Конспект урока для чего говорят спасибо сухомлинский

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.

В.: - Ребята, послушайте стихотворение И. Токмаковой про одну девочку и помогите придумать ему название:

Маша знала слов немало

Но одно из них пропало

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово, говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердят упрямо:

Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого… (спасибо)

- Его придумали для того, чтобы напомнить жителям планеты о высокой ценности вежливости, хороших манер и умения благодарить окружающих за добрые поступки.

В.: -Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко, и узнаем, знаете ли вы вежливые слова.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите пожайлуста).

Учить детей использовать в речи вежливые слова, воспитание таких качеств; как благодарность, быть добрым, умение помогать.

• Кто меня видит, ручками похлопайте!

• Кто меня слышит, ножками потопайте!

• Кто меня слышит и видит, ручками похлопайте, ножками потопайте!

• А кто меня слышит и видит, ручками похлопайте, ножками потопайте и глазками поморгайте!

• Как приятно мне вас всех видеть, какие вы красивые, у девочек какие резиночки красивые, мальчики вы заметили?

• Сегодня мы с вами ребята поговорим о волшебных словах, да, да, есть такие волшебные слова и они творят чудеса.

Послушайте рассказ. В. А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода.

Они наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий.

Понравился вам дети рассказ? О чём думал мальчик? А вы ребята, задумались о чём небудь? Что вы теперь будите делать? Все поняли, а для чего, нужно говорить спасибо?

Вроде бы это обычное слово, как другие сотни, тысячи слов, но стоит только задуматься.

Во-первых, человек говорит “ спасибо” для того, чтобы отблагодарить и не остаться в долгу у того, кто сделал тебе что-то хорошее.

А во-вторых, человек говорит “ спасибо” не только для своего помощника, но и для себя, потому что тот, кто умеет быть благодарным, сможет сделать что-то хорошее и для других.

А теперь ребята, давайте отгадаем загадки! Любите загадки?

Говорить друзьям не лень,

(Добрый день)

Друг другу на прощание

(До свидания)

Друг друга не стоит винить,

До чего ж оно красиво

(Спасибо)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше …

(Не перебивай)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…

(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

(Добрый день)

Если больше есть не в силах,

(Спасибо)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь…

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…

(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…

(До свидания)

Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу руку,

На приветствие в ответ

Каждый говорит…

Если с другом иль подругой

Долгою была разлука,

Мы при встрече говорим :

(Сколько зим)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Старшим людям не грубите

И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

(Здравствуйте)

Наш мир от зла устал,

Чтоб он добрее стал,

Нам говорить не лень

(Добрый день)

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(Спасибо)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

Щеночек Филя во дворе гулял,

Вдруг старичка бульдога повстречал.

Прошу вас поскорее отгадать:

(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)

Вот идет болонка Жулька,

А навстречу — кавалер,

Отгадаете иль нет:

(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых

Какие вы у меня молодцы! Всем спасибо за внимание, послушание, мне было сегодня с вами очень приятно работать.

А теперь в конце нашего зянятия, вы как всегда получаете домашнее задание.

ДОМ. ЗАД. Говорить все волшебные слова!

Говорят наши дети Малышам свойственно ежедневно удивлять окружающих своей оригинальностью во всем, что они делают. Но особенно интересны необычные слова и.

Спасибо за Победу! Спасибо за жизнь!

Спасибо за Победу! Спасибо за жизнь! С каждым весенним днем становится все ближе и ближе праздник День Победы! В нашем детском саду каждый день проходили различные мероприятия,.

1уч. – Что ты делаешь?
2уч. – Ничего.
1уч. – Приходи ко мне в гости.
2уч. – Зачем?
1уч. – Играть.
2уч. – Хорошо, приду.

 Здравствуйте, привет всем вам,
Как вы поживаете?
Я надеюсь, вы меня
Часто вспоминаете?
Без меня прожить нельзя,
Просто невозможно!
Что за слово я, друзья,
Угадать несложно!

 Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется! СПАСИБО

Вредные советы
Вежливый мальчик всегда дёргает девочек за косички.
Вежливые дети никогда не уступают место старшим.
Воспитанные дети обёртку от конфеты выбрасывают на тротуар.
Проходить на свое место в кинотеатре нужно спиной к тем, кто сидит.
Воспитанные девочки всегда вытирают руки о платье.

Молодцы ребята!
Семафор вежливости
У ребят на столах красные и зелёные кружки.
Красные – запрет
Зелёные – разрешение
Слушаем и оцениваем поступок ребят карточкой определённого цвета.

Цели: углубить и расширить представление о нравственных качествах человека: благодарности и признательности, формировать потребность в проявлении этих качеств в повседневной жизни.

Задачи: воспитывать осознанное отрицательное отношение к потребительскому образу жизни, развивать умение быть благодарным, размышлять о причинах и мотивах признательности.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие этических качеств личности - внимательности, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • Предметные: становление внутренней установки личности поступать в согласии с нравственными принципами;
  • Метапредметные: формирование готовности признавать возможность сосуществования различных точек зрения, слушать собеседника и вести диалог.

Форма занятия: беседа с элементами дискуссии;

Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, словесный.

Оборудование: мультимедийная установка, листы с заданиями для групповой работы.

Мероприятие подготовлено для учащихся первой образовательной ступени. Папка содержит иллюстрации, необходимые для проведения мероприятия.

1. Организационный момент

- Добрый день, дамы и господа, я хочу поблагодарить вас за хорошую подготовку, желание сотрудничать, доброжелательный настрой, а также выразить уверенность в том, что каждый из нас сегодня станет чуть ближе к совершенству, приобретая необходимые для жизни качества.

2. Введение в новую тему

Прочитайте высказывания на экране, подумайте, о чём сегодня мы будем говорить. Иллюстрации на экране.

- Определите предмет нашей сегодняшней беседы (благодарность).

Постараемся вместе разобраться, что такое благодарность, как её проявлять и почему важно быть благодарным.

3. Работа над новой темой

- Благодарность. Как бы вы определили это свойство души.

Благодарность - чувство признательности за сделанное добро или услугу.

В античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась со справедливостью.

- Жан Жак Руссо определил благодарность как долг.

- Генри Уорд Бичер, как цветок души.

- А Эзоп связал благодарность с благородством.

Собираем бриллианты мнений.


- Согласны ли вы с этими высказыванием? Почему?

- Какое из них отражает ваше представление о благодарности.


Определение мотивов проявления благодарности.

Учитель или учащиеся читают открытые письма, доставая их из конвертов.

- Что объединяет эти послания? Какое нравственное качество проявляется у всех адресантов, то есть отправителей посланий. Почему каждый из них захотел выразить благодарность дорогому для него человеку?

- Чтобы почувствовать благодарность, необходимо размышлять о том, что делают для тебя окружающие, стараться быть внимательным, замечать любые проявления заботы и доброты, по отношению к нам.

- Давайте попробуем сделать это вместе.

Групповая работа

- Разделимся на группы. После обсуждения, запишите или нарисуйте плоды вашего интеллектуально-нравственного труда. Время на решение проблемы 3-5 мин.

  • 1 группа размышляет о том, за что они благодарны своим родителям.
  • 2 группа - друзьям
  • 3 группа - учителям

Выступление представителей каждой группы.

Дискуссия

- Зачастую, люди не хотят проявлять благодарность, не считают нужным заметить проявление заботы окружающих, не умеют отозваться на доброту, считают признательность проявлением слабости. Что бы вы могли сказать таким людям?

Чтение литературных произведений по данной теме

Василий Сухомлинский. Трудно быть человеком

Размышление по теме

- Какую причину для проявления благодарности назвали герои произведений?

Благодарность - это качество настоящего сильного, мыслящего, доброго, отзывчивого человека. Это - определяющий признак человечности, признак нравственности и культуры.

Практическая ценность

Благодарность - позитивное чувство. Испытывая признательность, человек перестаёт концентрироваться на себе, обращает внимание на других, легче налаживает отношения с окружающими. Благодарность является составляющей счастья и непременным его условием, поскольку благотворно влияет на психическое, физическое и эмоциональное здоровье.

Тренинг

Встанем в круг и попробуем выразить благодарность за что-то конкретное рядом стоящему другу. Будем внимательно слушать каждого, постараемся не повторяться и благодарить за добрые слова признательности.

Рефлексия

Прикрепите на доску свои шедевры. Кто хочет, может рассказать о своём рисунке.

- Какое у вас настроение? Что бы хотелось сказать в заключение?

- Благодарность принесёт вам много положительных эмоций, приятных моментов, поможет чувствовать себя достойными, культурными людьми, подарит счастье, успех, дружбу.

- Я очень благодарна вам за сотрудничество, отзывчивость, искренность и заинтересованность. Спасибо.

Читайте также: