Конспект урока алгоритмическая конструкция следование

Обновлено: 06.07.2024

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— алгоритм;
— следование;
— линейный алгоритм;
— блок-схема;
— таблица значений переменных.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Особенности изложения содержания темы урока

Вопросы и задания
11 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-9 к параграфу 3.4

Домашнее задание.
§3.4 (пункт 1), вопросы № 1–9 к параграфу;
РТ: № 123, 124 (а, б, в), 125, 126, 127.

Весь материал к уроку находится в архиве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

умеет исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

умеет составлять простые линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

выделяет линейные алгоритмы в различных процессах.

получить навыки выполнения линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей;

научить разрабатывать линейные алгоритмы для различных формалььных исполнителей с заданной системой команд.

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы обучения:

Словесные (рассказ, объяснение)

Практические (работа за компьютером)

Формы организации УД : фронтальная, индивидуальная

Оборудование : учебник, презентация

I .Организационный момент

II .Актуализация знаний

III .Изучения нового материала

IV .Закрепление. Компьютерный практикум

V .Рефлексия. Итоги урока.

I .Организационный момент

II .Актуализация знаний

Что называется алгоритмом?

Приведи примеры исполнителей алгоритма. Почему их так называют?

Перечисли и поясни характеристики исполнителей.

В каких формах может быть представлен алгоритм?

Разгадайте следующие ребусы:

Конструкция следование является одной из конструкций для построения алгоритмов. Каждый алгоритм работает с определенными величинами. Мы должны подробнее узнать об этом понятии.

III. Изучение нового материала

Следование – это естественный ход выполнения шагов алгоритма. Алгоритм, построенный на данной конструкции называется линейным. Числа, строки, символы и таблицы, используемые в алгоритме называются величинами.

I ) Постоянные ( с постоянным значением)

g =9,8м/с 2 , число дней в неделе

II ) Переменные( изменяющие значение)

1) имя: a , b , c , x , y , a 1, b 2, mp , alfa , beta

А) числовые: целые(цел), вещественные(вещ) 100 или 15 100.25 или 0. 15

Б) текстовые: символьные(сим), литерные(лит)

1 символ слова, фразы

В) логические (лог) И, ИЛИ, НЕ

Операции над величинами:

III ) Строковые операции: склеивание строк

IV ) Операция присваивания: имя переменной := значение

a := 2 b := a *3 a := b a :=2 b :=2*3 a :=6

II ) Логические: ( X >5 ) и ( X

III ) Строковые: a :=“ Ком”, b :=“пот”, c := a + b

Пример алгоритма в системе Кумир

IV .Закрепление. Компьютерный практикум

Выполнения задания вместе с учителем:

Работа за компьютером . В исполнительной среде Кумир выполнить задание:

V .Итог урока. Рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Поставьте каждый в своей тетради смайл, который выражает ваше состояние после урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 110 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.04.2017 4550
  • DOCX 249.2 кбайт
  • 304 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Жданова Ксения Раилевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни. Например, в учебной деятельности ученик выполняет много разнообразных алгоритмов: при решении уравнений и текстовых задач, применении правил русского и иностранного языков, проведении опытов и так далее. На этом уроке учащиеся разберутся с первой основной алгоритмической конструкцией – следование. Узнают, какие алгоритмы называются линейными. А также научатся записывать линейные алгоритмы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные алгоритмические конструкции. Следование"

· Составление линейных алгоритмов.

Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни. Например, в учебной деятельности ученик выполняет много разнообразных алгоритмов: при решении уравнений и текстовых задач, применении правил русского и иностранного языков, проведении опытов и так далее.

Например, решая задачи на уроке математики, каждый ученик является исполнителем следующего алгоритма:

1. Прочитать условие задачи.

2. Выяснить, значения каких величин известны и значения каких величин нужно найти.

3. Составить план решения задачи.

4. Записать решение задачи.

5. Записать ответ.

На уроках русского языка ученики часто выполняют алгоритм разбора слова по составу:

1. Определить окончание слова и обозначить его.

2. Определить основу слова.

3. Подобрать однокоренные слова.

4. Определить корень слова и обозначить его.

5. Обозначить приставку слова.

6. Обозначить суффикс слова.

Выполняют действия по алгоритму и на производстве. Например, в проектном бюро завода процесс изготовления нового устройства всегда начинается с проектирования этого изделия. Проектировщики выполняют следующий алгоритм:

1. Определить назначение будущего изделия, основные требования к нему, условия использования.

2. Проанализировать уже существующие аналогичные изделия.

3. Создать эскизный проект.

4. Разработать технический проект.

5. Разработать техническую документацию.

Каждому человеку ежедневно необходимо решать массу задач в повседневной жизни, в учёбе, в исследовательской деятельности, во время путешествий и отдыха, на производстве и так далее. Все эти задачи описываются своим алгоритмом. И этих алгоритмов огромное множество.

Однако для записи любого алгоритма хватает трёх основных алгоритмических конструкций (структур) – это следование, ветвление и повторение.

Эту идею предложил и доказал Э́дсгер Ви́бе Де́йкстра нидерландский учёный, известный своими работами в области алгоритмики. Труды Де́йкстра оказали влияние на развитие информатики и информационных технологий; он является одним из разработчиков концепции структурного программирования.

Следование – это основная алгоритмическая конструкция, которая показывает естественный, последовательный порядок действий.

Выполняемое действие или процесс изображается с помощью прямоугольника. Сюда записываются действия, которые необходимо выполнить при переходе на этот блок.

В блок Процесс входит одна линяя связи и выходит одна линяя связи.

Количество блоков процесс определяется количеством команд в алгоритме.

Давайте вместе выполним алгоритм, представленный на блок-схеме.

Итак, начало. Далее следует блок данных, который изображается с помощью параллелограмма, он содержит исходные данные или в нём выведены результаты.

Нам необходимо загадать число в диапазоне от 1 до 5. Загадаем, например, число 3. теперь переходим к блоку процесс. Здесь нам нужно прибавить к задуманному - число 20. Получаем 23. Следующее действие – нужно прибавить к полученному числу, первоначально задуманное число. Получим 26.

Следующее действие, нужно разделить полученное число на 2 и отнять от частного наше задуманное число. Получим 10. Конец. Алгоритм выполнен.

Обратите внимание, мы с вами выполняли команды один раз последовательно друг за другом.

То есть, линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом один раз.

Перейдём к практической части урока.

Первое задание составим линейный алгоритм для исполнителя Робот. Итак, робот находится в клетке А, нужно перевести робота в клетку В и все отмеченные клетки закрасить.

Системой команд исполнителя робот являются четыре команды перемещения – это вверх, вниз, влево и вправо. При выполнении данных команд робот перемещается на одну клетку в выбранном направлении. По команде Закрасить робот закрасит клетку в которой находится.

Выполним наш алгоритм пошагово, с помощью пульта. На панели инструментов нажимаем кнопку Робот пульт.

Итак, смотрим на поле робота. Он находится в клетке А, которая отмечена, значит первая команда будет закрасить.

Следующая команда, вправо и снова клетка отмечена, значит необходимо выполнить команду закрасить. И так далее, выполняем команды, пока не окажемся в клетке В.

Для записи данного алгоритма мы использовали основную алгоритмическую конструкцию Следование, так как все команды мы записали в естественном последовательном порядке. А данный алгоритм будет линейным.

Рассмотрим следующее задание.

Необходимо записать команды для алгоритма, определяющего, сумму первой и последней цифры заданного трёхзначного числа.

Для решения задачи достаточно найти число сотен и число единиц в заданном числе и сложить их.

Чтобы вычислить количество единиц, необходимо исходное число разделить на 10 и взять остаток. Чтобы вычислить количество сотен, необходимо разделить исходное число на 100 и взять целую часть.

В алгоритмическом языке есть специальные операции:

Операция деления нацело div. Целочисленное деление отличается от обычной операции деления тем, что делит число нацело с отбрасыванием остатка.

Результат целочисленного деления равен нулю, если делимое меньше делителя. Например, значением выражения 5 div 7=0.

Или другой пример: переменной x:=67div10. Здесь переменная x получит значение 6, то есть 6 – это целая часть от деления числа 67 на 10.

И операция остаток от деления mod. Деление по модулю вычисляет остаток, полученный при выполнении целочисленного деления.

Например, переменной y:=65 mod 10. Здесь переменная y получит значение 5, то есть 5 – это остаток от деления числа 65 на 10.

Значит для решения нашей задачи нам нужно

Исполним команды алгоритма для числа 468.

Нам необходимо представить решение данной задачи в виде блок-схемы.

Пришло время подвести итоги урока.

Для записи любого алгоритма хватает трёх основных алгоритмических конструкций (структур) – это следование, ветвление и повторение.

В алгоритмическом языке есть специальные операции:

Операция деления нацело div, с помощью данной операции вычисляется целое частное.

И операция остаток от деления mod, с помощью этой операции вычисляется остаток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Понятие алгоритма. Алгоритмическая конструкция: следование.

Общая общеобразовательная цель: формирование учебно-познавательной и алгоритмической деятельности.

Частные образовательные цели:

учащийся должен знать:

понятие алгоритма, исполнителя, систему команд исполнителя, свойства алгоритма;

учащийся должен уметь:

анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств как дискретность, понятность, результативность, определенность, массовость, формальность;

учащийся должен применять: свойства алгоритма для решения примеров и задач;

Развивающие цели: развитие творческого мышления (умение находить способ решения); развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.

Воспитательные цели: воспитать уважение друг к другу, умение слушать, аргументировать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Первая тридцатка. Понятие алгоритма

Организационный (Приветствие и проверка отсутствующих). Ознакомить с критерием оценивания, раздать оценочные листы.

Актуализация знаний

2.1. Тема нашего урока зашифрована в ребусе (Слайд 1).

Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомится с историей возникновения данного понятия, его свойствами, видами алгоритмов и формами, с помощью которых можно записать тот или иной алгоритм, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.

Изучение нового материала.

Изложение нового материала в сопровождении презентации.

Каждому из нас так или иначе в жизни приходится встречаться с решением различных задач

Как только эти задачи встают перед нами мы сразу же стараемся найти какое – либо решение и составляем план действий для себя

Рассмотрим ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением?

Слайды 5-8. Видео клип. Формирование понятие алгоритма и его исполнителя.

Слайд 9. Ребята вы посмотрели видео клип. Ответьте теперь на вопрос: Что такое алгоритм?

Слайд 10. По каким признакам отличить алгоритм? Понятность, однозначность, точность указаний, результативность.

Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?

Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое число шагов?

Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия?

Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные шаги?

Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определен вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?

Слайд 14. Проверка домашнего задания.

Из перечисленного выберите то, что может являться алгоритмом для выполнения. Вам было задано домашнее задание: написать рецепт (алгоритм) приготовления блюда. Ответы учеников.

Слайд 15-19. Способы записи алгоритмов

Слайд 20-23. Объекты алгоритмов.

Задать конкретное значение величины можно с помощью команды присваивания

Физкультминутка.

Закрепление знаний.

Тест на компьютере.

Вторая тридцатка. Исполнители алгоритмов.

Актуализация знаний. На предыдущем модуле мы познакомились с понятием алгоритма, его свойствами, объектами, формами записи, исполнителем алгоритма.

Является ли алгоритмом

-описание приготовления салата?

-описание внесения денег на счет телефона?

- список класса?

Изучение нового материала. Понятие исполнителя

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. Приведите примеры.



Круг решаемых задач

Обстановка, в которой действует исполнитель, называется средой исполнителя. Множество команд, которое может выполнить данный исполнитель, называется системой команд исполнителя. Алгоритм может включать только команды, входящие в эту систему команд.

Слайд 33. Универсальным исполнителем алгоритма может быть компьютер.

Компьютер – формальный исполнитель алгоритмов. Он управляется программами, иначе говоря, алгоритмами, написанными на специальном языке, который понятен для него. Чтобы разработать алгоритм и запустить его на выполнение необходимо знать этот язык т.е. систему команд исполнителя.

Сегодня на уроке мы будем разрабатывать алгоритмы в программой среде трех исполнителей Робота, Чертежника и Конструктора алгоритмов. Скажите можем ли мы это сделать прямо сейчас (на данном этапе урока)? Почему? Не можем, так не знаем команды этих исполнителей.

Я предлагаю вам решить эту проблему: исследовать среду программирования этих исполнителей.

Исследовательская работа на компьютере

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание. После выполнение отчет групп.

С начала ученики изучают предложенные материалы, а потом запускают программу и пробуют применить полученные знания на практике.

Задание для групп.

Вторая группа. Изучение среды программирования Кумир исполнитель Чертежник.

Третья группа. Изучение среды программирования Кумир исполнитель Робот.

Каждая группа получает план, по которому ученики исследуют программную среду исполнителя.

План исследования для группы 1

Открыть программу Конструктор алгоритмов

Ознакомиться с интерфейсом программы

Изучить систему команд

Назвать режимы работы

Указать круг решаемых задач

Демонстрация работы исполнителя на примере.

План исследования для группы 2 (3)

Открыть программу Кумир

Ознакомиться с интерфейсом программы

Запустить исполнителя Чертежник (Робот).

Изучить систему команд исполнителя

Назвать режимы работы

Указать круг решаемых задач

Демонстрация работы исполнителя на примере.

Инструктаж по ТБ

Дети если вы чувствуете начальные признаки усталости при работе с компьютером можно выполнять индивидуальные физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления. Упражнения для глаз , кистей рук и мышц плечевого пояса.

Отчет групп. По очереди группы выходят к доске и рассказывают о среде программирования, системе команд каждого исполнителя и демонстрируют пример работы исполнителя на конкретных примерах. Остальные дети делают записи в тетради.

В какой последовательности идут команды в ваших алгоритмах? Последовательно друг за другом.

Выставление оценок Руководители групп выставляют оценки, комментируя их.

ІІІ. Третья тридцатка. Конструирование линейных алгоритмов.

На предыдущей тридцатки мы познакомились со средой программирования исполнителей Кумир и Конструктором алгоритмов. На этом модуле мы с вами на практике применим полученные знания при конструирование линейных алгоритмов.

Изучение нового материала

Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий.

Рассмотрим пример линейного алгоритма. Какого блока не хватает в примере? Блока описания переменных.

Приведите примеры линейных алгоритмов.

Практическое задание на компьютере

Инструктаж по ТБ

Ребята если вы чувствуете начальные признаки усталости при работе с компьютером можно выполнять индивидуальные физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления. Упражнения для глаз , кистей рук и мышц плечевого пояса.

1. Составьте алгоритм рисования фигуры изображённой на рисунке 1, используя Чертежник так, чтобы в процессе рисования перо не отрываясь от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды.

2. Составить алгоритм рисования домика использую Робота, изображенного на рисунке 2


3 . Составить блок схему нахождения площади заштрихованной фигуры рисунок 3




Рис. 1 Рис. 2 Рис.3

Домашнее задание выучить § 2.1, 2.2.1; Ответить на вопросы с. 91 № 1-3

Выполнить с.92 № 4

Итог урока. Собираю оценочные листы. Выставление оценок.

Читайте также: