Конспект урока доброты в 10 классе

Обновлено: 05.07.2024

  • Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.
  • Развивать умения отличать плохое от хорошего.
  • привлечь к участию в мероприятии как можно больше детей;
  • раскрыть положительные стороны доброты;
  • побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
  • привлечь к доброму отношению к животным.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

– А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (читает ученица):

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Тема нашего разговора: Научите своё сердце добру!

Учитель: Прослушайте историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”

Вопросы:

– Как вы относитесь к этому человеку?
– Как бы вы ответили на месте мудреца?
– А вот как было дальше.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

– Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника ).

– Эта пословица подходит к нашей истории? (Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали в округе)

– Как вы понимаете эту пословицу? (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплементы это его и украшает)

Учитель: Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.

– Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)

Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать.
Мы можем называть много положительных качеств человека.
Но на первое место мы ставим доброту.

– А вот почему на первое место мы ставим доброту?

Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.

– А что значит доброта, добрый человек? (Когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрыйзначит вежливый, заботливый, нежадный.)

Учитель: Мне нравятся ваши ответы.

– А вот как в толковом словаре трактуется Это понятие – доброта? (Доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

– Ребята, сегодня мы говорим о доброте. Создаём хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

– Доброта делает человека каким? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)

– Приведите примеры доброго отношения людей. (Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)

– Какие добрые поступки совершили вы? (Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта, починил парту, ухаживал за цветами.)

– А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье? (Мама)

– Как она заботится о вас?

– Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”? (Около солнца никогда не бывает холодно и около матери никогда не жди зла)

– А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах? (До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: привести в порядок квартиру, вымыть посуду, купить в магазине продукты, постирать рубашку или кофточку, отгладить школьную форму, почистить ботинки, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой. )

– Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!
– Вы должны помнить, что на всё хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.

А сейчас мы поиграем. (Слайд 9) Игра называется “Собери пословицы и поговорки”(пословицы открываются постепенно, дети сами должны вспомнить всю пословицу).

  • Жизнь дана на (что?) добрые дела.
  • Злой не верит, что есть (кто?) добрый.
  • Доброму слову (какой ответ?) добрый ответ
  • Доброму везде (что?) добро.

– Как понимаешь эту пословицу?

Анкета

На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором.

1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
4. Легко ли быть добрым? (Да)
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)

– Вернёмся к нашему эпиграфу:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Давайте воевать за доброту!
Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.
А это зависит только от нас!
Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле.
Давайте закончим наш классный час замечательными стихами Татьяны Кузовлёвой:

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй, И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

Домашнее задание: Придумайте и нарисуйте медаль самому доброму человеку.

1. Вступительное слово.
Учитель: Начать наш классный час мне бы хотелось с притчи. Кто знает что такое притча?
Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Учитель: О чем эта притча?
(ответы учащихся)
Учитель: Какие черты характера присущи больному лежащему у двери?
Учащиеся: зависть, злоба, жестокость, черствость, эгоистичность.
Учитель: Какие черты характера и качества личности мы можем назвать у больного лежащего у окна?
Учащиеся: заботливый, добрый, внимательный, способный сопереживать.

- По определению Сергея Ивановича Ожегова, составителя словаря русского языка, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

“Добро” – это все положительное, хорошее, полезное.
Ожегов отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный.

По-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

К сожалению, рядом с добром уживается зло.
Что в вашем понимании зло?
Учащиеся: Зло противоречит добру.
Зло - всё что губит душу человека.
Зло - это войны и предательство, зависть и жадность,
Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

Учитель:Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
Учитель: Мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, что победит: добро или зло?
Ответы учащихся.
Учитель: Сейчас я буду зачитывать высказывания, если вы с ними согласны, то поднимаем руку вверх, если не согласны, не поднимаем.
1. В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.
2. Добро обязательно победит зло.
3. Доброе дело на век.
4. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
5. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
6.Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра.
учитель:а теперь объясните, почему вы так считаете.

4. Учитель: Может кто-нибудь из вас сказать по совести: -Я добрый человек. В чем проявляется ваша доброта ? А рядом с вами находятся добрые люди ? В чем проявляется их доброта?
Ответы учащихся.

6. пословицы
Люди с древнейших времён задумывались над вопросами добра и зла. Об этом свидетельствует народная мудрость, заключенная в пословицах. Если вы правильно соотнесёте начало (в левом столбце) и конец (в правом столбце) пословицы, то прочтёте её полностью.

Свет не без … добрых людей.
Без худа … добра не бывает
Добра желаешь … добро и делай
Не ищи красоты, … а ищи доброты.
Добро не лихо … ходит тихо.

Закончить наш классный час мне хочется еще одной притчей.
7. Притча о двух волках
Давным-давно старый индеец поведал своему любимому внуку одну простую, но очень мудрую жизненную истину.
— Дорогой мой внук, запомни, внутри каждого человека живет два волка. Они непримиримы друг с другом и ведут между собой борьбу каждую минуту. Внутренняя борьба идет постоянно в каждом из нас, — начал свои поучения мудрый, проживший жизнь, индеец.
— Как это два волка? Что это за волки, дедушка?- с нескрываемым любопытством поинтересовался маленький мальчик с невинным лицом, с нетерпением ожидающим продолжения рассказа.
— Один из волков, — продолжил старик, — является злом. Это все плохое, отрицательное в нас, все негативные чувства и эмоции, такие как: гнев, злость, страх, обида, ненависть, гордыня, жадность, подлость, ревность, эгоизм, ложь, высокомерие. Но другой волк хороший, это добро! Это, напротив, все хорошее, положительное, что есть в нас: любовь, радость, надежда, вера, доброта, мир, милосердие, мягкость, верность, щедрость, сострадание, истина.
Маленький индеец, до глубины души тронутый словами деда, задумался на несколько мгновений.
— Но какой же волк побеждает в итоге, дедушка? – с глазами, наполненными волнением и переживаниями, спросил наконец юнец, который очень любил дедушкины рассказы и истории.
— Запомни, мой мальчик, тот волк побеждает всегда, которого ты кормишь! – подмигнув внуку, с улыбкой ответил мудрый индеец.

Урок Доброты проводится среди учащихся преимущественно 1-2 курсов колледжей или в 10-11 классах. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема – проблема неравнодушия- толерантности, становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

ВложениеРазмер
Толерантность 275.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-

Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной (цикловой) Председатель ПЦК:

комиссии информатики и вычислительной Панфилова М.В.

Составитель: Чикнайкина О.Л., преподаватель специальных дисциплин СГПЭК

Образование – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций образования заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. Современный мир жесток. Поэтому данная проблема – проблема неравнодушия- толерантности, становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.

Приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространилось негативное настроение к людям с ограниченными возможностями. Может ли колледж препятствовать таким влияниям? Да. Именно колледж является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, не оглядываясь на его физические недостатки.

Необходимость создания данной методической разработки была обусловлена тем, что хотя колледж находится в небольшом городе, людей с ограниченными возможностями у нас достаточно много.

Данное мероприятие учитывает возрастные особенности учащихся. Объем содержания материала соответствует возрасту учащихся, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия. Такой классный час поможет сплотить классный коллектив; развить умения учащихся общаться, будет способствовать развитию толерантного отношения к друг – другу.

Классный час проходит в познавательно-игровой форме. Совместная работа учащихся над подготовкой материала для классного часа дает возможность каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде. Работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает преподавателю увидеть наиболее способных детей, а учащимся – показать свои таланты, способности.

Идея использования приемов самостоятельной подготовки учащимися своих выступлений отдельно в ходе классного мероприятия или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Инновация нашей деятельности заключается в следующем:

– она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логическим, динамичным и последовательным продолжением друг друга;
– в основу сценария положен материал, который поможет развить у учащихся представление о толерантности, будет способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
– применяемая идея самостоятельного сбора материала и его проработка, позволяет формировать личность учащегося в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, коммуникативность, в широком смысле, как расширение границ общения с окружающим миром, такой подход таит в себе большие перспективы для дальнейшего совершенствования.

  1. Сформировать представление об "особом ребенке".
  2. Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  3. Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  4. Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
  5. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
  • формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • сформирование у учащихся толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей;
  • воспитание чувства уважения к людям с ограниченными возможностями;
  • развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
  • повышение уровня творческой активности учащихся;
  • развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Форма проведения мероприятия: коллективное творческое дело.

Целевая аудитория и время проведения: классный час рассчитан на учащихся 1-3 курсов. Так как он приурочен к календарному дню, его целесообразно проводить накануне, в конце ноября или в начале декабря.

Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование, документальные фильмы, сопровождающие презентации, разнообразная крупа, несколько повязок на глаза, разнообразные геометрические фигуры из твердого материала.


Методические советы на подготовительный период:

К данному классному часу учащиеся готовятся за 2 недели.
1 этап. Подготовительный этап: отбор учеников для выступления, разработка сценария.

2 этап. Творческое воплощение, а именно: работа над конечным сценарием; репетиционный период для выступающих; создание компьютерной презентации классного часа; подбор музыки.
Если в группе есть учащиеся, имеющие способности вести мероприятие, то создается инициативная группа. Классный руководитель может только корректировать подготовку и проведение данного мероприятия.

На экране проецируется первый слайд презентации по теме, звучит тихая, спокойная мелодия, которая будет звучать при вступительном слове классного руководителя.

Учитель: Генеральной Ассамблеей ООН с 1992 года 3 декабря отмечается как Международный день инвалидов. Его главная цель – сформировать толерантное отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по слуху и зрению.

Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы, и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами".

Много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы, и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."

Остановимся на другой истории. Давайте посмотрим на фотографию этого ребенка.

В процессе родов у него повредились нервные окончания лица. Щека, губы и язык так и остались парализованными.

Когда ему было 11 лет, переживает развод родителей.
К 13 годам сменил более 10 школ. Его исключали за плохое поведение.

В школе постоянно дразнили за невнятную речь и постоянно били за малый рост.

До 24 лет работал чистильщиком клеток в зоопарке, швейцаром и вышибалой в ночном ресторане.

Мечтал стать актером, но из-за внешности и дефекта речи ему не давали роли.

Посетил более 300 студий, минимум по 4 раза каждую. Но безрезультатно, никто не хотел брать его на ведущие роли.

Когда ему было 30 лет, он продал украшения жены без ее ведома. И она уходит от него с годовалым ребенком.

Затем продает своего пса за 50$, т.к. его нечем было кормить.

В этом же году, сидя в баре, смотрел боксерский поединок, который вдохновил его. В течение 2-х дней написал сценарий к фильму, который затем продал за 25 тысяч долларов, при условии, что будет сниматься в главной роли.

Фильм имел ошеломляющий успех, был номинирован на премию “Оскар” в 10 позициях. И принес актеру не один миллион долларов.

Этого человека зовут Сильвестр Сталлоне. Фильм, принесший ему огромную популярность, называется “Рокки”.

Сегодня инвалидность – это не помеха занятиям спортом, люди с ограниченными возможностями тренируются и достигают высоких результатов в различных видах спорта.

А сейчас Князев Ян расскажет нам о паролимпийцах.

Выступление Яна: Паролимпийские игры – международные спортивные соревнования для инвалидов. Традиционно они проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1988 года – на тех же спортивных объектах.

Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связываются с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который преодолевал вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждением спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.

Слово предоставляется Кострюкову Павлу, он нам расскажет об азбуке глухих людей, и мы, используя эту азбуку попробуем сказать несколько слов.

Выступление Павла : При разговоре – глухонемые пользуются руками. Они обозначают слова жестами, слогами или жестами – понятиями. Но для того, чтобы быть полностью понятным, иногда приходится прибегать и к многочисленным движениям рук перед той, или иной частью тела.

Видите, как непросто общаться таким людям?

Паксюткин Влад нам расскажет об азбуке Брайля.

Выступление Влада: Для изображения букв в шрифте Брайля используется шесть точек. Точки расположены в 2 столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку, читать можно только по выпуклым точкам, писать текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа - налево, затем страница переворачивается и текст читается слева – направо.

Для читающего – точки нумеруются по столбцам – слева – направо, и по строкам, сверху - вниз. Для пишущего, на перевернутой странице, нумерация выглядит по-другому. Позднее были добавлены еще 2 точки. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.

Учитель: Вашему вниманию представлены страницы книги, попробуйте прочитать слова, использую систему Брайля.

Не все справились с этим заданием, видите, как трудно выучить эту азбуку?

Мне хочется провести эксперимент - завязав глаза нескольким студентам – попробовать разобрать крупу (большие зернышки, к большим, маленькие – к маленьким).

Еще одно задание – попробовать определить фигуры (геометрические), завязав глаза.

Не многие справились с этим заданием. Видите, как сложно быть слепым? Давайте будем помогать друг другу жить в этом мире!

Я очень надеюсь, что классный час был продуктивным и полезным для всех и вы много для себя почерпнули.

В современном образовании нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого всеобъемлюща и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем, нет работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности учащегося, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов, способностей, творчества, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир учащихся, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Особое значение имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый преподаватель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: привить учащимся желание делать только добрые дела.

Развивать гуманистические чувства учащихся.

Научить учащихся давать правильную оценку собственных поступков и поступков

Воспитывать доброту, внимательность и чуткость к окружающим.

Предполагаемый результат: научить учащихся давать правильную оценку собственных поступков и поступков окружающих.


Ход урока:

1. Вступительная беседа по теме.

- Что значит - совершить доброе дело или добрый поступок?

- Что такое доброта?

- Какой человек может быть добрым?

Пусть эпиграфом к нашему уроку станут слова поэта А.Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

2. Слушание учащимися древней китайской сказки.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в птиц из рогаток, и объявил:

- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? – спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше.

3. Анализ прослушанной сказки, обсуждение.

- Как вы понимаете последнюю строчку сказки?

- Какими должны быть добрые дела?

- Вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершённые из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть?

- Почему мы так поступаем?

4. Толкование пословиц.

- Существует множество пословиц и поговорок о добре. Как вы их понимаете?

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Злой не верит, что есть добрый.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

- Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, и фамилии с корнем – добр. Давайте проведём соревнование по рядам. Назовите как можно больше фамилий или имён с корнем добр.

6. Заучивание девиза урока.

Доброе дело питает и разум, и тело.

7. Энциклопедическая копилка.

- Многие поэты, писатели, мудрецы высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? ( Читают ученики). Вот некоторые из них:

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других . ( Л. Н. Толстой)

Знания должны увеличиваться с добротой . ( Фазиль Искандер)

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям . ( Жан-Жак Руссо)

- Кто прав: юноша или мудрец?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

- В каких ситуациях надо спешить делать доброе дело? Приведите примеры.

- Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

Цель: развитие умений обучающихся анализировать текст, подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

- познакомить обучающихся с текстом Е.Новикова;

- учить устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

- развивать умения обучающихся определять проблемы, поднимаемые в тексте;

- совершенствовать навыки работы в группе, вести диалог.

- воспитывать уважительное отношение к мнению собеседника;

- побудить обучающихся задуматься о роли учителя в жизни человека, о необходимости добрых дел.

Используемые образовательные технологии:

Форма работы учащихся: групповая

Мотивационный. Задача этапа сделать так, чтобы встреча наших участников с новой атмосферой прошла наиболее комфортно. Поэтому ведущие-официанты приглашают каждого участника лично, сопровождают и усаживают за столик (учителю важно продумать состав групп учащихся, сидящих за одним столиком). Столики в кафе заполняются постепенно. Все это время звучит голос ведущего-распорядителя, который приветствует посетителей и рассказывает о сегодняшнем меню:

Официанты подают "закуски" – это вопросы для обсуждения, связанные по тематике с основным текстом. Эти "закуски" призваны обеспечить участникам наиболее комфортную и спокойную встречу с текстом, обеспечить личностную привязку. Нет определенного времени, отведенного на обсуждение каждого вопроса, однако ведущие должны внимательно наблюдать за тем, что происходит за каждым столиком. В случае, если у участников возникает проблема (например, кто-то один слишком активен и не дает другим возможности высказаться или участники слишком долго обсуждают один из вопросов, теряя интерес), ведущий может сесть к ним за столик и помочь структурировать обсуждение.

Всегда ли в школе можно понять, каким будет человек во взрослой жизни?

Может ли из ребенка, воспитанием которого не занимаются родители, который растет на улице, совершает в подростковом возрасте преступления, попадает в колонию, вырасти нравственно здоровая личность? Если – да, то при каких условиях?

Может ли учитель изменить судьбу ученика, если родители не занимаются должным образом его воспитанием?

(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем. (4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

Учительница сумела помочь герою в трудный момент материально, смогла спасти его от голодной смерти.

Герой был восхищён тем, насколько хорошо учительница знала свой предмет, ориентировалась в учебном материале.

В трудную минуту жизни растопить душевный лёд помогли такие качества учительницы, как решительность, смелость, с которыми она сражалась за мальчика.

Молоденькая учительница своей сердечностью, искренностью помогла обозлённому на людей мальчишке поверить в человеческую доброту, поверить в себя.

Важно ли, что герой не помнит имени своей классной руководительницы? Почему?

Как вы понимаете предложение 41?

Укажите, какое утверждение не отражает позицию автора прочитанного текста.

Только любовь и доброта делают человека Человеком.

Счастье, когда в трудную минуту рядом оказываются люди, способные сопереживать.

Ничто не способно помочь человеку, преступившему хоть однажды черту закона.

Доброе, горячее сердце способно отогреть другое, закоченевшее сердце.

Какие проблемы поставлены автором в данном тексте?

Какие произведения художественной литературы поднимают схожие проблемы?

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале.

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Учительница. Все ее черты

Прояснены по - утреннему просто:

Уединенность тихой доброты,

Величье стародавнего строительства.

Но снова речь - спокойна и легка,

И снова дышат отраженным блеском

Гекзаметры старинного стиха,

И плеск листвы в былых садах библейских.

Отчизна, воля, тот горчайший дым,

Что нас разбудит поздно или рано,

Но дай хоть раз заплакать покаянно:

"Учитель, перед именем твоим. "

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

17 февраля все люди мира отмечают День спонтанного проявления доброты. Подумайте, что такого доброго вы бы могли сотворить? Не сдерживайте своих добрых порывов! Творите добро прямо сегодня! Спонтанно!

День спонтанного проявления доброты учрежден по инициативе международных благотворительных организаций. Этот праздник имеет общемировое значение, ведь доброта не зависит от гражданства, национальности и религиозных убеждений. День спонтанного проявления доброты предполагает, что каждый из нас в этот день будет добрее и лояльнее друг к другу, и не просто добрее, а бескорыстнее, безгранично добрее.

Этот праздник распространяется на все страны, национальности, расовые принадлежности, религиозные предпочтения. Не важно, во что ты веришь и к какому народу принадлежишь, но ты нуждаешься в том, чтобы к тебе относились с улыбкой, мягкостью и пониманием. Помните, что истинная доброта не ждет благодарности. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу.

Читайте также: