Конспект урока арион пушкин

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке 7. АИ2 Тема и идея 7. ОС 1 Оценивание художественного произведения Цели урока Ученики смогут:определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях Критерии успеха Ученик достиг цели, если: .Даёт развёрнутые ответы на вопросы. Цитирует отрывок стихотворения наизусть. .Анализирует эпизод произведения. Высказывает своё мнение. Ученик достиг цели, если: Называет тему стихотворения;; Определяет идею произведения; Оценивает произведение по степени важности для поэта, для страны, для последующего поколения; Цитирует строки для подтверждения своих мыслей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методы и формы обучения : технология развития критического мышления, сопоставительный анализ, наблюдение над языком произведения,; индивидуальная, групповая.

Оборудование : интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия: тема, идея стихотворения, лирический герой, история создания.

Опрос по домашнему заданию.

В чем чудо спасения кифареда Ариона? В чем нравственный смысл древнегреческой легенды, проанализированной нами на прошлом уроке?

Актуализация опорных знаний

Письменный опрос по теории литературы

1 вариант: эпитет, олицетворение, аллегория

2 вариант: метафора, сравнение, аллегория

Словарная работа:

… парус напрягали ..- Что делали с парусом? Каково современное значение слова напрягать?

Лоно -а, ср. (устар. высок.). 1. Устар.
Грудь, утроба, чрево и т.п. как символы материнства, нежности, ласки. Приникнуть к лону матери.
2. чего. Трад.-поэт.
То, что является прибежищем, приютом, местом отдыха и т.п. для кого-, чего-л. Уютное л. На лоне природы
(на открытом воздухе, среди природы).
3. чего. Высок.
Недра земли, глубины вод, середина океана, моря и т.п. Л. земли. Окунуться в л. рек. Бушующее л. океана.
Гимн – хвалебная песня, музыкальное произведение, торжественная песнь (государственный, церковный, школьный; символ государственного или социального единства).

..ризу влажную мою.. – Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?

Риза – обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей, то в пушкинском тексте это слово выразило авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца. Верхнее облачение священника при богослужении.

||Парадное, богато украшенное царское одеяние в России в 15—17 вв.

Петр сидел на троне молча, угрюмый, — в царских ризах и бармах. А. Н. Толстой, Петр Первый.

|| трад.-поэт. Одежда, одеяние.

Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Пушкин, Арион.

Постановка цели и задач урока

Перед нами два произведения с одинаковым названием. Какую цель деятельности можно поставить, какие задачи определить? По каким параметрам сравниваются два текста с одинаковым названием, похожей тематикой?

Сначала каждый записывает ответ у себя в тетради, затем обсуждается в группах. Выясняется, в чем совпали мнения, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа озвучивает ответ, или идею, не повторяя ранее сказанное.

Формируется цель учебной деятельности: определить связь и отличия пушкинского стихотворения от древнегреческой легенды, аллегорический смысл произведения Пушкина.

Работа над темой урока

Сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения:

1. Учитель: Определите, в чем сходство двух текстов?

- в составе участников событий?

- в исходе (финале)?

Проведите сравнительный анализ двух текстов, определив дополнительные параметры сравнения.

3. Команды презентуют свои наблюдения классу.

4. Установление различий между содержанием и смыслом древнегреческой легенды и стихотворением А.С. Пушкина. Отражение итогов размышлений в предложенной учителем таблице:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привитие ценностей осуществляется посредством обсуждения темы, чтения текстов и через групповую и парную формы работы.

Навыки межличностного общения при работе в группах

Формирование общечеловеческих и культурных ценностей: толерантность, терпимость к чужому мнению.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Межпредметные связи

Русский язык, История.

Навыки использования ИКТ

Просмотр презентации урока, прослушивание аудиозаписи стихотворения.

Предварительные знания

Этот раздел строится на знании содержания произведения, также навыках выразительного чтения. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания произведения.

Запланированная деятельность на уроке

Создание благоприятной обстановки.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Почему Пушкин выбрал такое название?

Одна из важнейших тем лирики Пушкина- тема свободы.

(деление на группы)

Середина 1 урока

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если:

определяет сходства произведений;

указывает на наличие ритма, рифмы, стихотворной строки;

называет выразительные средства (не менее двух), помогающие раскрыть героя, настроение, желание автора;

объясняет, для чего их использует автор;

определяет, кого можно назвать лирическим героем.

Ф наблюдение, взаимооценивание в группе

1 и 3 группы, 2 и 4 группы объединяются, делятся своими наработками, обсуждают, исправляют, приходят к общим выводам и выбирают спикера.

Ф комментарий одноклассников

(деление на группы)

Задания (дифференцированные)

1 группа: определите, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный (таинственный певец).

2 группа: разберите по составу и представьте словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец; произведите морфологический разбор одного из прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной, шумный, таинственный, прежние, влажную).

3 группа: определите все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”. Произведите морфологический разбор одного из наречий и объясните их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту).

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если:

1 группа: определяет значения слов;

2 группа: разбирает слова по составу;

производит морфологический разбор прилагательного;

3 группа: определяет части речи в предложении;

производит морфологический разбор наречия;

Ф наблюдение, мнение одноклассников.

Каждая группа представит результаты работы всему классу.

Учащиеся оценят работы других групп по критериям.

- Как вы думаете, с каким историческим событием можно связать это произведение? Почему? Что подтолкнуло на эту мысль?

словарь литературоведческих терминов

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — условный образ человека в лирике. Он близок к самому автору, выражает личные переживания поэта.

Аллегория – обращение к древнегреческой легенде.

Арион - это поэт Пушкин, гребцы – декабристы, буря – восстание, чудесное спасение – пребывание поэта во время восстания в Михайловской ссылке.

Эпитеты: беспечной веры, вихорь черный, таинствен­ный певец; метафора: лоно волн измял с налету вихорь шум­ный;

старинные слова и лексику высокого стиля: кормщик, лоно волн, гимны, риза;

Методы и формы обучения: технология развития критического мышления, сопоставительный анализ, наблюдение над языком произведения,; индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся.

Основные понятия: тема, идея стихотворения, лирический герой, история создания.

Письменный опрос по теории литературы

1 вариант: эпитет, олицетворение, аллегория

…парус напрягали..- Что делали с парусом? Каково современное значение слова напрягать?

Лоно-а, ср. (устар. высок.). 1. Устар.

Грудь, утроба, чрево и т.п. как символы материнства, нежности, ласки. Приникнуть к лону матери.

2. чего. Трад.-поэт.

То, что является прибежищем, приютом, местом отдыха и т.п. для кого-, чего-л. Уютное л. На лоне природы

(на открытом воздухе, среди природы).

Недра земли, глубины вод, середина океана, моря и т.п. Л. земли. Окунуться в л. рек. Бушующее л. океана.

Гимн - хвалебная песня, музыкальное произведение, торжественная песнь (государственный, церковный, школьный; символ государственного или социального единства).

..ризу влажную мою.. - Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?

Риза - обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей, то в пушкинском тексте это слово выразило авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца. Верхнее облачение священника при богослужении.

||Парадное, богато украшенное царское одеяние в России в 15-17 вв.

Петр сидел на троне молча, угрюмый, - в царских ризах и бармах. А. Н. Толстой, Петр Первый.

|| трад.-поэт. Одежда, одеяние.

Перед нами два произведения с одинаковым названием. Какую цель деятельности можно поставить, какие задачи определить? По каким параметрам сравниваются два текста с одинаковым названием, похожей тематикой?

Сначала каждый записывает ответ у себя в тетради, затем обсуждается в группах. Выясняется, в чем совпали мнения, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа озвучивает ответ, или идею, не повторяя ранее сказанное.

Сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения:

1. Учитель: Определите, в чем сходство двух текстов?

- в составе участников событий?

- в исходе (финале)?

Проведите сравнительный анализ двух текстов, определив дополнительные параметры сравнения.

3. Команды презентуют свои наблюдения классу.

Читайте также: