Конспект уроку запорізька січ козацька республіка

Обновлено: 05.07.2024

2 План. 1.Предпосылки возникновения казачества. 2.Запорожская Сечь. Военно- административное устройство. 3. Освободительная война украинского народа гг. 4.Ликвидация польско-шляхетского режима. Организация государства. 5.Ликвидация Гетьманщины и Запорожской Сечи.

4 Украинские земли находились между двумя мирами: Европейским(христианским, хлеборобским); Азиатским (кочевым, мусульманским). В Причерноморских степях юга Украины господствовали татары.

5 Таким образом можно выделить следующие причины возникновения казаков: 1. Постоянные набеги и завоевания пограничных государств; 2. Усиление феодального гнета ; 3. Религиозный и национальный гнет.

6 Первые сведения об украинских казаках упоминаются в дипломатической переписке между Россией, Польшей, Турцией, Крымом, Молдовой (1489, 1492, 1494 гг.)

7 В XVI в. численность казачества постоянно растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах - Чигирине, Каневе, Корсуне, Чер- кассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие

8 В итоге: к XVI в. казаками было освоено среднее Поднепровье и Запорожье, где в сер. XVI в. предводитель казачества - староста Каневский и Черкасский - Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь".

9 Дми́трий Ива́нович Вишневе́цкий (Ба́йда) ( )

10 Для защиты от турецко-татарских набегов Вишневецкий, объединив казаков, примерно в годах на собственные средства построил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок, который историки считают прототипом Запорожской Сечи.

11 2.Запорожская Сечь. Военно- административное устройство. Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ) самоуправляющаяся военная организация и военный и административный центр украинского казачества, который находился в XVIXVIII веках за Днепровскими порогами.

13 По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков. Все Сечи существовали, сменяясь одна другую. Как правило, Сечь располагалась вблизи переправы через Днепр. Так легче было контролировать набеги крымцев на Правобережную Украину.

14 Список Запорожских Сечей: 1. Хортицкая, гг. 2. Томаковская, гг. 3. Базавлуцкая, гг. 4. Никитинская, гг. 5. Чёртомлинская, гг. 6. Каменская, гг. 7. Алёшкинская, гг. 8. Новая (Подпольненская), гг.

17 Курень запорожского казачества, о. Хортица

18 Административные и судебные власти в Войска Запорожского Всего начальствующего состава на Сечи насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

19 Кошевой атаман Соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления.

20 Герб Войска Запорожского

21 3. Освободительная война украинского народа гг. В 1648 г. украинский народ под проедводительством Б. Хмельницкого начал национально-освободительную войну против иностранного господства, за создание собственного государства.

23 Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий (27 декабря 1595, Суботов 4 (15) августа 1657, Чигирин) гетман Войска Запорожского, полководец и государственный деятель, организатор и идейный вождь восстания запорожских казаков против владычества Речи Посполитой, результатом которого, в процессе девятилетней борьбы, стало основание нового государственного формирования Войска Запорожского, которое в составе Речи Посполитой (формально) и потом России просуществовало до конца XVIII века.

24 Предпосылки освободительной войны: 1. Условия Люблинской унии 1569 г (присоединение украинских земель к Польше). 2. Внедрению католичества способствовала и униатская церковь - созданная на соборе в г.Бресте в октябре 1596 г.

25 Причины национально- освободительной войны: 1. Усиление феодально- крепостнического гнета; 2. Обострение религиозных и национальный противоречий 3. Наступление польских властей на права и вольности казачества.

26 Характер войны 1. Национально-освободительной, так как велась борьба против иностранного гнета, за создание собственного государства. 2. Антифеодальная, так как основная масса участников войны выступала против усиления феодального гнета.

27 Движущие силы: Крестьянство Запорожское казачество Мелкая украинская шляхта Православное духовенство Украинские мещане

28 Периодизация: гг. (Зборовское соглашение, власть гетьмана распространялась на Киевское, Брацлавское, Черниговское воеводства) гг. (Белоцерковский договор, власть гетьмана сохранялась только в Киевском воеводстве) гг. (Переяславское соглашения, союз Украины и России).

29 4. Ликвидация польско-шляхетксого режима. Организация государства Генеральный совет В ходе национально-освободительной войны на освобожденных землях от власти Польши землях начала создаваться украинская государственность. Высшим законодательным органом государства стал Генеральный совет – общий совет всего войска.

30 Со временем на смену Генеральному совету пришел Старшинский совет,который состоял из полковников и генеральной старшины (рассматривал все вопросы международной политики, утверждал городские привилегии и смертные приговоры). Исполнительная и судебная власть принадлежала гетьману (издавал уневерсалы, занимался финансовой системой, проводил мирные переговоры, был главнокомандующим)

31 Руководить всеми делами внутреннего управления и внешней политики гетьману помогала генеральная старшина (генеральный писарь, обозный, два есаула, два судьи). Столице стал г. Чигирин. Вся территория поделена на полки, который возглавлял полковник (полковая старшина). Полки делились на сотни (сотник и сотенная старшина). Сотни на курени (выборный отаман).

32 Вся земля, сельскохозяйственные промыслы и плата за их аренду, торговые сборы и налоги составляли военный скарб

33 Судебная система: Виды: Генеральный суд; Полковой суд; Сотенный суд.

34 Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи. Перед судом были равны все начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались убийство казаком казака.

37 Скоропадский Иван (ок )

38 Павел Полуботок (бл грудня 1724)

39 1750 г. по приказу Елизаветы наказной гетьман Кирил Розумовский; 1764 г. генерал-губернатор Петр Румянцев; 1765 г. – ликвидация казацкого самоуправления 1796 г. на территории гетьманщины создана Малороссийская губерния г. Россия получила выход к Чорному морю; 1775 г. Запорожская Сечь ликвидирова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по всеобщей истории 8 класс

Тема: Запорожская Сечь-казацкая республика

Учебная: ознакомить соискателей образования с причинами в возникновения, устройством и строением Запорожской Сечи.

Развивающая: сформировать навыки оценки исторических деятелей на примере Дмитрия Вишневецкого; развивать критическое мышление, пространственное воображение, умение устанавливать причинно – следственные связи, умения работать с историческими источниками, таблицами, схемами.

Воспитательная: воспитывать патриотизм, толерантность, демократизм.

Ожидаемые результаты: по окончанию урока учащиеся смогут:

- устанавливать причины возникновения, устройство и строение Запорожской Сечи;

- определять особенности военно – административной организации казачества;

- давать общую оценку историческому времени и историческим лицам

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: казак, Запорожская Сечь, казацкая республика, гетман, курень, Киш

Основные даты: 1489 и 1492 года – первое письменное упоминание о казаках; 1556 год – основание первой Запорожской Сечи, 1517 – 1563 – годы жизни Дмитрия Вишневецкого

Учитель: Дети, я предлагаю вам записать в тетради все, какие вы только сможете вспомнить предметы, названия, ассоциирующиеся со словом казак.

Объявление темы урока.

2. Прием "корзина идей".

Ученикам задается задание, вспомнить и записать в тетрадь все, что им известно по указанной теме. Далее каждый по очереди называет свои версии и все должны называть не повторяясь ( факты, имена, события). Самые важные из них записываются на доске.

Учитель: мы сегодняшнюю тему будем рассматривать по трем пунктам плана:

1. Возникновение Запорожской Сечи.

2. Деятельность Дмитрия Вишневецкого.

3. Устройство Запорожской Сечи.

Учитель: предлагаю начать изучение новой темы по причинам возникновения казачества.

Учитель: предлагаю записать причины к вашим конспектам.

Учитель: сейчас мы зачитаем фрагмент источника и после прослушанного вы дадите ответы на вопросы.

Фрагмент источника хроники польской Мартына Бельского, заново сыном его изданной" (1597), подают показания о запорожских казаках: «. эти люди постоянно ловят рыбу на Низу ( на Днепре и его притоках), там же сушат ее на солнце без соли. Пробыв здесь лето, они расходятся на зиму по соседних городах, таких как Киев, Черкассы и другие, оставляя на острове, в безопасном месте на Днепре, лодки и несколько сотен людей на коши, как они говорят, при стрельбе, потому что имеют при себе и пушки, захваченные в турецких крепостях и у татар. Еще совсем недавно их было мало, но сейчас их там собирается уже до нескольких тысяч. А слишком много их стало в последнее время, и они раз за разом наносят большой урон туркам и татарам; уже несколько раз опустошали Очаковку, Тягинскую, Аккерман..

Они могли бы быть, но при условии, чтобы повиновались правительству и получали от него жалованье и пусть бы себе там постоянно жили на Днепровских островах, которых там хорошо укреплены, что когда на каком-то из них сядет несколько или несколько сот душ, то даже большое войско ничего не может им причинить.

Среди прочих есть там между порогами один ( остров Хортица), он тянется на несколько миль длиной, и когда татары прочують, что на нем есть казаки, они не очень охотно переправляются через Днепр, особенно через Кременецкий и Кусманський броды.

Учитель: ответьте на вопросы. 1) на каких особенностях обыденной жизни казаков отмечают авторы? 2) какие соображения высказывают об участии казаков в охране границ? 3) в чем, по словам Бельских, заключалось значение казачьего форпоста?

Учитель: используя метод "скетчноутинг", давайте опишем путь создания Сечи.

2. Деятельность Дмитрия Вишневецкого.

Дмитрий Вишневецкий происходил из древнего украинского княжеского рода. В молодости покинул родительский дом ради рыцарской славы. Рано обнаружил талант полководца. Получил должность пограничного стражника на Хортице. Там, по его инициативе запорожцы построили крепость, сала военной базой для казачества. Организовал походы многочисленные походы запорожцев во владения турок и татар.

Учитель: просмотрев видео о жизни и деятельности Дмитрия Вишневецкого, составьте СЕНКАН.

1. Байда Вишневецкий.

4. Устройство Запорожской Сечи.

Учитель: проанализируйте визуальный источник и охарактеризуйте политическое устройство Запорожской Сечи.

Гетман войсковые старшины:

обозный, писарь, судьи,есаулы

Куренные (кошевые) атаманы Полковники, сотники, десятники

Запорожский Кош войско

(полки, сотни, десятки)

Козацька Рада – законодательно – распорядительные собрание всех казаков, где имел право вільновисловити свое мнение каждый казак и на котором решались все важнейшие вопросы. Рада была высшим органом власти на Сечи.

Гетман – старший, главный среди казаков, был главнокомандующим, имел высшую судебную и исполнительную власть, а также представлял Войско Запорожское во время переговоров, избирался на казацкой раде.

Войсковые старшины – администрация на Сечи, избиралась также на Казацкой Раде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики познакомятся со своеобразным укладом жизни казаков. Имеется связь с историческими источниками.

Урок русской литературы в 7 классе

Цели: 1)познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, дать исторический комментарий; раскрыть мастерство Н.В.Гоголя в изображении природы; 2) способствовать развитию самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками; 3) воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, к культурным традициям других народов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

2. Работа с текстом. Анализ пейзажа.

1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

(Зелёная, девственная пустыня; зелёно-золотой океан).

(Огромные, неизмеримые пространства).

4) Какие художественные средства использует писатель? (Метафора, гипербола).

5) А какие звуки можно услышать в степи? (Птичьи свисты, крик гусей).

7) Есть ли ещё в повести описание степи? Как меняется степь вечером? (Темнеет, цветочный аромат становится сильнее, лёгкий ветер, тишина, раздаются свист сусликов и трещание кузнечиков).

-Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Степи?

4. Работа с текстом.

2) Что ещё они видят? (Залихватский танец, в котором участвуют и молодые, и старые).

3) Какие слова можно использовать при описании этого танца? (Весёлый, задорный).

4) Какие слова встречаются в тексте и при описании танца, и при описании степи? (Вольный, воля).

5. Работа с тетрадями.

6. Работа с иллюстративным материалом.

- Посмотрим, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти всё пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть Запорожскую Сечь и разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся?

1) В чём сходство в работе писателя и художника над своими творениями?

2)Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести?

3) Что общего в представлениях Гоголя и Репина о запорожцах?

8. Вывод.

III. Подведение итогов урока.

Термин "казак" (тюркского происхождения) означал "степной разбойник", "вольный человек".

Причины возникновения: усиление феодального гнета привело к бегству крестьян и горожан в незаселенные степные районы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель.

Первые сведения об украинских казаках упоминаются в дипломатической переписке между Россией, Польшей, Турцией, Крымом, Молдовой и Валахией (1489, 1492, 1494 гг.).

Жизнь, быт и занятия казачества. В XVI в. численность казачества постоянно растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах - Чигирине, Каневе, Корсуне, Чер- кассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие. Жизнь была крайне трудна: каждому казаку приходилось начинать, имея лишь небольшой скарб, который он сумел прихватить из дома. А жизнь в пограничных с татарами районах заставляла каждого иметь оружие, искусно им владеть и быть готовым в любое время его применить.

Все это закаляло казачество, заставляло его держаться вместе, что ускоряло имущественную дифференциацию в среде казачества, вновь прибывшие вынуждены были наниматься к зажиточным казакам, из которых формировалась казацкая старшина.

В итоге: к началу XVI в. казаками было освоено среднее Поднепровье и Запорожье, где в середине XVI в. предводитель казачества - староста Каневский и Черкасский - Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь".

Возникновение Запорожской' Сечи. Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Токмаковка (около современного города Марганца Днепропетровской области), а позже, неоднократно переносилась. Впоследствии термин "Запорожская Сечь" распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

Основные черты общественного устройства Запорожской Сечи и всего казачества:

формальное равенство между всеми казаками (вправе пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т.п.);

Запорожская Сечь была одновременно военной организацией, каждый казак обязан за свой счет нести военную службу;

как политическая организация Запорожская Сечь была казацкой республикой во главе с выборной войсковой радой, которой руководил кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. В военном отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе.

Роль казачества в борьбе против агрессии Турции и Крымского ханства:

Запорожская Сечь служила юго-восточным пограничным защитным форпостом украинских земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска вынуждены были вначале столкнуться с запорожским казачеством;

казаки и сами наносили удары - спускаясь по Днепру па своих быстроходных больших лодках ("чайках". 20 м в длину, 4 м в ширину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-гребцов, до 70 - боевой экипаж с 4-6 пушками; в поход обычно шло 80-150 "чаек", они в 1577 г. захватили на год Молдавию, уничтожив там Турецкие гарнизоны неоднократно наносили удары по татарским гарнизонам Крыма, захватили в Черном море турецкие галеры и т.п.).

Роль казачества в антифеодальных восстаниях: принимали активное участие с 80-90-х XVI в., как правило, их возглавляя (лучше вооружены, обучены, организованы, чем обычные крестьяне).

В итоге: понимая роль казачества в защите украинских земель и пытаясь расколоть казачество на зажиточных и "голытьбу" (особенно случай восстания). Речь Посполитая идет на создание реестрового казачества.

Реестровое казачество - список казаков (утвержденный польским королем в 1572 г.), которые пользовались особыми привилегиями за службу (получали плату деньгами, имели свое самоуправление под руководством коренного гетмана и были освобождены, от податей и повинностей). Вначале был создан полк из 300 реестровых казаков, в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел. (2 полка, в то время, как число нереестровых казаков было несколько десятков тысяч). Согласно реестру 1581 г., из 532 казаков 400 были украинцами, 100 - белорусами, 20 - поляками, 16 - других национальностей.

Казацкая символика - красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне св. архангел Михаила (белым цветом), на другой изображение белого креста; печать - герб Запорожской Сечи - изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, вонзенной в землю рядом с казаком; гетманская булава - символ власти и др.

Значение казачества. Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи государства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло главный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны середины ХVII в.

Читайте также: