Конспект урока части речи закрепление 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

Существительное ― школа,

Просыпается глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

2.Объясняющий модуль.

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

шесть [т'] шестнадцать [сн]

семь [м'] семнадцать [м]

восемь [м'] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Предлог, союз, частица - это служебные части речи. Почему их называют служебными?

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

1.Чистописание.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

Найдите и запишите ответы - имена числительные. Выделите в словах орфограммы.

1) К восьми прибавить три, получится … . (Одиннадцать.)

2) К семи прибавить пять, получится … . (Двенадцать.)

3) От семнадцати отнять один, получится … . (Шестнадцать.)

4) Десять увеличить в два раза, получится … . (Двадцать.)

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

По вертикали:

2. Часть речи - слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них, называется … .

3. Часть речи - слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?), называется … .

5. Часть речи - слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? называется … .

По горизонтали:

1. Часть речи - слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называется … .

4. Часть речи - слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? называется … .

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Аннотация

Уровень: общеобразовательный класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели:

  • Образовательная: обобщение знаний о частях речи (существительном, прилагательном, глаголе), формирование умения распознавать части речи.
  • Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы, развитие умения применять знания при решении разнообразных практических задач.
  • Воспитательная: воспитание любознательности, доброжелательного отношения друг к другу при сотрудничестве.

Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы;
  • развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к русскому языку посредством подбора интересных и увлекательных заданий.

Методы обучения: аналитико-синтетический, игровой.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке: игровая физкультминутка.

Оборудование: карта города Частореченска с деталями, дидактический материал по русскому языку, схемы-опоры, карточки с изображением листьев.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать: изученные части речи и их признаки.
  • учащиеся должны уметь: находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание.

Структура урока

1. Организационный момент

Школьный прозвучал звонок,
Начинаем наш урок.

– Вы любите путешествовать?

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город, который называется ЧАСТОРЕЧЕНСК. Попробуйте объяснить это название.

– Конечно же, мы отправляемся в город, где живут части речи, и вспомним всё, что мы о них знаем.

– Вы готовы? Начинаем.

– Осень. Тёплый день.

Лёгкий ветерок срывает с деревьев разноцветные листья.

– Запишем это предложение в тетради, разберём по частям речи. Части речи мы знаем. Они готовы пригласить нас в гости как старых знакомых. Посмотрите внимательно, попробуйте записать названия тех деревьев, с которых улетели листочки.

Задание

Рябина, осина, береза, дуб.

Прочитаем этот ряд слов слов. Проверяем по образцу.

– Что общего заметили?

– От чего слова попали в словарик?

– Какое слово оказалось лишним?

– Какие орфограммы встретились?

– Как определить род имен существительных?

– Листья такие красивые! Мы сможем собрать осенний букет, но сделать это не просто. Листочки с секретом. Они отправятся в вазу только после того, как вы выполните предложенные задания или ответите на вопрос.

Давно живу я в мире этом,
даю названия предметам.

– Кто же пригласил нас в гости первым?

– Дайте определение этой части речи.

Существительное

– В определении названы два вопроса. Почему? Представьте себе, что вы увидели эти предметы впервые. Как вы спросите о них? Кто это или что это? (учитель показывает карточки со словосочетаниями)

ИНДЕЙСКИЙ ВОЖДЬ

ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА

АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА

БИВНИ МАМОНТА

Я называю ряд слов, а вы ищите лишнее слово.

Мышь, тишь, ерш, тушь.

Луч, дочь, меч, грач.

Рожь, чиж, стриж, нож.

– Сколько слов назвали?

– Какое правило вспомнили? Это правило нам нужно будет повторить дома.
Упр.67 выполните в тетрадях. Шагаем дальше.

Определяю я предметы,
они со мной весьма приметны.

Прилагательное

– Кто о себе так говорит? Вспомним определения. Проверяю, какие вы внимательные.

Возьмите на столе карточку №1.

Перед вами набор слов. Нужно выписать имена прилагательные.

  1. Назначил, сочный, дворец, гость, умная, доказал, камыш, ласковое, хвалит, музейный, блистает, театр, честный.
  2. Опрятный, утешает, сверстник, родник, хихикает, свирепая, сторожит, отважный, радуга, упорный, грохочет, известная, певец.
  3. Украшение, позолотило, фольга, городской, зарево, вечернее, природный, открывается, росинка, разливает, ароматный, топлёное.
  4. Любуется, иней, приятный, диктует, румяная, дремучий, сверкают, облако, резкое, теплота, серебро, робкий.
  5. Пасека, влажный, обожает, сияет, прилежная, храм, журавлиная, шуршит, прошло, правый, пурга, синяя.
  6. Сумерки, чужой, царевич, рассматривала, острая, дубок, крепкое, дымчатый, пронеслось, влажная, запорхал, день.
  7. Каменная, бьётся, волна, коварный, листочки, мчался, ранний, таял, готовый, направление, туманная, перелесок.
  8. Бодрый, зеленая, звездопад, грустил, шлёпать, розовое, дальняя, зелень, продрогла, корзинка, поток, золотой.
  9. Канарейка, тяжёлая, высокая, ограда, курган, ящерица, синеватый, новые, быль, цветной, море, прибой.
  10. Тоненькая, протянулась, частый, случайность, белизна, местность, ценная, восточная, привыкает, концерт, правда, беленький.
  11. Вьётся, домик, бегал, жёлтый, морская, чужой, картофельный, спичка, речная, маяк, серенькое, прилетел.
  12. Яма, есть, морозный, жильё, рыжий, растут, деревня, встречали, куриный, зарядить, целый, бумажная.
  13. Грач, весенняя, петь, капелька, знойный, леса, дорожный, таскал, прилетела, полевой, часть, апрельский.

– Какие встретились прилагательные?

– Что мы решили собирать?

– Из чего состоит словосочетание? Запишем.

Букет осенний – муж. род., ед.ч.

– А если я хочу сказать о погоде? Погода может быть осенний?

Погода осенняя – жен. род., ед.ч.

Утро осеннее – ср.род., ед.ч.

– А дни будут у нас какие?

Дни осенние – мн.число.

– Мы показали, что существительные и прилагательные согласуются в роде и числе.

Цель: Закрепить ЗУН учащихся о частях речи.

Задачи:

1. Закрепить ЗУН учащихся об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов, умения учащихся определять изученные части речи, правильно употреблять их в речи.

2. Развивать мышление, внимание, речь, умение наблюдать, сравнивать делать выводы.

3. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: плакат “Весна”, графики иллюстрации “Вестна”, ТСО, текст “Части речи”, карточки.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой.

- Добрый день! Прозвенел звонок на урок! Пусть этот день несёт вам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Упражнение на внимания. (На доске рисунки солнышек: одно – весёлое, другое – хмурое, третье – грустное)

- Какое солнышко вам больше нравиться?

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

3. Работать мы будем группами. Каждый ученик в группе за правильный ответ получает жетон, в конце урока количество жетонов будет подсчитано. Группа, набравшая большее количество жетонов, будет победительницей.

II. Всесторонняя проверка знаний.

4. Я предлагаю вам послушать музыку великого композитора П.И. Чайковского. (Звучит музыка “Весна” )

5. - Какое время года вы услышали? (Плакат “Весна”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА? (Названные ассоциации записываю маркером на плакате)

6. Молодцы. Теперь, используя эти слова составьте рассказ на тему “Весна”.

7. Чтение рассказов. (4–5)

- Хорошие получились рассказы. Какой вам больше понравился? Почему?

8. - Какие части речи вы использовали при составлении рассказов?

9. Постановка цели урока. Сегодня мы повторим всё то, что знаем о частях речи, поговорим о прекрасном времени года – ВЕСНА.

III. Закрепление.

10. - Прочитайте стихотворение “Весна”, записанное на доске.

Весна, весна на улице
Весенние деньки.
Уже стреляют почки
И протирают глазки
Зелёные листочки.

1 группа. Выписать имена сущ., определить род, число, падеж, склонение.

2 группа. Выписать имена прилагательные, определить род, число, падеж.

3 группа. Выписать глаголы, определить время, число, лицо, спряжение.

- Какие ещё знаете части речи?

11. - Назовите весенние месяцы. Послушайте, откуда пришло название этих месяцев, и что они означают.

МАРТ – в Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и садов.

АПРЕЛЬ – Родина – Древний Рим. Оно означает “тёплый”, “солнечный”. Наши предки, в древние времена, называли этот месяц – цветень.

МАЙ – название пятого месяца года, последнего месяца весны. Произошло от собственного имени МАИЛ. Так звали богиню земли и плодородия.

12. Итак, наступила весна. Люди любят весну. Всегда ждут её с нетерпением.

У вас на столах лежат иллюстрации. Подпишите их отрывками из произведений, стихотворений. Зачитайте.

13. Упражнение “Графики”.

На доске записаны словосочетания, которые состоят из глаголов и существительных. Определить время глаголов, падеж сущ. и составить график.

(Держит в руках, вырастил цветок, добрался до кучи, помчится по дороге, любовался природой, наблюдает за погодой)

14. Работа с книгой. Упражнение 529. Комментированная работа.

15. Упражнение на логическое мышление.

- Прочитайте зашифрованные слова, составьте предложение, сделайте синтаксический разбор.

Чтобы расшифровать слова, нужно соотнести цифру с фигурой и назвать нужную букву.



17. - Улыбается весеннее солнышко. На лесных полянах расцветают цветы. Земля наряжается в праздничный наряд. Какие весенние цветы вы знаете? Очень трудно представить себе жизнь без цветов. С весны до поздней осени в полях, скверах и парках цветут разнообразные растения. Прочитайте тексты, записанные на карточках, найдите ошибку автора.

(“Сказка о подснежнике”, “Первые цветы”, “Колокольчики”)

Ответ – не надо рвать весенние цветы

- Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты?

Правильно. Ведь не даром говориться: “Поймал бабочку – она погибла, сорвал цветок – он увял, и тогда стало понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем”. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!

Давайте обещаем, не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют нас своим запахом и ярким нарядом.

Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены руками человека.

18. - Вот и подошёл к концу наш урок. Чем он вам запомнился? Чему учил? Все старались хорошо работать.

19. Выставление оценок.

20. Инструктаж домашнего задания. Написать несколько предложений о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать первоцветы, да и все растения.

расскажут мои пом ощницы. Послушайте, чт о они узнали пр о аукцион.

(Определение сл ова аукцион из словаря, ра ссказ о б аукционах Крис ти и Сот бис)

- Запишите сл ово аукцион . Выполните его звуко – буквенны й анализ.

Работа с веерами. П окажите падежи имён с уществительных, д окажите о кончание.

Без шишки, о пи чуге, по дубр аве, от палки , без пле сени, по дороге, на тропи нке, у проталин ки, от

Спишите стих отворение, определи те падежи у все х имён сущес твительных.

Долгожданн… ве сна, тёмн… пр оталинам и, из - за долг… зимы, от ярк… солны шка, по тёмн … дороге,

с зелён… лист очками, в дальн… д орогу, из пах уч… почек.

Своими действи ями, он очень знаменит. (ответы дете й)

Работа с веерами. П окажите гласны е буквы в личных ок ончаниях глагол ов.

Мы ставим, вы в орочаете , ты перегибаешь , он кормит, она устраняе т, вы слышите, ты руб ишь, вы

Спишите текст с тихотворе ния, определи те спряжен ие всех глаг олов.

Я читаю отрывк и из стихов, вы вы писывае те из них все ме стоимени я, определяете их разр яд.

Читайте также: