Конспект урока цитирование 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии, систематизировать; воспитание языкового чутья; воспитание языкового чутья.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : схемы.

I. Орфографическая разминка.

— Выделите корни слов, объясните правописание безударных гласных в корнях.

Залезать на дерево - зализать рану, запевать куплет – запивать лекарство, навевать сны - навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье - поласкать ребенка, посветить фонарем - посвятить жизнь искусству, спешить жить - спишите примеры, частота посещений - чистота помыслов, развевается стяг - развивается действие, посидеть на лавочке - поседеть от переживаний, цветы увядают - увидать чудо, примерять платье - примирять врагов, шумят и пенятся валы - устало брели волы, проредили ростки на клумбе - зарядили ружья.

II. Проверка домашнего задания.

2. Взаимопроверка упражнения 508.

III. Работа по теме урока.

1. Изучение § 103.

— Что такое цитата?

— Как оформляются цитаты в письменной речи?

— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?

— Как обозначается пропуск слов в цитате?

— Как правильно указать автора?

— Как оформить эпиграф?

(Для справок: слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные, выделяются кавычками.)

2. Выполнение упражнения 509 — устно с комментированием знаков препинания при цитатах.

3. Работа в тетрадях.

- Запишите предложения, грамотно их оформите.

1. Пушкин уверяет:

На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник.

4. Анализ предложения.

Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит. (И. Крылов).

— Объясните сочетание знаков препинания (скобки, восклицательный знак, точка с запятой).

— Какие еще сочетания знаков препинания вам встречались?

5. Работа с учебником.

— Прочитайте § 104, ответьте на вопросы.

— В каких конструкциях ставятся рядом вопросительный и восклицательный знаки?

— С какими знаками сочетаются: тире? скобки? кавычки? многоточие? Выполните упражнение 514: часть 1 - устно объясните знаки
препинания; часть 2 - письменно (выпишите предложения, где есть сочетание знаков препинания, объясните их графически или словами).

I V. Закрепление.

Работа у доски и в тетрадях: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания графически.

История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот, собственно, история культуры (М. Горький).

Да разве так можно говорить о близком человеке?!

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).

V . Итог урока.

VI . Домашнее задание.

2. Составить пять предложений с сочетаниями разных знаков препинания (или выписать из СМИ, из произведений художественной литературы).

Русский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация.

ВложениеРазмер
citaty.doc 151 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: русский язык, 11 класс.

РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация.

ТЕМА: Основные правила цитирования.

ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.

ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с примерами, сборники пословиц, крылатых фраз и афоризмов.

  1. Организационно-психологический этап.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  1. установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
  2. выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
  3. осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.

Вопросы для повторения (устная работа):

1) Для чего нужна прямая речь?

Передать дословно чужую речь.

2) Какие знаки препинания используются при прямой речи?

Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки.

3) Из каких частей состоит прямая речь?

Авторские слова и прямая речь.

4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире?

Когда сначала стоит прямая речь, а потом авторские слова.

5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие?

Когда сначала стоят авторские слова, а потом прямая речь.

6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи.

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.

Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями разного уровня сложности

(курсивом выделены правильные ответы)

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

1. Нет ничего здоровее говорил отец как просыпаться на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

1. Что вы говорите воскликнула Лиза.

2. Ты не обманешь меня спросил Алексей.

2. Дай мне слово сказала она наконец что ты никогда не будешь искать меня в деревне.

2. Мне не нужны клятвы сказала Лиза довольно одного твоего обещания.

Карточки сдаются на проверку.

III. Этап постановки темы, цели и задач урока:

Правила, изучаемые на уроках обязательно пригодятся в жизни.

Блиц-опрос класса (фронтальная работа).

1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

4) Для чего нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

5) Понадобится ли умение цитировать на итоговой аттестации (ЕГЭ)?

Умение цитировать понадобится при написании части С1 (сочинения).

Надо знать основные правила цитирования.

Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель самостоятельно)- освоить основные правила цитирования.

Задачи урока: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить виды цитат и правила их оформления.

IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

  1. воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  2. установление внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. опора на жизненный опыт учащихся.

Вы хорошо знаете, что такое цитата, для чего нужно цитирование. Давайте выясним, какие требования мы выдвигаем к цитате?

Основных правил цитирования пять. Попробуйте назвать их самостоятельно и объясните. Работа у доски и в тетрадях (Таблица получается в результате совместной работы обучающихся при помощи учителя)

Цитата должна подходить по смыслу.

Цитата должна подходить по стилю, назначению текста.

Употребление цитаты должно быть оправдано.

4) Минимальный объем

Небольшая по объему цитат легче запомнится.

5) Правильная пунктуация

Дает правильный смысл и избавляет от ошибок.

Рассмотрим все эти правила.

V. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.

1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

2. добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;

3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.

Постараемся применить на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.

Ролевая игра: вы - студент вуза, успешно сдавший год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Подберите цитату для речи (работа с карточками):

Начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты.

Работа в карточках (анализ дается письменно). Все цитаты представлены на экране.

Совместная проверка. Самооценка.

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

Эта цитата скорее навредит, так как может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.

Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла.

Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?

У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.

Рассмотрим на практике соблюдение второго правила. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам. И в части С1 ЕГЭ одним из критериев является отсутствие этических ошибок.

Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация. Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные аргументы.

Подберите цитату для речи (работа по карточкам):

Работа в карточках (анализ дается письменно). Работа в парах. Все цитаты представлены на экране.

Чего он хочет. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он –зачем?

Эта цитата точная, подходит к теме, но она может показаться оскорбительной. Не подходит.

Кай Юлий Цезарь

Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель.

Эта цитата скорее всего покажется оскорбительной. Не подходит .

Цитата точная, но она не будет уместной, так как слишком поэтична. Не подходит.

Цитата может быть использована только в качестве опровержения.

Цитата точна и уместна.

Подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Когда пишется рецензия или сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать цитаты из самого текста.

Попробуем самостоятельно подобрать цитату для сочинения из текста.

Самостоятельная работа по вариантам.

Даны исходный текст и сочинение (все небольшого объема).

Задача обучающихся – добавить в сочинение цитату из исходного текста.

Все цитаты представлены на экране.

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев говорит о природе как о живом существе, у которого есть душа. Поэт утверждает, что окружающий нас мир одухотворенный, гармоничный, постоянно развивающийся, имеющий свой язык, свои чувства, главное из которых – любовь.

Не необходимости в цитировании, так как даже частичное цитирование повторит слова сочинения, цитата не будет оправдана.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

В понимании Ф.И. Тютчева Россия – необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой вера сильнее разума.

Дискуссия: обсуждение вариантов, обмен мнениями, примерами.

Как вы понимаете это требование?

Не нужно использовать большое количество цитат.

Не нужно включать в текст сочинения большие цитаты.

В русском фольклоре, так же как в любом фольклоре, много мудрых высказываний, созданных народом – пословиц. Из жизненного опыта вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности.

Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы, тем более, что они вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента. Существуют сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.

Задание: устно привести примеры пословиц разной тематики. Фронтальный опрос.

  1. Капля камень точит.
  2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  3. Тише едешь – дальше будешь.
  4. Родная земля – мать, а чужая –мачеха.
  5. Век живи - век учись.

Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы? Я буду начинать фразу, а вы попробуйте ее закончить. Устная работа.

Существует много мудрых высказываний, собранных в отдельных книгах. Там они распределены по тематике или по авторству. При подготовке к ЕГЭ эти книги могут очень пригодиться.

Задание: приведите примеры коротких цитат. Работа с книгой в парах.

Повторим правила пунктуации при оформлении разных цитат. Работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 17 Дата проведения: 20.01

Тема: Способы оформления чужой речи. Цитирование

Цель урока: Знакомство со способами оформления чужой речи, цитированием.

1. Воспитывать самостоятельность, оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению

2. Формировать умение опираться на ранее полученные знания.

3. Развивать умение применять цитирование при написании сочинения.

Оборудование : раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне .

- Настрой на рабочий лад

Демонстрирует готовность к уроку

Показывает своё настроение

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Проверка домашнего задания.

Цель этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания .

Карточка по теме предыдущего занятия.

(приложение 1)

Работа над ошибками ПКР.

(приложение 2)

Подготовка к ЕГЭ

Работа с паронимами.

- Составьте и запишите пары паронимов

Проверяет вместе с учителем.

Повторяет теорию, решает тесты задание 19

Повторяет что такое паронимы, составляет предложения с паронимами. Читает предложения

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

Актуализация знаний

Беседа по вопросам.

- Назовите способы передачи чужой речи. Какой способ передаёт чужую речь наиболее точно?

- Что называют цитатой? Какие способы цитирования вы знаете?

- В текстах какого стиля речи чаще всего используется цитирование?

Отвечает на вопросы

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: р азвитие памяти и логического мышления

Открытие нового.

Цель этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

- В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь. В русском языке есть целый ряд способов передачи чужой речи. В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других - только содержание. В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: формы прямой передачи (прямая речь), формы косвенной речи (косвенная речь).Особенности оформления способов передачи чужой речи вы подробно изучали в 10-м классе. Задача же нашего урока ?

- Постановка целей и задач урока

Итак, какую цель поставим для работы сегодня? Попробуем сформулировать вместе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии, систематизировать; воспитание языкового чутья; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: схемы

Тема: Знаки препинания при цитатах. Сочетание знаков препинания.

Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии, систематизировать; воспитание языкового чутья; воспитание языкового чутья.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: схемы.

I. Орфографическая разминка.

— Выделите корни слов, объясните правописание безударных гласных в корнях.

Залезать на дерево - зализать рану, запевать куплет – запивать лекарство, навевать сны - навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье - поласкать ребенка, посветить фонарем - посвятить жизнь искусству, спешить жить - спишите примеры, частота посещений - чистота помыслов, развевается стяг - развивается действие, посидеть на лавочке - поседеть от переживаний, цветы увядают - увидать чудо, примерять платье - примирять врагов, шумят и пенятся валы - устало брели волы, проредили ростки на клумбе - зарядили ружья.

II. Проверка домашнего задания.

2. Взаимопроверка упражнения 508.

III. Работа по теме урока.

1. Изучение § 103.

— Что такое цитата?

— Как оформляются цитаты в письменной речи?

— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?

— Как обозначается пропуск слов в цитате?

— Как правильно указать автора?

— Как оформить эпиграф?

(Для справок: слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные, выделяются кавычками.)

2. Выполнение упражнения 509 — устно с комментированием знаков препинания при цитатах.

3. Работа в тетрадях.

- Запишите предложения, грамотно их оформите.

1. Пушкин уверяет:

На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник.

4. Анализ предложения.

Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит. (И. Крылов).

— Объясните сочетание знаков препинания (скобки, восклицательный знак, точка с запятой).

— Какие еще сочетания знаков препинания вам встречались?

5. Работа с учебником.

— Прочитайте § 104, ответьте на вопросы.

— В каких конструкциях ставятся рядом вопросительный и восклицательный знаки?

— С какими знаками сочетаются: тире? скобки? кавычки? многоточие? Выполните упражнение 514: часть 1 - устно объясните знаки
препинания; часть 2 - письменно (выпишите предложения, где есть сочетание знаков препинания, объясните их графически или словами).

IV. Закрепление.

Работа у доски и в тетрадях: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания графически.

История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот, собственно, история культуры (М. Горький).

Да разве так можно говорить о близком человеке?!

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

2. Составить пять предложений с сочетаниями разных знаков препинания (или выписать из СМИ, из произведений художественной литературы).

Урок по русскому языку

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок рассчитан для обучающихся 11 класса. Построен с учетом требований к выпускникам. Задания предлагаются разного уровня, рассчитаны на подготовку к ЕГЭ. В начале урока проверяются знания (цифровой диктант и индивидуальные задания разного уровня). На уроке создаются проблемные ситуации (форма- ролевая игра). Вторая часть практиро- ориентированная "правила цитирования".

Читайте также: