Конспект урока буква ц

Обновлено: 20.05.2024

Цель: ознакомление с согласным звуком [ц] и буквой Ц, формирование умения читать слоги и слова с этой буквой.

• познакомить учащихся с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц,

научить чётко выговаривать этот звук в слогах и словах;

• формировать умение читать слоги и слова с буквой Ц;

• научить писать печатным шрифтом буквы Ц, ц; слоги и слова с этой буквой;

• развивать слуховое восприятие, внимание, память;

• уточнять и расширять лексический запас;

• формировать умение работать с информацией;

• воспитывать интерес к урокам, к познанию нового звука и буквы;

• воспитывать положительные эмоции, эстетические чувства.

• образец написания буквы;

• набор фишек для составления схем слов;

• разрезные карточки со словами;

• предметные картинки для составления слов, работы с текстом;

• картинки с изображением птиц.

Ход урока:

I. Орг. момент (3 мин).

1. Приветствие (1 мин).

2. Психогимнастика с элементами дыхательных и речевых упражнений (2 мин).

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

- Правильно, это цыплёнок.

- Изобразите цыплёнка, сидящего в яйце.

- Покажите, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз, погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

II. Основная часть (30 мин).

- Кто догадался, с каким звуком будем работать сегодня на уроке?

- Правильно, это звук [ц]. Будем учиться правильно произносить звук, познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук, научимся читать слоги и слова с этой буквой.

2. Характеристика звука [ц]. Знакомство с буквой Ц. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

- Произнесите звук [ц], глядя в зеркало.

- Что мешает воздуху проходить свободно?

- Если встречаются преграды, значит какой это звук : гласный или согласный?

- Где у нас живут согласные звуки? (В тучке и в ёлочке).

- А куда мы поселим звук [ц] : в тучку или в ёлочку? (В тучку).

- Почему? (Звук [ц] - всегда твёрдый).

- Итак, это звук согласный, твёрдый. А что ещё мы можем определить у согласных звуков?

Определение звонкости - глухости.

- Повторим: звук [ц] - согласный, глухой, всегда твёрдый.

- На что похожа буква?

Буква Ц - смотрите сами -

Как скамейка вверх ногами.

Вот какая буква Ц - с коготочком на конце.

Коготок - царапка, как кошачья лапка.

Конструирование буквы из счётных палочек.

Печатание буквы в тетрадях.

- Какого цвета возьмём карандаш? Почему?

4. Составление слов из звуков. Определение позиции звука [ц] в словах (4 мин).

[с и н и ц а] [с к в о р э ц] [к у р и ц а] [ц а п л а] [л и с и ц а] [п т э н ц ы] [ц ы п л о н о к] [п т и ц ы] [й а й ц а] [ц ы п л а т а].

- Какие слова называли? Покажите с помощью пуговицы место звука [ц] в каждом слове.

Физминутка с дополнительной речевой нагрузкой (3 мин).

- К какой теме отнесём большинство слов?

- Птицы приготовили вам задания.

Учитель называет слово каждому ученику, передавая игрушку. Ученик говорит это слово ласково, возвращая игрушку учителю:

птица - … (птичка, птенец - ,

Сколько курочек весёлых,

Столько сделаем наклонов. (3)

- Давайте посчитаем курочек: одна курочка, две курочки, три курочки.

Сколько цапелек у нас,

Приседаем столько раз. (2)

Сколько маленьких птенцов,

Столько сделаем прыжков. (5)

5. Работа с предложением (5 мин).

- Вспомните все составленные слова.

- Какое слово лишнее? Почему? Лисица - это кто?

- А теперь составьте слова из разрезных карточек и соедините их в предложение по схеме:

лисица сцапала цыплёнка

Чтение и анализ предложения.

6. Работа с текстом (7 мин).

- Как вы думаете, зачем лисица сцапала цыплёнка? (Чтобы его съесть.)

- Нет, она была добрая. Она хотела познакомить цыплёнка с некоторыми словами, в которых есть звук [ц]. А о чём лисица рассказала, вы узнаете, составив слово из первых букв слов, обозначающих предметы на картинках:

цыплята арбуз роза слива трамвай воробей осы

Печатание слова в тетрадях. Чтение. Толкование.

-Послушайте, что лисичка рассказала цыплёнку о царстве. Если услышите в слове звук [ц], хлопайте в ладоши. (По ходу рассказа на доску прикрепляются предметные картинки).

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем.

- С какими словами познакомила лисичка цыплёнка?

- Напечатайте слова, обозначающие главных героев (царь, царица, царевна).

- Какая общая часть есть во всех этих словах?

- Это слова из одной семьи - родственные. Давайте добавим в эту семью ещё слова. Если бы у них был сын, как бы мы его назвали? (Царевич). Где они жили? (В царстве). Что они делали? (Царствовали). Что они носят на голове? Значит, корона чья? (Царская).

7. Словотворчество (3 мин).

- Цыплёнок поблагодарил лисицу и побежал к маме - курице рассказать о новых словах. Курица тоже приготовила цыплё нку задание: отгадать пропущенные буквы в словах.

ца или ец огур. сини.

Чтение слов, объяснение их значения.

- Теперь сочиним стихотворение, вставляя подходящие слова :

Рос на грядке (огурец).

Жил на дереве (скворец).

Тот скворец был … (мудрец).

Он хотел съесть (огурец).

Прилетела вдруг (синица) :

- Мне нельзя тут поживиться?

Склевали вместе (огурец,

И стихам нашим (конец).

III. Заключительная часть (7 мин).

1. Подведение итогов урока (2 мин).

- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте характеристику звуку.

- Придумайте слова с этим звуком.

2. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти (3 мин).

На наборном полотне - 5 картинок с изображениями огурца, перца, овцы, скворца, синицы. Задание: в течение 10 секунд запомнить и произнести слова по порядку.

3. Поощрение (2 мин).

Учитель: Уроку наступил конец.

Ученики: Я сегодня молодец!

Учитель: Все сегодня молодцы!

Цель урока: формирование умения слышать звук в словах. Организация работы по ознакомлению с буквой Ц, ц. Определение особенностей звука [ц], использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, содействие формированию навыка чтения слов, предложений, развитию речи, фонематического слуха.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Знакомство с буквой Ц, ц, обучение чтению с буквой Ц, ц и ранее изученными буквами. Характеристика звука [ц].
  • Определение места звука в словах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, формировать умение моделировать;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • развивать умение строить речевые высказывания, познавательный интерес, творческие способности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

Воспитательные:

  • Уметь слушать собеседника и согласовывать свои действия.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  • Расширять кругозор.

Регулятивные УУД:

  • учиться использовать речь для регуляции свои действий;
  • сравнивать свой ответ с ответом одноклассников.

Познавательные: УУД:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать одноклассников и учителя;
  • взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Структура и ход урока

Организационный момент

- Садитесь те, у кого полное имя начинается с гласной буквы.

- Садитесь те, у кого имя начинается с согласной буквы.

Актуализация знаний

- Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем и умеем.

- Буквы мы…. (пишем, читаем, видим).

- Звуки мы….( слышим, произносим).

- На какие две группы делятся все звуки? ( гласные и согласные).

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- А сколько гласных букв? (10)

- Какие гласные дружат с твёрдыми согласными? ( А, О, У, Э, Ы)

- Какие гласные дружат с мягкими согласными? (Я, Ё, Ю, Е, И)

- На какие группы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

Постановка темы урока

Отгадайте загадки.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (огурец)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое. (цыплёнок)

- Какой звук слышится в конце слова огурец? ([ц])

- Какой звук слышится вначале слова цыплёнок? ([ц])

- Какой буквой обозначаются эти звук, кто знает? (Буквой Ц,ц)

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Ц,Ц)

Целеполагание.

Звуковой анализ слов.

- Чтобы узнать, какие звуки обозначаются с помощью буквы Ц, что нужно сделать? (Звуковой анализ слов синица и цапля).

- Как одним словом можно назвать синицу и цаплю? (Это птицы).

- На протяжении сегодняшнего урока мы узнаем кое-что интересное об этих птицах.

- А сейчас приготовьте фишки и выложите звуки в данных словах. (Дети работают самостоятельно).

- Давайте сделаем звуковой анализ этих слов на доске.

- Первое слово пойдёт выложит… (Даёт полную характеристику каждого звука).

- Второе слово пойдёт выложит…

- Помощники, проверьте, все ли на вашем ряду справились с этим заданием.

2). Какую работу нужно ещё делать с данными словами. Посмотрите на подсказку слева в учебнике. (Разделить на слоги и поставить ударение)

- А сейчас из мира интересного.

- В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота.

- Какое правило надо знать, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

- Первое слово выполнит…

- Второе слово выполнит…

- Цапля- символ бдительности и спокойствия.

Физминутка

Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё крутился смело.
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой,
К милой мамочке родной. (2 раза)

Сравнение схем слов.

- Давайте сравним схемы данных слов.

- Что у них общего? (Есть гласные и согласные звуки, последние звуки гласные, есть твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные).

- Чем отличаются данные схемы?

( Количеством слогов, ударением, количеством звуков, количеством гласных звуков, твёрдых согласных и мягких согласных).

Длина тела цапли от 28 до 140 см. Длина крыла около50 см, вес около 2 кг.

Учитель даёт характеристику звука, тот ученик, который называет звук правильно выходит к доске и берёт фишку данного звука.

- Назовите первый мягкий согласный в слове синица [с '].

- Назовите второй мягкий согласный в слове синица [н '].

- Назовите ударный гласный в слове синица [ и].

- Назовите первый безударный гласный в слове синца [и].

- Назовите твёрдый согласный в слове синица [ц].

- Назовите второй безударный гласный в слове синица [а].

- Звуки выстроились. Можем прочитать слово? Почему? (Звуки стоят не по порядку).

- Звуки, выстроились по порядку. Давайте прочитаем слово хором.

- Теперь давайте поставим наши фишки на место так, чтобы получилось слово и каждый звук сядет на своё место.

- Садится на место ударный гласный в слове синица.

- Первый мягкий согласный.

- Первый безударный гласный.

- Твёрдый согласный звук.

- Второй мягкий согласный.

- Второй безударный гласный.

- Читаем хором слово.

- Молодцы, Живые звуки.

В природе синицы живут в среднем 5 лет, а в хороших условиях эта птичка может дожить до 10 лет.

Выделение звука [ц] в cловах.

- Посмотрите на данные стрелочки внизу каждого слова, что они обозначают? (Нужно выделить данные звуки в словах, дать им характеристику и сравнить).

- В слове синица какой по счёту звук мы должны выделить (пятый).

- Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

- Дайте характеристику этого звука (Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

- Какой по счёту звук нужно выделить в слове цапля? (первый).

- Произнесите слово хором, интонационно выделяя этот звук.

- Дайте характеристику этого звука ( Звук [ц] согласный, твёрдый, глухой).

- Одинаковые эти звуки или разные? (Одинаковые).

- Какие они, дайте ещё раз характеристику.

- попробуйте подобрать слова, в которых бы звук [ц] произносился мягко.

- Смогли подобрать такие слова? (Нет).

- Какой вывод сделаем? (У звука [ц] нет мягкой пары).

- Прочитайте правило в учебнике на с. 138. (Читает один учащийся, хором).

-Среди насекомых, поедаемых большой синицей, преобладают вредные для хозяйства виды.

Физминутка.

- А сейчас немного отдохнём, но с пользой.

- Я произношу слова, а вы, если слышите звук [ц] в слове- хлопаете в ладоши, а если не слышите- топаете. Будьте внимательны.

Цапля, капля, птица, спица, сена, курица, свеча, умница, цирк, звездочёт, циркуль, конец, дача, цифра, синица, девочка, овца.

- Сделаем глубокий вдох-выдох (3 раза), тихо сядем на свои места и настроимся на дальнейшую работу.

- Где может стоять звук [ц] в слове? (Вначале, середине и в конце).

Закрепление образа букв Ц,ц.

1) -Какой буквой обозначается звук [ц] на письме?

- Посмотрите внимательно на печатные буквы Ц,ц и пофантазируйте, на что они похожи.

- Буква Ц- смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

- Сколько букв Ц написано вверху страницы? Почему?

- Зачем нам нужна заглавная буква Ц?

- Раскрасьте те участки рисунка, на которых написана буква Ц.

- Что получилось? (Цветы).

- Определите место звука [ц] в слове цветы (В начале слова).

- Закройте тетради и положите их на край парты.

- Существует 66 видов цапель. Живут они по всему свету, кроме полярных стран, особенно много- в жарких странах.

Чтение слогов, слов, предложений со звуком [ц].

1)- А сейчас внимательно посмотрите на доску.

- Что написано на доске? (Слоги).

- Давайте прочитаем эти слоги

- с радостью
- с удивлением
- с грустью
- пропоём
- с вопросом

- Прочитайте слог с мягкими согласными звуками.

- Почему не читаете? ( Звук [ц] всегда твёрдый, у него нет мягкой пары).

2) - Дальше поработаем в парах.

- Для этого откройте учебники на с 140. Что нужно сделать (Составить пар слов по смыслу).

- Кто сделает, берётся в парах за руки и показывает мне домики.

- Проверим. Прочитайте 1 пару…

3) – Следующий этап урока мы проведём, разделившись на две группы.

- Дети, которые уже бегло читают. Открывают Букварь на с. 140-141 и читают про себя интересное произведение.

А остальные ребята работают со мной по доске и учебнику.

С. 138, читаем пары слов.

1. - Значение всех прочитанных слов вам понятно?

Цукаты - это целые плоды или их кусочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные, покрытые сахарной корочкой. Наверняка вы все их пробовали.

- Давайте прочитаем первые слова каждой пары. Что заметили? (Все слова обозначают много предметов).

- Давайте прочитаем вторые слова каждой пары. Что заметили? (Обозначают один предмет).

2. – Далее хором читаем слова по слогам.

- Что общего у всех этих слов? (Оканчиваются на -цы).

- Что общего у лов 1 столбика? (Во всех два слога).

- Что общего у слов второго столбика? (Во всех три слога)

- Как определяем количество слогов в словах?

3. - Давайте разгадаем кроссворд. Загадки я вам читала вначале урока. Ориентируемся на иллюстрации.

- Какое слово спряталось по горизонтали? По вертикале?

4. - Ну а сейчас послушаем учеников, которые самостоятельно читали произведение.

- Кто автор данного произведения?

- Как называется произведение?

- К какому жанру относится?

- Докажите, что вы прочитали сказку.

- Кто главный герой этой сказки?

- С кем встретился Цып, когда вылупился из яйца? (С цветком, гусеницей и цаплей).

- Что общего у этих слов? (Есть буква ц и звук [ц]).

Итог урока

- Закройте глаза и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какой звук обозначается с помощью буквы Ц,ц?

- Дайте характеристику этому звуку.

- С каким правилом познакомились?

- Что ещё интересного узнали на уроке?

Рефлексия

- А теперь, если вам было интересно, всё понятно, то покажите зелёную фишку.

- Если вам было интересно, но вы затруднялись в каких-то вопросах, покажите жёлтую фишку.

- И если вам был интересно, но вы не поняли тему нашего урока, то покажите красную фишку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема урока: Звук [ц]. Буква ц.

Ф.И.О.: Гринцева Надежда Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 1 класс

Тема и номер урока в теме: Звук [ц]. Буква ц.

63 урок в букварный период

Литература:

1.Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская и др. – М.: Просвещение, 2018 .

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе./ [А. Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя /

[А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Цели урока: Познакомить с твердым глухим согласным звуком [ц]; упражнять в чтении слогов, слов, предложений с буквой ц.

Задачи урока:

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:
Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваемого содержания;

Метапредметные:

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; работа в группе, в паре;
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса к предмету литературное чтение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование урока: доска, мел, сигналы обратной связи, счетные палочки, смайлики для самооценивания, презентация Power point ; компьютер, мультимидийный проектор, экран, жетоны оценивания для учителя.

Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин.)

- Долгожданный дан звонок,

Мы будем на уроке думать? (Да).

А может будем спать? (Нет).

Мы будем рассуждать? (Да).

А в облаках летать? (Нет).

Друг другу помогать? (Да).

Оценки получать? (Да).

- Ребята, давайте создадим хорошее, солнечное настроение. (Слайд 1). Посмотрите на солнышко, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Проверим правила посадки:

2. Актуализация знаний (3 мин.)

- Вначале проведем разминку и вспомним ранее изученный материал.

1. На какие 2 группы делятся все звуки? (Все звуки делятся на гласные и согласные).

2. Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим и пишем).

3. Как мы произносим гласные звуки? (Гласные мы произносим свободно, мы их можем петь, тянуть. Они при произношении не встречают преграды).

4. Как мы произносим согласные звуки? ( Мы их произносим кратко. Они при произношении встречают преграды. Им мешают: зубы, губы, язык).

5. Какой звук всегда мягкий? (Звук [ч]).

6. Какие звуки всегда твердые? (Звуки [ж],[ ш]).

- Молодцы, отвечали все активно. Я довольна вашими ответами.

3.Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока. (3 мин.)

- Ребята, а теперь выполним фонетическую зарядку.

- Как хозяйка зовет цыплят? (Цып-цып-цып).

- Как лошадь стучит копытами по дороге? (Цок-цок-цок).

- Какой новый звук услышали в этих словах? (Звук [ц]).

- Кто догадался, какой звук мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы детей).

- Чему мы научимся на уроке? ( Мы научимся выделять звук [ц] в словах, писать букву ц, читать слоги, слова и предложения с буквой ц).

4. Физкультминутка. (30 с.)

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Дети показывают ответы в движении (наклоны,

повороты, прыжки, хлопки).)

5. Открытие нового знания. (12 мин.)

- По какому плану мы изучаем новый звук. (Слайд 2 )

(Мы должны дать характеристику новому звуку; поработать над артикуляцией; познакомиться с буквой, обозначающей звук; научиться читать слоги, слова с новым звуком).

1) Характеристика нового звука.

- Ребята, давайте попробуем дать характеристику новому звуку. Для этого вам нужно разгадать загадки. Если загадки разгадаете правильно, на экране появятся отгадки.

1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

- Разгадали правильно. (Слайд 3 ).

- Откройте тетради, положите их с наклоном, сделаем неполный звуковой разбор слова цапля.

- Подставили под кулачок. Скажем слово по частям. Сколько в слове слогов?( в слове цапля 2 слога).

- Обозначим части в воздухе. Обозначим части в тетради. Обозначьте звуки по порядку. Проверьте.

- Обозначьте гласные звуки. Проверьте (учитель обозначает на доске).

- Дадим характеристику новому звуку. Произнесите звук.( Дети произносят звук [ц]).

- Какой это звук?(Согласный, твердый, глухой).

- А теперь разгадаем вторую загадку?

2. Узловатый Кузьма,

Развязать его нельзя. (Цепь).

- Молодцы! (Слайд 4 )

- Отступите 3 клеточки вниз. Сделаем неполный звуковой разбор слова цепь.

- Скажем слово по частям. Сколько в слове слогов? ( В слове цепь 1 слог).

- Обозначим части в воздухе. Обозначьте части в тетради. Проверьте.

- Обозначьте самостоятельно гласный звук. Проверьте ( учитель обозначает на доске).

- Дадим характеристику новому звуку. Произнесите его.

- Какой это звук?( Согласный).

- Произнесем его еще раз. Послушайте, какой это звук?( Он всегда твердый).

- Запомните, звук [ ц] всегда твердый и даже добрые буквы не смягчают его.

- Оденем наушники. Какой это звук? (Глухой). Обозначим.

- Произнесите звуки попарно. Сравните звуки. Разные это звуки или одинаковые? (Звуки одинаковые).

- А как вы считаете найдется ли пара звуку ц? ( Нет ).

- Какой же звук [ ц] ? Дайте ему характеристику. (Звук [ ц] – согласный, твердый, глухой, непарный).

2) Артикуляция звука.

- Ребята, повернитесь друг к другу и еще раз произнесите звук [ ц].

Понаблюдаем за губами, зубами , языком. В момент произношения звука, кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов, затрудняя проход воздуха через рот. Струя воздуха направляется и выходит через нос.

- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается. (Это согласные звуки).

- Давайте поиграем в игру. Я вам буду читать слова, если вы услышите в слове звук [ ц] , хлопайте в ладоши.

Ц ыган Свет Колоде ц

Ц ирк Мастер Ц епь

Стол Ц апля Блюд ц е

- Молодцы. Все слова угадали правильно.

- А теперь сами придумайте свои слова, в которых есть звук [ ц ]. (Дети называют слова).

- Молодцы! С заданием справились хорошо.

- А кто догадался, какой буквой обозначается звук [ ц ]?

3) Знакомство с буквой Ц .

- Посмотрите на экран (Слайд 5) .

- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? (Слайд 6 ).

В центре письменные буквы: заглавная и строчная; в левом верхнем углу печатные: большая и маленькая. Письменные буквы мы будем изучать на уроке письма.

- Из скольки элементов состоит печатная буква Ц?( (Из 4-х элементов: 2-х прямых палочек , горизонтальной палочки и короткой вертикальной палочки).

hello_html_m258f5b78.jpg

- На что похожа буква Ц? (Слайд 7). Послушаем стихотворения:

Подготовленные заранее ребята читают стихотворения:

Эта буковка – цеплялка.

С хитрой, цепкой лапою.

Подходи, кому не жалко,

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бочок.

Вот какая буква Ц :

С коготочком на конце

Как кошачья лапка.

Стул чинил сегодня мастер

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

Буква Ц – смотрите сами,

Как скамейка вверх ногами.

- Ребята, составьте букву Ц из счетных палочек .

- Давайте напечатаем букву ц в звуковых разборах.

(Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Паралельно ей проводим ещё одну линию. Потом от конца первой линии ведём линию вправо. Заводим её за вторую линию, останавливаемся и пишем косую линию вниз влево).
Учитель вызывает ученика к доске.

6.Физкультминутка (релаксационная). (1 мин.)

- А теперь немного отдохнем:

Все легли, глаза закрыли.

Мысли разные ушли.

И расслаблено все тело.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

И друг другу улыбнулись.

4.Чтение слогов с буквой Ц. (Слайд № 8).

- А теперь, когда вы познакомились с новой буквой, можно почитать слоги с буквой ц.

- Как будем читать гласные в сочетании с буквой ц ?( Гласные в сочетании с буквой ц читаем твердо).

Чтение слогов индивидуально, хором, по рядам.

7.Первичное закрепление. (5 мин.)

- Откройте учебник по закладке на с. 51.

- Какую букву вы видите в верхнем правом углу страницы? (Букву Ц ).

Еще раз посмотрите, как она пишется.

- Какой он? (Он согласный, всегда твердый, глухой, непарный).

- А теперь прочитайте самостоятельно столбики слов, выделенные жирным шрифтом.

- Прочитайте слова, которые стоят в единственном числе. (Кузнец, кузница).

- Прочитайте слова во множественном числе. (Кузнецы, кузнецы).

- Прочитайте слова, в которых ударный третий слог, второй слог, первый слог.

Ниже рассмотрите рисунок. Что на нем изображено?

- Под рисунком прочитаем английскую народную песенку, которую перевел на русский язык С. Я. Маршак.

- Приготовьте карандаши, прочитайте текст, подчеркните все слова с буквой ц.

- Назовите слова с буквой ц.

- А теперь прочитаю я, а вы следите.

- Почему захромала лошадь? (Лошадь повредила подкову. Ей стало больно ходить).

- Между кем ведется разговор в песенке? (Разговор ведется между мальчиком и кузнецом).

8. Самостоятельная работа.(4 мин).

- А теперь поработаем в парах, почитаем текст по ролям. Первые 3 строчки (слова мальчика) будет читать один ученик, следующие 3 строчки (слова кузнеца) - читает сосед по парте.

- Как мы будем читать предложения с восклицательным знаком на конце? (Мы их будем читать с восклицательной интонацией).

- Итак, читаем текст в парах.

-А теперь читаем вслух. Читаем громко, выразительно, интонацией выделяя знаки препинания.

Читают 4 пары.

Итог. Все прочитали громко, выразительно, с нужной интонацией, соблюдали знаки препинания.

9 .Включение в систему знаний и повторение. (4 мин.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 50. Где происходит действие? (В цирке).

А вы знаете, что такое цирк? (Цирк – это вид театрального искусства, который объединяет выступление артистов : акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков).

- Как называется место в цирке, где проходит выступление? (Арена – это большая круглая площадка посередине цирка, на которой проходят выступления).

- Кто выступает на арене цирка?

- Кто катается на велосипеде? ( На велосипеде катается медведь).

- Кто играет на дудочке? (На дудочке играет клоун).

- Кто танцует? ( Танцуют собачки).

- Кто прыгает через горящее кольцо? (Через горящее кольцо прыгает - тигр).

- Кто подкидывает кольца? (Кольца подкидывает клоун).

- А теперь прочитайте самостоятельно текст под иллюстрацией.

Прочитаем текст цепочкой.

- Сколько предложений вы прочитали? (Мы прочитали 4 предложения).

-Найдите и назовите мне слова с буквой ц в первом предложении, во втором предложении, в третьем предложении, в четвертом.

- Молодцы, все слова назвали верно.

8. Рефлексия. (1 мин.)

- С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? Мы познакомились со звуком [ц])

- Что вы можете рассказать про звук [ ц] ?( Звук [ц] – всегда твердый, глухой, непарный).

- Какой буквой обозначается звук [ц]? (Звук [ц] обозначается буквой ц).

- Какое место займет буква ц на ленте букв? (Слайд 9).

(Буква ц займет место в белом квадратике, в нижнем ряду, потому что. обозначает глухой звук).

- А теперь оцените свою работу на уроке. Поднимите свои смайлики и оцените себя.

9. Итог урока. (30 с.)

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы! (Слайд 10) .Благодарю всех за урок. А самым активным детям на уроке я вручаю жетоны-раскраски за хорошую работу.

Самоанализ урока

Тема урока: Звук [ц]. Буква ц.

Это 63 урок в букварный период

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Используемые технологии: исследовательская, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология личностного ориентирования.

В классе: 28 человек

Основная дидактическая цель урока: Познакомить с твердым глухим согласным звуком [ц]; упражнять в чтении слогов, слов, предложений с буквой ц.

Задачи урока:

Здоровьесберегающие задачи: сохранить здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:
Личностные: положительная мотивация учения, оценивание усваемого содержания;

Метапредметные:

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; работа в группе, в паре;
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса к предмету литературное чтение.

Цели урока были подчинены все виды деятельности и этапы.

1.Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин)

2. Актуализация знаний. (3 мин)

3.Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока. (3 мин.)

4. Физкультминутка. (30 с.)

5. Открытие нового знания. (12 мин.)

6.Физкультминутка (релаксационная). (1 мин.)

7.Первичное закрепление. (5 мин.)

8. Самостоятельная работа.(4 мин.)

9.Включение в систему знаний и повторение. (4 мин.)

8. Рефлексия. (1 мин.)

9. Итог урока. (30 с.)

На уроке были использованы следующие методы обучения :

1. По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися );

- наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа в тетради, работа со счетными палочками).

2.По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленной перед учащимися проблемы).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

В течение всего урока была соблюдена логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой.

Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья у обучающихся в соответствии с требованиями СанПин. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

На уроке были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся. Для увеличения двигательной активности я применила 2 физкультминутки.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

- через прямое требование;

- связывая изучаемый материал с жизнью школьника;

- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствовали развитию мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Все задания были проверены, в конце каждого этапа подведен итог. Использованы такие виды проверки – самопроверка, взаимопроверка, соотнесение с образцом на доске.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока. Считаю урок результативным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения с новым звуком.

Дата класс 1

Тема: Звук и буква Ц

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения с новым звуком.

Задачи:

Образовательные: вырабатывание умения различать звуки и буквы [ц] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;

Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью;

Оборудование: зеркала; презентация, мульмедийный проектор

Планируемый результат: знать буквы Ц, ц. Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

Деятельность

Организационный момент.

Задачи: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций.

- Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим.

-Первым сядет тот у кого имя начинается с звука С,А.

Дыхательная гимнастика:

-Подыши одной ноздрей

Кинезиологические упражнения

-В гости к пальчику большому…

Выполняют дыхательные и кинезиологические

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную

Постановка цели.

Задачи:пробудить у детей интерес к занятию, активизировать внимание детей к изучаемому звуку.

Знакомство со звуком [Ц].

Послушайте внимательно чистоговорку и скажите какой звук мы будем сегодня изучать

- Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок, подарю тебе цветок!

-Про кого чистоговорка?

-Какой звук первый слышится в слове цапля!

-как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится?

- А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук?

- Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О звуке ц, и букве, которая её обозначает)

- Чему мы должны будем научиться?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Задачи: уточнение артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); и акустических признаков звука.

Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]:

Характеристика звука [ц] по схеме.

-Давайте произнесём звук ц

- Что делают губы? (улыбаются)

- Что делают зубы? (заборчик)

- Что делает язык? (приподнимается)

- Какой дует ветерок? (тёплый)

- А есть ли в горлышке звоночек? (нет)

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Найти образное сравнение звука

-Как стрекочет кузнечик?

- Как подзывает хозяйка цыплят?

-Как стучат мамины каблучки?

Артикуляционная гимнастика

Лягушка (улыбочка).

Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Качели.
а) широкий язык поднять к носу, опустить к подбородку;
г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.

Произношение изучаемого звука в словах и слоговых сочетаниях.

Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Фонетическое упражнение.

ц, п, ц, ц. ; ца, фа, пу, цу. ; цирк, цифра, курица, молоко, рука.

Курица — курицы, мельница — . больница — . рукавица — .

пуговица — . луковица — . граница — .

Дерево — деревце, блюдо — . болото — . зеркало — .

Найди слова (презентация)

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц],

определить место звука в каждом слове.

Игры с картинками:

-Посчитай цыплят (Раз цыпленок, два цыпленка, три,цыпленка…)

-Что изменилось? Чего не стало?

-Найти лишнюю картинку.

Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

снять усталость и напряжение;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи: зафиксировать новое содержание урока;

- А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц.

Любовалась цыплятами курица,

Что не цыпленок – умница!

Очень славный птенец!

- Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили ошибки, нарисуйте желтый кружочек, взаимопроверка

- Проверим по образцу,

Выполняют работу. Осуществляют: самооценку;

самопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения;

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам)

Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди.

Чтение текста (если останется время)

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Читают слоги, слова, работают с учебником

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Читайте также: