Конспект урока 7 класс общие правила оказания первой помощи

Обновлено: 05.07.2024

– На урок пришли не зря!
Помощь нам всегда нужна!
Кто отсутствует, скажите,
О причине доложите.

Ольга: отсутствует Южиков Саша. Причина неизвестна.

В класс входит Южиков С.

Южиков: Здравствуйте. А у меня что-то с рукой, наверное, сломал. Отпустите меня домой.

Учитель: Все понятно. Но прежде, чем отпустить тебя в медицинское учреждение, где точно определят перелом у тебя или нет. Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое перелом, какие виды переломов бывают. И, конечно, какую первую медицинскую помощь мы можем оказать пострадавшему при переломе.

Итак, тема сегодняшнего урока (Слайд 4)

Запишите тему урока в тетрадь.

III. Актуализация опорных знаний

– Какие травмы может получить человек в чрезвычайной ситуации?

– Ушиб, ссадина, растяжение, вывих, порез, резаные, колотые, рваные, рубленные, огнестрельные раны, переломы

– Хорошо. А сейчас выполните следующее задание.

Разделитесь на 2 группы.

У вас на столах лежат карточки №1 и №2. (Приложение 2)

I группа выполняет задание с карточки №1, II группа выполняет задания с карточки №2.

Задания – соответствия

Рядом с повреждением нужно поставить цифру какую помощь вы будете оказывать при повреждении и в каком порядке.

Вам на обсуждение дается 3 минуты, а затем проверим у доски.

Карточка № 1

  1. – Ушиб
  2. – Назвать виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного
  3. – Первая медицинская помощь при артериальном кровотечении

ПРИЕМЫ ПМП:

  1. жгут
  2. давящая повязка
  3. покой
  4. тугая повязка
  5. холод
  6. приподнятое положение поврежденной части тела
  7. максимальное сгибание конечности
  8. возвышенное положение
  9. доставка в больницу
  10. искусственное дыхание

Ключ: Ушиб – 5, 4, 3, 9

Ключ: при Артериальном кровотечении – 1, 2, 9

Карточка № 2

  1. – Растяжение
  2. – Назвать типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов
  3. – Первая медицинская помощь при венозном кровотечении:

ПРИЕМЫ ПМП:

  1. жгут
  2. давящая повязка
  3. покой
  4. тугая повязка
  5. холод
  6. приподнятое положение поврежденной части тела
  7. максимальное сгибание конечности
  8. возвышенное положение
  9. доставка в больницу
  10. искусственное дыхание

Ключ: Растяжение – 5, 4, 3, 6, 9

Ключ: При венозном кровотечении – 2, 6, 9

Посмотрим, как вы справились с заданием.

1 задание карточка №1 – Ушиб (Слайд 5)

1 задание карточка №2 – Растяжение (Слайд 6)

2 задание карточка №1:

– Назвать виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного (Слайд 7)

Ответ: Наружное, внутреннее (Слайд 8)

2 задание карточка №2:

– Назвать типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов (Слайд 9)

Ответ: Капиллярное, венозное, артериальное (Слайд 10)

3 задание карточка №1:

– Первая медицинская помощь при артериальном кровотечении: (Слайд 11)

3 задание карточка №2:

– Первая медицинская помощь при венозном кровотечении: (Слайд 12)

IV. Изучение нового материала

– Ребята, как вы думаете, что такое ПЕРЕЛОМ? (высказывают предположения)

ПЕРЕЛОМ – полное или частичное нарушение целостности костей в результате удара, сжатия, сдавливания, перегиба или другого воздействия. (Слайд 13)

– Запишите определение в тетради.

– А теперь посмотрим ролик

– Какие виды переломов бывают. (Ролик 1)

– Просмотрев ролик, скажите, какие виды переломов бывают?

(Слайд 14) Схема: Виды переломов: открытый перелом и закрытый перелом.

– Перечертите схему в тетрадь

(Слайд 15) Назовите признаки этих переломов.

  • искривление, перегиб конечности в том месте, где его не должно быть
  • наличие отека в области сустава
  • сильная боль
  • кровотечение

– Сейчас просмотрим еще видеоролик об оказании первой медицинской помощи при переломах.

По окончании просмотра вы должны составить таблицу: (Слайд 16, 17)

Вид перелома

Что нужно делать

Что нельзя делать

  • остановить кровотечение
  • наложить давящую повязку
  • наложить шину
  • поврежденную ногу привязать к здоровой
  • доставить пострадавшего к врачу
  • нельзя транспортировать без шины
  • не делать резких движений при оказании помощи
  • согнуть руку в локте
  • наложить давящую повязку
  • наложить шину
  • зафиксировать сустав в 2 местах (выше и ниже перелома)
  • снять нагрузку с поврежденной поверхности (подвесить на косынке)
  • не вправлять косточки
  • не накладывать бинт на место перелома

Открытый перелом ноги

  • закрыть рану повязкой
  • дать обезболивающее
  • наложить шину
  • доставить пострадавшего в больницу
  • нельзя транспортировать без шины
  • нельзя давать пить и есть
  • не делать резких движений при оказании помощи

– Вы посмотрели видеоролик о ПМП при переломах, заполнили таблицу, а сейчас еще раз посмотрим на экран:

– какую помощь нужно оказывать при переломах? (Слайд 18, 19, 20)

– Введём еще одно понятие.

Вы обратили внимание, что в роликах говорится об обязательной неподвижности поврежденной конечности.

Эта неподвижность называется – ИММОБИЛИЗАЦИЕЙ.

Запишите определение в тетрадь.

Иммобилизация – обездвиживание места перелома (как правило, конечности) (Слайд 21)

– При иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое положение.

Во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен поддерживать помощник.

Неправильно выполненная иммобилизация может принести вред. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить состояние пострадавшего.

– Как вы думаете, какие переломы опаснее: открытые или закрытые? Почему?

V. Проверка изученного материала

Ролевая игра

– Ребята, часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случится где-то далеко, там, где нас нет и мы не можем там оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок на себя стянул с плиты горячий чайник, малыш упал и ударился, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся, и именно вы оказались рядом, что же вы будете делать?

Давайте рассмотрим такие жизненные ситуации.

Ребятам предлагается разделиться на 3 группы.

Ребята вытягивают по одной ситуации на группу из школьной жизни.

Им необходимо оценить ситуацию, принять решение по оказанию ПМП и оказать её. На обдумывание и принятие решения у вас есть 2 минуты.

Ситуация 1. На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик пнул по штанге, вы видите, что ему очень больно. Ваши действия. (Слайд 22)

Ситуация 2. В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе, упал, поцарапался. Вы наблюдаете, что у него из пальца на руке бежит кровь. Ваши действия. (Слайд 23)

Ситуация3. На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом сильную боль в руке. Ваши действия. (Слайд 24)

Оценивается: анализ ситуации (признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП.

VI. Оценивание

VII. Домашнее задание

Повторить записи в тетради и в таблице (Слайд 25)

VIII. Проверка усвоения нового материала.

Тест:

1. Что такое перелом?

а) нарушение целостности кости

б) нарушение органов дыхания

в) нарушение кожных покровов (Слайд 26)

2. Перелом кости с нарушением кожных покровов – это …

б) открытый перелом

в) закрытый перелом (Слайд 27)

3. Что нельзя делать при оказании помощи пострадавшему при переломе?

а) наложить шину на поврежденную поверхность

б) самостоятельно вправлять вышедшую наружу кость

в) фиксировать поврежденную конечность (Слайд 28)

4. Обездвиживание места перелома – это …

а) иммобилизация

б) перенос пострадавшего

в) обезболивание (Слайд 29)

– Что вам дал сегодняшний урок?

– А что у Саши? Перелом или нет? Есть ли у него кровотечение? Опухоль? Синяк? Этих признаков мы не наблюдаем. Значит, был розыгрыш.


В течение длительного времени мы рассматривали различные чрезвычайные ситуации природного происхождения. Мы говорили о тех мероприятиях, которые проводятся по защите населения от них, а также рассматривали правила поведения до, во время и после стихийных бедствий. И, если вы обратили внимание, одним из пунктов всех правил было оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Поэтому так важно, чтобы каждый человек овладел некоторыми основами медицинских знаний. Из данного видеоурока мы узнаем, что такое первая помощь пострадавшему и каковы основные мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общие правила оказания первой помощи"

В течение длительного времени мы с вами рассматривали различные чрезвычайные ситуации природного происхождения. Мы говорили о тех мероприятиях, которые проводятся по защите населения от них, а также рассматривали правила поведения до, во время и после стихийных бедствий. И, если вы обратили внимание, одним из пунктов всех правил было оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Поэтому так важно, чтобы каждый человек овладел некоторыми основами медицинских знаний.

Первая помощь — это временная мера, осуществляемая для того, чтобы спасти жизнь, предотвратить дополнительные травмы и облегчить страдания пострадавшего до оказания квалифицированной медицинской помощи специалистами.


Сумев быстро и, главное, правильно оказать на месте помощь, вы сможете сохранить жизнь пострадавшему, не дать развиться необратимым изменениям в его организме ещё до доставки в больницу. Именно поэтому очень важно с юных лет уметь правильно действовать в экстремальных ситуациях, иметь элементарные медицинские знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи не только себе, но и другим людям, уметь ухаживать за пострадавшими и контролировать их состояние. Особенно важное значение такие знания, умения и навыки обретают в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного или природного происхождения, а также в условиях военного времени.

Любой человек, первым оказавшийся возле пострадавшего, может и должен оказать ему первую помощь. Не забывайте, что 125 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено не только административное, но и уголовное наказание за неоказание помощи и оставление пострадавшего в опасности.

К первой группе относятся меры по незамедлительному прекращению воздействия внешних повреждающих факторов.

Так, при поражении человека электрическим током необходимо отключить источник тока, а при отсутствии возможности сделать это необходимо убрать контактный провод от пострадавшего безопасным предметом, который не проводит ток.

А, например, при солнечных и тепловых ударах пострадавшего укладывают в тень и охлаждают — прикладывают холод к голове и на область сердца, обтирают кожу мокрым полотенцем.


Мероприятия первой группы часто оказываются в порядке само- или взаимопомощи. Их необходимо выполнять в первую очередь.

Ко второй группе относятся меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему или самопомощи в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания.

Это может быть остановка кровотечения, наложение повязки на рану, искусственная вентиляция лёгких и так далее.

Данный комплекс мероприятий должен быть проведён только лицами, знакомыми с основными признаками повреждений и обладающими навыками оказания первой помощи.

Особенно важна третья группа мероприятий. Она включает в себя меры по незамедлительной доставке больного или пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение в наиболее безопасном для него положении.

Вовремя оказанная и правильно проведённая медицинская помощь часто не только спасает жизнь пострадавшему, но и создаёт предпосылки для его дальнейшего успешного лечения и восстановления здоровья, предупреждает развитие осложнений, уменьшает вероятность и длительность временной нетрудоспособности.

Если помощь нужно оказать одновременно большому количеству пострадавших, то очерёдность проведения мероприятий зависит от состояния потерпевших. Вначале помощь оказывается детям и тем людям, которые находятся в более тяжёлом состоянии или могут погибнуть.

При оказании первой медицинской помощи необходимо быстро спланировать последовательность её этапов. Для того, чтобы первая помощь, оказываемая случайным свидетелем происшествия (то есть неспециалистом), была последовательной и максимально эффективной, Министерством здравоохранения Российской Федерации был разработан порядок действий для оказывающего первую помощь. Он включает в себя:

· Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи.

Граждане оказывают первую помощь по мере своих знаний, умений и возможностей. А своевременный вызов бригады скорой помощи рассматривается как обязательный элемент первой помощи пострадавшему.


· пострадавший находится в бессознательном состоянии;

· у пострадавшего затруднённое дыхание или оно отсутствует;

· у пострадавшего непрекращающиеся боли в груди или ощущение давления в груди;

· у пострадавшего сильное кровотечение;

· у пострадавшего сильные боли в животе;

· у пострадавшего отравление или другие неотложные состояния.

· точный адрес места происшествия;

· количество пострадавших, пол, возраст;

· сообщить свою фамилию, имя и отчество, а также номер своего телефона, так как по мере выдвижения к вам бригады врачей могут появиться некоторые уточнения;

· разговор с диспетчером можно прекращать только после того, как он сам закончил разговор.

Запомните! На случай прерывания разговора с диспетчером в первую очередь называются адрес места происшествия и характер повреждений.

Для оказания первой медицинской помощи можно использовать как табельные (то есть специальные), так и подручные сре́дства. К табельным средствам относятся медикаменты, перевязочные средства, вата, специальные кровоостанавливающие жгуты́ и шины, используемые для иммобилизации (то есть для создания неподвижности какой-либо части тела).


Подручными являются средства, которые обеспечивают замену табельным, и их можно использовать для оказания медицинской помощи.

Так, например, в качестве подручных средств для наложения повязок можно использовать чистую простынь или белую ткань.

Если необходимо остановить кровотечение, то здесь помогут брючные ремни, пояса, шарфы или просто закрутки из ткани

А при переломах в качестве шины можно использовать куски картона или фанеры, доски, палки и тому подобное.

Возникновение состояний, требующих немедленного оказания эффективной реанимационной помощи в течение первых минут после несчастного случая за пределами лечебных учреждений, — нередкое явление. Поэтому обучение населения основам неотложной помощи имеет важное государственное значение, так как это позволит сохранить жизнь многим тысячам пострадавших.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы

Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Урок предназначен для изучения оказания первой доврачебной помощи. Умение применять знания в дТП, в походе, на улице, когда нет специалиста, врача. Урок входит в раздел "Основы ЗОЖ. Первая помощь".

ВложениеРазмер
urok_okazanie_1_mp.doc 280 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды ран и первая помощь при ранении.

Цель урока: Знать что такое рана и виды ран.

Уметь оказать первую помощь при ранениях.

Метод: беседа с практическим показом.

Технология: здоровьесбераегающая, ИКТ

Основы безопасности жизнедеятельности

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Изучение нового материала;

Тема урока по учебно-тематическому плану:

Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.

Урок – словесная с использованием ИКТ, групповая и индивидуальная работа

Мультимедийный проектор, компьютер учителя, средства оказания 1 МП, тетради, учебники.

Ознакомить учащихся с видами ран, последствиями ранений, столбнячной инфекцией, средствами доврачебной помощи, мерами по профилактике травм в школьном возрасте и оказании первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Использование ИКТ даст возможность наглядно увидеть и представить все этапы оказания первой медицинской помощи при ранениях.

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала.

Инструктаж домашнего задания

Тема: Виды ран и первая помощь при ранении .

2. Проверка домашнего задания.

Оценивание по критериям: интересен ответ, актуален, практичен, научность, грамотность речи.

- Коллективное обсуждение двух позиций:

Иногда я нарушаю ПДД, потому что… Результатом моего поведения может быть…

Я не нарушаю ПДД, так как результатом моего поведения…

Оценка по убедительности и логике построения, доказательности и монологичной речи.

Нарушение ПДД ведет к ОС, ЧС, особенно опасны они для человека в отношении здоровья. Нарушение ПДД ведет к травматизму.

ИТАК, мы с вами начали разговор о травматизме. Что такое травма?

4.Изложение программного материала

Ответы учащихся с корректировкой учителя

Травма – это повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности функций, вызванного внешним воздействием.

Виды травм : ушибы, вывихи, переломы, раны.

Вывод : одним из видов травм является рана. Причинами ранения могут быть различные причины, об одной из них мы говорили раньше.

Итак прозвучало ключевое слово урока – рана. Кто может догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Если более подробнее рассматривать раны, что еще нам о них надо знать?

Виды ран.
Оказание 1 МП. Значит тема урока: В

Запишем ключевые слова нашего урока:

  1. Рана.
  2. Виды ран.
  3. Инфекция.
  4. Столбнячная инфекция.
  5. Асептика.
  6. Асептические средства.
  7. Перевязочный материал.

Какая цель – конечный результата урока? – ученики дают свои умозрения.

Узнать, какие раны бывают, их виды, не допустить осложнения из –за ран.

Вывод: чем будем заниматься на уроке? Что важно знать вам для оказания помощи пострадавшему.

Слайд 3. Рана. Дать понятие раны.

Обучающиеся по иллюстрации находят признаки и из них формируют понятие. Учитель корректирует ответы, заостряя внимание на признаках раны.

Рана – это нарушение целостности кожи, слизистых оболочек с повреждением различных тканей и органов, вызванное механическим, термическим и химическим воздействием.

Признаками раны являются: боль, кровотечение, зияние.

Раны по способу поражения.

Раны по механизму поражения.

По механизму нанесения ран, характеру ранящего предмета и объему разрушения тканей различают:

- резаные; - ушибленные; - колотые

- рубленые; - рваные; -огнестрельные.

Тест-контроль (коллективная работа):

  1. Сколько видов ран знаете? – 5,7,8
  2. При обрушении здания наблюдаются следующие виды ран: ушибленные, укушенные, рубленые, рваные.
  3. Если края у неглубокой раны ровные: это рваная, рубленая, резаная?
  4. Виды кровотечений: стремительное, капиллярное, артериальное, венозное.

О чем напоминают эти кадры?

Какие последствия этих бедствий происходят с людьми?

Зарядка для глаз .

Ранение сопровождается болью, нарушением или ограничением функции пораженной части тела, особенно при повреждении костных структур, суставов, мышц, сухожилий, нервных стволов. Любое ранение сопровождается кровотечением .При оказании первой медицинской помощи на месте ранения необходимо остановить кровотечение.

  1. Повторение изученного материала из 6 класса. Виды кровотечений. Их отличия. Способы остановки: капиллярное – обработка, наложение повязок. Венозное – давящая повязка. Артериальное – пальцевое прижатие, жгут, закрутка, записка с указанием времени и т.д. Время наложения повязок.

Вопрос: назовите основные опасные последствия кровотечений:

  1. Что такое инфекция? ( формулируют свои понятия). Корректировка учителя.

Чтение учащихся в учебнике – столбнячная инфекция.

Находят микротемы, делят текст на смысловые части, определение главной мысли каждой части.

Вывод: чем является для раны кровотечение? (признаком раны). Какие еще признаки раны вы помните? (боль, зияние).

При обработке ран необходимо соблюдать меры асептики и антисептики.

Асептика – система профилактических мероприятий, направленных против возможности попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме( в целом).

  1. Знакомства с асептическими средствами и средствами перевязки: самопроверка своих знаний.
  1. Для обработки раны я могу использовать: написать свои установки.
  2. Для перевязки раны я могу использовать: написать свои установки.

Что нужно помнить о спиртосодержащих средствах обработки раны.

Для чего нужны перекись водорода и марганцовка?

  1. Какие манипуляции запрещены при обработке и перевязки раны?

Слайды, по которым учащиеся находят неточности в ответах.

Раздаются инструкции для самостоятельного ознакомления.

Последовательность проведения мероприятий первой помощи :

Правовой аспект оказания первой медицинской помощи

Правила наложения давящей повязки:

На кровоточащую рану накладывают стерильную ткань. Поверх нее кладут плотный валик из бинта или ваты, который туго прибинтовывают. Признаком правильно наложенной давящей повязки является прекращение кровотечения. При остановленном кровотечении ее можно не снимать до поступления пострадавшего в лечебное учреждение.

  1. Практическая работа под руководством учителя. Показ, работа в парах.
  1. Обработка раны.
  2. Накладывание простой спиралевидной повязки.

11.Оценивание повязок. Предложение учащихся: кого можно поощрить за работу на уроке.

Личностные наблюдения: Что на уроке вам понравилось, не понравилось.

13. Какое домашнее задание необходимо выполнить дома, чтобы закрепить знания и умения, приобретенные вами на уроке?

Параграф № 26, знать виды ран, раневую инфекцию, уметь обработать рану, наложить повязку. – запись на доске и в дневниках.

А какие вы знаете повязки? Чему вы можете научить окружающих в оказании 1 МП?

Читайте также: