Конспект урока 1 класс по изо художник прикладник

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Декоративно - прикладное искусство. Русская матрёшка.

Цель: Ознакомление учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.

1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

3. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

4. Научить расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России;

1. Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;

1. Воспитывать интерес и любовь к декоративно - прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду;

2. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

3. Формировать чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Оборудование: презентация; выставка игрушек - матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов - Майдана; музыка на мотив русских народных песен, образец педагогического рисунка; раздаточный материал (шаблоны);листы а№гуашь , кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.

Знать основные приёмы работы гуашевыми красками и уметь применять их на практике

Продолжить изучение декоративно - прикладного искусства..

Выполнить задания на закрепление изученного материала на трафарете, выполняя пошагово за учителем.

Уметь различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;

Самостоятельно найти решения различных изобразительных задач

Выполнить самостоятельно рисунок матрёшки и дополнить его своими композиционными элементами

Характеристика учебных действий

I. Орг. момент

Создание эмоционально - положительного настроя Самооценка готовности к уроку

Приветствие. Включение учащихся в режим работы

Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:

лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Регулятивные учебные действия

(правильность выбора учебных принадлежностей)

Определение цели урока

Проявление интереса к теме

Сели дети по порядку

Отгадайте вы загадку.

Чудо русское вот есть

Очень трудно глаз отвесть.

Но не кружка и не ложка -

- Долго дети не гадайте

Урока тему угадайте.

Все мы здесь хотим узнать -

Что мы будем рисовать? (ответы детей)

- Молодцы! Вы угадали. (показ матрёшек)

Учитель демонстрирует матрёшки

Постановка целей и задач урока, составление плана занятия

Дети внимательно слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

Создание проблемной ситуации.

А матрёшку вы видали?

Где? Когда? Скажи скорей

Что вы знаете о ней?

Учитель демонстрирует презентацию

Дети отвечают на вопросы учителя

Русская матрёшка - один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,
Глядь - а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!

Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.

Небольшой пересказ простого текста и стихотворения

Коммуникативные (формирование навыков общения)

IV Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Учитель: Замечательно, друзья! Ну, что ж, продолжу я.

Учитель дополняет ответы детей : Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места.

Учитель: Матрёшка - удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.

А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?

1. Вводная беседа

- Матрёшка - известный во всём мире талисман России, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. (2 слайд)

- Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки - точёной из дерева и оригинально расписанной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. (3 слайд)

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. (4 слайд)

1.Учитель: Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает?

Учитель В дореволюционной провинции имя Матрёна считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия. (5 слайд)

Учитель: Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

- Матрёшку сделать непросто. Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. (6 слайд)

- Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. (7 слайд)

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости (8 слайд). После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. (9 слайд)

Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. (10 слайд)

2. Знакомство с разными видами матрёшек

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

- Вот какая разница!

- Давайте их сейчас сравним.

Наряд её определим.

Ведь чтоб её нарисовать,

Отличия необходимо знать. (11 слайд)

Учитель: Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская.

Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек воплотились персонажи, взятые из жизни: крестьянские девушки, пастушки со свирелью, старики, героев сказок, басен .Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности. (12 слайд)

Учитель: В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии.

Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.

Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана - красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. (13 слайд)

Учитель: Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками.

Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий - с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.

В сарафане и платке.

А в руках держит корзину

Может и держать цветы.

Что ещё заметил ты?

Посмотрите вы немножко

Побыстрей и посмелей.

Что заметили на ней?

Ученики: высказывают свои мнения: (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир).
Ученик: Сувенир - подарок.

Ученики: высказывают свои мнения:

Ученики: высказывают свои мнения:

Ученики: На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.

Ученики: Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен. Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.

Регулятивные действия Совместно с учителем предлагать версии.

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других.

Личностные Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.

VI. Выражение решения проблемы.

Учитель: Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

Но сначала повторим,

Знания наши, закрепим. (17 слайд)

3. Отличительные особенности матрёшек

Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек. (18 слайд)

Отличительные особенности матрёшек

Разноцветный в горошек или простой цветок

Скромный, но по низу может быть украшен узором из цветов

Края платка украшены небольшими бутонами ярких цветов

Отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук

Платки ярких цветов украшены узором из соломки

Отличается яркой, сочной росписью, украшен узором из соломки, колосков и зёрен

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора

Коммуникативные (формирование навыков общения)

Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

Уметь различать образцы Загорской, Семёновской и Вятской матрёшки

VII. Практическая часть

Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Обращаю ваше внимание на этапы росписи: от крупных деталей к мелким (20,21, 22, 23 слайд).

Учитель делит класс по группам и предлагает выполнить задания разного уровня

Выполнить задания на закрепление изученного материала на трафарете, выполняя пошагово за учителем.

Выполнить самостоятельно рисунок матрёшки и дополнить его своими композиционными элементами

Берите краски не ленитесь.

А если в чём - то затруднитесь,

То ко мне вы обратитесь. (24 слайд)

(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение). (25 слайд)

Выполняют по группам задания различного уровня под русскую народную музыку

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Регулятивные учебные действия

умение работать по предложенному плану,

соотносить свои действия с планируемыми результатами

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрёшке (26 слайд).

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный - я молодец, зелёный - мне нужно ещё поработать, синий - сегодня не мой день и т.д.)

- Что вызвало наибольший интерес?

- Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке?

- Молодцы! Спасибо за урок.

Личностные учебные действия. Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Умение задавать вопросы и выражать мысли

IX. Домашнее задание.( 2 мин.)

Принести гуашевые краски, альбом, кисточки, клеёнку, тряпочку, палитру

1. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. - М.: Столетие, 1994.

2. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 3 класс. М.: Дрофа, 2008.

Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: Изделия с хохломской росписью. Платок. Произведения декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымково и др.)

Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка

Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.
– В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой.)
– Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.
Слайды 2-4.










Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу, все на свете я смогу!
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места.Составление композиции
Контролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь.

– На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.
- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы. Слайд 11-12/




Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе по теме: "Декоративная прикладная деятельность. Выполнение декоративного фриза. Лунные цветы", соответствующий ФГОС НОО.

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Формировать представление о фризе в декоративной прикладной деятельности.

Формировать умения изображать на альбомном листе лунные цветы в виде … фриза,

Учащиеся узнают о доме, улицы, городе, где мы живем.

Учащиеся получат возможность узнать о звучании своего дома, улицы, города.

Учащиеся научатся изображать на альбомном листе лунные цветы.

Учащиеся получат возможность научиться изображать

Формировать умение самостоятельно выделять и выполнять действия по алгоритму;

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи.

выполнение действий по алгоритму;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

владеть диалогической формой речи;

Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Воспитывать положительный эмоциональный настрой на работу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на работ.

Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая): фронтальная, парная, индивидуальная. Дидактические средства: презентация, альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шаблоны.

Интерактивное оборудование: компьютер, экран.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Организует приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Организует проверку рабочего места.

- Прошу вас проверить, все ли у вас есть на рабочих местах для работы?

Организует мотивацию через кроссворд.

- Перед вами ребус, разгадав его, вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.

- Какое слово получилось?

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи (К)

Самооценка готовности к уроку.

Словесный (рассказ, беседа).

Наглядный (демонстрация слайдов)

Организует актуализацию опорных знаний.

- Вспомним, что такое орнамент? Если затрудняетесь, посмотрите на слайд.

- Какие виды орнаментов вы знаете?

Отвечают на вопросы.

- Орнамент – это узор, которые состоит из одинаковых повторяющихся элементов.

- Геометрический (состоит из геометрических фигур), растительный (состоит из элементов цветов, листьев), антропоморфный (изображаются фигуры человека), зооморфный (изображаются фигуры животных).

Владеть диалогической формой речи (К)

Проблемное объяснение нового материала.

Словесный (беседа), наглядный (демонстрация слайдов)

Организует рассказ по новому материалу.

- Как вы думаете, что такое ленточный орнамент?

- Как называется данный вид орнамента?

- А также темой являются и цветы. Как называется данный вид орнамента?

- К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

- Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

- Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

- Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли художников – архитекторов. Создать свой фриз, украшенный лунными, сказочными цветами! Какой вид орнамента вы будете создавать?

- Какие лунные, сказочные цветы мы с вами можем нарисовать в орнаменте?

- Чтобы нарисовать сказочные цветы, мы с вами использует прием стилизации. Вспомним, что такое стилизация?

- Посмотрите на слайд, вам даны две работы цветов. Что вы можете сказать о них? Из каких частей состоят цветы? В чем их сходство, в чем различие?

Организует поэтапное объяснение работы.

1. Возьмем шаблон полосы для ленточного орнамента, то есть фриза, расположим горизонтально посередине альбомного листа, обведем его простым карандашом.

2. Разделим полосу на 4 равные части.

3. Нарисуем в 1 квадрате цветок. Начнем мы с серединки цветочка, затем нарисуем лепестки, простым карандашом стилизуем цветок и работаем в цвете. Для цвета будем использовать фломастеры и цветные карандаши.

4. Нарисуем во 2 квадрате цветок другой формы.

5. Далее повторяем элементы до конца нашего фриза.

- Это орнамент, узор которого вписывается в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ИЗО для учителя и ученика.

  • Все 6474
  • Уроки 3032
  • Презентации 1698
  • Тесты 103
  • Планирование 527
  • Мероприятия 271
  • Прочее 843

Нажмите, чтобы узнать подробности




Данный мастер-класс можно использовать на занятиях в школе, дополнительном образовании. Пошаговое выполнение изделия из бумаги в технике оригами.





Презентация содержит информацию о том, как русский народ издавна украшал свою жизнь, как появились такие виды декоративно- прикладного искусства: хохлома, жёстовская роспись. городецкая роспись, гж.



Презентация по изобразительному искусству для учащихся 1 класса программа Планета знаний система уроков по учебнику Н.М. Сокольниковой раздел «Королевство волшебных красок. Рыбки холодные и т.





Презентация создана для проведения урока ИЗО в 1 классе УМК "Планета знаний" по разделу "В мире сказок. Волк и семеро козлят. Добрый козлёнок". Можно использовать на уроках.


Данная презентация предназначена для проведения урока ИЗО в 1 классе УМК "Планета знаний". Эту презентацию, так же как и презентацию "В мире сказок. Добрый козлёнок" можно испол.


Урок разработан для учащихся детских школ искусств, но может быть использован и в общеобразовательной школе. Учащиеся знакомятся с технологией рисования воском и акварелью.




Богород ойыншығының шығу тарихы және жасалу әді жайлы мағлұмат берілді. Оқушылар сазбалшықтан мүсін жасап. кепен сон. акрил бояумен боялды.


Научить детей поэтапному рисованию кошки. Учить передавать форму, строение, пропорции. Развитие умений наблюдать и видеть красоту окружающего мира.


Данная работа является мастер-классом для ознакомления учащихся с техникой мастихина акрилом или маслянной краской в 1 классе 3 четверти художественной школы.

Читайте также: