Конспект урока чудовищная нелепица войны в изображении шолохова 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

2 1-й эпиграф к роману Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами. Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Старинная казачья песня

3 2-й эпиграф к роману Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ай, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь? Ах, как мне, тихо Дону, не мутно течи! Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют, Посредь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит. Старинная казачья песня

5 Как Шолохов изображает события Первой мировой войны? Назовите эпизоды, в которых описывается война, процитируйте.

11 С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

12 Вывод: Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (например, в сцене у костра – солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

13 Домашнее задание (по книге второй) 1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? 2. Новая власть и отношение к ней казаков. 3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Цель: проследить судьбу человека,в его лице судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов, ломки; судьбу человека, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны.

Главная проблема: человек и война; переделка человеческого характера в ходе исторических событий.

Звучит мелодия старинной казачьей песни, на экране сменяются одна за другой картины донской степи. На этом фоне учитель литературы говорит эти слова:

Дон… Славный батюшка Дон. Давно красуется под солнцем омытая дождём степь, которая ,как кормящая мать, даёт ядрёный колос, тяжёлое пшеничное зерно.

Степь. Донская степь. Обильная земля, взрастившая талант М.А. Шолохова. Здесь он родился, чтобы воспеть свой край, рассказать правду нём, о Донском казачестве.

Вымышлены ли эти трагические события автором или соответствуют действительности ? Здесь нам помогут разобраться историки.

Книга полностью посвящена казачеству, донскому казачеству, и мы попросим наших уважаемых историков рассказать, кто такие казаки, каков их образ жизни. Какое положение они занимали в России.

( Слово историкам о донском казачестве).

Начало раскола было положено сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами чинили набеги на великорусские земли и служили оплотом всем бунтарям, начиная с Разина. Окончательный раскол произошёл в гражданскую войну (зажиточные- на стороне белых, беднота- на стороне красных). В 1920 году казачество как сословие упразднено. В 1936 г. созданы донское, кубанское, терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Учитель литературы. Что присходит сейчас, с вашей точки зрения,возрождение казачества или маскарад?

Каков образ жизни казаков?

Какова роль эпиграфа в произведении? ( Ответ: в старинных казачьих песнях, взятых автором в качестве эпиграфа,предворяется рассказ о противоестественной,братоубийственной войне, о трагедии народа, когда не тем вспахивается степь( лошадиными копытами). Не тем засеяна степь(казацкими головами), не тем полита и не тот урожай собран будет. В песнях, сложенных казаками, обозначена противоречивость всего их несчастного племени, племени воинов и земледельцев одновременно, правдиво объясняющая и раскрывающая суть трагедии, то страшное, которое омывается отцовскими и материнскими слезами.

(Обращаемся к фактам и документам истории.Слово историкам, которые расскажут нам о некоторых моментах Первой мировой войны).

( Класс знакомится с исследовательской работой Елены Платицыной, которая показывает, в чём были причины начала войны, каковы хронологические рамки данной войны) .Учитель истории обобщает сказанное и приглашает Асланову Айну, которая сообщает об основных военных действиях 1914-1915,1916г., которые являлись самыми важными во время этой войны.) Учитель литературы.А теперь главный вопрос . как же влияет война на людей, на их характеры?

В центре романа Григорий Мелехов. Именно на его судьбе автор старается проследить судьбу народа, судьбу человека в самые драматические моменты в жизни донского казачества. Образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический конфликт в книге, именно через этот образ воспринимаем мы и судьбу народа, и судьбу человека в данную историческую эпоху.

Что можно рассказать о Григории Мелехове , о его чертах характера до всех военных событий?

И вот 14- год.Фронт. Первые смерти,-нелепые, нввсегда врезавшиеся в память. Никак не совмещаются понятия: растиь хлеб – убивать. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызываету Григория убийство австрийца.

( ч.3. глава 5. …Вдоль железной дороги…) читаем).

Убийство человека,даже врагав бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория.Это мучит его, не даёт жить спокойно. Так, после расправы над австрийцем появилась на лице очень заметная борозда.

Если уж говорить о том , как война калечит человека,переделывает его характер, то нельзя пройти мимо такой сцены, где автор рисует страшную

фигуру казака Урюпина по прозвищу Чубатый, который соглашается с тем,что война сделала его сердце волчиным.

В романе немало батальных сцен.С какой целью автор изображает их?

Ученик. Думаю, что батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое- что делает война с человеком? Здесь ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

В части4 , главе 4 Шолохов пишет: « Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, оттого прослыл храбрым- 4 Георгиевских креста и 4 медали выслужил. Почему? Да потому что берёг свою казачью славу.

Как изменилось отношение Григория к войне после встречи с Гаранжой?

Встреча с Гаранжой коренным образом изменило его мнение о войне. Сцена в госпитале- пример тому. Проездом из Воронежа госпиталь соизволила посетить высочайшая особа императорской фамилии.

В этой сцене проявились такие качества Григория, как гордость, независимость, злость за всё, что сделала война. Всё это вырвалось у Григория в дерзкой выходке.

« Вот она, шолоховская правда войне. Казачьи воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях.Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, распятая множеством копыт.

Но мировая война для России-первый круг ода. Она пережила ещё более неестественную междоусобицу, т.е. гражданскую войну.Огромная территория находилась в огне.

( Слово историкам о гражданской войне).

Головачёв Илья: Война может быть захватническая, освободительная и гражданская. Выпускник даёт определение, что такое гражданская война, причины её, говорит о ёё начале на Дону и когда закончилась. В водоворот этой убийственной войны были втянуты миллионы людей.

По данному вопросу выступило несколько желающих, которые объяснили и то,что гражданская война сопровождалась агрессией, даже террором. И это было нормой поведения как с одной стороны, так и с другой. Не надо идеализировать ни большевиков, ни их противников.Потому что каждая сторона проявляла вот это рвение.

Учитель-историк поясняет и с помощью класса делает выводы и обобщает.

Тихий Дон- повествование о той трагедии. Огромнейшая работа с архивными документами позволила Шолохову социально конкретно изобразить события. Шолохов- один из тех,кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии.Война захватывает судьбы огромных слоёв населения. Она проходила через сословия , семьи, сердца. Логика классовой борьбы очень жестока, разводит по разные стороны баррикад родных, взламывает семьи, не щадит родственных чувств. Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы.

Как это отражено в романе? ( Активно обсуждают ребята)

Пётр, брат Григория, говорит: « Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались…один в одну сторону, другой- в другую..

( Фильм.( Дарья расстреливает большевика).

И здесь Шолохов социально конкретен. Почему такое противостояние? Оказывается, советская власть привлекательна прежде всего для сельских пролетариев и для беднейшего крестьянства. Интересам же основной массы казачества, обладавшей немалыми запасами плодороднейшей земли, она не отвечает.

(Г оворят и работают с книгой обучающиеся, идёт активное обсуждение сцен романа.)

Нет, не только классовая принадлежность отталкивает от советской власти Григория. В действиях новой власти он не видит воплощения тех идеалов равенства и братства, социальной справедливости, которые эта власть декларировала. Примером служат такие строки из романа:

( т. 3, часть 6, гл. 20 «Красную армию возьми….на этой полочке).

Это одна из причин его разногласия.

Шолохов- один из тех, кто заговорил о гражданской войне как величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Остановимся на некоторых жестоких эпизодах романа.

( сцена расправы над чернецовцами: т.2 ч.5 гл.12 «Попался, гад…..руби их…).

Как изображены в этой сцене Подтёлков и Чернецов?

Поведение их наглядно воплощает ту силу ненависти и вражды, которая разделила Дон. Главное перед нами не враги, а люди.

А каково же состояние Мелехова?

Сцена казни офицеров перевернула душу Григория. Он пошёл на Подтёлкова… Он вступается не за какую-то идею, а за безоружного человека. Всегда, в самые трагические моменты, в минуты разочарования и растерянности Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду.

( т.2 ч.5 гл. 13 « Ломала его усталость, нажитая на войне…мира и тишины хотелось.)

Недовольство в высшей степени вызвал документ о расказачивании, который стал причиной массового террора , вызвав ответную жестокость.

( Слово историкам о расказачивании и массовом терроре).

Снова слово литераторам.

( ФИЛЬМ О казни подтёлковцев).

Как Григорий воспринимает эту казнь?

Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой помнишь? «Григорий уходит, не дождавшись казни , т.к. для него, воина и гуманиста, расправа над безоружным отвратительна, чем бы она не была вызвана.

Герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон. Везде обман, жестокость, которой можно найти оправдание,но которую отвергает человеческая природа Григория, человека мирного труда, земледельца, хлебороба. Уничтожение русских русскими, земляков

земляками для него противоестественно.Он не принимает ужасов гражданской войны.

На фоне музыкального сопровождения читает стихотворение Лукина Женя.

В книге сталкиваются жизнь и смерть, высокое и вечное- трагические реалии, ставшие в годину смуты и разврата привычными, обыденными.

Отвергая насильственную смерть,( казнь Подтёлкова, Лихачёва, убийство казаков),Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира. Читая строки романа,мы находим символы мирной жизни: берёзка с бурыми почками, орёл, плывущий над степью, тихий Дон, ломающий льдины, разделяя враждующих.

Чем же заканчивается роман?

Слово классу: ребята работают с главами романа, зачитывают нужные страницы, делают выводы.

( т4 ч8 гл.17 « Утром на следующий день…до конца).

(Смотрим снова фрагмент из фильма.

Фильм-Григорий у Дона.)

Учитель: «В чём же истоки трагедии Мелехова?

Дело в том ,что природа наделила его глубочайшим гуманизмом, великой способностью любить, заниматься хозяйством, возделывать землю.

Для Григория выше всего остались те вечные ценности, на которых он был воспитан. Он всем нутром понял чудовищную нелепицу войны.

Трагедия в том.что в революции, в гражданской войне ни на стороне красных, ни на стороне белых он не нашёл общей правды,не нашёл того,на чём он был воспитан.

Григорий возвращается к тому, от чего ушёл: к сыну , к родному дому,к земле. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея…Мира и тишины хотелось.

Финал второй книги романа имеет символический смысл. ( читаем).

Как вы думаете, в чём же заключается этот символический смысл?

Учитель истории: обобщает всё сказанное о гражданской

войне, в которой не бывает победителей, о тех ужасах, когда брат идёт

на брата, сын на отца… Обращаясь к выпускникам, выражает уверен-

ность, что будущее поколение не допустит чудовищные ужасы любой

В заключение преподаватели благодарят класс за активную

работу, выставляют оценки , называют фамилии тех, кто чаще других

участвовал в обсуждении вопросов, поставленных преподавателями,

успехов, здоровья и высоких баллов при сдаче ЕГЭ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Чудовищная нелепица войны" по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Презентация к уроку литературы в 11 классе по роману Михаила Шолохова "Тихий Дон", на уроке идёт речь о влиянии войны на человека.

План-конспект урока по предмету "История изобразительного искусства" на тему "Тихая радость и светлая грусть в пейзаже И. Левитана"

В данном конспекте описывается краткие сведения из биографии И. Левитана, описание основных его произведений, выявлены особенности живописной техники великого художника-пейзажиста.


Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе"Тихий Дон"


Конспект урока для обучающихся II курса СПО (11 класса школы).




Учитель русского языка и литерату ры МБОУ СО Ш№14 Риконен Т.Л.

✓ развитие навыка анализа текста ху дожественн ого произведения в рамках подготовки к

рисует жизнь народа, казачес тва в очень н епростую эпоху (1912 - 1922г.).

Жизнь казаков - это целый мир, живущий, при всех его особенностях,

общечеловеческими радостями и печалями. Шолохов изображает в романе события войны 1914

года, революции 1917 г, гражданскую войну. Но особенностью повествования романа являе тся

то, что, рисуя общественные потрясения эпохи, писатель больше всего уде ляет внимани я

внутреннему богатству и сложности характера простого человека. Вот откуда глубочайший

посвящает описанию мирной жизни казаков? ( Он стремится показать читателю жизненный

уклад казаков, чтобы мы поняли их ду ховный мир, н равственные ценности. )

Нажмите, чтобы узнать подробности





Домашнее задание (по книге второй) Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? Новая власть и отношение к ней казаков. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Домашнее задание (по книге второй) Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков? Новая власть и отношение к ней казаков. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приёмы: повторение изученного материала, беседа, анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей.

Ход урока

I. Слово преподавателя

II. Беседа по 3-4 частям книги романа

  • Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?
  • Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?
  • Какие традиции развивает автор в изображении войны?

в изображении Шолохова

Цель урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приёмы: повторение изученного материала, беседа, анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей.

I. Слово преподавателя

II. Беседа по 3-4 частям книги романа

Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?

Какие традиции развивает автор в изображении войны?

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать? (Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя. Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы положенные на алтарь чьего- то честолюбия) — вот о чем задумывается герой.)

Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале? (Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

III. Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведёт к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

IV. Домашнее задание (по книге второй)

Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

Новая власть и отношение к ней казаков.

Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для преподавателя

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции — по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира — русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина — выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.

Читайте также: