Конспект урока части речи самостоятельные и служебные части речи

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 5 класс.

Предмет : русский язык.

Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Технология построения урока : урок-диалог.

Формы работы : групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия :

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий ( познавательных, регулятивных, коммуникативных ).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные ( целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;

2. таблица для работы (доска);

3. задание для групповой работы;

4 . раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организационный момент (проверяем наличие письменных принадлежностей)

2 Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Перед вами дорога. Она ведёт в страну Грамотности. Мы совершим увлекательное путешествие в эту удивительную страну

Учитель: Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов).

Одинаковые или разные значения имеют слова?(Разные)

Запишем (ученик у доски и подчеркиваем орфограммы)

Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.

Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.

Интересный, чудесный, новый, прелестный.

- По какому принципу распределены слова на 3 группы. Обоснуйте ответ.

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Учитель: Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

3 Открытие новых знаний

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи , которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

Попытаемся сформулировать цель нашего урока

(уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?

- Назовите, какие относятся к служебным?

Проверьте, на какие две части делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Что вы о них знаете?

Самостоятельные - существительные, глагол, прилагательные, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния

Служебные – предлоги, союзы, частицы

- Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)

- Почему междометие не попало на слайд? (особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2. Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока (для учащихся): распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного письма.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Словесные: эвристическая беседа

Практические: наблюдение, анализ

Оборудование: презентация в программе Microsoft Office PawerPoint.

Организационный этап. (2 минуты)

1.Мотивационный диалог.

(Организационный компонент, создание благоприятной психологической атмосферы, готовности к работе)

-Ребята, как вы обратили внимание, что сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке присутствуют гости. И чтобы им было интересно и не скучно, вы должны хорошо поработать и, я думаю, вы им понравитесь.

-Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Я ее зашифровала в стихотворении, попробуйте догадаться, о чем идет речь.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

Повторяем … (части речи).

- Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока? (цель урока).

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет тема урока.

Цель урока: знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным; уметь определять части речи. ПРОЕКТОР

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

-Русский язык велик и могуч! Очень богатый на разнообразие слов. Я думаю, что каждый из вас хочет быть грамотным и интересным собеседником. Для этого нужно много читать, писать и учиться грамотно говорить. Давайте проведём с вами

Крапива, творог, сливовый, кухонный, красивее, жалюзи, торты, тефтели, тефтелька, договор.

- Что изучает орфоэпия?

На слайде слова, нужно расставить ударения.

III. Этап проверки понимания учащимися нового материала и закрепления новых знаний и понятий.

- Что такое грамматика?

- Какая наука занимается изучением частей речи?

- Сколько всего частей речи?

- На какие группы делятся все части речи?

- Назовите самостоятельные и служебные части речи

- Что такое междометие?

-Ребята, мы должны с вами вспомнить и выяснить чем же отличаются самостоятельные части речи от служебных?

Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради.

Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.

Стать, они, жить, большой, дружной, семья.

Работа с текстом.

- Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

Синтаксический разбор предложения:

Мы сегодня изучаем самостоятельные и служебные части речи.

Помогите словам правильно встать в колонну, заполните таблицу:

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!


Цель: Сформировать понятие об особенностях самостоятельных и служебных частей речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод; способствовать развитию речевой культуры.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы); Уметь грамотно и связно излагать свои мысли; Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Понимать учебные задачи урока; Отвечать на вопросы; Оценивать свои достижения на уроке.

Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка; Уметь слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Урок я начну с высказывания американского философа Ральфа Эмерсона, которое будет эпиграфом сегодняшнего занятия (слайд 1):

«Совместный труд способствует открытиям и свершениям,

- Какие слова являются ключевыми в этой цитате?

- Как вы можете объяснить смысл этого высказывания?

- Вспомните пословицы и поговорки, которые подходят по смыслу к данному эпиграфу.

- Оформите письменно данное высказывание в виде предложения с прямой речью.

(Проверка задания)

1. Лингвистическая разминка.

- Перед вами два предложения (слайд 2), ознакомьтесь с ними.

Третью ноч? я (не)спал (из)за известия встревож..вш..го меня.

(Чуть)чуть подморажива..т и (на)лужах л..маясь под н..гой хрустит тонкий л..док.

- Какую учебную задачу предлагаете выполнить? (Списать, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы).

(Самопроверка по слайду 3, объяснение орфограмм и знаков препинания).

Назовите слово, которое обозначает предмет

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает действие предмета

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает признак предмета

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое указывает на порядок предметов при счете

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое указывает на предмет, но не называют его

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает признак действия

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает состояние природы

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает признак предмета по действию

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

Как называется эта часть речи?

(Фронтальная проверка выполнения задания)

– Как называются части речи, о которых шла речь в данном задании?

(Самостоятельные части речи)

– Какие слова вы не назвали? Какими частями речи они являются?

– Как называются эти части речи?

(Служебные части речи)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.

- Формулировка задач урока: что мы должны выяснить, исходя из темы урока?

Имеют лексическое значение

Самостоятель-ные части речи

Имеют грамматическое значение

Выполняют синтаксическую функцию

Членятся на морфемы

Предлоги, союзы, частицы

Употребляются вместе с самост. частями речи

Служебные части речи

Служат для связи слов в словосочет. и предлож., …

Не являются членом предложения

Физкультминутка

- Предлагаю немного поиграть. Я буду называть слова разных частей речи. Если это будут самостоятельные части речи, вы сидите, а если служебные – вы встаете.

3. Работа с текстом.

- Посмотрите на портрет. Что вы м ожете сказать об этом человеке по его портрету?

(Лицо, выражающее ум, доброе, открытое; слегка прищуренные глаза, всматривающиеся, кажется, в глубину, в самую суть; слегка ироническая улыбка. Человек строгих правил (судя по его одежде).

Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Особый его талант – говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно.

Работа с текстом

- Ознакомьтесь с текстом, подготовьте выразительное чтение.

Язык – самое выразительное, чем ч..ловек обладает. В..рнейший спос..б узнать ч..ловека - его умственное развитие, м..ральный облик, его х..рактер – пр..слушат?ся к тому, как он г..ворит.

Если вы хотите быть (по)настоящему интеллигентным, образованным и культурным ч..ловеком, то обращайте вн..мание на свой язык. Г..ворите правильно, точ?но и экономно.

- Докажите, что это был текст.

- О чем этот текст?

- Какова его основная мысль?

- Стиль речи? (Публицистический. Его цель – воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды каких-либо идей. Реализуется в форме статьи, очерка, выступления)

- Тип речи? (Рассуждение)

- Как построен текст-рассуждение? (Тезис-доказательство-вывод)

- Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.

Взаимопроверка.

- Укажите самостоятельные части речи?

- Укажите служебные части речи? Какую функцию выполняют служебные части речи? Насколько они важны в языке?

Чтение и обсуждение сочинений.

придумать несколько предложений, содержащих все части речи;

- Обратите внимание на высказывания известных философов (слайд) и выберите ту, которая вам сейчас подходит. Объясните свой выбор.

- Спасибо за урок!

Приложение 1

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает действие предмета

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает признак предмета

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое указывает на порядок предметов при счете

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое указывает на предмет, но не называют его

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает признак действия

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает состояние природы

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает признак предмета по действию

Как называется эта часть речи?

Назовите слово, которое обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

Как называется эта часть речи?

Приложение 2

Язык – самое выразительное, чем ч..ловек обладает. В..рнейший спос..б узнать ч..ловека - его умственное развитие, моральный облик, его х..рактер – прислушаться к тому, как он г..ворит.

Если вы хотите быть (по)настоящему интеллигентным, образованным и культурным ч..ловеком, то обращайте вн..мание на свой язык. Г..ворите правильно, точ?но и экономно.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Класс: 5 класс.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок построения системы знаний(урок общеметодологической направленности)

Технология построения урока: урок-диалог.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;

2. таблица для работы (доска);

3. задание для групповой работы;

4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы!
Тогда – за работу!
Удачи желаю я Вам!

2 Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов). Давайте прочитаем слова, которые распределены на 3 группы и подчеркнем орфограммы:

Весна, солнце, цветы.

Ждёшь, гуляешь, видишь.

Тёплая, чудесная, прелестная.

- По какому принципу они распределены?

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Учитель: Давайте ещё раз повторим, как мы узнаем к какой части речи относится слово? (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

3 Открытие новых знаний

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

Как вы назовете тему урока – Самостоятельные и служебные части речи. (Слайд 1) Запишите тему в тетради.

Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

Работа у доски.

Записать предложение.

В марте наступит тёплая и солнечная весна.

Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.

- Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают на вопрос? (Союз и)

- Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения?

- Определите его роль в предложении

Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?

Назовите, какие относятся к служебным? (Слайд 2)

Обращаемся к учебнику. Стр.208

Слайд 3 ( заготовка). Проверьте На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Что вы о них знаете?

Самостоятельные- имя существительное, имя прилагательные, имя числительное, глагол, местоимение, наречие.

Служебные – предлоги, союзы, частицы

- Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)

- Почему междометие не попало на слайд? (гипотезы ребят: особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)

Работа в парах.

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в парах, заполняете таблицу.

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, тик-так, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, тихо, вчера, от, над, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх!

Читайте также: