Конспект урока дубровский 6 класс последний урок

Обновлено: 06.07.2024

1.Назвать ФИО главных героев повести(Андрей Гаврилович Дубровский, Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Андреевич Дубровский, Марья Кирилловна Троекурова).

2.Назвать родовые имения Дубровских (Кистенёвка), Троекурова (Покровское), князя Верейского (Арбатово).

3.Назвать воинские звания старого Дубровского (отставной поручик гвардии), Троекурова (отставной генерал-аншеф)

10.Чьи поместья были пощажены разбойниками, появившимися в окрестностях Кистенёвки и Покровского? (Троекурова)

12. Кто скрывался под именем Дефоржа? (В.Дубровский)

Установить соответствие интерьера, пейзажа, портретной характеристики соответствующему персонажу (заполнение таблицы):

1. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он, топнув ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал. (А.Г.Дубровский)

2. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе. (Троекуров)

3. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги. (В.Дубровский)

4. Берёзки, которые при нём только были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. (В.Дубровский)

5. Наконец он достигнул маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. (В.Дубровский)

6. Землянка устлана и обвешена была богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо. (В.Дубровский)

7. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. (В.Дубровский)

8. Ей было 17 лет, и красота её была в полном расцвете. ( Марья Кирилловна)

9. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. Как лёгкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания. (Марья Кирилловна)

10. Ему было около 50-и лет, но он казался гораздо старее. (кн. Верейский)

11. Перед домом расстилался густо-зелёный луг…пространный парк окружал дом со всех сторон…Волга протекала перед окнами… за рекой тянулись холмы и поля… (кн. Верейский)

Работа по теме урока

Монолог: кто или что и почему понравилось мне в повести?

1. Почему в качестве эпиграфа взяты слова самого В.Дубровского?

2. Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкин – читателям)

4. Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (благородство, смелость, справедливость)

4. Подведение итогов. Рефлексия

5. Д/з подготовиться к сочинению

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заключительный урок по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Актуализация знаний

1 часть

1.Назвать ФИО главных героев повести(Андрей Гаврилович Дубровский, Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Андреевич Дубровский, Марья Кирилловна Троекурова).

2.Назвать родовые имения Дубровских (Кистенёвка), Троекурова (Покровское), князя Верейского (Арбатово).

3.Назвать воинские звания старого Дубровского (отставной поручик гвардии), Троекурова (отставной генерал-аншеф)

10.Чьи поместья были пощажены разбойниками, появившимися в окрестностях Кистенёвки и Покровского? (Троекурова)

12. Кто скрывался под именем Дефоржа? (В.Дубровский)

2 часть

Установить соответствие интерьера, пейзажа, портретной характеристики соответствующему персонажу (заполнение таблицы):

1. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он, топнув ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал. (А.Г.Дубровский)

2. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе. (Троекуров)

3. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги. (В.Дубровский)

4. Берёзки, которые при нём только были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. (В.Дубровский)

5. Наконец он достигнул маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. (В.Дубровский)

6. Землянка устлана и обвешена была богатыми коврами, в углу находился женский серебряный туалет и трюмо. (В.Дубровский)

7. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. (В.Дубровский)

8. Ей было 17 лет, и красота её была в полном расцвете. ( Марья Кирилловна)

9. Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. Как лёгкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания. (Марья Кирилловна)

10. Ему было около 50-и лет, но он казался гораздо старее. (кн. Верейский)

11. Перед домом расстилался густо-зелёный луг…пространный парк окружал дом со всех сторон…Волга протекала перед окнами… за рекой тянулись холмы и поля… (кн. Верейский)

Работа по теме урока

Монолог: кто или что и почему понравилось мне в повести?

Повторительно-обобщающая беседа:

1. Почему в качестве эпиграфа взяты слова самого В.Дубровского?

2. Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкин – читателям)

4. Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (благородство, смелость, справедливость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты обучения:

Предметные: владеть навыками различного вида пересказов, понимать роль изобазительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературного произведения

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: познавательные:ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, уметь обобщать, делать выводы; уметь находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа Оборудование: портрет А.С. Пушкина, эпиграф урока записан на доске; презентация к уроку, карточки для работы каждой группы.

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания Краткий рассказ об отношениях К. П. Троекурова и А.Г. Дубровского.(Сравнительная характеристика)

II.Введение в тему 1.Ребята, приходилось ли Вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо? 2.А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость? Учитель: Итак, в жизненных ситуациях нужно всегда поступать по совести, чтобы не запятнать свою честь.

Работа со словарем

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества. 2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

3.Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами проанализируем поступки Владимира, наследник ли он отцовского отношения к чести ,который протестует против беззакония и несправедливости, составим цепочку событий, которые позволяют раскрыть характер героя, его поступки, ответим на проблемный вопрос : похожи ли семьи Дубровского и Троекурова?

Распределительный диктант(Распределите по колонкам описания)

2.В этой семье есть святыни, которые они берегут; понимают и любят друг друга.

3.В доме …..висит портрет жены ……, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви.

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Вывод: Судьбы похожи, но семьи разные. Андрей даже не мог представить, что кто-то чужой будет ходить по дому мимо портрета его матери, где прошло его детство, где он испытал тихие семейные радости счастливой жизни, поэтому он прибегает к решительным действиям.

1.Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? (сломить гордость Андрея Григорьевича)

2. Удалось ли ему это? 3. Почему его торжество было отравлено?( такого исхода- сумасшествия Дубровского он не ожидал)

4.Что мы узнаем о состоянии Кирилы Петровича из четвертой главы?(совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала его.)

5. Почему, описывая ссору помещиков, А. Пушкин так много внимания уделяет К. Троекурову? (натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая. НО: Дубровский гордый, он никогда бы не смог простить своего обидчика.)

1. Проблемный вопрос «Похожи ли семьи?

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

3.Анализ эпизода

I группа Прочитать описание осеннего пейзажа и дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ. Представить работу классу. 1.Какую жизнь вел Андрей в Петербурге?(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".) 2.Символом чего выступает осень в этом эпизоде?Какую роль здесь играет пейзаж? (Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя 3. Как, по-вашему смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни в этом эпизоде? 4. Какие чувства испытывает Владимир?(одиночество, чувство духовного бездорожья, жизнь проходит. )

Найдите эпитеты в этом эпизоде. Как они раскрывают состояние героя? (Эпитеты записываются на желтых листочках, которые вывешиваются на дерево ЗНАНИЙ) ВЫВОД: Смерть отца и известие от няни заставила Владимира повзрослеть. Он держится решительно и независимо. После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.

I группа Сцена пожара. Пересказать сцену пожара, дать ответы на вопросы. Составить ТЕКСТ своего выступления и представить работу группы классу 1. Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?(Они пытались поднять бунт.) 2. Как ведет себя Дубровский?(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.) 3.Как его это характеризует?(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.) 4.Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

VI.Рассмотрим схему, которая перед вами: Ценности Дубровских – беззаконие Троекурова и компании?

Учитель: Владимир протестует против беззакония, несправедливости, но при этом сам становится разбойником, творящим самосуд. Автор явно на стороне героя. А. Пушкин показывает Дубровского человеком благородным, честным, который защищает справедливость. Идея произведения заключается в том, что главными человеческими ценностями являются справедливость, честь и верность данному слову. Об этом мы будем говорить на следующем уроке. А сегодня давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: 1.Заслуживает ли герой уважение? 2.Откажется ли герой от мщения? Какие факторы повлияют на это решение? Что может изменить его решение?

VII.Рефлексия деятельности

IX. Домашнее задание

Урок с презентацией на тему

● развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

● воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусства: музыки, живописи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации; компьютер, медиапроектор.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Слайд 1.

Скажите, пожалуйста, каков темп музыки и какое настроение такой темп может вызвать?

Ответы учеников: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.

А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить.

Всё дело в том, что история была несчастливая.

С чего все началось?

Всё началось с ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.

2. Завязка-развитие действия

3. Кульминация-острый, напряженный момент произведения.

4. Развязка-окончание произведения.

Экспозиция - История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

Со всеми этими частями романа мы уже познакомились на предыдущих уроках. Как вы думаете, что именно мы еще пока не анализировали, о чем еще не узнали?

Финал романа, развязка романа.

Замечательно. Предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнее число.

Слайд 2.

Учащиеся записывают число, тему урока и эпиграф.

Постановка целей урока.

Чтобы мы могли продолжить работу, я предлагаю вам обозначить цели нашей деятельности. Ведь любая работа должна иметь результаты. А каких результатов, каких целей должны достичь мы? Я буду давать вам направление, чтобы было легче: Кто главные герои этого произведения после помещиков?

Поменяется ли жизнь Маши и Владимира?

Тогда какова наша цель, что мы должны выяснить?

Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира, понять мотивы поступков героев , то, к чему приведут отношения главных героев, понять главную идею романа.

5. Постановка проблемы.

Любовь Маши и Владимира.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умницы! Давайте вспомним первое свидание Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича в беседке у ручья. А помогут нам это сделать Никита и Лиза.

Каковы были причины проникновения Владимира Дубровского в дом Троекурова?

Чтобы отомстить Кирилу Троекурову, Вдадимир Дубровский устраивается учителем в его дом.

Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось.

А чувства Марьи Кирилловны?

Влюбленность, но не настоящая любовь. Слишком разные они по положению в обществе: Маша - богатая аристократка, Владимир-разоренный дворянин, разбойник, кроме того, Маша боится и самого Дубровского, и своего чувства к нему.

Неожиданное сватовство Верейского заставляет ее решиться на второе свидание с Дубровским. Вспомним его. А помогут нам в этом Тимур и Юля.

Инсценировка 15 главы.

Маша пыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, но его не интересовали чувства Маши. Более того, он показал письмо Троекурову. После чего произошел разговор Маши с отцом, в ходе которого у нее проявились качества, о которых она и сама не подозревала: решительность, упрямство, независимость, гордость, самолюбие – те черты, которые были присущи ее отцу.

Сейчас нам постараются передать все эти качества Инна и Тигран.

Обычно свадьба – радостное событие. Как ждет её главная героиня? Почему?

Она должна выйти замуж за нелюбимого человека. Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского угадывает стремление обладать красивой вещью.

Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Найдите и прочитайте слова, передающие настроение героини.

Бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла; бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована .

На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского.

Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?

Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу.

Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом (стр.133 учебника)

Как вы понимаете слово обет?

Обет - данное Богу обещание что-либо исполнить.

Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.

Что общего есть между Машей и Владимиром?

Они оба верны своему долгу, чести, морали. Этого не хватало их родителям, поэтому и возникли два конфликта, о которых мы говорили в начале.

Почему Дубровский покинул своих крестьян-разбойников?

Месть, которой он так жаждал, оказалась ненужной. Машу он потерял, поэтому какой смысл оставаться разбойником?

Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу.

Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа?

Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной?

Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует?

Запишем определение в тетради.

Думаю, что каждый из вас дочитывая, почувствовал, что вас охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам.

Какова главная мысль, идея произведения?

Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.

Итог и рефлексия

Как, вы думаете, сложилась бы жизнь Владимира Дубровского в наше время? Была бы его разбойничья жизнь наказуема? Кто из девочек выбрал бы в качестве супруга такого человека?

Его деятельность была бы уголовно наказуема: ст 162 УК РФ – разбой на дорогах.

Ж изнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий (хороших и плохих), о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

К сожалению, какими бы целями не руководствовался наш герой, он все равно остается разбойником.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Читайте также: