Конспект урока бинарные соединения 8 класс

Обновлено: 16.05.2024

компьютер и мультимедийный проектор, презентация приложение № 2.

Цель: знакомство с понятием “бинарные соединения”, формирование принципа номенклатуры бинарных соединений, определение понятий: оксид, сульфид, гидрид, галогенид, нитрид.

- создать условия для формирования понятия “бинарные соединения”, виды бинарных соединений: “оксиды”, “сульфиды”, нитриды”, “карбиды”, “гидриды”; химической грамотности в составлении формул веществ, использования приобретённых знаний в практической деятельности и повседневной жизни человека.

- содействовать в формировании умения работать с информацией, преобразовывать информацию из Периодической таблицы Д.И. Менделеева в данные для составления формул;

- анализировать, сравнивать и выявлять сходства и различия;

- выстраивать устные и письменные высказывания;

- развивать коммуникативные способности учащихся (умение вести диалог и монолог, слушать высказывания других учеников).

создать условия для формирования культуры умственного труда, адекватной самооценки деятельности.

Планируемые результаты обучения.

Участие в формировании критически и адекватно мыслящей личности, способной сформулировать свою точку зрения.

Создание условий для анализа и сравнения информации, содержащей химические формулы, способствование умению формулировать высказывания, устанавливать причинно-следственные связи “степень окисления – состав вещества”, формулировать выводы.

Формирование понятий “бинарные соединения”, “оксиды”, “сульфиды”, нитриды”, “карбиды”, “гидриды”; развитие навыка составления формул по степени окисления.

При проведении урока, возможно, выдавать жетоны за верные ответы. Тогда при подведении итогов урока и выставлении отметок использовать другую градацию (если выдавать жетоны и за все устные ответы и все письменные задания). Слайд №9 можно скрыть, но если ученики затрудняются в устных названиях веществ можно содержимое обсудить еще раз. (Это материал из предыдущего урока)

Характеристика этапов урока

Проанализируйте формулы веществ и найдите общее в формулах?

- Состав, выраженный формулой и называть.

Это бинарные соединения, один из которых кислород со степенью окисления - 2.

? - На какие группы делятся оксиды? По какому признаку?

Прочитайте формулы, дайте название веществам.

? – Какое слово повторяется при названии каждого вещества?

Учитель поясняет принцип построения названий ВСЕХ бинарных соединений.

Запись в тетрадях:

Классификация оксидов по составу: оксиды металлов и оксиды неметаллов

Читают формулы, дают название.

Самопроверка “ Формулы на слайде 5”

Для тех, кто ошибся взять “Алгоритм составления формул” (раздаточный материал см. Приложение 1)

Самопроверка “Слайд № 5”

Все, кто составил верно формулы, ставят на полях 1балл за каждую.

Проверять каждую формулу отдельно.

За каждую верно составленную формулу – 1 балл.

Ознакомление учеников с переводом баллов в отметки.

Максимальное количество баллов – 17 (за каждую верную формулу -1 балл)

17-15 баллов – отметка 5

14-12 баллов – отметка 4

2. Учебник. О.С.Габриелян, Химия. 8 класс. - М.: “Дрофа”, 2012.

3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

4. Габриелян О С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 8.” - М.: Дрофа, 2005-2012.

В основу урока " Бинарные соединения в жизни человека" положены деятельностный подход и групповая работа. Он способствует развитию креативности и мышления учащихся, учит сотрудничеству и самостоятельности. При желании этот урок учитель может провести с помощью технологии позиционного обучения.

ВложениеРазмер
urok_v_8_klasse_binarnye_soedineniya.doc 73 КБ
prezentaciya_k_uroku_binarnye_soedineniya.pptx 892.72 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Образовательные: знать: значение бинарных соединений (H 2 O, CO 2 , NH 3 , HCl, CaO) в жизни человека. Уметь: различать оксиды и гидриды, выделять их среди других веществ, определять степень окисления и называть их.
  2. Воспитательные: развитие умения работать в группе, с дополнительными источниками информации, умение сворачивать текстовую информацию в таблицу
  3. Развивающие: развитие мышления и химической речи учащихся
  1. Организационный момент
  2. Мотивация знаний

Вступительное слово учителя: Ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделал для этого всё возможное. Цель нашего урока узнать как можно больше о бинарных соединениях, их важности в нашей жизни, научиться их различать среди других веществ. А ещё мы будем учиться работать вместе, сообща, помогать и поддерживать друг друга. Я сейчас каждому из вас выдам карточки трёх цветов, а в конце урока вы мне сдадите карточку того цвета, который соответствует вашей оценке урока. ( Приложение 1) Итак, мы начинаем…

III. Актуализация знаний

Найдите лишнее вещество

В каждой строчке одно вещество лишнее, найдите его, выпишите в тетрадь? Объясните, почему оно лишнее и постарайтесь определить степени окисления каждого элемента:

- SO 3 , Mn 2 O 7 , KClO 3 , N 2 O 5

- HCl, NH 3 , H 2 S, CaO,

- Na 2 O, Li 2 O, CO 2 , K 2 O,

В тексте спрятались формулы оксидов, найдите их, подчеркните, выпишите в тетрадь, определите степени окисления каждого элемента и назовите их.

OF 2 SiH 4 NO 2 SAl 2 O 3 N 2 ONH 3 FClPSO 2

NLi 2 OCS 2 ZnOCl 2 KSO 3 SiPCOBaSKCl

Взаимоконтроль и взаимооценка : С обратной стороны доски правильные ответы:

1вариант – КСlО 3 , СаО, СО 2

2 вариант - NO 2, Al 2 O 3, N 2 O, SO 2, Li 2 O, ZnO, SO 3, СО.

4. По верхней половине формулы восстановите всю формулу и назовите её H 2 O, CO 2 , NH 3 , HCl, CaO

Я креплю формулы на доске в таблицу, которую дети должны заполнить в ходе презентации выступлений

IV. Изучение нового материала

Ребята, с ролью вот этих бинарных соединений в природе и жизни человека мы и должны познакомиться в ходе нашего урока. Вам к уроку были даны задания. Каждой группе нужно было подготовить презентацию одного бинарного соединения: H 2 O, CO 2 , NH 3 , HCl, CaO, воспользовавшись учебником, энциклопедией, интернетом и выступление. Выступление должно быть по плану:

1. Название и формула

2. Физические свойства

3. Практическое значение

4. Нахождение в природе

В процессе подготовки можно было проявить творчество: придумать сказку, басню или быль, подобрать загадку, нарисовать рисунок или провести репортаж, показать собственную презентацию или видео ролик о веществе. Уверена, что все вы очень постарались и нам не будет скучно. Ну что же, начнём. В ходе выступлений групп класс заполняет таблицу (её можно заранее начертить в тетради или раздать готовую).

Название и формула

Нахождение в природе

Жидкость, может быть твердой и газообразной, бесцветная, безвкусная, температура кипения 100°С, температура плавления 0°С

Выравнивание климата, растворитель, в промышленности, в с/х все реакции в организме

Моря, океаны, озера, реки, ледники

Оксид углерода (4)

Газ, бесцветный, без запаха, хорошо растворяется в воде

Тушение пожаров, шипучие напитки, хранение мороженого, растения используют для фотосинтеза

В воздухе, люди и животные выделяют при дыхании, выделяется при горении

Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде

В медицине, в быту для мытья загрязнений, производство удобрений

Выделяется при гниении веществ, содержащих азот

Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде

Для очистки металлов от ржавчины

В желудке у животных и человека

Твердое белое вещество, хорошо реагирует с водой

Используется в строительстве, для получения соды, хлорной извести

В чистом виде не встречается, в виде соединений

V. Закрепление материала

1. Соотнесите содержимое всех колонок таблицы и запишите в виде последовательности цифр

Нахождение в природе

2. Газ, с резким запахом

3. Твердое белое вещество

4. Газ без запаха

1 Шипучие напитки.

2. В строительстве

5. Очистка металлов

2. Выделяется при горении

3. Моря и океаны

5. Встречается в соединениях

2. Найдите в тексте 5 ошибок и исправьте их.

Бинарные соединения имеют огромное значение в жизни человека. Вода Н 2 О – это самое удивительное вещество на свете. Она имеет большую теплоемкость и поэтому выравнивает климат. Вода – хороший растворитель, поэтому широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Организм на 80% состоит из воды и все реакции в организме протекают в растворах.

Оксид углерода (4) СО 2 – это бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде, поддерживает горение. Его используют для хранения мороженого, а растения используют углекислый газ для фотосинтеза.

Аммиак NH 3 – бесцветная жидкость, которую используют в медицине, в промышленности для получения удобрений, в быту для получения шипучих напитков

Хлороводород НСl – бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Раствор хлороводорода называется нашатырным спиртом, его используют для очистки металла от ржавчины.

Оксид кальция СаО – твердое вещество белого цвета, широко используется в строительстве.

VI. Домашнее задание

Ребята вы сегодня очень хорошо поработали, я довольна и рада за вас. Предлагаю вам самим придумать себе домашнее задание. Это может быть любое творческое задание: викторина, кроссворд, загадки, интересные вопросы, интеллект-карта. Кому скучно работать одному, можно объединиться и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать §18 № 4,5 (письменно) по учебнику Габриеляна О.С.

VII. Итог урока, рефлексия

А теперь ребята сдайте мне пожалуйста карточки того цвета, который соответствует оценке урока, тем самым вы поставите оценку мне, себе и его величеству уроку!

В конце каждого урока важно осуществить рефлексию состояния ребёнка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно равнодушным и безразличным к происходящему. Для этого очень удобны карточки трёх цветов:

В конце урока каждый ученик сдаёт учителю карточку того цвета, который соответствует его внутреннему состоянию. Фамилии на карточках не указываются, поэтому у ребёнка нет повода для каких либо волнений.

Если учитель не ограничен во времени и может позволить себе два урока на данную тему, то этот же урок можно провести с помощью технологии позиционного обучения ( Автор технологии профессор, доктор психологических наук Н.Е.Вераксы). Она очень актуальна и даёт хороший результат: разви вает творчески е способност и , самостоятельност ь в обучении, формирует активную жизненную позицию обучающихся.

Изучение нового материала по данной технологии включает три этапа:

Каждая группа отражает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.

На третьем этапе каждая группа презентует изучаемый материал с разных позиций

Т ретий этап является наиболее интересным для учащихся и преподавателей. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций. В выступлении принимают участие все члены группы, излагая результаты работы, отвечая на вопросы, обсуждая. В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций , что очень важно для развития ребёнка.

Подобная организация позволяет решить ряд формальных вопросов, прежде всего контроль и оценку знаний учащихся. И что самое важное развивает – самостоятельность, активность, творчество. А это самое главное сегодня!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

бинарные соединения в жизни человека Леденёва Галина Викторовна 2010

Цели урока Цели: Образовательные: знать: значение бинарных соединений ( H 2 O , CO 2 , NH 3 , HCl , CaO ) в жизни человека. Уметь: различать оксиды и гидриды, выделять их среди других веществ, определять степень окисления и называть их. Воспитательные: развитие умения работать в группе, с дополнительными источниками информации, умение сворачивать текстовую информацию в таблицу Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, мышления и химической речи учащихся

Индивидуальные дифференцированные задания 1 вариант Найдите лишнее вещество 2 вариант Найдите формулы В каждой строчке одно вещество лишнее, найдите его, выпишите в тетрадь? Объясните, почему оно лишнее и постарайтесь определить степени окисления каждого элемента: - SO 3 , Mn 2 O 7 , KClO 3 , N 2 O 5 - HH HCl , NH 3 , H 2 S, CaO , - Na 2 O, Li 2 O, CO 2 , K 2 O, В тексте спрятались формулы оксидов, найдите их, подчеркните, выпишите в тетрадь, определите степени окисления каждого элемента и назовите их. OF 2 SiH 4 NO 2 SAl 2 O 3 N 2 ONH 3 FClPSO 2 NLi 2 OCS 2 ZnOCl 2 KSO 3 SiPCOBaSKCl

Работа в группах Группам были даны опережающие задания: подготовить презентацию одного бинарного соединения с помощью любых источников информации - учебника, энциклопедии, интернета и выступление по плану: Название и формула Физические свойств Практическое значение Нахождение в природе В ходе подготовки нужно было проявить творчество: придумать сказку или басню, подобрать стихи или загадки, нарисовать рисунок или сделать фотографию, показать презентацию или сделать репортаж о веществе.

Индивидуальная работа Название и формула Свойства Применение Нахождение в природе Вода H 2 O Жидкость, может быть твердой и газообразной, бесцветная, безвкусная, температура кипения 100°С, температура плавления 0°С Большая теплоемкость Выравнивание климата, растворитель, в промышленности, в с/х все реакции в организме Моря, океаны, озера, реки, ледники Оксид углерода (4) Углекислый газ CO 2 , Газ, бесцветный, без запаха, хорошо растворяется в воде Тушение пожаров, шипучие напитки, хранение мороженого, растения используют для фотосинтеза В воздухе, люди и животные выделяют при дыхании, выделяется при горении Аммиак NH 3 , Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде В медицине, в быту для мытья загрязнений, производство удобрений Выделяется при гниении веществ, содержащих азот Хлороводород НС l Газ, бесцветный, с резким запахом, хорошо растворяется в воде Для очистки металлов от ржавчины В желудке у животных и человека Оксид кальция СаО Твердое белое вещество, хорошо реагирует с водой Используется в строительстве, для получения соды, хлорной извести В чистом виде не встречается, в виде соединений

Закрепление изученного Вещество Свойство Применение Нахождение в природе СаО CO 2 НС l Аммиак Вода 1. Жидкость 2. Газ, с резким запахом 3. Твердое белое вещество 4. Газ без запаха 1 Шипучие напитки. 2. В строительстве 3. В медицина 4. Растворитель 5. Очистка металлов 1. В желудке 2. Выделяется при горении 3. Моря и океаны 4. При гниении 5. Встречается в соединениях

Закрепление изученного Найдите в тексте 5 ошибок и исправьте их. Бинарные соединения имеют огромное значение в жизни человека. Вода Н 2 О – это самое удивительное вещество на свете. Она имеет большую теплоемкость и поэтому выравнивает климат. Вода – хороший растворитель, поэтому широко используется в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Организм на 80% состоит из воды и все реакции в организме протекают в растворах. Оксид углерода (4) СО 2 – это бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде, поддерживает горение. Его используют для хранения мороженого, а растения используют углекислый газ для фотосинтеза. Аммиак NH 3 – бесцветная жидкость, которую используют в медицине, в промышленности для получения удобрений, в быту для получения шипучих напитков Хлороводород НС l – бесцветный газ, с резким запахом, хорошо растворяется в воде. Раствор хлороводорода называется нашатырным спиртом, его используют для очистки металла от ржавчины. Оксид кальция СаО – твердое вещество белого цвета, широко используется в строительстве.

Рефлексия и итоги урока Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много и с пользой работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке Урок был интересен, и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов

Технология позиционного обучения

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: сформировать понятие "оксид".

  • развивать умение анализировать химические объекты, давать определение понятиям.
  • развивать умение проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.

Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию учащихся, используя приобретенные знания на уроке для оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие объекты.

Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):

  • продолжить формирование умения составлять формулы веществ, используя степень окисления, названия веществ.
  • закрепить знания химической номенклатуры для бинарных соединений
  • показать значение оксидов в природе и жизни человека.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, готовность к уроку.

II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания

Самостоятельная работа (10 минут) – 6 вариантов.

Расставить степени окисления в соединениях:

III. Новая тема

Демонстрирую: стакан с водой, стакан с песком, образец яшмы, колбу с углекислым газом.

– Что объединяет все эти вещества? (Учащиеся высказывают предположения).

Итак, тема урока: "Оксиды".

На доске написаны формулы оксидов:

Учитель предлагает проанализировать эти формулы.

  • Найдите что общего во всех этих веществах.
  • Простые или сложные?
  • Из скольких химических элементов состоят?
  • Какой химический элемент входит в состав каждого оксида?
  • Составьте общую формулу оксидов.

В ходе анализа справа от формул учитель делает краткую запись на доске, а учащиеся в тетради:

1. Сложные вещества.

2. Состоят из 2 х.э.

  • Дайте определение оксидам (сложные вещества, состоящие из 2 химических элементов, один из которых – кислород).

На доске написаны формулы веществ:

  • Какие из предложенных веществ можно отнести к оксидам?

Учащиеся выбирают формулы оксидов, мотивируя свой выбор.

  • Можно ли отнести к оксидам H2O2?Чем отличается оно от оксидов?

Учащиеся дают более точное определение оксидам. (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород со степенью окисления –2). Учащиеся записывают определение в тетрадь.

  1. Основа латинского названия кислорода + суффикс -ид: оксигениум: окси + ид = оксид.
  2. Русское название элемента с положительной степенью окисления (“+”) в родительном падеже.
  3. (Римская цифра переменной степени окисления.)

Пример: Al +3 2O -2 3 – оксид алюминия; Cu +2 O –2 – оксид меди (II).

Учащиеся записывают алгоритм в тетрадь.

  • Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Сейчас вы познакомитесь с образцами оксидов.

Н2О – вода - оксид водорода.

Al2О3 – оксид алюминия – глинозём.

SiO2 – Кварц, кремнезём, речной песок, яшма – оксид кремния.

СаО – оксид кальция – негашеная известь.

MnO2 – оксид марганца (IV) – пиролюзит.

MgO – оксид магния – жженая магнезия.

Fe2O3 – оксид железа (III) – красный железняк (гематит).

Те оксиды, с которыми вы познакомились используются человеком в строительстве, для производства металлов, стекла, как поделочные материалы.

IV. Первичное закрепление знаний

Составьте формулы названных в тексте оксидов (одно название оксида – 1 ученик у доски, остальные в тетрадях).

В земной коре – литосфере – находится оксид алюминия ________ (глина), оксид кремния (IV) _____ (песок), оксид железа (III) ______ (содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – оксид водорода _____. В воздухе есть оксид углерода (IV) ______ (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) _____ (угарный газ), оксид серы (IV) ______ (сернистый газ), оксид азота (II) ____ и оксид азота (IV) ______.

Ответ: оксид алюминия – Al2O3, оксид кремния – SiO2, оксид железа (III) – Fe2O3, оксид водорода – Н2О, оксид углерода (IV) – СО2, оксид серы (IV) – SO2, оксид азота (II) – NO, оксид азота (IV) – NO2.

V. Подведение итогов

Мы сегодня научились находить формулы оксидов среди других веществ, называть оксиды и составлять формулы по названиям. Познакомились с отдельными представителями оксидов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6

урок химии в 8 классе

Важнейшие классы бинарных соединений.

Оксиды и водородные соединения

Подготовила и провела

учитель химии Щетинина И.В

Цель : познакомиться с важнейшими классами бинарных соединений –оксидами и водородными соединениями.

Образовательная: с формировать первоначальные знания об оксидах и водородных соединениях, показать значение важнейших представителей в природе и жизни человека;

Развивающая : развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия, определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по степеням окисления элементов;

Воспитательная: у мение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,

умения адекватной самооценки и самоконтроля. Воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение владеть смысловым чтением

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст

3. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

2. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные УУД

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

3. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

компьютер, проектор, газированная вода, минеральная вода, образцы оксидов, нашатырный спирт, соляная кислота, презентация

Учебник по химии 8 класс, О.С. Габриелян.

Тип урока : комбинированный урок (с использованием презентации).

Формы урока : Фронтальная, индивидуальная, парная

Организация начала урока

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Подготовка к активной учебной деятельности

Перед вами на слайде формулы. Что у них общего? (все они состоят из 2-х элементов)

Да, такие соединения называют бинарными.

Вставьте пропущенные слова и сформулируйте определение бинарных соединений

Бинарные соединения – это . вещества, состоящие из . химических элементов

Попробуйте классифицировать все эти вещества на 2 группы. (Выполняют работу)

Сегодня на уроке мы познакомимся с важнейшими классами бинарных соединений.

Учитель : Давайте сформулируем тему урока.

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды и водородные соединения. Предположите, какие задачи мы должны сегодня решить.

- познакомиться с представителями оксидов и водородных соединений, с физическими свойствами веществ, их значением и для человека;

- показать огромное значение их в природе и в жизни человека;

Изучение нового материала

Учитель: Одним из классов бинарных соединений являются оксиды

Задание 1.Среди перечисленных веществ найдите оксиды:

CaBr2, MgO, P2O5, Na2S, KF, Li2O, OF2, SO3

Почему вы объединили эти соединения в одну группу?

- В состав всех этих соединений входит кислород.

Оксиды –это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых -кислород в степени окисления -2. Название оксидов состоит из двух слов первое оксид, второе – название химического элемента в родительном падеже, далее указывается в скобках валентность элемента, если она переменна.

Оксиды – широко распространенный в природе класс неорганических соединений. Познакомимся с некоторыми оксидами. К оксидам относиться песок (диоксид кремния с небольшим количеством примесей), глина (оксид алюминия с небольшим количеством примесей, углекислый газ (диоксид углерода), большинство руд металлов содержат оксиды железа красный железняк ( Fe 2 O 3 ), магнетит ( Fe 3 O 4 )

Оксиды отличаются по агрегатному состоянию: твердые, жидкие, газы.

Ребята, вы знаете, что такое

ГИППОПОТАМОМОНСТРОСЕСКВИППЕДАЛИОФОБИЯ – это страх пред длинными словами или речью.

Какие виды фобии вам известны? (клаустро-, нео-, аэро-,) хемофобия – боязнь химии. Это пристальное разглядывание этикеток на продуктах питания Е-360 на баночке с майонезом, разговоры о нитратах в овощах и т.п.

В химии много таких слов, и их не надо бояться, потому что они порой означают самые простые вещи.

На слайде слово ДИГИДРОГЕНМОНООКСИД О каком веществе идет речь?

Учитель: у вас на цветных карточках текст. Прочитав его, вы должны ответить на вопрос: о каком веществе идет речь? ВОДА. И подсказка на слайде. Вода – самое удивительное, самое распространённое вещество на Земле. Сегодня на уроке мы уделим этому веществу большое внимание.

Самостоятельная работа в группах

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Работа с учебником: стр. 91-95. Заполните недостающую строчку в таблице, прочитав соответственную информацию в учебнике

Учащиеся в парах работают с текстом учебника, рассматривают образцы оксидов и заполняют таблицу «Важнейшие оксиды в природе и жизни человека”

По ходу заполнения таблицы учитель комментирует и добавляет информацию

Важнейшие оксиды в природе и жизни человека

Физические свойства

Оксид водорода, вода

Потребление воды человеком: слив воды в туалете, умывание,

стирка, мытье посуды, полив, приготовление пищи, напитков

(IV) углекислый газ

Сухой лед для хранения

газированных напитков, тушение пожаров

рубин, сапфир, корунд, основную массу особых глин –бокситов

Оксид кремния (IV)

Образует кварц, кварцевый песок,

горный хрусталь, кремнезем, аметист, агат

Образует гашеную известь, в строительстве для получения вяжущих материалов.

Вода – самое удивительное и самое распространенное, самое необходимое вещество на Земном шаре. Каковы же запасы воды на Земле? (карта). Суша занимает ¼ поверхности Земли, и ¾ - вода. Это воды морей и рек, озер и океанов. 20% суши – льды. Это ледники гор, арктические и антарктические шапки планеты.

Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле, но её неравномерное распределение на континентах не раз становилось причиной кризисов и социальных катастроф. Дефицит пресной питьевой воды в мире знаком человечеству с древнейших времён, и с последнего десятилетия двадцатого века он постоянно рассматривается как одна из глобальных проблем современности. При этом, по мере роста населения нашей планеты, значительно увеличивались масштабы водопотребления, и, соответственно, вододефицита, что впоследствии стало приводить к ухудшающимся условиям жизни и замедлило экономическое развитие стран, испытывающих дефицит.

Углекислый газ. Объёмная доля его в атмосфере – 0.03%. содержание его непостоянно. В городах, особенно вблизи заводов его больше, чем в селах. И в разное время года содержание СО 2 неодинаково. Как вы думаете почему?

Углекислый газ образуется при дыхании живых организмов, сгорании топлива, гниении органических веществ. Он входит в состав вулканических газов, содержится в минеральных водах. Так, в Грузии есть источник Боржоми, в г. Кисловодск – Нарзан, в Липецке тоже есть источник, богатый углекислым газом.

Углекислый газ необходим для поддержания жизни как планеты, так и отдельно взятого организма. СО2 влияет на климат, являясь своеобразным одеялом. Без него невозможен метаболизм: с углекислым газом из организма выходят продукты обмена. А ещё это незаменимый компонент любимых всеми газированных напитков. Именно углекислый газ создаёт игривые пузырьки, щекочущие в носу. При этом для здорового человека он абсолютно безопасен.

Свойства углекислого газа

Лабораторная работа. Получение и определение углекислого газа.

Напоминаю вам о технике безопасности. У вас на столах стоят стаканчики с кусочками мрамора. При добавлении к нему раствора соляной кислоты образуется углекислый. Газ, который, как известно не поддерживает горения. Поэтому тлеющая лучина, которую вы внесете в стаканчик потухнет.

Это свойство СО 2 используется при тушении пожаров.

Ответьте, есть ли на Земле проблемы, связанные с углекислым газом?

В настоящее время проблема парникового эффекта является одним из наиболее глобальных экологических вопросов, стоящих перед человечеством. Суть этого явления состоит в том, что солнечное тепло остается у поверхности нашей планеты в виде оранжерейных газов. Главной причиной парникового эффекта является попадание в атмосферу промышленных газов, один из которых – углекислый .

Оксид кальция (негашеная известь ) – белое тугоплавкое вещество, которое энергично взаимодействует с водой (показываю опыт в литровой банке). При добавлении к оксиду кальция воды начинается бурная реакция с выделением большого количества теплоты. Раствор так сильно разогревается, что начинает кипеть. Поэтому называется этот процесс гашение. В результате образуется гашеная известь, из которой делают строительные материалы, обладающие вяжущими свойствами.

Оксид кремния и оксид алюминия образуют основную массу земной коры – литосферу. Эти оксиды входят в состав многих минералов. Из диоксида кремния состоит кварц, горный хрусталь – разновидность кварца, кварцевый песок. Из оксида алюминия состоят драгоценные камни, например, корунд и особая разновидность глин – бокситы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: развитие умения работать с текстом, с дополнительными источниками информации, анализировать и оформлять текст в виде схемы, развитие умения передавать информацию устным способом, задавать вопросы, развитие навыков самостоятельной работы с текстом, исправление допущенных ошибок, развитие умений самостоятельно формулировать цель и остальные этапы своей работы, развитие умений самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,

Воспитательные: развитие коммуникативных навыков, воспитывать уважительное отношение к иному мнению, находить выход из спорных ситуаций.

Читайте также: