Образ покоя и тишины 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок разработан учителем музыки

Каториной Татьяной Павловной.

- Развитие творческого воображения и потенциала учащихся.

- Воспитание любви к природе через использование музыкального, живописного и поэтического материала к уроку.

- Расширение представления о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова.

- Познакомиться с жанром романса в творчестве С. В. Рахманинова.

- Закрепить теоретические и практические знания об основных средствах музыкальной выразительности.

- Раскрыть новые грани контрастных музыкальных образов через восприятие контрастных поэтических и живописных образов.

- Есть ли в нашей жизни что-либо абсолютно неподвижное, не развивающееся?

- Нет. Все что существует в мире – рождается, растет-развивается и умирает.

- А бывает ощущение полного покоя, неподвижности?

- Да. Но это иллюзия, на самом деле жизнь продолжается.

- Что вы видите на картине?

- Какой художественный образ в картине?

- Образ спокойствия, наслаждения тишиной и покоем.

(на слайде появляется правильный ответ)

- В центре картины мы видим большой весенний ручей, образовавшийся из огромного количества маленьких ручейков. Радостные солнечные блики на воде. Кое-где еще лежит последний снег. Ярко синее небо, ощущение воздуха, свежести. Оживает природа, шумит вода. Радостное, приподнятое настроение.

- Какой художественный образ в этой картине?

- Образ радостного весеннего пробуждения, движения, восторга.

(на слайде появляется правильный ответ)

- Мы убедились, что художники могут создать контрастные образы в живописи. А может ли создать тот или иной образ поэзия?

- Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Какое здесь настроение? Какой поэтический образ?

- Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась.

Музыка - это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы?

- Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.

(на слайде появляются названные средства музыкальной выразительности)

- Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ?

- Мелодия – спокойная, плавная, без скачков.

- Лад – мажорный, т. к. там много солнца, света тепла.

- Темп – медленный или средний.

- Динамика – p , pp , mp .

- Ритм – ровный, не пунктирный.

- Тембр – немного звуков в аккомпанементе, легкий, высокий голос

- А теперь давайте послушаем, как это сделал профессиональный композитор. Назовите композитора. Что вы о нем знаете?

- Русский композитор, в 1917 году эмигрировал в Америку. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы.

(на слайде появляется имя композитора, годы жизни)

( можно вспомнить известные произведения Рахманинова)

- Что такое романс? Чем романс отличается от песни?

- Разберем, что совпало с нашими вариантами, сравним.

-простое сопровождение (несколько раз повторяющаяся медленно нисходящая гамма) сочетается с повторяющимися интонациями мелодии

- тихая, замирающая к концу до pp динамика

- высокий мужской голос – тенор

- Может музыка создать образ покоя, неподвижности, тишины? Вы только что в этом убедились.

А сейчас вспомним еще один романс С. В. Рахманинова, мы слушали этот романс в прошлом году.

- Как называется романс? О чем текст?

(на слайде появляется правильный ответ)

- Видоизменяющаяся, стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии.

- Яркая, громкая динамика.

- Богатое, насыщенное сопровождение.

- Сегодня вы убедились, насколько богаты и многогранны средства музыкальной выразительности. Используя их, композиторы могу создать различные музыкальные образы. На примере вокальной музыки С. В. Рахманинова мы сегодня познакомились с двумя контрастными музыкальными образами. Назовите их еще раз.

- Образ полного покоя, неподвижности и образ безудержного движения.

- С какими романсами созвучны по настроению, образному строю эти картины?

- Давайте вместе сделаем вывод.

Ну и в завершении урока еще одно произведение, где мы встречаем образ природы. Оно прозвучит в нашем исполнении.

(Исполнение песни о природе по выбору учителя или учащихся)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 787 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.03.2016 1959
  • DOCX 43 кбайт
  • 4 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каторина Татьяна Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

(с использованием мультимедийной установки)

Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия ,имеют опыт эмоционального ощущения различного характера.

б) продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства,

а) вызвать интерес к творчеству композиторов, художников, поэтов. Методы и приёмы: Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (портреты, иллюстрации) Слушание музыки Пение

У. Э, нет! Это знак молчания. А нам ну­жен художественный образ — движение рук, прикосновение. (Дети ищут пласти­ческий образ-интонацию.)

Д. Да, конечно. Это когда на душе чело­века спокойно, светло, когда он сделает что-то красивое, доброе.

Д. Нет, нет. Не подойдут даже те, кото­рые идут сверху вниз, нужны вот такие. (Показывают горизонталь.)

Еду. Тихо.
Слышны звоны Под копытом на снегу.
Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

..Гаснет день.
За косогором Разливается закат.
Звонкий месяц выйдет скоро
Погулять по крышам хат.
Скоро звезды тихим светом
Упадут на дно реки.
Я прощаюсь с теплым летом
Без печали и тоски.
М.Исаковский

Д. Над рекой туман, но он золотистый от солнечных лучей, река в прозрачной дым­ке. Полевые цветы нежные, трогательные. Линия реки очень плавная. И линия гори­зонта сливается с небом.

Д. И да, и нет. Здесь краски более тем­ные, от облаков падает тень, избы серые, и мелодия картины здесь печальная, немно­го тоскливая.

У. Мы говорим, что контраст всегда вно­сит в музыку, в картину или в поэтические строки момент напряженности. Так ли это?

У. Вы помните музыку, которая звуча­ла в классе, когда вы рассматривали карти­ны? Я вам хочу ее еще раз напомнить. (Звучит небольшой фрагмент Концер­та С.Рахманинова.)

У. Но есть еще одно важное свойство этой музыки! Мы можем почувствовать нацио­нальную интонацию, национальный характер музыки? Что напоминает вам эта музыка? (Учитель напевает мелодию флейты из Концерта.)

У. Написал эту музыку человек, кото­рый бесконечно любил Россию. Имя его — Сергей Васильевич Рахманинов.(сайд №6) Именно России посвятил он все лучшее, что создал в музыке. Россия пела в его мелодиях. Мне бы хотелось, чтобы именно это свойство музыки Рахманинова вам запомнилось. Ведь сегодня мы продолжаем свое знакомство с музыкой этого русского композитора. А слышите ли вы эту русскую песенную интонацию в картине Васнецова?

Д. Да. Перед нами русская природа, род­ные поля, стога, деревенские избы, церк­вушка вдали, что-то очень близкое.

У. Достаточно ли будет тех же средств ху­дожественной выразительности, чтобы передать состояние грозы, бури в красках, звуках, слове?

Д. Громкая, яркая динамика, стремитель­ное движение, быстрый темп, резкая смена мелодических линий, напряженность, взвол­нованность.

(Звучит Этюд №12 Ф.Шопена.) А что подсказывает вам ваше воображе­ние, когда вы слушаете эту музыку? Д. Это — музыкальный пейзаж. Бушую­щее море, океан. Гроза в лесу, раскачиваю­щиеся могучие деревья, летящие грозовые тучи.

У. И когда он борется, не сдается. Эта музыка написана композитором, имя кото­рого вам уже знакомо. Фридерик Шопен. Прозвучал один из самых известных его этю­дов. А можно ли связать образ, интонацию этого этюда с жизнью композитора, с собы­тиями, которые вызвали вот такой душевный отклик. Вы помните, Шопен уже рассказал нам о них в одной из своих Прелюдий. (Звучат первые такты Прелюдии №20.) Д. Восстание в Варшаве, гибель друзей.

У. Давайте еще раз обратимся к этой му­зыке — Прелюдии №7 Шопена и воплотим ее образ в пластике движений, изображая игру с маленькой птахой. Перелетая с одной руки на другую, она устремляется вверх (на кульминационном аккорде) и. улетает в чи­стое светлое небо, стремясь к родному гнез­ду. И вслед ей — прощальный взмах руки. (Дети исполняют пластический этюд.)

У. А эти строки вы помните: Я глядел на незабудку, (ребята подхватывают) Я глядел всего минутку, Но теперь я долго-долго Не забуду незабудку. Всего четыре строчки. А что за ними?

У. Как много музыки звучало у нас се­годня — Рахманинов, Шопен, Левина, Дога, вспоминали о Глинке, Григе, Щедрине. Чи­тали замечательные стихи. А какие худож­ники были с нами вместе на этом уроке — Васнецов, Куинджи, Дубовской! А как вы думаете, зачем мы их собрали всех вместе в нашем классе? Д. Чтобы поговорить о красоте, о при­роде, о душе человека.

Д. Мы услышали и поняли, какой раз­ной бывает тишина и в природе, и в душе человека. Для этого композиторы, поэты и художники находят разные интонации, раз­ные характеры, разные мелодии.

У. А мне особенно приятно, что сегод­ня передо мной были на этом уроке не про­сто ученики, не просто девочки и мальчи­ки, а творцы — поэты, художники, компо­зиторы. Потому что вы тоже создавали этот образ, вам удалось услышать мелодии та­кой разной тишины, вы поняли, как много она значит в нашей жизни.

Дети: Нет. Все что существует в мире – рождается, растет-развивается и умирает.

Учитель: А бывает ощущение полного покоя, неподвижности?

Дети: Да. Но это иллюзия, на самом деле жизнь продолжается.

Слайд 2.

– Что вы видите на картине? (Ответы детей)

Слайд 3.

– Какой художественный образ в картине?

Дети: Образ спокойствия, наслаждения тишиной и покоем.

(На слайде появляется правильный ответ)

Слайд 4.

Слайд 5.

Учитель: Какой художественный образ в этой картине?

Дети: Образ радостного весеннего пробуждения, движения, восторга.

(На слайде появляется правильный ответ)

Учитель: Мы убедились, что художники могут создать контрастные образы в живописи. А может ли создать тот или иной образ поэзия?

Дети: Да.

Слайд 6.

Учитель: Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Какое здесь настроение? Какой поэтический образ?

Дети: Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась.

Учитель: Музыка – это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы?

Слайд 7.

Дети: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.

(На слайде появляются названные средства музыкальной выразительности)

Учитель: Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ?

Дети:

– Мелодия – спокойная, плавная, без скачков.
– Лад – мажорный, т. к. там много солнца, света тепла.
– Темп – медленный или средний.
– Динамика – p, pp,mp.
– Ритм – ровный, не пунктирный.
– Тембр – немного звуков в аккомпанементе, легкий, высокий голос

Слайд 8.

Учитель: А теперь давайте послушаем, как это сделал профессиональный композитор. Назовите композитора. Что вы о нем знаете?

Дети: Русский композитор, в 1917 году эмигрировал в Америку. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы.

(На слайде появляется имя композитора, годы жизни. Можно вспомнить известные произведения Рахманинова)

Слайд 9.

– Что такое романс? Чем романс отличается от песни?

Слайд 10.

Слайд 11.

Учитель: Разберем, что совпало с нашими вариантами, сравним.

Дети:

– повторяющиеся интонации;
– неспешное развитие;
– светлый мажор;
– простое сопровождение (несколько раз повторяющаяся медленно нисходящая гамма) сочетается с повторяющимися интонациями мелодии;
– медленный темп;
– тихая, замирающая к концу динамика;
– высокий мужской голос – тенор.

Учитель: Может музыка создать образ покоя, неподвижности, тишины? Вы только что в этом убедились. А сейчас вспомним еще один романс С. В. Рахманинова, мы слушали этот романс в прошлом году.

Слайд 12.

– Как называется романс? О чем текст?

(На слайде появляется правильный ответ)

Дети:

– Видоизменяющаяся, стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии.
– Быстрый темп.
– Яркая, громкая динамика.
– Богатое, насыщенное сопровождение.

Учитель: Сегодня вы убедились, насколько богаты и многогранны средства музыкальной выразительности. Используя их, композиторы могу создать различные музыкальные образы. На примере вокальной музыки С. В. Рахманинова мы сегодня познакомились с двумя контрастными музыкальными образами. Назовите их еще раз.

Дети: Образ полного покоя, неподвижности и образ безудержного движения.

Слайд 13.

Учитель: С какими романсами созвучны по настроению, образному строю эти картины?

Слайд 14.

Учитель: Давайте вместе сделаем вывод.
Ну и в завершение урока еще одно произведение, где мы встречаем образ природы. Оно прозвучит в нашем исполнении.

16+

Тема урока: Образ покоя и тишины.
Цель урока: Выделить особенности музыкального языка, способствующие созданию образного содержания.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок – исследования.

Тема урока: Разное воздействие музыки на людей.
Цель урока: Создание ситуации эмоциональных переживаний.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Урок - размышление.

Шансон – французская песня – народная, современная, эстрадная; шансонье – французский эстрадный певец, исполнитель жанровых песен, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку.

Читайте также: