Конспект урока домашнее хозяйство 7 класс обществознание боголюбов фгос

Обновлено: 06.07.2024

Форма организации занятия: познавательная игра.

Средства обучения:

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
  • Наглядные пособия: рабочая тетрадь, презентация PowerPoint.
  • Раздаточный материал: конверты с заданиями для групп, карточки.
  • Учебник Обществознание. 7 класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.

Форма организации работы в классе:

  • фронтальная
  • групповая
  • диалоговая форма обучения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Активизация учебной деятельности. Мотивация учащихся на работу

Добрый день, ребята!

Начинаем урок. Эту тему мы начали изучать на предыдущем уроке. Напомните её! Экономика семьи.

3. Актуализация знаний учащихся об основных экономических понятиях

Какие термины, изученные на предыдущем уроке, вы считаете основными?

  1. Вы узнали, что в основе семейной экономики лежит (семейный бюджет).
  2. Он состоит из (статьи доходов и статьи расходов).
  3. Назовите виды доходов (фиксированные и переменные).
  4. Назовите виды расходов (обязательные и произвольные).
  5. Каким бывает бюджет? (дефицитный, профицитный, равноценный).
  6. Зачем вам нужны эти знания? Могут ли они быть вам полезны?

Давайте проверим это на сегодняшнем уроке.

Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? (легко - трудно). Почему вы дали такие разные ответы?

Думаю, что к концу урока мнения могут измениться.

Для того, чтобы сформулировать проблему, которую будем решать на уроке, давайте посмотрим видеофрагменты.

Слайд.

Что объединяет эти видео? (все они о домашнем хозяйстве)

На что вы обратили внимание?

В фрагментах есть различия

Отличия - в первом фрагменте дефицит бюджета из-за необдуманных расходов, во втором нехватка экономических знаний. В третьем фрагменте семья обсуждает совместно хозяйственные вопросы.

Все решают хозяйственные вопросы по-своему: кто-то эгоистично, кто-то бездумно, а одна семья решала хозяйственные вопросы сообща.
Так и в жизни. Ведь и семьи бывают разными.

Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О хозяйстве семьи. Сформулируйте точнее, опираясь на анализ видеофрагментов! О рациональном ведении хозяйства семьи.

Почему об этом важно говорить? Много ошибок допускают люди в ведении хозяйства, из-за этого семьи даже распадаются.

Поэтому очень важно. (правильно вести домашнее хозяйство, а значит, жить по средствам).

Если не могут сформулировать, напомню пословицу "По одёжке протягивай ножки"

Продолжите мысль и скажите, какую проблему мы попытаемся решить на уроке?

Слайд. (Как жить по средствам?). То есть, мы будем обсуждать семейный бюджет.

Скажите, сложно ли жить по средствам? Всем ли это под силу?

Как вы думаете, что нам предстоит доказать к концу урока?

Слайд. Доказать, что рационально организовать домашнее хозяйство возможно в любой благополучной семье.

Это и будет целью урока.

Как вы предполагаете прийти к решению проблемы и достижению цели? (надо составить план действий) - это и будет план урока.

Слайд. План урока.

Сформулируйте первый пункт плана, отталкиваясь от проблемы урока.

1. Выяснить, зачем составлять семейный бюджет.

А если бюджет окажется дефицитным? Как поступить в этом случае?

2. Что помогает жить по средствам?

К концу урока вы, уже умудрённые жизненным опытом, сможете поделиться своими советами по ведению семейного бюджета.

3. Предложить правила (советы) рационального ведения семейного бюджета.

Какова актуальность заявленной темы? Актуален ли этот вопрос для вас? Приходилось ли вам обсуждать расходы семьи?

У каждого из нас есть семья, знания о бюджете помогут родителям. Став взрослыми, мы сами обзаведёмся семьями. И там пригодятся наши знания. Ещё на уроках обществознания. Ещё при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ.

Итак, план урока составлен.

И для начала - вот вам небольшая подсказка.

Они о бережливости, об экономии.

Чем вы будете пользоваться, чтобы найти ответы на возникающие вопросы?

Учебник, словари, справочники. У нас есть стол помощи, на котором представлены словари, справочники, фрагменты документов. А ещё вы можете использовать карту памяти, которая появилась в ваших тетрадях на прошлом уроке.

Скажите, во всех семьях хозяйство ведут одинаково? От чего это зависит?

От уровня доходов, от возраста, от уровня образования, от количества членов семьи.

Для того, чтобы ответить на вопросы плана, решить проблему урока с точки зрения разных семей, я предлагаю вам разделиться на группы. Мы проведём познавательную игру.

Ученики делятся на группы - семьи, выбирая карточки по цвету. 1 (синий) - молодая семья (2 человека), 2 (зелёный) - семья пенсионеров (2 человека), 3 (жёлтый) - семья с 1 ребёнком (3 человека), 4 (розовый) - многодетная семья (5 человек).

Посмотрите, пожалуйста, на выбранные вами карточки (обозначение семьи). Какую семью вы представляете.

Распределитесь, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня выступать на уроке. Можете выбрать главу семьи, который будет давать ответы.

Работать вы будете в соответствии с планом, предложенным в начале урока.

Приступаем к реализации 1 пункта плана.

Чтобы узнать, зачем составлять семейный бюджет, надо. (попробовать его составить)

На столе у каждой группы карточки с заданиями. Ваша задача - выяснить, зачем составлять семейный бюджет, и как он формируется (записать доходные и расходные статьи бюджета)

Слайд.

Зафиксируйте в своих карточках то, что составляет хозяйство вашей семьи и бюджет. (имущество, доход и расход)

Задание №1.

Имущество семьи (ставим плюс или минус, указываем количество)

Ценные бумаги (акции)

Сделайте вывод о том, какой получился у вас бюджет. Глава семьи доложит результаты.

Как формировался ваш бюджет? Бюджет семьи формируется путём учёта доходов и расходов.

Слайд.

Зачем надо составлять бюджет семьи? Становится понятно, хватит ли средств для удовлетворения потребностей семьи. Чтобы суметь уложиться в имеющиеся средства, распланировать затраты, накопить деньги на покупку чего-нибудь существенного.

Сделайте вывод. Удалось ли реализовать 1 пункт плана?

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Переходим ко 2 пункту плана. Что помогает жить по средствам?

Если экономика семьи похожа на экономику предприятия, то надо учесть, что процветание характерно не для любого предприятия. Что может грозить семье? Как можно бороться с этим?

Задание №1 было одинаковым для всех семей. Следующее задание у каждой семьи своё. Попробуйте спроектировать реальные и законные пути и способы получения доходов для осуществления хотя бы части расходных планов.

После небольшого обсуждения каждая группа представит классу свою проблемную ситуацию и варианты её разрешения. Учитель и слушатели оценивают рациональность предложений и, возможно, выдвигают свои варианты решения.

Задание №2.

Группа "Полная семья" (мама-папа-ребёнок 15 лет):

Ваша проблема. Как увеличить доходную часть семейного бюджета, чтобы купить путёвку в круиз?

Группа Многодетная семья.

Ваша проблема. Найти возможности поехать в отпуск, накопить на учёбу, сделать необходимые покупки.

Подсказка. Может ли семья увеличить доходы? А сократить расходы? Может ли помочь государство?

Семья живет в 2-этажном доме с приусадебным участком.

Сын занимается дополнительно иностранным языком, посещает компьютерные курсы.

Старшая дочь занимается в школе бального танца.

Младшая дочь ходит в детский сад.

Семья очень дружная: по выходным они ездят в лес, летом на реку, ходят в кино. Каждое лето отдыхают на море. Семья откладывает деньги на обучение сына, так как он через два года закончит школу.

Несмотря на то, что семья дружная, у них возникают конфликты. Однажды, собравшись за ужином, они стали спорить. Сын сказал, что ему пора купить новый компьютер (он нужен для учебы). Старшая дочь сказала, что для выступления на концерте в школе ей нужно новое платье. Младшая дочь попросила купить велосипед. Отец сообщил, что нужно ремонтировать машину – без покупки запасных частей не обойтись.

Посчитав сумму, которая требуется для решения всех этих проблем, поняли – денег не хватит. Есть выход – потратить отложенные деньги на поездку к морю, и на учебу сына. Мама была категорически против траты этих денег. Да и остальные с ней согласились… Как поступить семье?

Группа Семья пенсионеров - ветеранов труда.

Ваша проблема. Найти средства на покупку дорогого подарка внуку на день рождения.

Подсказка. Прочитайте документ. Укажите основной источник благосостояния семьи по мысли автора. Какие иные источники доходов могут иметь пенсионеры?

Домострой (16 век, автор - духовник Ивана Грозного Сильвестр).

Группа Молодая семья без детей (молодые специалисты).

Ваша проблема. Как улучшить жилищные условия?

Подсказка. Можете ли вы увеличить семейный доход и сократить расходы? Может ли помочь государство?

Главы семей отчитываются о проделанной работе и её результатах. Другие семьи, слушая, дополняют ответы.

Слайд.

Сделайте выводы. Чтобы жить по средствам, надо соразмерять доходы и расходы. По возможности делать бюджет профицитным. Для этого можно действовать двумя способами: сокращать расходы и пытаться увеличить доходы. Серьёзную поддержку некоторым категориям населения оказывает государство. В нашем случае это многодетная семья, пенсионеры, молодые специалисты. Закон охраняет права подростка на труд.

Подводя итоги вашей работы по группам, давайте попробуем реализовать 3 пункт плана. (если времени не хватит, дать задание на дом - Предложить правила (советы) рационального ведения семейного бюджета).

  • Какие (правила) советы по рациональному хозяйствованию вы можете предложить?
  • Назовите главные направления ваших советов. Надо, во-первых, сокращать расходы, во-вторых, увеличивать доходы.

Каждая семья может внести свою лепту! Назовите по одному совету для увеличения доходной части бюджета.

Слайд.

Назовите по одному совету для сокращения расходной части бюджета семьи.

Слайд.

Сегодня на уроке вы выступили в роли семей, которые старались решить свои проблемы.

Давайте вернёмся к началу урока. Так легко ли вести хозяйство семьи? Не изменили ли вы своего мнения? Что для этого надо делать?

Как вы думаете, смогли ли мы решить поставленную в начале урока проблему?

Помогли ли в этом знания, полученные на предыдущем уроке?

Достигли мы цели?

Какие выводы вы можете сделать в итоге работы?

Мы выяснили, что в современном обществе существует неравенство в доходах семей. Но в каждой семье есть возможность жить полноценно, по средствам. Для этого необходимо рациональное ведение домашнего хозяйства. Немалую роль в этом играет работа над бюджетом семьи. Научиться вести бюджет семьи под силу каждому.

Цель урока : определить, какие основные свойства человека (темперамент, характер, интеллект, эмоции, чувства) влияют на становление личности.

Образовательная : 1) сформировать представление о понятиях – способность, интеллект, чувства, эмоции, аффект, стресс, настроение.

Развивающая : 1) развивать мышление, способность четко мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль, 2) развивать коммуникативные способности, умение работать в стихийно созданных группах, творческие способности при выполнении заданий.

Воспитательная : 1) воспитывать грамотного и активного современного человека,

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Приветствие, учет отсутствующих.

На прошлом уроке мы говорили о психологическом портрете личности. На стр. 32 у нас перечислены основные свойства человека, которые влияют на формирование личности.

Сегодня мы продолжим говорить об этом, а именно разберем что такое способности, интеллект, чувства и эмоции.

Записываем тему урока : Психологический портрет личности: интеллект эмоции и чувства.

С каким свойством мы познакомились на прошлом уроке?

Раздаются 4 карточки и задание - необходимо определить тип темперамента и описать характер героя.

Посмотрим, как вы хорошо сможете определить тип темперамента. Посмотрим небольшую ролевую ситуацию.

Но не только темперамент играет большую роль в формировании личности. Какое свойство человек приобретает со временем?

На слайде необходимо отделить черты характера – положительные и отрицательные (выписываются в 2 столбика)

Итак, необходимо сделать вывод о том, как происходит изменение психологического портрета от рождения и дальше.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домохозяйство (household) –обособленная ячейка общества, состоящая из одно человека или группы людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство .

Признаки домохозяйства Состоит из людей, человека Совместное проживание Наличие общего хозяйства

Признаки домохозяйства

Функции домохозяйств

ПОТРЕБЛЕНИЕ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ДОХОД- ВСЕ СРЕДСТВА (ДЕНЕЖНЫЕ И НАТУРАЛЬНЫЕ) , ПОЛУЧАЕМЫЕ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ Гос. выплаты Доход от собственности Продукция, произведенная домохозяйством доход Доход от предпринимательской деятельности зарплата Наследство

ДОХОД- ВСЕ СРЕДСТВА (ДЕНЕЖНЫЕ И НАТУРАЛЬНЫЕ) , ПОЛУЧАЕМЫЕ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ

Гос. выплаты

Доход от собственности

Продукция, произведенная домохозяйством

Доход от предпринимательской деятельности

Факторы влияющие на содержание потребительских расходов: (стр.54)

Факторы влияющие на содержание потребительских расходов: (стр.54)

Сбережение - часть доходов, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем БЮДЖЕТ- ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД

Сбережение - часть доходов, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 7 Дата: ___________

Урок №____: Домашнее хозяйство

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение анализировать графическую информацию, касающуюся форм составления бюджета; переводить информацию об экономических функциях домашних хозяйств из текстовой формы в форму таблицы; структурировать информацию с помощью предъявляемых схем; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека.

Личностные: формирование осознания необходимости сознательного отношения к финансам семьи.

Оборудование: учебник, тетрадь

1. Организационный этап

2. Проверка д/з

Фронтальный опрос по вопросам после пар.5+проверка выполнения практического задания

3. Мотивационно-целевой этап

Определите цели на сегодняшний урок

4. Изучение нового материала

Работа с учебником +заполнение таблицы


Вспомните, что такое потребности? Какие виды потребностей вы знаете?


Вопросы к схеме: почему на схеме присутствует производство?

Как связаны производство и потребление? Что называют производственным, а что непроизводственным потреблением? Каким бывает непроизводственное потребление?

Работа с учебником

Прочитать пункт пар.6 и ответить на вопросы

1) Что влияет на личное и семейное потребление?

2) Как потребление связано с размером дохода?

3) Как на семейное потребление влияет состав и возраст членов семьи?

4) Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних?

5) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?

6) Какова связь между сбережениями и потреблением?

Расходы семейного бюджета делятся на обязательные и произвольные

Физминутка

Я называю расходы, если они относятся к обязательным вы поднимаете руки, если к произвольным – хлопаете.

Зимняя куртка, проездной на автобус, путешествие с друзьями, развлечения в парке отдыха, книги для школы, квартплата, оплата ремонта холодильника по заключённому договору, транспортный налог, лекарство, плата за электричество и воду, оплата счёта за телефон и Интернет, платная дискотека.

Вывод: в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жильё, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным.

5. Закрепление изученного материала

6. Рефлексия

Определение нового и известного по изучаемой теме, трудностей при ее изучении

7. Домашнее задание

Пар. 6, чит., отв. на вопросы; выучить терминологию; *разработать правила для рационального формирования семейного бюджета

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: