Конспект урока бирюк как произведение о бесправных и обездоленных

Обновлено: 05.07.2024

Методическая цель : расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева, познакомить с произведением "Бирюк"; развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции ; воспитывать чувство сострадания , прививать интерес к творчеству И.С. Тургенева.

Планируемые результаты: знать содержание, уметь отбирать материал для характеристики героя, оценивать поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.

Что можно сказать. о произведениях Тургенева? — что

после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло

М. Е. Салтыков-Шедрин

I .Организационный момент.

II . Мотивация УД:обращение к эпиграфу.

III .Тема и целеполагание.

IV .Актуализация опорных знаний.

-Что вы знаете об И С Тургеневе?

-С каким его произвед.знакомы? -О чём оно?-Какие чувства вызывает?

V .Работа по теме урока.

1.Рассказ учителя о детстве и юности И. С. Тур­генева. Показ презентации.

1) Как относились люди к самому И. С. Тургеневу при его жизни? (С большим уважением.)

2) Кого считал И. С. Тургенев своим учителем? (А. С. Пушкина и критика В. Г. Белинского.)

5) Откуда берет И. С. Тургенев сюжеты для своих произведений? (Из жизни.)

мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за

4.Работа над рассказом.

1) Словарная работа: бирюк

1. Волк-одиночка (обл.)

2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек

верста — примерно 1060 м;

взыскать - заставить уплатить или подвергнуть наказанию. дрожки - легкий открытый рессорный экипаж; замашная (рубашка) - домашняя рубаха из грубого холста; засов —дверной запор в виде задвижки; лозники — ивовый кустарник; лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель; мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску - не уступать власть, держать под контролем; плетень - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле— возле; покромка - обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - пкромке, по краю; полати - в деревенской избе; нары для спанья, устроенные под потолком; полка (ружья) - часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения по­рохового заряда в стволе;понурить — уныло склонить плечи или голову; ракиты - ивы; вожжа (вожжи) ~ часть упряжи: ремни, веревки, |с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью; рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца; рысистая - обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги); челнок - (здесь) выдолбленная из дерева лодка;

- При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лес­ником?

- Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка, в грозовую ночь?

- Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

-А было ли у него имя? Фома (называет себя) – самохарактеристика. Фома Кузьмин

(называет мужик в глаза). Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) – взаимохарактеристика. Прозвище многое говорит о человеке.

- Каковы условия жизни Бирюка?

- В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)? Портрет.

Ответственный

(Речь) сдержанный

Внешние и внутренние качества положительные

– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик? Портрет дан

глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр. ), встретил впервые “по одежке”.

Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения)

– он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?

– Как рассказчик отнесся к увиденному?

Изба: Закоптелая, Низкая, Пустая, Грязная, Душная, Условия жизни нищенские (социальное положение).

- Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.

Описание интерьера – средство создания образа.

– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую? Пейзаж. И.С.

Тургенев – мастер пейзажа. Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

- Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

3.Работа с текстом.

-Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

- На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

- Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, обра­зы лесника и мужика?

5.Вывод И.С.Тургенев показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.

Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство иделает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким –бирюком.

VI. Итоги урока . Рефлексия.

- Почему рассказ так называется?

VIII. Выставление оценок за урок.

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубля­ет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, одна­ко в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе

Цели: 1. Образовательные: выявить идейное содержание, проблематику и художественные особенности рассказа.

2. Развивающие: развивать речь учащихся, учить делать обобщения и выводы.

3. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь.

- познакомить учащихся с текстом художественной литературы;

- развивать умения учащихся выделять главное в тексте, находить портретную характеристику героев;

- развивать умения художественного истолкования эпизодов литературного произведения;

- создать условия для положительной мотивации к учёбе, знаниям.

- мультимедийные презентации учащихся;

- раздаточный материал (карточка- задание);

Организационный момент (2 мин.)

Основная часть:

Проверка домашнего задания (6 мин.):

3. Анализ ключевых эпизодов рассказа (12 мин.):

А). чтение учителем эпизода (о надвигающейся грозе);

Б). чтение эпизода по ролям (первая встреча охотника с лесником);

В). роль интерьера (в избушке лесника);

Г). портрет как средство создания характеристики героя;

Д). словесное рисование (работа с иллюстрациями);

4. Работа над кульминацией рассказа (12 мин.):

А). чтение по ролям;

3. Итоги урока (2 мин.).

4. Домашнее задание (2 мин.).

5. Оценки за урок (1 мин.).

Организационный момент.

У: Запишите себе, пожалуйста, этот вопрос.

Как вы уже знаете, жанром изучаемого нами произведения является рассказ.

- А что же такое рассказ? (Презентации учащихся).

У: Таким образом, Рассказ – это повествовательное эпическое произведение небольшого размера.

У: Надеюсь, что все вы прочитали рассказ.

Беседа по восприятию произведения:

-Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа? ( Рассказ вызывает сочувствие, сострадание к главному герою, к его положению, но в то же время я восхищаюсь этим человеком, который несмотря ни на что защищает барский лес, который не посмел бросить своих детей, как его жена, как бы ни было плохо).

- Что вам больше всего запомнилось в рассказе? Почему? (Поступок Бирюка, первая встреча охотника с лесником и т.д.)

А кто из вас обратил внимание на изображение пейзажа, в частности, на описание надвигающейся грозы? Давайте обратимся к этому эпизоду. (Учитель читает эпизод под музыку – стр. 103-104).

- Как музыкальное сопровождение помогло вам?

- Как вы думаете, какова здесь роль пейзажа? Как пейзаж помогает читателям? ( Это пейзажные зарисовки, которые помогают нам представить личность повествователя, место и время, в которое происходит действие. В то же время И.С. Тургенев очень точно передаёт изменения, происходящие в природе. Именно в этом эпизоде мы впервые встречаемся с главным героем рассказа – Бирюком. Здесь мы можем проследить знаменитый тургеневский приём. Когда человек приближен к природе, является неотъемлемой её частью).

У: А теперь вместе с вами мы обратимся к эпизоду, когда впервые встречаются Бирюк и охотник, чтобы выяснить, какое впечатление произвёл лесник на повествователя, а также этот эпизод поможет нам ответить на самый главный вопрос урока.

(Чтение по ролям, стр. 104).

- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).

- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Он привык это делать, это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).

- Ребята, а как дальше И.С. Тургенев знакомит нас со своим героем? Какие средства создания характеристики героя вам известны ? (Портрет, речь, поступки, авторские характеристики, жилище).

- Каким представляется читателям лесник? ( Автор показывает не только физическую красоту Бирюка, но и гармонию его физической и душевной красоты. Тургенев настолько ярко и реалистично изобразил лесника, что мы можем почувствовать его душевное состояние).

У: Как говорил сам художник, портретов он не любил, а любил только человеческую физиономию. Демократические взгляды Крамского нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа.

Таким образом, мы видим, что И.С. Тургеневу удалось изобразить портрет крестьянина словесно, а вот И.Н. Крамской изобразил портрет крестьянина кистью, т.е. здесь мы видим связь художественной литературы и произведениями живописи.

У: Как мы уже говорили, что одним из средств создания характеристики героя является описание его жилища. Вы, наверное, обратили внимание на то, что изображение избы в рассказе даётся два раза.

- С какой целью И.С. Тургенев изображает избу второй раз? Найдите этот эпизод. (Чтение эпизода на стр. 107). (Охотник уже не любопытным взглядом, а чутким, внимательным оглядывает избу; он узнаёт о судьбе лесника, о том, что его и детей бросила жена и сбежала, т.е. охотник с сочувствием, с грустью относится к жизни Бирюка, к его дому).

(Работа с иллюстрацией)

У: Давайте обобщим: С какой целью Тургенев так подробно показывает жизнь лесника, его жилище? (А для того, чтобы показать, насколько плачевно было состояние крестьян, насколько бедна и скудна была их жизнь. Именно И.С. Тургенев в русской литературе делает главным героем произведения простого крестьянина.

У: Обратимся к композиции рассказа.

- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).

У: Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя в этом случае, а также этот эпизод поможет нам при ответе на главный вопрос урока.

(Чтение по ролям стр. 109-111).

Презентация ученика (сопоставление лесника и порубщика).

- Почему лесник отпустил мужика? Что показано в характере героя? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему)

У: Постараемся выстроить эту цепочку.

- А для повествователя лесник был Бирюком? (По мнению И.С. Тургенева, лесника Бирюком сделало крепостное право).

У: Вот такая она служба лесника. Воровать – грех, к тому же воровство – преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Итоги урока.

- Почему И.С. Тургенев обращается к теме бесправных и обездоленных? Что заставило его написать рассказ? (Он показал тяжёлое положение крестьян, которым приходилось воровать, чтобы прокормить себя, свою семью, чтобы не умереть с голоду, тем самым говоря о негативном воздействии крепостного права на общество).

- В чём нравственная сила рассказа? (Несмотря ни на какие трудности Бирюк не озлобляется на людей, не идёт против них, не утрачивает своих человеческих качеств, и даже в таких условиях остаётся человеком с большой буквы, не теряет своего собственного достоинства).

- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.

(Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то, что и в образованном человеке).

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.

6. Беседа.

Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.

- Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?

(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).

- Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?

2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?

Цель: научиться делать комплексный анализ текста.

Проблема урока: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

На интерактивной доске или через проектор: портрет И. С. Тургенева.

:главное назначение художника - вносить в общество и мир отсутствующую в
них гармонною, умиротворять души и отношения людей:
В. А. Недзвецкий.

Учитель. Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов х1х века, коим является И. С. Тургенев, и с его рассказами, которые входят в сборник "Записки охотника".

Учащимся предлагается принять участие в небольшой викторине.

  1. Названием какой птицы наименован город, в котором родился И.С. Тургенев?
  2. В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу?
  3. Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское?
  4. Назовите первый печатный рассказ из серии "Записки охотника".
  5. Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его?
  6. Имя какого героя является названием маленького зверька?

Учитель. "Записки охотника были опубликованы в1852 году. Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов х1х столетия. Центром этой борьбы был вопрос о крепостничестве, т. е. вопрос о судьбе закрепощенного народа.

Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

(Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван "Записки охотника").

Сегодня мы рассмотрим еще один рассказ И. С. Тургенева. Это рассказ "Бирюк", который вы прочли дома, и выясним, как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

А начнем мы с истории создания рассказа "Бирюк".

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

Учитель. Чтобы вспомнить содержание текста, обратимся к сюжету этого рассказа. А для этого сначала вспомним литературный термин. Сюжет - что это?

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (т. е. в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

(звучит подготовленный рассказ ученика)

Вспомним еще один термин - фабула.

Фабула - расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.

Совпадают ли сюжет и фабула в данном рассказе?

Определите тему рассказа, о чем в нем говорится? (в тексте рассказывается о встрече охотника с лесником)

Прежде чем обратиться к композиции, ученикам предлагается вспомнить, что это?

Композиция - построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов худ-го изображения.

В рассказе "Бирюк" выделим элементы композиции:

Какова роль композиции этого рассказа? (в рассказе "Бирюк" композиция не отличается от других рассказов "Записок". Петр Петрович встречается с бирюком во время охоты).

Бирюк - главный герой этого рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя.

Портрет- изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

В. И. Даль: Бирюк 1) зверь, волк.

2) нелюдимый, угрюмый человек.

Давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью Бирюка.

  • высокого роста,
  • плечист,
  • черная, курчавая борода,
  • мужественное лицо,
  • сросшиеся брови,
  • небольшие карие глаза:

Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения

Какова идея произведения, что автор выразил им?

(Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету.

Интерьер- часть изображенного мира худ-го произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.

(близкий к тексту пересказ: "жилище Бирюка")

Познакомившись с описанием жилища Бирюка, что вы можете сказать о нем?

(Благодаря этому описанию, мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безотрадна).

Обратим внимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определим его роль в произведении и снова обратимся к словарю урока.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

(выразительное чтение учеником описания грозы)

Для чего автор описывает грозу? Какую функцию выполняет в этом рассказе пейзаж?

(Описание природы подготавливает читателя к появлению главного героя. Гроза - образ, символ. Бирюк - гроза воров. Гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)

Учитель. Тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие.

Какие изобразительно-выразительные средства помогают сделать рассказ ярким, запоминающимся?

Домашняя подготовка учащихся:

(Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д.)

Учитель. Еще раз перечитаем сцену столкновения Бирюка с мужиком (чтение по ролям).

  1. Ожидали ли вы такой развязки?
  2. Почему же Бирюк все-таки отпускает мужика?
  3. Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?
  4. Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт.

Снова обратимся к словарю нашего урока.

Конфликт - художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт - это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.

В чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа "Бирюк", и каково его значение?

(Конфликт внешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).

  1. Название произведения - это ключ к его пониманию.
  2. Почему рассказ называется "Бирюк"?
  3. Какие высокие человеческие качества русского крестьянина отразились в данном рассказе? (человечность, сострадание близким, но и принципиальность).
  4. Анализ текста невозможен без знания теории литературы.
  5. К какому роду литературы относится произведение "Бирюк"?
  6. Назовите жанр произведения.
  7. Какие признаки рассказа можно выделить? (небольшой объем; читается в течение от10 минут до часа; малое количество действующих лиц; представляются 2-3 эпизода из жизни героев.)
  8. Какое отношение имеет этот рассказ к общему содержанию "Записок охотника"? (герои" Записок" - простые крестьяне, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств. Их духовные силы противоречат их рабскому положению. Все рассказы имеют антикрепостническую направленность.)

Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили?

На этом уроке мы сделали анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк". Мы смогли увидеть, как писатель раскрывает различные стороны характера героя через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и к людям. Мы повторили многие понятия, которые относятся к теории литературы и узнали, что конфликт - это основа любого прозаического произведения.

В конце урока детям предлагается решить кроссворд. Это задание может быть домашним.

Читайте также: