопроса:

ВложениеРазмер
urok_pobedy_gorod_roslavl_otkrytaya_smennaya_shkola.docx 44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

216500, Смоленская область, город Рославль,

Составил: учитель истории

Красносумова Марина Николаевна

  1. Пояснительная записка
  2. Сценарий урока-экскурсии
  3. Заключение
  4. Рекомендации по подведению итогов и оформлению результатов экскурсии
  5. Папка приложений

Время меняет историю. Одну из самых кровавых страниц в истории нашей Родины – Великую Отечественную войну обучающиеся основной школы с переходом на линейную структуру изучать не будут. Несмотря на это, учитель истории обязан через внеурочную деятельность, через изучение краеведческого материала рассказать учащимся обо всех значимых событиях нашей Родины.

Школьные музеи всегда были активными элементами общественной жизни, на которые возложена миссия: содействовать духовно-нравственному воспитанию, привитию понимания общественных ценностей и национальных традиций, эстетическому отношению к миру через историко-культурное просвещение.

С меняющимися жизненными реалиями меняются и методы преподавания предметов, методы работы с учащимися, меняется и музейная работа. Заинтересовать детей историей родного края становится сложнее. Размещенные в сети Интернет базы данных и электронные ресурсы значительно облегчают работу руководителей школьных музеев, учителей истории, так как позволяют использовать на занятиях копии уникальных документов, карты, накапливать материал для дальнейших исследований, оформлять выставки.

Учителя и обучающиеся нашей школы пытаются собрать воедино в своём историко-краеведческом музее воспоминания и свидетельства о событиях 1941-1945 годов, происходивших в городе Рославле и Рославльском районе.

  1. военно-патриотическое;
  2. краеведческое направление;
  3. изучение музейного дела.
  • сформировать представления у обучающихся о Великой Отечественной войне и её героях на основе исторических фактов;
  • воспитание у обучающихся уважения к боевым традициям нашего народа;
  • воспитывать патриотизм;
  • знакомство с героическим прошлым наших земляков;
  • изучение истории родного края;
  • приобретение обучающимися навыков работы в музее.
  • продолжать знакомство с историей Великой Отечественной войны;
  • познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества и города Рославля;
  • знакомство с военными памятниками Рославля.
  • уметь самостоятельно работать с материалом книг и СМИ;
  • использовать навыки самоорганизации своей работы;
  • усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
  • продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны;
  • воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих,

защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите

Возраст обучающихся : 14-17 лет.

  • компьютер, интернет;
  • учебная, справочная литература;
  • экспонаты, материалы музея.

Место проведения: музей школы.

Длительность урока-экскурсии: 45 минут.

Формы и методы реализации: урок-экскурсия может применяться при изучении регионального компонента на уроках экскурсии, внеклассных мероприятиях.

В ходе подготовки и проведения мероприятия обучающимся было предложено ответить на вопросы викторины.

Предполагаемые образовательные результаты :

- формирование чувства гордости за свою Родину, историю России.

- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других.

Регулятивные: - учиться высказывать своё мнение, предположение на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану, планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей.

- формирование умения получать информацию по музейным экспонатам

- формирование умения проводить сравнение, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

- умение точно выражать мысль, формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание, участвовать в рассуждении;

- расширение кругозора обучающегося,

- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, малая Родина.

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

- описывать конкретные экспонаты и события.

Предварительная подготовка: подготовка учащихся (9 класс) к экскурсионной деятельности по теме Великой Отечественной войны.

Оргмомент - 1 минута

Подготовка к восприятию – 2,5 минут

Провести урок мне помогут ваши одноклассники, выступающие в роли начинающих экскурсоводов.

Приглашаю всех Вас принять активное участие при знакомстве с экспонатами музея, по итогам урока – экскурсии дома, каждый из Вас

ответит на вопросы викторины.

Изучение нового материала – 35 минут

Учитель: Итак, начнём.

Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

Вопросы на которых мы сегодня остановимся:

1. Рославль в годы Великой Отечественной войны.

2. Герои Советского союза – наши земляки.

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой войне.

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки (показать кусочек такого хлеба ). Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Кажется, мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.

Сказать, что войну не ждали, нельзя. Все знали – война будет, она не за горами. К ней готовились. И все же она пришла неожиданно, обрушилась лавиной людского горя. Первые бомбы упали на Рославль 2 июля 1941 года, а 10 июля 1941 года началось Смоленское сражение.

Суровые испытания выпали на долю рославльчан в годы Великой Отечественной войны. В ходе Смоленского сражения в районе Рославля вела бои 28 армия Резервного фронта под командованием В.Я. Качалова, попавшая в окружение у населенных пунктов Стодолище, Доротовка, Старинка в июле – августе 1941 г.

Местами казни гитлеровцы избрали Вознесенское и Еврейское кладбища и окраину улицу имени Кирова. После изгнания немцев на Вознесенском кладбище было обнаружено 47 массовых могил, в которых похоронены тысячи убитых и зверски замученных фашистами женщин, детей, стариков. (Приложение 2 )

В августе 1941 года на юго-западной окраине города, вдоль Московско- Варшавского шоссе, служба тыла 4 армии вермахта организовала пересыльный лагерь для советских военнопленных – Дулаг 130. (Приложение 3)

До войны здесь располагалась Школа младших командиров пограничных войск НКВД.

Лагерь был оборудован для приема 30 тысяч военнопленных, в ноябре 1941 года их насчитывалось 54 тысячи, а к декабрю 1941 года, в период наступления Красной Армии под Москвой и в связи с ликвидацией префронтальных лагерей, количество заключенных достигло ста тысяч. Заключенные в лагере находились в кошмарных условиях. Жилых строений на территории лагеря почти не было. Люди в течении всего года находились под открытым небом. Кормили их плохо, и они умирали от голода и холода. Среди военнопленных было много раненых. Им не оказывалось никакой медицинской помощи. В ранах заводились черви, открывались страшные болезни, и люди умирали мучительной смертью.

Смертность в лагере зимой 1941-1942 гг. достигла масштабов массового истребления. В день вывозили по 500-600 трупов. Тысячи советских военнопленных навсегда остались в рославльской земле Вознесенского кладбища (Приложение 4).

Согласно актам Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков от 12 апреля 1944 года , в южной части Вознесенского кладбища было обнаружено 47 массовых захоронений длинной от 5 до 38 м и глубиной 3-4 м. Каждую из могил заполняли несколько дней, трупы укладывали в 3-6 рядов.

Сейчас на этом месте мемориальный комплекс Погибшим в Великой Отечественной войне (Приложение 5).

Немецкие изуверы нанесли огромный материальный ущерб населению города и городскому хозяйству, а перед отступлением занялись планомерным уничтожением города. Из 5060 домов, бывших в Рославле до оккупации, осталось лишь 1751, в том числе только 62 коммунальных дома. Каменные здания города взрывались, деревянные сжигались (Приложение 6).

Были уничтожены почти все промышленные предприятия. Фашисты разрушили вагоноремонтный завод, разграбили шпагатную фабрику. Часть оборудования была вывезена в Германию. Руины остались на месте стекольного завода и других предприятий.

Гитлеровцы сожгли театр, кинотеатр, клубы, школы, специальные средние учебные заведения, больницы, библиотеки, магазины, электростанцию, разрушили водопровод и 15 городских мостов, вырубили много деревьев в городе. Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами Рославлю, составляет свыше 400 миллионов рублей (Приложение 7).

Более двух лет находился наш город в лапах немецко-фашистских захватчиков. За это время население города потерпело много горя, страдания, истязаний от гитлеровских плачей. Но все это не сломило у нашего народа веры в Победу Красной Армии.

В нашем музее находятся немые свидетели войны: остатки оружия и снарядов, оружейный ящик, фляжка (Приложение 9).

Предметы солдатского быта. Котелки и фляги, кружки и ложки – неразлучные спутники солдата на фронтовых дорогах. Они сопровождали воинов всюду: в тылу, на марше, на передовой в окопах. Эти вещи мы часто видим на фронтовых фотографиях, о них упоминают в своих повествованиях ветераны Великой Отечественной. Солдаты берегли свою утварь, ценили её. Нередко на котелки и фляги бойцы наносили свои фамилии и инициалы. Такого рода подписная вещь - желанная находка для поисковика, ведь в некоторых случаях, это возможность узнать имя найденного солдата и установить его фронтовую судьбу. Иногда, на корпусе алюминиевого котелка или фляги вместе с надписью можно увидеть и незамысловатый рисунок, сделанный солдатской рукой.

Перед нами ордена и медали.

За мужество и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, бойцы награждались орденами и медалями.

Ордена и медали в Великой Отечественной войне вручались бойцам, проявившим в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащим, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск (Приложение 10).

Мы часто слышим такие фразы: совершил герой, героический поступок, совершил подвиг. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?
Понятия героизм и патриотизм всегда стоят рядом.

История любого государства знает множество примеров героизма своего народа. А в русской истории таких страниц, трагических и героических, победных и драматических, противоречивых и вызывающих гордость, огромное множество.

Сегодня мы вспомним тех, кому мы обязаны жизнью.

В памяти народа навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., не щадя своей крови и самой жизни, приближал час Победы. В это суровое время советские люди проявили несгибаемую волю к победе, сплоченность и самоотверженность. Их героизм в борьбе с врагом носил массовый характер.

Еще один стенд экспозиции посвящён Героям Советского Союза – нашим землякам (Приложение 11).

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

На рославльской земле родилось 12 Героев Советского Союза, все они были удостоены высшей степени отличия своей родины. Георгий Андреевич Назарьев не является уроженцем Рославля, но прожил в нем долгую и плодотворную жизнь, и мы по праву считаем его своим земляком.

О подвигах – стихи слагают.

О славе – песни создают.

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут.

В нашей памяти живут ваши имена:

  1. Головлёв Леонид Иосифович
  2. Гришин Иван Тихонович
  3. Добрынин Михаил Семенович
  4. Левин Борис Савельевич
  5. Назарьев Георгий Андреевич
  6. Петрунин Евдоким Фёдорович
  7. Прасолов Михаил Васильевич
  8. Прутков Степан Дмитриевич
  9. Стёпин Виктор Александрович
  10. Стерин Ефим Ильич
  11. Титов Фёдор Фролович
  12. Фомченков Константин Фёдорович
  13. Щербаков Александр Фёдорович

Время никогда не вырвет из памяти народа Великую Отечественную войну, самую жестокую из всех войн.. . Мы родились и выросли в мирное время! Мы никогда не слышали, воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и не очень. Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. Никогда не забудется трудовой подвиг женщин, стариков, детей. И наш долг – помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.

Я благодарю каждого из вас за плодотворную работу.

Для меня этот урок - экскурсия очень значимый. А каким сегодняшний урок был для вас?

IV. Рекомендации по подведению итогов и оформлению результатов экскурсии

1. Предложить обучающимся в качестве домашнего задания:

а) познакомиться с дополнительной литературой по изученной теме;

б) ответить на вопросы викторины.

2. Выступить в других классах с экскурсией.

3. Использовать краеведческий материал на других уроках истории.

5. Изготовить экспонаты для музея школы.

6. Создать презентацию урока-экскурсии

Очень важно выработать у обучающихся взгляд на экскурсию, как на важное событие в учебной работе

1. Сколько было проведено военных операций на территории области в 1941 – 1943 годах?

2. Почему у Стодолища (Починковского р-на) на трассе Смоленск - Рославль-Брянск-Орёл был установлен танк Т-34?

3. Кем и когда была освобождена деревня Козловка Рославльского района от немецко-фашистских захватчиков?

4. Сколько партизанских формирований действовало на Смоленщине в годы ВОВ?

5. Какой знаменитый авиаполк базировался на Смоленщине в годы ВОВ?

6. Каким образом в Москве отметили освобождение Смоленска 25 сентября 1943 года?

7. В результате, какого плана наступил коренной перелом в ВОВ? Когда это произошло?

8. Как называлась операция по освобождению Смоленской области?

9. Когда на рославльской земле появились немецко-фашистские войска?

10. Назовите города-герои ВОВ?

1. 2 стратегические, 10 фронтовых и 1 армейская. В том числе Смоленское оборонительное сражение 1941 года и Смоленская наступательная операция 1943 года.

3. 25 сентября 1943 года деревня Козловка была освобождена вторым батальоном старшего лейтенанта Н. Т. Колесникова из 920 стрелкового полка 247 стрелковой дивизии под командованием Г. Д. Мухина.

5."Нормандия". В последствии - "Нормандия-Неман".

6.Москва 25 сентября 1943 года салютовала доблестным воинам двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.

Оборонительные бои на Сталинградском направлении начались 17 июля 1942 года.

8. Операция по освобождению Смоленской области называлась "Суворов".

9. Немецко-фашистские войска появились на рославльской земле 2 августа 1941 года.

10. Москва, Ленинград, Одесса, Курск, Брест (крепость-герой), Тула, Новороссийск, Минск, Киев, Керчь, Мурманск, Смоленск, Севастополь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов .


Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления.

Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)


Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"

познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте.


Урок английского языка "Meet British students" (урок-экскурсия)

Урок-экскурсия по Новочеркасску с использованием ИКТ, смарт-доски.

Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты .



Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.

Типы уроков-экскурсий

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными. Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было.

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А вы проводите уроки-экскурсии? Поделитесь с нами своими идеями в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: