Программирование линейных алгоритмов 9 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

План урока:

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература: Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию - Казань, 2003.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

1. Задать два числа А и В

2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

III. Постановка целей и задач.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

А:=В; где А – переменная, В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;

Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02

WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);

N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А

M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

Пример 2.

WRITE(123.456:10:4);

WRITE(123.456:6:2);

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.

Решение:

(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)

writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)

readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)

end. (конец программы)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Var A,B,S: Integer;

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.

VII. Подведение итогов урока.

- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

- Назовите операторы ввода? (readln)

- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)

- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.

Карточка №1

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

Карточка №2

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Карточка №3

Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.

Карточка №4

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

Карточка №5

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Автор.doc

Костылева Ирина Ивановна

Вологодская область, г.Харовск

Выбранный для просмотра документ ~$ок - Программирование линейных алгоритмов.doc

User UserUnknown\ ËŽ

Выбранный для просмотра документ карточки.doc

При решение задач использовать программу КОНСТРУКТОР АЛГОРИТМОВ, для составления блок-схем, их редактирования и выполнения отладки, используя исходные данные.

1. Написать алгоритм вычисления у по формуле у = х -14

2. Написать алгоритм вычисления m по формуле m = n -12

3. Написать алгоритм вычисления c по формуле c = 16 - r

4. Написать алгоритм вычисления n по формуле n = 48 : m

5. Написать алгоритм вычисления d по формуле d = c -6

6. Написать алгоритм вычисления у по формуле у = 60 : х

7. Написать алгоритм вычисления a по формуле a = b - 2

8. Написать алгоритм вычисления k по формуле k = (60+4): n

9. Написать алгоритм вычисления v по формуле v = c +2

10.Написать алгоритм вычисления z по формуле z = 16-х

11.Написать алгоритм вычисления w по формуле w = 55 : q

12.Написать алгоритм вычисления g по формуле g = f ·3

13.Написать алгоритм вычисления t по формуле t = 10+ j 14.Написать алгоритм вычисления p по формуле p = 7· d

15.Написать алгоритм вычисления r по формуле r = 15 : t

*Таблица 1 для кодировки слова программирование, для входных данных и что должно быть на выходе при отладки алгоритма

**Таблица 2 для учащихся для раскодировки полученных данных

Написать алгоритм вычисления у

по формуле у = х -14

Написать алгоритм вычисления m

по формуле m = n -12

Написать алгоритм вычисления c

по формуле c = 16 - r

Написать алгоритм вычисления n

по формуле n = 48 : m

Написать алгоритм вычисления d

по формуле d = c -6

Написать алгоритм вычисления у

по формуле у = 60 : х

Написать алгоритм вычисления a

по формуле a = b - 2

Написать алгоритм вычисления k

по формуле k = (60+4): n

Написать алгоритм вычисления v

по формуле v = c +2

Написать алгоритм вычисления z

по формуле z = 16-х

Написать алгоритм вычисления w

по формуле w = 55 : q

Написать алгоритм вычисления g

по формуле g = f ·3

Написать алгоритм вычисления t

по формуле t = 10+ j

Написать алгоритм вычисления p

по формуле p = 7· d

Написать алгоритм вычисления r

по формуле r = 15 : t

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения пути. Значения скорости и времени вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.

Написать программу нахождения площади прямоугольника. Значение длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения скорости. Значения пути и времени вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения общей площади квартиры. Значение площадей двух комнат вводятся с клавиатуры.

LET – оператор присваивания

INPUT - оператор ввода

PRINT- оператор вывода

Выбранный для просмотра документ Программирование лин. алгоритмов.ppt

Что такое алгоритм? Назовите виды алгоритмов. В какой форме записываются алго.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что такое алгоритм? Назовите виды алгоритмов. В какой форме записываются алго.

Что такое алгоритм?
Назовите виды алгоритмов.
В какой форме записываются алгоритмы?

Задача. Найти сумму двух чисел А и В. Словесная форма: 1. Задать два чис.

Задача. Найти сумму двух чисел А и В.

1. Задать два числа А и В
2. Найти сумму этих чисел
S=А+В

 началоА, ВS:=А+ВконецSГрафическая форма

Как запишется алгоритм на языке программирования Basic?

Как запишется алгоритм на языке программирования Basic?

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ЛИНЕЙНЫХ
АЛГОРИТМОВ

могут включать в себя операторы:присваивания ввода выводаЛинейные программы

могут включать в себя операторы:
присваивания
ввода
вывода
Линейные программы

LET А = В А – переменная.

LET А = В
А – переменная
В – выражение

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: INPUT Например.

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
INPUT

Например, INPUT С
ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор вывода значений, данных имеет вид: PRINT Например, PRINT С ОПЕРА.

Оператор вывода значений, данных имеет вид:

Например, PRINT С

Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры. нача.

Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
начало
А, В
S:=А+В
конец
S

ввод исходных данныхначаловывод результатаконец действие началоА, ВS:=А+ВконецS

ввод исходных данных
начало
вывод результата
конец

Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.INPUT.

Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
INPUT A
INPUT B
S=A+B
PRINT S
End

Написать программу вычисления площади прямоугольника. Значения ширины и.

Написать программу вычисления
площади прямоугольника.

Значения ширины и длины вводятся с клавиатуры.
Домашнее задание

Какие операторы включают линейные программы? Назовите операторы ввода? Назови.

Какие операторы включают линейные программы?
Назовите операторы ввода?
Назовите операторы вывода?

Выбранный для просмотра документ Урок - Программирование линейных алгоритмов.doc

Урок проведён в 9 классе

Учитель информатики И.И. Костылева

Тема: Программирование линейных алгоритмов

Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Бейсике; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.

2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.

3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

I . Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Актуализация знаний. ( Слайд 1)

- Что такое алгоритм?

Алгоритм - понятное и точное предписание действий, которые надо совершать исполнителю, чтобы получить результат.

- Те учащиеся, которые сидят за компьютером, выполняют задание с карточки.

Задание . Составить алгоритмы по условию задач (см. Таблицу 1)

Учащиеся в программе КОНСТРУКТОР АЛГОРИТМОВ составляют алгоритмы, редактируют их, выполняют отладку и называют результат своей работы в виде буквы.

На доске составляется слово ПРОГРАММИРОВАНИЕ

- С остальными учащимися продолжаем работать устно.

- Назовите виды алгоритмов?

Линейный алгоритм, разветвляющий алгоритм, алгоритм с циклом

- В какой форме записываются алгоритмы?

Словесная, графическая

- Повторим, а что такое линейный алгоритм?

Линейный алгоритм- это алгоритм, в котором команды выполняются

последовательно одна за другой.

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В по словесной форме.


Словесная форма : Графическая форма:

1. Задать два числа А и В

2. Найти сумму этих чисел S =А+В

Проверяем работу учащихся за компьютером

и задаем ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как запишется алгоритм на языке

III . Постановка целей и задач. ( Слайд 4)

-Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?

Научиться записывать линейный алгоритм на языке программирования

Запишем тему урока. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV . Изучение нового материала (Слайд 5)

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

1. Оператор присваивания

LET А=В; где А – переменная, В – выражение;

2. ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: INPUT

3. ОПЕРАТОР ВЫВОДА данных, результатов имеет вид: PRINT

V . Закрепление изученного на уроке.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу.

Учитель предлагает записать программу самим учащимся


Задача. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним решение задачи (Слайд 9)

Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В)

- Что нужно найти? (Сумму чисел А и В)

- Как обозначали сумму чисел ( S )

- Что нужно вывести как результат( S )

- Теперь, когда алгоритм решения задачи мы вспомнили, можно составить программу.

Один из учащихся пишет программу на доске.

F 5 – запускаем программу

? 5 вводим любое число

? 10 вводим любое число

15 ответ мы видим на экране

Затем учащиеся вводят программу в компьютер.

Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI . Информация о домашнем задании.

Написать программу вычисления площади прямоугольника. Значения ширины и длины вводятся с клавиатуры.

VII . Подведение итогов урока.

- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

- Назовите операторы ввода? ( INPUT )

- Назовите операторы вывода? ( PRINT )

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www . metod - kopilka . ru

. Орфография и форматирование автора материала.

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word , MS Excel ,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 054 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Конспект урока Программирование линейных алгоритмов (9 класс, урок 37, учебник Босова Л.Л.). На уроке учащиеся знакомятся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных.

Планируемые образовательные результаты:
предметные – первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных;
2) продемонстрировать работу функций div и mod;
3) рассмотреть основные возможности работы с символьными и строковыми типами данных;
4) продемонстрировать работу с данными логического типа.

Основные понятия, изучаемые на уроке:
— вещественный тип данных;
— целочисленный тип данных;
— символьный тип данных;
— строковый тип данных;
— логический тип данных.

Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.

Особенности изложения содержания темы урока

2. Повторение (4 минуты)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-12) к §4.3;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 180;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;
— вещественный тип данных
— целочисленный тип данных
— символьный тип данных
— строковый тип данных
— логический тип данных

Стандартные функции языка Паскаль

3 слайд — числовые типы данных (таблица);
Стандартные функции языка Паскаль:

4 слайд — исследование функций round, int и frac;
Исследуем работу функций round, int и frас, применив их к некоторому вещественному х. Соответствующая программа будет иметь вид:
program n_3;
var x: real;
begin
writeln (‘Исследование функций round, int, frac’);
write (‘Введите x>>’);
readln (x);
writeln (‘Округление — ‘, round(x));
writeln (‘Целая часть — ‘, int(x));
writeln (‘Дробная часть — ‘, frac(x))
end.
Выполните программу несколько раз для
x принадлежащего .
Какой будет тип результата каждой из этих функций?

Операции над целыми числами в языке Паскаль

5 слайд — целочисленный тип данных (таблица);
Операции над целыми числами в языке Паскаль:

6 слайд — операции div и mod;
Трёхзначное число можно представить в виде следующей суммы: x = a·100 + b·10 + c, где а, b, с — цифры числа.
Программа нахождения суммы цифр вводимого с клавиатуры целого трёхзначного числа.
program n_4;
var x, a, b, c, s: integer;
begin
writeln (‘Нахождение суммы цифр трёхзначного числа’);
write (‘Введите исходное число>>’);
readln (x);
a:=x div 100;
b:=x mod 100 div 10;
c:=x mod 10;
s:=a+b+c;
writeln (‘s= ‘, s)
end.

7 слайд — символьный и строковый типы данных;
Символы – это все буквы и значки, которые есть на клавиатуре. Для ввода в программу символьных переменных необходимо указать для них символьный тип данных char.
Функция ord преобразовывает букву в её числовой код.
Функция chr преобразовывает числовой код символа в сам символ.
Значением строковой величины (тип string) является произвольная последовательность символов, заключенная в апострофы.

8 слайд — символьный и строковый типы данных;
Пример. Запишем на языке Паскаль программу, в которой для введённой с клавиатуры буквы на экран выводится её код. Затем на экран выводится строка, представляющая собой последовательность из трёх букв используемой кодовой таблицы: буквы, предшествующей исходной; исходной буквы; буквы, следующей за исходной.
program n_5;
var a: char; kod: integer; b: string;
begin
writeln (‘Код и строка’);
write (‘Введите исходную букву>>’);
readln (a);
kod:=ord(a);
b:=chr(kod–1)+a+chr(kod+1);
writeln (‘Код буквы ‘, a, ‘-‘, kod);
writeln (‘Строка: ‘, b)
end.

9 слайд — логический тип данных;
Величины логического типа принимают всего два значения: false и true;
false >’);
readln (n);
ans:=n mod 2=0;
writeln (‘Число ‘, n,’ является четным — ‘, ans)
end.

логический тип данных

11 слайд — логический тип данных (таблица);
Логическим переменным можно присваивать значения логических выражений, построенных с помощью логических функций и (and), или (or), не (not).

13 слайд — самое главное.
Типы данных в языке Паскаль:
— вещественный
— целочисленный
— символьный
— строковый
— логический и другие.
Для них определены соответствующие операции и функции.

Вопросы и задания
14 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 1-15 к параграфу 4.4

Задание 1. (задание №2 в учебнике. Внимание: в учебнике опечатка в исходных данных: xa=2, ya=1)
По заданным координатам точек А и В вычислите длину отрезка АВ.
Пример входных данных
1 ха=2
1 уа=1
1 xb=10
1 yb=7
Пример выходных данных
|АВ|=10.0

Задание 2. (задание №3 в учебнике)
Известны длины сторон треугольника а, b, с. Напишите программу, вычисляющую площадь этого треугольника.
Пример входных данных
а=3
b=4
с=5
Пример выходных данных
S=6.0

Задание 3. (задание №6 в учебнике)
Исследуйте работу функции random, запустив многократно на выполнение программу:
program n_8;
var х, n: integer;
begin
writeln (‘Исследование функции random’);
randomize (*для генерации различных случайных чисел при каждом запуске программы *);
write (‘Введите х>>’);
readln (x);
write (‘Введите n>>’);
readln (n);
writeln (‘random(‘, х, ‘) = ‘, random(x));
writeln (‘random(‘, x, ‘)+’, n, ‘ = ‘, random(x)+n)
end.
Как можно получить случайное число из промежутка (0; х)?
Как можно получить случайное число из промежутка (0; х]?
Как можно получить случайное число из промежутка (n; х + n)?

Домашнее задание.
§4.4, вопросы № 1-15 к параграфу;
РТ: № 181, 182.

Весь материал к уроку находится в архиве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие детей, гостей.

"Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.

- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".

- Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. И сегодня на уроке мы с вами как раз и будем учиться программировать такую последовательность действий.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)

СЛАЙД

Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, я предлагаю вам проверить как вы усвоили темы прошлого урока:

Установите соответствие между номеров вопроса и буквой, соответствующей верному ответу :

Начало, конец обработки данных

Оператор ждет нажатия клавиши ввода

Var A,B,S: Integer

Раздел описания переменных

Ввод, вывод данных


Оператор ввода значений переменных с клавиатуры


Оператор вывода значения



Var A,B,S: Integer;

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’);



Учитель:

1. Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте.

2. Проверьте его ответы по шаблону:

3. Поставьте ему плюс за каждый верный ответ и выставьте оценку в тетради по образцу:

Исправления не допускаются…

УЧИТЕЛЬ: отметьте в своей карточке рефлексии заработанную оценку!

3. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения

3.1 Обобщение и систематизация знаний

Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные ранее операторы используются для реализации линейных алгоритмов на языке программирования. Вспомним, какие алгоритмы называются линейными?

Учащиеся отвечают. (в которых действия выполняются последовательно одно за другим)

Решение задачи на компьютере — это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.

Поэтому перед решением задачи на компьютере, она должна пройти некоторые этапы подготовки.

Давайте с вами повторим этапы решения задач на компьютере.

Учащиеся по очереди выходят к доске и расставляют по порядку этапы решения задач, поясняя что происходит на данном этапе.

Этапы решения задач на компьютере.

1) Постановка задачи — необходимо четко определить цель задачи, дать словесное описание содержания задачи, выделить исходные данные для ее решения. Предложить общий подход к её решению, определиться какие результаты и в каком виде должны быть получены.

2) Построение математической модели — представление ее в виде формул, уравнений, соотношений, которые могут быть реализованы в компьютере.

3) Алгоритмизация — построение алгоритма.

4) Написание задачи на языке программирования.

Программа должна быть универсальной (не зависящей от конкретного набора данных). Необходимо предусмотреть контроль вводимых данных. Необходимо повысить эффективность программы, т. е. уменьшить количество выполняемых операций и время работы программы.

5) Отладка и тестирование программы.

На этом этапе происходят выполнение алгоритма с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок. При этом программисту приходится выполнять рутинную работу по проверке работы программы, поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных программ этот часто требует гораздо больше времени и сил, чем написание первоначального текста программы.

Программист должен составить тест — это специально подобранные исходные данные, в совокупности с результатами, которые должны получиться.

Отладка — это исправление ошибок — сложный и нестандартный процесс. Исходный план отладки заключается в том, чтобы оттестировать программу на составленных контрольных тестах.

6) Анализ полученных результатов.

Рассмотрим эти этапы на примере следующих задач.

3.2. Работа в группах. (17 мин)

- Давайте с вами попробуем организовать небольшое путешествие, правда, виртуальное.

Но всякое путешествие требует подготовки. Для этого сначала выберем, кто чем будет заниматься.

Я предлагаю вам разделиться на 3 группы: экономистов, физиков и географов.

Также нужно определиться кто будет работать по составлению блок схем в конструкторе алгоритмов, а кто будет составлять программу на языке Паскаль.

(В течение 15-17 минут ребята работают в группах, а затем представляют свои программы. Алгоритм работы и представления задачи дан.)

Задача для географов

Написать программу вычисления расстояния между населенными пунктами, изображенными на карте. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы

Вычисление расстояния между населенными пунктами.
Исходные данные:

Масштаб карты (количество километров в одном сантиметре) : …

Расстояние между точками, изображающими населенные пункты (см) : …

Расстояние между населенными пунктами … км.

Задача для экономистов

Написать программу вычисления стоимости поездки на автомобиле (туда и обратно). Исходными данными являются: расстояние (км); количество бензина, которое потребляет автомобиль на 100 км пробега; цена одного литра бензина. Ниже приведен рекомендуемый вид экрана во время выполнения программы.

Вычисление стоимости поездки (туда и обратно).
Расстояние (км): …

Расход бензина (литров на 100 км пробега) :…

Цена литра бензина (руб.) : …

Поездка туда и обратно обойдется в … руб.

Читайте также: