Конспект урока алые паруса грин 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока.

Победа романтической мечты над реальностью.

Развивающая: совершенствовать навык выразительного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологические высказывания.

Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову; нравственные качества: добро и красота, любовь к ближнему, вера в мечту и стремление её достигать.

Методы : объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.

- О какой стране говорится в стихотворении?

( Гринландии- её населяют люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре ).

( Он не только уводит нас в прекрасный мир надежды, веры и любви, но и заставляет нас страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась).

Биография А.Грина (фон-презентация)

Александр Грин-псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя отбывал здесь ссылку. Работал счетоводом в больнице. Семья бедствовала. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Застенчивый Саша страдал от оскорблений.

Учёба для Александра также была нелёгкой. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но не доводил до конца. Учился плохо, но с упоением читал книги М.Рида и Ж.Верна. Александр с детства любил море и мечтал о нём. Он решает уехать. В Одессе Грин долгое время не мог устроиться на работу. Наконец его взяли без жалованья учеником на пароход.

-Жанр произведения определён как феерия. А как вы понимаете, что такое феерия?

Ребятам было дано индивидуальное задание, давайте послушаем, как объясняют значение данного термина Большая советская энциклопедия, Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова, Википедия.

2) цирковое представление с использованием различных эффектов.

Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами 2) волшебное, сказочное зрелище

Википедия – использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста).

-Какой же можно сделать вывод, что такое феерия?

(Феерия- это волшебное сказочное зрелище)

В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку.

-Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было?

(Рано умерла мать, воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери фантастические истории об игрушках и о жизни людей)

-Почему умерла мама Ассоль?

(Не получив помощи от Меннерса, она вынуждена была пойти в город в сырую и холодную погоду, простудилась и вскоре умерла)

Но злодеяния не проходят бесследно, и тот, кто отказал нуждающемуся в помощи, может сам оказаться в похожей ситуации.

-В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане?

(Лонгрена переполняла в тот момент боль, обида и жажда возмездия тому, кто не помог его жене и косвенно стал виновником её смерти)

-Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда это в ней?

(Повлияли рассказы отца и встреча с Эглем)

-Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником?

(Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума)

Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, продолжает жить мечтой. Как в сказке происходит первая встреча Грея и Ассоль.

-Какие чувства испытывает Грей, когда видит спящую Ассоль?

(Сильное волнение, влюбился с первого взгляда, оставляет кольцо на пальце Ассоль)

-Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль?

(Решает заменить цвет парусов на алый. Он побывал в трёх лавках, прежде чем нашёл нужный оттенок)

-Найдите описание того алого цвета, который искал Грей.

(5 глава «Этот совершенно… духовного отражения)

(Звучат ответы детей)

На других листах, лежащих на партах, дана сравнительная характеристика Ассоль и Грея, но ответы на некоторые пункты плана отсутствуют. Ваша задача, как можно быстрее найти необходимый ответ (5-7 мин.)

hello_html_m7cc08ec9.jpg

hello_html_m6ee241b6.jpg

hello_html_11183d46.jpg

hello_html_m59a76748.jpg

hello_html_49036ada.jpg

hello_html_11183d46.jpg

hello_html_2c765a07.jpg
hello_html_422d6cc3.jpg

hello_html_m60a5045e.jpg

-При всех своих отличиях, что же объединяет Ассоль и Грея?

(Мы видим, что многое объединяет героев, они добры и бескорыстны, трудолюбивы и оба верят в мечту)

-Какое впечатление произвело на жителей Каперны появление корабля с алыми парусами?

(Все всполошились, потому что не верили, что подобное когда-либо может произойти. Все побежали на берег)

-Можем ли мы беспокоиться о будущем героев? Счастливы ли они?

(Герои очень счастливы и это заслуженное счастье, так как они оба открыты для любви, добра, прощения)

-В чём смысл названия повести? Символом чего являются алые паруса?

(Символом любви и мечты, исполнения желания)

Давайте посмотрим фрагмент фильма, в котором мы увидим исполнение мечты Ассоль.

Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то жизнь станет неинтересной; пропадёт смысл и радость жизни. Тренируйте воображение и лелейте мечты.

Домашнее задание: ответить на вопросы письменно:

Какие признаки жанра феерии вы заметили в повести?

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект первого урока по феерии А. С. Грина "Алые паруса": рассказ об А.С.Грине, знакомство с понятием "феерия", проверка домашнего задания, знакомство с основными событиями главы I, аналитическая беседа (вопросы и ответы), подведение итогов, выводы, домашнее задание.

сформировать представление о личности А. С. Грина; дать понятие о феерии, феерической повести, портрете литературного героя; показать своеобразие замысла произведения;

развивать умение разграничивать в тексте повести сказочное и реальное, анализировать и выявлять значимость тех или иных частей текста для раскрытия ав­торского замысла;

воспитывать культуру взаимоотношений, уважения к личности каждого.

Оборудование: портрет А. С. Грина.

1. Объявление темы и цели урока

2. Слово учителя об А. С. Грине

— Посмотрите на строгое мужественное лицо этого человека. Перед вами писатель Александр Степанович Грин (настоящая фами­лия Гриневский). Он был удивительным человеком, но еще более удивительно его творчество. В детстве он был лишен родительской любви и ласки — мама умерла, отец пил, мачеха над ним издева­лась — и все свое время проводил в путешествиях по окрестностям.

Мальчик полюбил книги о мореплавателях и путешествиях, меч­тал уйти в море матросом, поэтому не раз пытался убежать из дома. В 16 лет уехал в Одессу, где надеялся осуществить свою мечту. Но не смог поступить на пароход, так как следовало уплатить некоторую сумму за питание и обучение. Юноше пришлось служить на грузовых пароходиках, курсировавших вдоль черноморского побережья.

В 1919 г. его, уже известного литератора, призвали в Красную армию, где он прослужил почти год, изрядно хлебнув горя и бедствий: физическое истощение, туберкулез, сыпной тиф.

4. Проверка домашнего задания. Викторина на знание текста

1. Как звали маму и отца Ассоль? (Мери и Лонгрен)(с. 49-50)

3. Чем зарабатывал на жизнь отец Ассоль после смерти жены? (Делал игрушечные корабли) (с. 51)

4. Как поступил Лонгрен с Меннерсом во время шторма? (Наблюдал, как уплывает лодка в море, и не помог) (с. 52)

5. Как дети относились к Ассоль? (Гнали её, швыряли грязью, дразнили) (с. 54, 1-й абзац)

6. Что было любимым развлечением Ассоль? (Забраться к отцу на колени и трогать части игрушек, расспрашивая об их назначении – общаться с отцом) (с. 54, 2-1 абзац)

7. Как Ассоль повстречалась Эглем? (Он поймал упущенную ею игрушечную яхту.) (с. 57)

8. Что очень удивило побывавшего в Каперне Эгля? (Не рассказывают добрых сказок, не поют добрых песен) (с. 60, последний абзац, внизу)

9. Что предсказывает Эгль Ассоль? (Когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле под алыми парусами.) (с. 61)

Предполагаемые задания

2. Прогулка Лонгрена по берегу. Меннерс попал в беду: его в лодке без весел уносит в океан. Просит помощи у Лонгрена. Тот ему отказы­вает, напомнив о Мери, которая тоже когда-то просила помощи.

3. Жители Деревни Каперна отвернулись от Лон­грена и Ассоль после смерти Меннерса. Ассоль носила в город игрушки лавочнику, который их продавал.

4. Встреча в лесу Ассоль со сказочником Эглем. Сказка об алых парусах и принце, который приедет за Ассоль. Она рас­сказывает об этом отцу. Лонгрен доволен, что Эгль так по-доброму отнесся к его дочери, и уверил Ассоль, что все так и будет, как сказал волшебник, надеясь, что она вырастет и забу­дет об этом.

5. Узнав о сказке с алыми парусами, в деревне все смеются над Ассоль

Зачитать историю Мери. Обратить внимание на без­душность, жесто­кость трак-тирщика Меннерса. Дать ему краткую характери­стику.

Рассказать о жиз­ни Лонгрена. Каков он? Почему?

Зачитать эпизод молчали-вого единоборства Лонгрена и Меннерса. Ваше мнение? Можно ли понять и простить Лонгрена?

4. Сказка Эгля об алых пару-сах. Чте­ние учеником или самим учителем.

Где происходит основное действие повести? (Приморская дерев­ня Каперна.)

Реальное ли это место? (Нет.)

Можем ли мы хотя бы при­близительно назвать время действия? (Начало XX в.)

Чем Лонгрен стал зарабатывать на жизнь? Почему он выбрал именно такой промысел?

Почему Лонгрен был недружелюбен с жителями Каперны? (Ни­кто из них не поддержали его жену с маленькой дочкой в трудную минуту.)

По ком тосковал Лонгрен? (По жене и по морю, которое ему пришлось оставить.)

Когда Меннерса уносило в море, колебался ли Лонгрен, сомне­вался ли в принятом решении? Прав ли он в своей непоколебимости?

Задание: озвучить схему и выразить свое согласие или несо­гласие с данными утверждениями.


М еннерс Лонгрен


Не помог Мери Не помог Меннерсу


Умерла от воспаления легких Умер от простуды и потрясения


Меры вины Меннерса и Лонгрена — равные

Вопросы в помощь:

В чем главное отличие поступков Меннерса и Лонгрена?

Мог ли Лонгрен поступить иначе? Что руководило им в ту минуту?

Мог ли Меннерс поступить иначе? Как вы относитесь к по­добным людям?

Можно ли понять и простить этих героев? Почему?

Расскажите, как прошло детство Ассоль. Как события ее жиз­ни повлияли на формирование ее характера? (Дети не хотели с ней играть — она играла одна, что способствовало развитию фантазии, воображению, восприимчивости, мечтательности, интуиции. Ассоль понимала и чувствовала природу.)

Как выглядел кораблик, который уплыл от Ассоль по ручью? (Белое суденышко с парусами из обрезков алого шелка.)

Кто такой Эгль? (Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок)

Какое наблюдение сделал Эгль в Каперне? (Жители города не рассказывают сказок и не поют песен.) Как это характеризует жите­лей Каперны?

Как реагирует Лонгрен на рассказ Ассоль? Как вы думаете, все ли взрослые способны так реагировать на слова ребенка? (Он согласился с предсказанием Эгля, он любит дочь, верит в её будущее)

За что нищий мстит Лонгрену? (Он не понимает его отказа по­тревожить сон ребенка.)

Почему жители Каперны и их дети, издеваясь над Ассоль, назы­вают паруса красными, а не алыми? (Это своеобразный эмоциональ­ный дальтонизм. Они не способны различать оттенки. Красный — это простой цвет, доступный их пониманию.)

7. Подведение итого урока. Рефлексия

1. Словарная работа.

Феерия — 1) представление с фантастическим сюжетом, кра­сочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

— В каком из этих значений А. Грин употребил слово фее­рия? (Что-то сказочное, волшебное.)

— Что же в первой главе реальное, действительное, а что сказочное, волшебное, фантастическое?

— Какое утверждение, на ваш взгляд, верное, правильное, точное? С какими из них вы категорично не согласны?

Мечтать не вредно. Вредно не мечтать. Мечтать вредно.

Вывод: Размышления семиклассников учитель ненавязчиво направит в нужное русло: та мечта не принесет вреда, к осуществлению которой человек стремится. Мечту, как цель в жизни, нужно стараться осуществить, а затем должна возникнуть другая меч­та (цель), уже более высокая. Человек не должен топтаться на месте. Следовательно, все три утверждения при определенных условиях можно рассматривать как верные.

Мечтать не вредно. (Мечтайте!) Вредно не мечтать. (Мечтайте!) Мечтать вредно. Мечтать вредно, если при этом ограничиваться только мечтой и ничего не делать. Мечтайте, но осуществляйте свою мечту!

8. Домашнее задание.

1. Читать с. 63-79.

Цели: формирование понятия о произведении такого жанра, как феерия;

-знакомство с биографией и творчеством А. С. Грина;

- учить находить ответы на поставленные вопросы;

- совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения.



- развивать устную речь;

- развивать способность высказывать собственное мнение;

- развивать творческое воображение, память, мышление;



- воспитывать чувства отзывчивости, доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям и к жизни, заботливого и бережного отношения друг к другу;

- показать А. С. Грина как писателя-романтика, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса;

- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений о доброте и порядочности;

- воспитывать ответственность за свои поступки.



Приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам,ответы и обсуждения учащихся, словарная работа, анализ эпизодов, просмотр фрагментов фильма, характеристика героев, выразительное чтение, работа с текстом произведения.


Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.



1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя (биография писателя, его творчество).

3. Проверка домашнего задания.

4. Целеполагание (разбор и закрепление материала) .



5. Чтение произведения, разбор текста (характеристика героев, обсуждение)

6. Просмотр отрывков кинофильма. Сравнение текста и сюжетов фильма.

7. Итоговый тест.

8. Выставка художественных работ учащихся.

9. Рефлексия. Домашнее задание.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку: Просмотр презентации, индивидуальные задания.

Цель урока: Научить отбирать материал к сочинению.

Задачи урока: 1) Характеризовать героя изучаемого произведения на основании его поведения и поступков;

2) Обучить составлению сложного плана;

3) Подобрать материал к устному и письменному сочинению-рассуждению о героях изучаемого произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать устную и письменную речь учащихся, отрабатывать навыки отбора материала по теме.

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, свободно воспринимать текст художественного произведения, осмысленно читать; содействовать развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помогать в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать моральную готовность противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; самоопределиться в отношении к героям произведения.

Регулятивные УУД: уметь определять цель каждого пункта плана; планировать свою деятельность на каждом этапе урока, уметь осуществлять самооценку и коррекцию собственных действий; стремиться к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Читайте также: