Конспект урока древнееврейское царство

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: - дать представление о формировании древнееврейского государства через библейские предания;

-развивать умения учащихся актуализировать ранее изученное, умения работать с текстом учебника, формировать несложные выводы;

- воспитывать уважение к истории и традициям еврейского народа.

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка,

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Устный ответ

- На предыдущих уроках мы уже познакомились с несколькими древневосточными государствами.

- Давайте сейчас вспомним каждое из этих государств. Проведём небольшую игру.

- Я буду называть вам слово, вы должны вспомнить, к какой стране оно принадлежит и страну, которой оно принадлежит ( или назвать другое слово, относящееся к этой стране)

Нил – Египет клинопись - Двуречье

Библ- Финикия стекло - Финикия

Евфрат- Египет алфавит - Финикия

Осирис - Египет Хаммурапи- Египет

Кирпичи - Двуречье сфинкс - Египет

Шафуд - Египет пурпурная краска – Финикия

Колонии – Финикия иероглифы – Египет

Тигр – Двуречье пирамида - Египет

- сегодня на уроке мы отправляемся в Древнееврейское царство. Как вы помните в 13 веке до н. э. после странствий евреи пришли в Палестину (см. по карте). Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны. Предания и легенды тех лет повествуют о сражениях и могучих героях.

- Поможет познакомиться нам с этим государством план ( сл. 2)

1.Библейские предания о героях.

2 .История царя Давида.

4.Храм в Иерусалиме.

- Задание на урок ( сл. 3) будет следующим:

Определите, что в преданиях евреев похоже на правду, а что - на вымысел?

4. Изучение нового материала.

1. Библейские предания о героях.

-( сл. 4) После долгих странствий евреи пришли в обещанную богом благодатную страну. Она была плодородна и богата пастбищами, а по её территории протекала река Иордан. Но там уже проживали люди, поэтому им пришлось вести изнуряющие войны с местным населением.

- Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон. Но вот собрались они вместе, закричали все разом и затрубили в трубы. От этих звуков рухнули высокие стены Иерихона.

- в библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Они вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Они захватили побережье и боролись за обладание этой страной.

- ( сл. 5) Существует предание о могучем Самсоне, сражающемся с филистимлянами.

Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Однажды храбрый юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боев с филистимлянами он убил около тысячи врагов ослиной челюстью.

- Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы, другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.

- ( сл. 6) Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляясь в очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким. Однажды Самсон пришел в филистимлянский город Газа и встретил там красавицу филистимлянку Далилу и полюбил её. Но не добром откликнулась Далила на его любовь. Правители филистимские подкупили её и просили выпытать у Самсона, в чём его великая сила.

- Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и уговорили ее за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер," прибегнув к самым хитрым способам, стала выведывать у Самсона его тайну. Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду, предчувствуя неладное. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело будет связано семью веревками. Когда он уснул, Далила приказала слугам связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь вломились в дом Далилы, но Самсон с легкостью разорвал веревки и расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась Самсону в своей невиновности. Влюбленный мужчина поверил коварной предательнице.

Через несколько дней она вновь напоила возлюбленного вином и так горько плакала, жестоко упрекая Самсона в недоверии и нелюбви к ней, что простодушный великан сдался во второй раз. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди"

- Когда он заснул, коварная женщина приказала остричь их. Обессилевшего Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Враги ликовали.

2. Предания о первых царях.

Трудно было разрозненным племенам израильтян обороняться от многочисленных врагов. Решили они объединиться и выбрать себе царя. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул. Удачлив был царь Саул, его войско побеждало.

А тем временем бродил по степи, перегоняя стадо овец, будущий царь израильтян, но пока что безвестный мальчик-пастушок Давид.

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из их рядов огромный Голиаф – с медным шлемом на голове, с мечом, щитом и копьём. В поединок с великаном отважился вступить лишь один Давид. Он был ещё совсем юн и не казался силачом. Одет был Давид как простой пастух, а в руках он держал лишь посох и пращу.

( сл. 10) Войны с филистимлянами не прекратились. Во время одной из них Саул погиб. Царём был избран Давид. Удача сопутствовала ему в войнах с соседями. Столицей царства при Давиде, в 10-м веке до н. э., стал город Иерусалим.

3. Правление Соломона.

( сл.11) После Давида на престол вступил его сын Соломон. Богатством и мудростью славился этот царь. Утихли войны, мирными заботами были заняты его подданные.

В разные страны отправлялись купцы и корабельщики из царства Соломона. Колесницы для царского войска покупали в Египте, из Аравии пригоняли прекрасных коней. Из Финикии с гор Ливанских доставляли кедровое дерево для строительства дворца и храма.

( сл. 12) Далеко распространилась слава о богатстве и мудрости Соломона. В Библии рассказывается, что сам фараон отдал ему в жёны свою дочь. А однажды из далёкой Южной Аравии, из страны Сава, прибыл ко дворцу Соломона караван верблюдов, навьюченных богатыми дарами. Это царица Савская решила увидеть своими глазами царя Соломона и убедиться в великолепии его дворца.

( сл. 13) Давайте прочитаем легенду о мудрости этого царя ( стр. 80 – в синей рамке)

4. Храм в Иерусалиме.

( сл. 14) – работа по учебнику)

Храм в Иерусалиме. Особенно красив был храм, возведённый при Соломоне. Стены храма были выложены из кедра, а полы – из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.

Храм возвели на холме. Посреди большого двора стоял жертвенник – место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В ларце том хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.

Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения богу Яхве. Все, кто верил в бога Яхве и его завет – договор с еврейским народом, считали этот храм главной святыней. Царство же Соломона распалось вскоре после его смерти.

5. Подведение итога урока.

Исторический диктант.

- Вы видите на слайде ( сл. 15) цифры, под которыми находятся ответы на те вопросы, которые я вам буду задавать. Ваша задача записать всего лишь цифру, под которой, на ваш взгляд, находится правильный ответ в специальные листочки.

1) Город, разрушенный звуком труб ( Иерихон)

2) Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил

3) Название Древнееврейского царства ( Палестина)

4) Первый царь Древнееврейского государства ( Саул)

5) Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне ( Моисей)

6) Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах ( Самсон)

7) Возлюбленная Самсона, предавшая его ( Далила)

8) Царь Израиля, победивший Голиафа ( Давид)

9) Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды ( Соломон)

- воспитывать уважение к истории и тради циям еврейского народа.

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка,

- На предыдущих уроках мы уже познакомились с несколькими древневосточными

- Давайте сейчас вспомним каждое из этих государств. Проведём небольшую

- Я буду называть вам слово, вы должны вспомнить, к какой стране оно

принадлежит и страну, которой оно принадлежит ( или назвать дру гое слово,

- сегодня на уроке мы отправляемся в Древнееврейское царство. Как вы помните

в 13 веке до н. э. после странствий евреи пришли в Палестину (см. по карте).

Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за

обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны. Предания и

легенды тех лет повествуют о сражениях и могучих героях.

- Поможет познакомиться нам с этим государством план ( сл. 2)

Определите, что в преданиях евреев похоже на правду , а что - на

-( сл. 4) После долгих странствий евреи пришли в обещанную богом благодатну ю

страну. Она была плодородна и богата пастбищами, а по её тер ритории

протекала река Иордан. Но там уже проживали люди, поэтому им пришлось вести

- Долго и безуспешно осаждали израильтяне крепость Иерихон . Но вот собрались

они вместе, закричали все разом и затрубили в трубы. От этих зву ков рухнули

- В другой битве израильтяне почти одолели врага, но наступала ночь. И тогда их

светила и не двигались до тех пор, пока израильтяне не одержали победу .

- в библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Они

вторглись в Палестину по суше, приплыли по морю. Они захватили побережье и

- ( сл. 5) Существует предание о могучем Самсоне, сражающемся с

Мальчик рос на удивление отважным и смелым, а о его богатырской силе по

иудейской земле стали распространяться небывалые слухи. Однажды храбрый

юноша разорвал руками пасть живому льву, а в одном из боев с филистимлянами

- Вокруг Самсона ходили легенды, одни пытались разгадать секрет его силы,

другие восторгались необычным юношей, третьи предлагали ему за большое

вознаграждение раскрыть свою тайну. Но тот оставался непреклонен.

- Вскоре юношу назначили судьей, а спустя несколько лет он уже руководил

порабощенным израильским народом. Он пользовался большим уважением у

граждан. К тому же его боялись и не желали заводить споры со вспыль чивым,

упрямым и своенравным Самсоном. Часто он вступал в бой с филистимлянами и

не давал им продолжать вторжение на юг и захватывать все новые и новые

иудейским богатырем. Слава о небывалой физической силе Самсона все быстрее

- ( сл. 6) Женщины его боготворили, он отвечал на их чувства и, влюбляя сь в

очередную красавицу, терял голову, становился покорным, смиренным и кротким.

Однажды Самсон пришел в филистимлянский город Газа и встретил там

красавицу филистимлянку Далилу и полюбил её . Но не добром откликнулась

Далила на его любовь. Правители филистимские подку пили её и просили

- Хитрые филистимляне воспользовались сердечной слабостью Самсона и

уговорили ее за большую плату узнать сокровенный секрет богатырской силы

непобедимого богатыря. Коварная женщина согласилась и в тот же вечер,"

прибегнув к самым хитрым способам, стал а выведывать у Самсона его тайну.

Тот долго не решался открыть секрет, несколько раз говорил неправду,

предчувствуя неладное. Сначала он сказал, что потеряет силу, если его тело

будет связано семью веревками. Когда он уснул, Далила приказала слуг ам

связать его и послала за филистимлянскими начальниками. Те в полночь

вломились в дом Далилы, но Самсон с легкостью разорвал веревки и

расправился с врагами. Филистимляне в ужасе бежали прочь, а Далила поклялась

Священное Писание это собрание священных книг в развитых религиях, излагающее основы вероучения – представление о мире, божестве, цель и правила человеческой жизни.

Библия это книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий.

Пророки святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.

Заповедь это религиозно-нравственное предписание.

Филистимляне это древний народ, населявший приморскую часть Израиля.

Политеизм это система верований, основанная на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Монотеизм это религиозное представление о существовании только одного Бога.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Хрестоматия по истории древнего мира. – Минск, БЭ, 2001.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Евреи первыми в истории человечества отказались от поклонения силам природы в образе многочисленных богов и пришли к вере в единого Бога. О происхождении еврейских племён и об образовании древнееврейского государства, рассказывается в Библии – собрании книг религиозного и исторического содержания, созданных в течение столетий многими людьми. Самая древняя и большая часть Библии называется Ветхий Завет.

На страницах Библии история еврейского народа предстает как предание об одной большой семье. Родоначальниками этой семьи стали Авраам, его сын Исаак и внук Иаков – другое его имя было Израиль. Всего насчитывалось тринадцать еврейских колен, составивших племенной союз Израиль. Этими родами управляли вожди, которых евреи называли судьями.

Согласно Ветхому Завету, Авраам родился в месопотамском городе Уре, со временем он получил от Бога наказ вести своих соплеменников в ту землю, которую он ему укажет. Этой землей оказался Ханаан, та ее часть, которая позже и по сей день стала называться Палестиной. Аврааму со своим народом пришлось эти земли отвоевать у народа, который жил на них задолго до переселения евреев.

Еврейские племена не сразу пришли к вере в единого Бога. Вначале они поклонялись многим богам. Кочевые еврейские племена пересекли Синайскую пустыню и поселились в Египте. Прошло время, и жизнь в Египте превратилась для евреев в настоящее рабство. Из египетского плена их вывел Моисей. Библия рассказывает, что фараон не хотел их отпускать и послал вослед войско на колесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды Красного моря, и они перешли на другой берег – в Синайскую пустыню. Когда же воинство фараона двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись, и египтяне погибли.

В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею, заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил им своё имя – Яхве, и они обязались не поклоняться многим богам, но верить только в единого Бога (Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это Яхве обещал, что они придут в благодатную страну и смогут её завоевать.

И, казалось бы, путь домой был не так далёк, и тем не менее Моисей водил народ свой по пустыне еще 40 лет, в Ветхом Завете это объясняется тем, что Моисей хотел, чтобы народ еврейский забыл свой плен и рабскую участь, и чтобы души их стали свободными.

На Синайском полуострове были получены и заповеди Божьи.

Они были начертаны на скрижалях начертаны. Вот они:

1. Народ должен поклоняться единому Богу.

2. Не делай себе кумира.

3. Не называй имя Бога без надобности.

4. Шесть дней работай, на седьмой отдыхай.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства.

10. Не желай того, что есть у ближнего твоего (т.е. не завидуй).

После 40 лет странствий по пустыне еврейские племена пришли в Палестину. В дальнейшем они действительно захватили её и образовали своё государство – Израиль.

Уже в начале первого тысячелетия до нашей эры у древних евреев установилась царская власть. Первым царём был Саул. После него на царство был избран юноша Давид. Столицей своего царства Давид сделал город Иерусалим. По преданию, этот город был воздвигнут на том самом месте, где праотец Авраам должен был принести в жертву Богу своего сына Исаака, но тот был спасен чудесным образом.

В городе был воздвигнут великолепный храм. Руководили его строительством финикийские мастера. Иерусалим стал религиозным центром Израиля.

После смерти Соломона государство распалось на два царства – Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал город Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то и другое позже оба царства были захвачены другими государствами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расположите имена правителей Древнего мира в хронологической последовательности, чтобы увидеть рисунок.

Пояснение: Для того, чтобы установить правильную хронологическую последовательность, необходимо вспомнить, правителями каких государств являются приведённые исторические личности.

Так, Саргон I и Хаммурапи были царями Двуречья, значит, им следует присвоить 1 и 2 номера в списке. Далее идут египетские фараоны Тутмос III, прославившийся завоеваниями в XV в. до. н.э., и Эхнатон, правивший в XIV в. до н.э. и пытавшийся установить культ одного бога Атона. Царство Давида и Соломона описывается в Ветхом завете, а значит, эти имена завершают хронологический список задания.

Задание 2 Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для неверного – 0.

Цели: продолжить знакомство с библейскими сказаниями, показать положительные качества их героев; формировать умения составлять рассказ на основе данных учебника и исторических документов, анализировать тексты документов и выделять в них логические части; развивать речь, расширяя словарный запас учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории и традициям еврейского народа.

Планируемые результаты: предметные: рассказывать о древнееврейском царстве, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; выявлять закономерности исторического развития; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать подвиги Самсона и Давида; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру своего и других народов; учиться быть толерантным.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Не удивило ли вас это утверждение? Если да, то чем? Сегодня мы продолжим знакомиться с героями этой удивительной книги, и в конце урока вы выразите свое отношение к высказыванию Г. Гейне.

А сейчас мы отправляемся в Древнееврейское царство. Как вы помните, после долгих странствий евреи пришли в Палестину.

(Ученики анализируют картину.)

Да, богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны.

План урока

1. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.

2. Предания о первых царях.

3. Правление Соломона.

Проблемный вопрос. Почему Библия является наиболее популярной книгой с древности и до наших дней?

III. Работа по теме урока

1. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине

— Как мы уже говорили, за обладание благодатными землями евреям приходилось вести изнурительные войны. Что в дошедших до нас преданиях вам кажется сказочным, а что — достоверным?

— Давайте прочитаем вслух текст п. 1 § 17 учебника и ответим на вопросы.

— Что означает выражение иерихонская труба?

— Что помогло евреям, с вашей точки зрения, одержать победу над врагами?

— Кто такие филистимляне? Какие цели они ставили?

— В чем была сила Самсона?

— Чему учит нас подвиг Самсона?

2. Предания о первых царях

— Давайте прочитаем вслух текст п. 2 § 17, ответим на вопросы и выполним задания.

— Почему израильтяне решили объединиться и выбрать себе царя?

— Кто стал первым царем Древнееврейского царства? Что нам о нем известно?

— Перескажите библейское сказание о Давиде и Голиафе.

— Почему победил Давид?

— Что нам известно о царстве Давида?

3. Правление Соломона

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Этот царь славился богатством и мудростью.

— Работая с текстом п. 3, 4 § 17, приведите примеры, подтверждающие мудрость царя Соломона.

— Сейчас мы познакомимся с некоторыми изречениями величайшего правителя. Работая в парах, внимательно изучите высказывания Соломона, обсудите и проанализируйте их.

Рабочий материал для работы в парах

Для первой пары

• Слушай наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей.

• Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

• Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

• Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Для второй пары

• Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.

• Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.

• Благонравная жена приобретает славу мужу.

• Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство.

Для третьей пары

• Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

• Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.

• Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

• Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Для четвертой пары

• Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

• Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

• Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

• Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Для пятой пары

• Всякий благоразумный действует со знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

• Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

• От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

• Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слою возбуждает ярость.

Для шестой пары

• Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

• Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

• Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

• И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Для седьмой пары

• Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

• Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат.

• Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

• Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.

Для восьмой пары

• Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

• Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.

• Слава юношей — сила их, а украшение стариков - седина.

• Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Для девятой пары

• Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

• Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Для десятой пары

• Вуши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.

• Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.

• Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Для одиннадцатой пары

• Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом во все дни жизни своей.

• Не прельщайся лакомыми яствами.

• Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

— Согласны ли вы с этими изречениями?

— Должны ли мы следовать им в нашей сегодняшней жизни?

IV. Подведение итогов урока

Проверим результаты нашей работы с помощью игры. Я задаю вопросы, а вы на них отвечаете. Побеждает тот, кто ответит быстрее и точнее всех.

— Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил. Как назывались эти правила?

— Как по-другому называют Древнееврейское царство?

— Кто был первым царем Древнееврейского царства?

— Как звали человека, водившего свой народ по пустыне сорок лет?

— У какого героя древнееврейских мифов сила была в волосах?

— Как звали возлюбленную Самсона, которая предала его?

— Как звали царя Израиля, победившего Голиафа?

— Как звали царя Израиля, о мудрости которого ходили легенды?

— Как называют предания еврейских племен, передаваемые из поколения в поколение?

— Какое слово в переводе с греческого означает книги?

— Как называется священная книга христиан?

Вернемся к проблемному вопросу, который я задала в начале урока.

— Согласны ли вы с мнением писателя? Позицию аргументируйте.

Библия была и остается самой популярной в мире книгой. Ее нравственные заповеди объединяют всех людей доброй воли, учат их жить в согласии друг с другом и со своей совестью. Библейские сюжеты вдохновляли и вдохновляют писателей, поэтов, художников, скульпторов на создание высокохудожественных произведений, ставших, как и сама Книга книг, достоянием духовного наследия человечества.

Домашнее задание

§ 17. Дифференцированное задание:

Читайте также: