Конспект урока бирюк как произведение о бесправных и обездоленных
Обновлено: 05.07.2024
Методическая цель : расширить знания учащихся о личной и творческой биографии Тургенева, познакомить с произведением "Бирюк"; развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции ; воспитывать чувство сострадания , прививать интерес к творчеству И.С. Тургенева.
Планируемые результаты: знать содержание, уметь отбирать материал для характеристики героя, оценивать поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.
Что можно сказать. о произведениях Тургенева? — что
после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло
М. Е. Салтыков-Шедрин
I .Организационный момент.
II . Мотивация УД:обращение к эпиграфу.
III .Тема и целеполагание.
IV .Актуализация опорных знаний.
-Что вы знаете об И С Тургеневе?
-С каким его произвед.знакомы? -О чём оно?-Какие чувства вызывает?
V .Работа по теме урока.
1.Рассказ учителя о детстве и юности И. С. Тургенева. Показ презентации.
1) Как относились люди к самому И. С. Тургеневу при его жизни? (С большим уважением.)
2) Кого считал И. С. Тургенев своим учителем? (А. С. Пушкина и критика В. Г. Белинского.)
5) Откуда берет И. С. Тургенев сюжеты для своих произведений? (Из жизни.)
мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за
4.Работа над рассказом.
1) Словарная работа: бирюк
1. Волк-одиночка (обл.)
2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек
верста — примерно 1060 м;
взыскать - заставить уплатить или подвергнуть наказанию. дрожки - легкий открытый рессорный экипаж; замашная (рубашка) - домашняя рубаха из грубого холста; засов —дверной запор в виде задвижки; лозники — ивовый кустарник; лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель; мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;
не давать спуску - не уступать власть, держать под контролем; плетень - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле— возле; покромка - обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - пкромке, по краю; полати - в деревенской избе; нары для спанья, устроенные под потолком; полка (ружья) - часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения порохового заряда в стволе;понурить — уныло склонить плечи или голову; ракиты - ивы; вожжа (вожжи) ~ часть упряжи: ремни, веревки, |с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью; рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца; рысистая - обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги); челнок - (здесь) выдолбленная из дерева лодка;
- При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?
- Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка, в грозовую ночь?
- Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?
-А было ли у него имя? Фома (называет себя) – самохарактеристика. Фома Кузьмин
(называет мужик в глаза). Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) – взаимохарактеристика. Прозвище многое говорит о человеке.
- Каковы условия жизни Бирюка?
- В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)? Портрет.
Ответственный
(Речь) сдержанный
Внешние и внутренние качества положительные
– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик? Портрет дан
глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр. ), встретил впервые “по одежке”.
Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения)
– он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.
– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?
– Как рассказчик отнесся к увиденному?
Изба: Закоптелая, Низкая, Пустая, Грязная, Душная, Условия жизни нищенские (социальное положение).
- Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.
Описание интерьера – средство создания образа.
– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую? Пейзаж. И.С.
Тургенев – мастер пейзажа. Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.
- Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?
3.Работа с текстом.
-Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.
- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?
- На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?
- Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?
- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?
5.Вывод И.С.Тургенев показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.
Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство иделает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким –бирюком.
VI. Итоги урока . Рефлексия.
- Почему рассказ так называется?
VIII. Выставление оценок за урок.
Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы — сначала физической, потом моральной — не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углубляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физически мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по литературе
Цели: 1. Образовательные: выявить идейное содержание, проблематику и художественные особенности рассказа.
2. Развивающие: развивать речь учащихся, учить делать обобщения и выводы.
3. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь.
- познакомить учащихся с текстом художественной литературы;
- развивать умения учащихся выделять главное в тексте, находить портретную характеристику героев;
- развивать умения художественного истолкования эпизодов литературного произведения;
- создать условия для положительной мотивации к учёбе, знаниям.
- мультимедийные презентации учащихся;
- раздаточный материал (карточка- задание);
Организационный момент (2 мин.)
Основная часть:
Проверка домашнего задания (6 мин.):
3. Анализ ключевых эпизодов рассказа (12 мин.):
А). чтение учителем эпизода (о надвигающейся грозе);
Б). чтение эпизода по ролям (первая встреча охотника с лесником);
В). роль интерьера (в избушке лесника);
Г). портрет как средство создания характеристики героя;
Д). словесное рисование (работа с иллюстрациями);
4. Работа над кульминацией рассказа (12 мин.):
А). чтение по ролям;
3. Итоги урока (2 мин.).
4. Домашнее задание (2 мин.).
5. Оценки за урок (1 мин.).
Организационный момент.
У: Запишите себе, пожалуйста, этот вопрос.
Как вы уже знаете, жанром изучаемого нами произведения является рассказ.
- А что же такое рассказ? (Презентации учащихся).
У: Таким образом, Рассказ – это повествовательное эпическое произведение небольшого размера.
У: Надеюсь, что все вы прочитали рассказ.
Беседа по восприятию произведения:
-Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа? ( Рассказ вызывает сочувствие, сострадание к главному герою, к его положению, но в то же время я восхищаюсь этим человеком, который несмотря ни на что защищает барский лес, который не посмел бросить своих детей, как его жена, как бы ни было плохо).
- Что вам больше всего запомнилось в рассказе? Почему? (Поступок Бирюка, первая встреча охотника с лесником и т.д.)
А кто из вас обратил внимание на изображение пейзажа, в частности, на описание надвигающейся грозы? Давайте обратимся к этому эпизоду. (Учитель читает эпизод под музыку – стр. 103-104).
- Как музыкальное сопровождение помогло вам?
- Как вы думаете, какова здесь роль пейзажа? Как пейзаж помогает читателям? ( Это пейзажные зарисовки, которые помогают нам представить личность повествователя, место и время, в которое происходит действие. В то же время И.С. Тургенев очень точно передаёт изменения, происходящие в природе. Именно в этом эпизоде мы впервые встречаемся с главным героем рассказа – Бирюком. Здесь мы можем проследить знаменитый тургеневский приём. Когда человек приближен к природе, является неотъемлемой её частью).
У: А теперь вместе с вами мы обратимся к эпизоду, когда впервые встречаются Бирюк и охотник, чтобы выяснить, какое впечатление произвёл лесник на повествователя, а также этот эпизод поможет нам ответить на самый главный вопрос урока.
(Чтение по ролям, стр. 104).
- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).
- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Он привык это делать, это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).
- Ребята, а как дальше И.С. Тургенев знакомит нас со своим героем? Какие средства создания характеристики героя вам известны ? (Портрет, речь, поступки, авторские характеристики, жилище).
- Каким представляется читателям лесник? ( Автор показывает не только физическую красоту Бирюка, но и гармонию его физической и душевной красоты. Тургенев настолько ярко и реалистично изобразил лесника, что мы можем почувствовать его душевное состояние).
У: Как говорил сам художник, портретов он не любил, а любил только человеческую физиономию. Демократические взгляды Крамского нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа.
Таким образом, мы видим, что И.С. Тургеневу удалось изобразить портрет крестьянина словесно, а вот И.Н. Крамской изобразил портрет крестьянина кистью, т.е. здесь мы видим связь художественной литературы и произведениями живописи.
У: Как мы уже говорили, что одним из средств создания характеристики героя является описание его жилища. Вы, наверное, обратили внимание на то, что изображение избы в рассказе даётся два раза.
- С какой целью И.С. Тургенев изображает избу второй раз? Найдите этот эпизод. (Чтение эпизода на стр. 107). (Охотник уже не любопытным взглядом, а чутким, внимательным оглядывает избу; он узнаёт о судьбе лесника, о том, что его и детей бросила жена и сбежала, т.е. охотник с сочувствием, с грустью относится к жизни Бирюка, к его дому).
(Работа с иллюстрацией)
У: Давайте обобщим: С какой целью Тургенев так подробно показывает жизнь лесника, его жилище? (А для того, чтобы показать, насколько плачевно было состояние крестьян, насколько бедна и скудна была их жизнь. Именно И.С. Тургенев в русской литературе делает главным героем произведения простого крестьянина.
У: Обратимся к композиции рассказа.
- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).
У: Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя в этом случае, а также этот эпизод поможет нам при ответе на главный вопрос урока.
(Чтение по ролям стр. 109-111).
Презентация ученика (сопоставление лесника и порубщика).
- Почему лесник отпустил мужика? Что показано в характере героя? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему)
У: Постараемся выстроить эту цепочку.
- А для повествователя лесник был Бирюком? (По мнению И.С. Тургенева, лесника Бирюком сделало крепостное право).
У: Вот такая она служба лесника. Воровать – грех, к тому же воровство – преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Итоги урока.
- Почему И.С. Тургенев обращается к теме бесправных и обездоленных? Что заставило его написать рассказ? (Он показал тяжёлое положение крестьян, которым приходилось воровать, чтобы прокормить себя, свою семью, чтобы не умереть с голоду, тем самым говоря о негативном воздействии крепостного права на общество).
- В чём нравственная сила рассказа? (Несмотря ни на какие трудности Бирюк не озлобляется на людей, не идёт против них, не утрачивает своих человеческих качеств, и даже в таких условиях остаётся человеком с большой буквы, не теряет своего собственного достоинства).
- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.
(Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то, что и в образованном человеке).
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.
6. Беседа.
Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.
Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.
- Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?
(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).
- Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?
2. Рефлексия.
- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?
Цель: научиться делать комплексный анализ текста.
Проблема урока: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.
На интерактивной доске или через проектор: портрет И. С. Тургенева.
:главное назначение художника - вносить в общество и мир отсутствующую в
них гармонною, умиротворять души и отношения людей:
В. А. Недзвецкий.
Учитель. Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов х1х века, коим является И. С. Тургенев, и с его рассказами, которые входят в сборник "Записки охотника".
Учащимся предлагается принять участие в небольшой викторине.
- Названием какой птицы наименован город, в котором родился И.С. Тургенев?
- В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу?
- Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И. С. Тургенева в село Спасское?
- Назовите первый печатный рассказ из серии "Записки охотника".
- Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его?
- Имя какого героя является названием маленького зверька?
Учитель. "Записки охотника были опубликованы в1852 году. Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов х1х столетия. Центром этой борьбы был вопрос о крепостничестве, т. е. вопрос о судьбе закрепощенного народа.
Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?
(Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван "Записки охотника").
Сегодня мы рассмотрим еще один рассказ И. С. Тургенева. Это рассказ "Бирюк", который вы прочли дома, и выясним, как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.
А начнем мы с истории создания рассказа "Бирюк".
Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.
Учитель. Чтобы вспомнить содержание текста, обратимся к сюжету этого рассказа. А для этого сначала вспомним литературный термин. Сюжет - что это?
Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (т. е. в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).
(звучит подготовленный рассказ ученика)
Вспомним еще один термин - фабула.
Фабула - расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.
Совпадают ли сюжет и фабула в данном рассказе?
Определите тему рассказа, о чем в нем говорится? (в тексте рассказывается о встрече охотника с лесником)
Прежде чем обратиться к композиции, ученикам предлагается вспомнить, что это?
Композиция - построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов худ-го изображения.
В рассказе "Бирюк" выделим элементы композиции:
Какова роль композиции этого рассказа? (в рассказе "Бирюк" композиция не отличается от других рассказов "Записок". Петр Петрович встречается с бирюком во время охоты).
Бирюк - главный герой этого рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя.
Портрет- изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.
В. И. Даль: Бирюк 1) зверь, волк.
2) нелюдимый, угрюмый человек.
Давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью Бирюка.
- высокого роста,
- плечист,
- черная, курчавая борода,
- мужественное лицо,
- сросшиеся брови,
- небольшие карие глаза:
Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.
Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения
Какова идея произведения, что автор выразил им?
(Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).
Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету.
Интерьер- часть изображенного мира худ-го произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.
(близкий к тексту пересказ: "жилище Бирюка")
Познакомившись с описанием жилища Бирюка, что вы можете сказать о нем?
(Благодаря этому описанию, мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безотрадна).
Обратим внимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определим его роль в произведении и снова обратимся к словарю урока.
Пейзаж - изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.
(выразительное чтение учеником описания грозы)
Для чего автор описывает грозу? Какую функцию выполняет в этом рассказе пейзаж?
(Описание природы подготавливает читателя к появлению главного героя. Гроза - образ, символ. Бирюк - гроза воров. Гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.)
Учитель. Тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие.
Какие изобразительно-выразительные средства помогают сделать рассказ ярким, запоминающимся?
Домашняя подготовка учащихся:
(Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д.)
Учитель. Еще раз перечитаем сцену столкновения Бирюка с мужиком (чтение по ролям).
- Ожидали ли вы такой развязки?
- Почему же Бирюк все-таки отпускает мужика?
- Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?
- Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?
Неотъемлемой частью рассказа является конфликт.
Снова обратимся к словарю нашего урока.
Конфликт - художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт - это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.
В чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа "Бирюк", и каково его значение?
(Конфликт внешний - это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний - внутри самого главного героя - его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).
- Название произведения - это ключ к его пониманию.
- Почему рассказ называется "Бирюк"?
- Какие высокие человеческие качества русского крестьянина отразились в данном рассказе? (человечность, сострадание близким, но и принципиальность).
- Анализ текста невозможен без знания теории литературы.
- К какому роду литературы относится произведение "Бирюк"?
- Назовите жанр произведения.
- Какие признаки рассказа можно выделить? (небольшой объем; читается в течение от10 минут до часа; малое количество действующих лиц; представляются 2-3 эпизода из жизни героев.)
- Какое отношение имеет этот рассказ к общему содержанию "Записок охотника"? (герои" Записок" - простые крестьяне, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств. Их духовные силы противоречат их рабскому положению. Все рассказы имеют антикрепостническую направленность.)
Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили?
На этом уроке мы сделали анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк". Мы смогли увидеть, как писатель раскрывает различные стороны характера героя через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и к людям. Мы повторили многие понятия, которые относятся к теории литературы и узнали, что конфликт - это основа любого прозаического произведения.
В конце урока детям предлагается решить кроссворд. Это задание может быть домашним.
Читайте также: