Биология наука о жизни 9 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Обеспечить усвоение обучающимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, биологии как комплексной науки и её роли в современном обществе.

Обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней, делать записи, вести диалог, оценивать результаты своей деятельности.

Начать формирование у обучающихся ценностного отношения к современным проблемам общей биологии.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-лекция

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, таблицы

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: диалогического изложения, алгоритмический.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

III. Изучение нового материала

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи многообразие. Биология относится к естественным наукам.

В античные времена Аристотель был автором некоторых трудов по научной зоологии. Известно, что он занимался обширными исследованиями морских организмов и растений. Его студент, Теофраст, написал один из самых ранних известных текстов по ботанике, датирующихся 300 г. до нашей эры, а именно о строении, жизненном цикле и использовании растений.

Римский врач Гален использовал свой опыт лечения гладиаторов после битв на арене для написания трудов о хирургических вмешательствах. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, рискуя заслужить порицание со стороны общественности, создавал подробные анатомические рисунки, которые до сих пор считаются одними из самых красивых из когда-либо созданных. Одна из первых иллюстрированных книг по биологии была написана немецким ботаником Леонардо Фуксом в 1542 году.

Биология – наука о жизни, изучение которой после изобретения микроскопов открыло ученым новые миры и горизонты. В 1665 году Роберт Гук, используя простейший микроскоп, выяснил, что растительная ткань состоит из прямоугольных блоков, которые он назвал клетками. В 1676 году Антон фон Левенгук опубликовал первые рисунки живых одноклеточных организмов.

Биология – это комплексная наука:

ботаника – микология – бриология – геоботаника - палеоботаника

зоология – ихтиология – орнитология - этология

Вопрос классу: Назовите признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.

А). Сходство химического состава.

Задание классу: сравните химический состав растительной и животной клетки, найдите сходства и различия и сделайте вывод.

Задание классу: объясните понятие "Обмен веществ". Дайте комментарий к видеоролику.

Задание классу: Какое значение имеет это свойство живых организмов в природе?

Задание классу: Используя имеющиеся знания дайте определение понятиям "Рост" и "Развитие". Какими изменениями сопровождается развитие объекта, представленного в видеоролике? Дайте комметарий предложенной схемы. Что такое индивидуальное и историческое развитие?

Чем отличаются индивидуальное и историческое развитие?

Задание классу: Что такое раздражимость? Какую роль играет это свойство живых организмов? На примере представленных в видеоролике организмов объясните, какие факторы среды вызывают проявление раздражимости и какое значение это имеет для них.

Задание классу: Используя имеющиеся знания дайте определение понятия "Адаптации", приведите примеры. Просмотрев видеоролик, дайте комментарии о том, какие приспособления и в связи с какими условиями выработались у животного. Являются ли они универсальными? Ответ поясните.

Учитель: Как Вы считаете, почему необходимо изучать биологию?

Биология - увлекательная и удивительная наука, которая подразумевает детальное изучение растительной и животной жизни, как в теоретическом, так и практическом плане. Она является отличным предметом исследования для самообразования, и, что немаловажно, это может быть очень полезным для карьеры в области медицины, экологии, здравоохранения и пищевой промышленности.

Результаты многочисленных биологических исследований могут помочь в решении многих насущных проблем современности. Это касается охраны здоровья, обеспечения продовольственными ресурсами, а также сохранения разнообразных форм жизни на Земле. Уничтожение природных сокровищ может, в конечном счете, негативно отразиться на человеческом существовании, поэтому так важно заботиться и охранять окружающий мир, а также изучать и исследовать такую жизненно важную науку, как биология.

IV. Закрепление изученного материала

V. Домашнее задание: Прочитать §1, ответить на вопросы, составить кроссворд.

VI. Рефлексия

Сегодня я узнал.

было интересно узнать, что…

VII. Подведение итогов урока

Вопрос 1. Что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.

Вопрос 2. Что называют биосферой?

Биосфера — особая оболочка Земли, область распространения жизни.

Вопрос 3. Какое значение имеет биология?

Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.

Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?

Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология (от греч. bios — жизнь + logos — учение) — комплекс наук о живой природе, изучающая все проявления жизни: строе­ние и жизнедеятельность живых организмов (бактерий, грибов, растений и животных) и их сообществ, распространение, проис­хождение, индивидуальное и историческое развитие, взаимоот­ношения друг с другом и со средой обитания. Биология раскрыва­ет сущность жизни, выявляет закономерности жизненных прояв­лений, изучает и систематизирует живые организмы.

Разнообразие живых организмов на Земле огромно. К настоя­щему времени известны 500 тыс. видов растений, около 1,5 млн. видов животных, сотни тысяч видов грибов и множество прокари­от. Специалисты постоянно открывают и описывают новые виды, как современных организмов, так и вымерших, существовавших в прежние геологические эпохи. Полагают, что число еще не откры­тых видов живых организмов сопоставимо с числом уже извест­ных и составляет не менее 2 млн.

Задачи общей биологии следующие: изучение общих законо­мерностей биологических явлений и процессов, характерных для живых организмов, причин их многообразия, выяснение законов возникновения и развития жизни на Земле.

Признаки живых организмов. Наиболее важно определить об­щие, присущие всем живым организмам черты — дать определе­ние живого. Существенно, что все живые организмы объединяет комплекс общих признаков. Однако среди них нет ни одного тако­го, который бы отдельно не существовал в неживой природе. По­этому необходимо знать общие признаки, присущие всем живым организмам.

Живой организм представляет единое образование, обладаю­щее сложным строением. Тело его составляет множество сложных взаимодействующих молекул, образующих упорядоченные структуры.

Каждая составная часть организма имеет особое строение и выполняет определенную функцию. Это относится не только к клеткам, тканям, органам, системам органов, но и к внутрикле­точным структурам и органическим молекулам.

Живые организмы способны извлекать, преобразовывать и использовать вещества и энергию окружающей среды. Благодаря этому они поддерживают собственную целостность, упорядочен­ ность строения и функций своего организма (гомеостаз), возвра­щают в среду продукты распада и преобразованную энергию. Сле­довательно, они обладают способностью к обмену веществ и пре­вращению энергии.

Организмы могут реагировать на изменения окружающей сре­ды, на внешние раздражения и отвечать на них. Большинство био­логических процессов имеют цикличность: суточную, сезонную, годовую и многолетнюю.

Строением, физиологией, биологией, поведением живые организмы приспособлены к среде обитания и соответствуют сво­ему образу жизни. Особенности строения и поведения, связанные с определенным образом жизни, называются адаптациями.

Живые организмы способны к самовоспроизведению (раз­множению). Потомство всегда сходно с родителями в связи с пере­дачей от родителей детям наследственной информации о строе­нии и функциях организма. В этом проявляется свойство наслед­ственности живых организмов. Однако потомки всегда чем-то от­личаются от своих родителей, т. е. проявляется изменчивость орга­низмов, закономерности которой общие для них всех. Таким обра­зом, живые организмы обладают способностью к размножению, наследственностью и изменчивостью.

У организмов есть способность к росту и индивидуальному развитию (онтогенезу).

8.Организмы способны к историческому развитию (филогене­зу), к изменению от простого к сложному. Этот процесс усложне­ния организмов называется эволюцией. В результате длительной эво­люции возникло все многообразие живых организмов, приспособ­ленных к определенным условиям существования.

Биологию подразделяют на составляющие ее науки по объек­там исследования: зоология изучает животных, ботаника — рас­тения, микробиология — микроорганизмы. В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины — энтомология (изу­чает насекомых), ихтиология (рыб), орнитология (птиц), тери­ология (зверей) и т.д. Многообразие и классификацию организ­мов рассматривает систематика. Историю развития органичес­кого мира изучают палеонтология и ее подразделения: палеозо­ология, палеоботаника. Форму и строение организмов исследу­ют цитология, анатомия. Общие свойства живых организмов рас­сматривают разные биологические науки: закономерности на­следственности (генетика), жизнедеятельность (функциониро­вание) растений, животных и человека — физиология этих групп живых организмов. Превращения органических веществ в клет­ках растений и животных рассматриваются в биохимии этих

царств, взаимоотношения между организмами и средой обита­ния — в экологии.

В последнее время возросло значение дисциплин, возникших на границе биологических наук с физикой, химией, математикой; успешно развиваются биофизика, биохимия, бионика.

Для живой природы характерны разные уровни организации, поэтому существуют специальные биологические дисциплины, которые изучают эти уровни жизни: молекулярная биология, ци­тология, гистология, анатомия, экология и т.д.

уровень жизни объединяет то, что тело всех организмов состоит из клеток. У многоклеточных орга­низмов имеются ткани, органы и системы органов. Поэтому выде­ляют еще органно-тканевой уровень организации. Над ним распо­ложен надорганизменный популяционно-видовой уровень жизни. Для этого уровня характерны законы, действующие в видовых по­пуляциях, пространственно-временная, половая и возрастная струк­туры, сезонная и многолетняя динамика численности и др.

Биоценотический уровень жизни связан с определенными со­обществами (биоценозами), и здесь действуют законы межвидо­вых отношений. Самый высокий биоценотический уровень — био­сферный — составляет совокупность всех живых организмов, на­селяющих Землю вместе с окружающей их средой.

В биосфере действуют общие для всех живых организмов зако­ны, однако это не исключает действие закономерностей, присущих более низким уровням организации.

В общей биологии рассматриваются биологические законы, свой­ственные всем уровням организации жизни.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе?

Какова роль биологических знаний в нашей жизни?

Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века?

Для решения каких глобальных задач человечества необходима знания биологии?

Значение биологии. Биологические знания нужны для практи­ческой деятельности, в первую очередь для обеспечения продукта­ми питания растущей популяции людей. Необходимые для пита­ния белки, жиры, углеводы, витамины человек получает в основном от культурных растений и домашних животных. Поэтому важно знание законов генетики и селекции, особенностей анатомии, фи­зиологии животных для выведения высокопродуктивных пород до­машних животных и сортов культурных растений, совершенство­вания агротехники и зоотехники. Законы генетики применяются и в селекции микроорганизмов при производстве антибиотиков. Био­логические знания широко используются в лесном и охотничьем хозяйствах, рыборазведении. Раскрытие молекулярного строения генов послужило созданию нового направления в биологии — генной инженерии, обеспечившей получение организмов с опреде­ленными, нужными человеку признаками. Совершенно новые перспективы в выведении продуктивных пород открывают возмож­ности клонирования животных. Биологические знания необходи­мы для разработки и совершенствования методов профилактики и лечения болезней человека, так как успехи медицины и здравоох­ранения базируются на достижениях биологии. Они особенно важ­ны для предупреждения распространения природно-очаговых бо­лезней: малярии, таежного энцефалита, сибирской язвы, холеры и др.; для лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболе­ваний, СПИДа.

Биохимические исследования, в частности установление срод­ства ДНК близких видов и групп животных, позволили создать биохимическую систематику. По сродству ДНК определяют бли­зость между породами домашних животных, родство между людь­ми.

Большое значение для развития человечества имеет рацио­нальное природопользование и охрана природы. Иллюзии лю­дей о неисчерпаемости

природных ресурсов и устойчивости при­роды сменились в последнее время пессимистическими прогно­зами о разрушении природных экосистем и катастрофическом загрязнении окружающей среды. Поэтому крайне важно не только знание биологических законов, но и их соблюдение при приро­допользовании.

К началу XXI в. биология стала реальной производительной си­лой, научной основой взаимоотношений общества и природы. Толь­ко при знании и соблюдении биологических законов возможно длительное устойчивое развитие биосферы и человечества.

Наука — сфера человеческой деятельности, духовное производ­им, направленное на выработку и систематизацию объективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры.

Признаки науки: объект и предмет исследований, методы, научный язык, теории, законы, понятия, сообщества ученых, исследовательские и учебные институты и др.

Что же такое метод?

Для биологической науки характерны следующие методы исследования:

преднамеренное, целенаправленное, восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

собирание и описание фактов

сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий

целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления

выявление закономерностей проявления и развития организмов

Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели

- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и

экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М. Дрофа, 2001.

- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.:

- Константинов В.М. Общая биология: Учеб. лдя студ. образоват. учреждений сред. проф.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Общая биология как наука, методы исследования связи с другими науками, её достижения.

Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии

Раскрыть значение биологии в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии её место в системе биологических знаний;

Образовательные : познакомить с основными биологическими дисциплинами;

раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии.
Развивающие: объяснить необходимость бережного отношения к природе; познакомить с правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности, познакомить с учебником, привить навыки работы с учебником,

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

История развития биологии насчитывает более 2000 лет . Еще античными врачами и философами были предприняты попытки познания живых объектов (Гиппократ, Гален, Аристотель), К эпохе Возрождения относятся исследования, положившие начало ботанике, зоологии, анатомии (Везалий).

биология – это наука о жизни, о живых организмах , обитающих на Земле. Единственной обитаемой планетой в Солнечной системе является планета Земля, жизнь на которой существует в различных формах. Это растения , животные , грибы , бактерии и даже вирусы .

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).

Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология – наука о живом мире.

Цель. Активизировать знания учащихся о биологии, как науке о живом мире.

Развивающие : развивать умения выражать свои мысли; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Воспитательные: воспитывать учебное сотрудничество учителя с учениками.

Изучение нового материала.

Биология – наука о жизни.

Таким образом, науку, изучающую живой мир Земли, называют биологией. Какие проявления жизни (живого) изучает биология?

В наши дни биология – это комплексная наука, сформировавшееся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

от объекта исследования, выделяют следующие науки: ботаника, зоология, микробиология, вирусология и др.

дифференциация наук: генетика – общая, молекулярная, генетика растений, генетика животных, генетика человека, популяционная и др.

интеграция наук: биофизика, биохимии, радиобиология, космическая биология и др.

Задание 1. Напишите, что изучают следующие науки:

Ботаника – . растения

Зоология – . животные

Ихтиология – . рыбы

Энтомология – . насекомые

Систематика – . классификация

Задание 2. Установите соответствие между названием науки и их определениями.

А) наука, изучающая строение и функции клеток
Б) Наука, изучающая пауков

В) Наука о строении организма, а также его отдельных систем и органов

Г) Наука, изучающая поведение животных и человека

Д) Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

Стр. 3-4 . Опишите, как происходило познание людьми живой природы.

Основные методы биологии. Стр. 4

Современная биология располагает широким набором методов исследования.

Задание 3. Для данных методов познания живой природы определите содержание и область применения.

Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов.

Метод измерений используют для измерения характеристик объектов.

Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов.

Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта.

Метод эксперимента дает возможность изучать явления природы в заданных условиях.

Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Метод прогнозирования позволяет предсказывать будущее объекта или процесса.

Задание 4. Для приведенных ниже конкретных ситуаций предложите наиболее подходящие методы исследования:

необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определенные сорта культурных растений;

необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании яиц и выкармливании птенцов;

в связи с выбором места под строительство будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов.

Закрепление знаний.

Какое значение имеет исследование живой природы для людей?

Какие важнейшие проблемы, стоящие в наше время перед человечеством, могут быть решены с использованием биологических знаний?

Что изучает общая биология?

Домашнее задание.

Задание 1 . Напишите, что изучают следующие науки:

Задание 2 . Установите соответствие между названием науки и их определениями.

А) наука, изучающая строение и функции клеток
Б) Наука, изучающая пауков

В) Наука о строении организма, а также его отдельных систем и органов

Г) Наука, изучающая поведение животных и человека

Д) Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

Задание 3. Для данных методов познания живой природы определите содержание и область применения.

Метод наблюдения и описания –

Задание 4 . Для приведенных ниже конкретных ситуаций предложите наиболее подходящие методы исследования:

1) необходимо выяснить, какое влияние оказывают различные дозы удобрений на определенные сорта культурных растений;

2) необходимо выяснить, как распределяются обязанности между самцом и самкой у определенного вида птиц при высиживании яиц и выкармливании птенцов;

3) в связи с выбором места под строительство будущего промышленного объекта необходимо оценить биологическую и хозяйственную ценность нескольких биоценозов.

Читайте также: