Конспект статьи эльконина д б как учить детей читать

Обновлено: 07.07.2024

С вопросами первоначального обучения чтению мне пришлось непосредственно столкнуться в конце 1930-х гг. Будучи уже относительно зрелым психологом, учеником Л. С. Выготского, я на протяжении нескольких лет учительствовал в начальных классах. Я на практике убедился в трудностях первоначального обучения чтению и глубоких противоречиях между методикой и научными данными языкознания и психологии. Тогда же возникли идеи, которые смогли быть проверены только много лет спустя.

Наша задача — подвести теоретические итоги проделанной работы, сформулировать основные принципы, на которых построена новая система обучения чтению 1 .

Система письма и чтения

Переход к каждой новой системе письма изменяет психологический механизм чтения. Хотя чтение всегда процесс извлечения информации из текста, психологический механизм этого процесса существенным образом менялся. Возникали особые интеллектуальные действия, необходимые для воссоздания звуковой формы слова, и ослаблялось непосредственное запоминание звуковых значений по их графическим обозначениям. Роль непосредственных ассоциаций между графической формой слова или слога и их звуковой формой сводится к нулю.

Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам — обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:
— выяснение порядка следования фонем в слове;
— установление различительной функции фонемы;
— выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.

По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя следующие стадии:

Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.
Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками — звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, — занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.


I период обучения
(подготовительный)
На этом этапе должно быть уделено внимание:
— формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;
— освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;
— освоению системы согласных фонем.
Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков.


II период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
- трансформации слова путем замены одной из фонем;
- формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;
- качественной характеристике звуков.

III период обучения
На этом этапе уделяется внимание:

— переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;

- преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную модель.

Выделение первого и последнего зву к а в словах

Различение ударных и безударных гласных звуков

Логопедические р ифмов ки


Ра-ра-ра, Вчерашний град
Ра-ра-ра — Повредил виноград.
Ночью спят все до . (утра).
Редиску в окрошку
Ра-ра-ра, Режет Сережка.
Ра-ра-ра —
Предыдущий день - . (вчера). Есть в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Ра-ра-ра,
Ра-ра-ра — Титр и рысь — родня для киски,
У мышонка дом — . (нора). Репа, редька — для редиски.
Ра-ра-ра, У мышки в норке
Ра-ра-ра Сырные корки.
У сластен в зубах . (дыра).
Тридцать три огромных рака,
Ра-ра-ра, Все в нарядных красных фраках.
Ра-ра-ра —
В бой идут крича . (.Ура!)
Вот окрошка — высший класс!
Ра-ра-ра, В ней домашний хлебный квас.
Ра-ра-ра —
Дым поднялся от . -. (костра). Ты не ешь зайчишек, лис!
Лучше гречку ешь и рис.
Ро-ро-ро,
Ро-ро-ро — От солнца ласковых лучей
Выпил бык воды . (ведро). Проснулся в рощице ручей.
Ро-ро-ро, Послала бабушка Марину
Ро-ро-ро — В лесок соседний по малину.
У ореха есть .. - (ядро).
Варежки у Вали,
Ро-ро-ро, Валенки у Вари.
Ро-ро-ро —
Эскалатор есть в . -. (метро). На уроках лепки
Мы лепили репки.
Ро-ро-ро,
Ро-ро-ро — Листок под лупой рассмотри:
У Мальвины друг — .. (Пьеро). Там тли пасется ровно три.

Вопрос о звуковом анализе и его месте в системе обучения чтению — один из старейших и, пожалуй, наиболее спорных.

Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению, как уже говорилось, был поставлен К. Д. Ушинским. Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах. Однако и у К. Д. Ушинского внимание к звуковой стороне языка было связано с его основным принципом письма-чтения. Да, для письма последовательное слышание звуков слова необходимо. Но так ли необходимо умение анализировать звуковой состав слов для чтения?

В ходе дискуссий, продолжающихся и по сей день, высказывались различные точки зрения — от полного отрицания значения звукового анализа для чтения до утверждений, что только тот может читать, кто слышит отдельные звуки в слове. Все эти споры проводились на чисто эмпирическом уровне, без знания основного механизма воссоздания звуковой формы слова по его графической форме.

В современной методике звуковой анализ понимается ограниченно, как слышание отдельных звуков в словах, и используется для ознакомления с буквами. Как правило, слова разлагаются на слоги, а последние — на отдельные звуки. Из числа выделенных звуков фиксируется внимание на каком-нибудь одном. Этот звук дети учатся находить в словах — в начале и конце слова. После того как звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой.

При таком подходе к звуковому анализу отдельный звук выступает как изолированный от других, безотносительно к функции различения слов по их звуковой форме, а вся совокупность звуков данного языка выступает как состоящее из отдельных частей неупорядоченное множество. Необходимость упорядочивания звуковой системы языка возникает лишь при решении орфографических задач.

Суть методики состоит в том, что в ней особое значение придается развернутому обучению ребенка анализу звуковой стороны языка, а затем воссозданию звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели согласно позиционному принципу чтения. В этом случае обучение чтению понимается как процесс перестройки у ребенка управления устной речью, превращения его в произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией. Формирование действия чтения имеет ряд закономерных этапов (фонемный анализ слов, формирование ориентировочной основы этого действия, ознакомление ребенка с буквами и формирование основного механизма чтения).

Очерк научного творчества л. С. Выготского

Вступительная статья к болгарскому изданию некоторых работ Л. С. Выготского (Виготски Л. С. Мислене и реч. София, 1983); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина.

Суть методики состоит в том, что в ней особое значение придается развернутому обучению ребенка анализу звуковой стороны языка, а затем воссозданию звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели согласно позиционному принципу чтения. В этом случае обучение чтению понимается как процесс перестройки у ребенка управления устной речью, превращения его в произвольный, сознательно регулируемый процесс с последующей автоматизацией. Формирование действия чтения имеет ряд закономерных этапов (фонемный анализ слов, формирование ориентировочной основы этого действия, ознакомление ребенка с буквами и формирование основного механизма чтения).

Очерк научного творчества л. С. Выготского

Вступительная статья к болгарскому изданию некоторых работ Л. С. Выготского (Виготски Л. С. Мислене и реч. София, 1983); название дано редакторами трудов Д. Б. Эльконина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ
ПО МЕТОДИКЕ
Д.Б. ЭЛЬКОНИНА

ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН(1904г.-1984г.)Замечательный детский психолог Дмитри.

ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН(1904г.-1984г.)
Замечательный детский психолог Дмитрий Борисович Эльконин сочетал теоретическую, экспериментально-исследовательскую, практическую работу. Точкой практического соединения теоретического и прикладного аспектов научной деятельности Д.Б. Эльконина с 50-х годов ХХ века стала задача начального обучения грамоте детей

Д. Б. Эльконин создал методику обучения грамоте, наиболее благоприятствующую.

Обучение по системе Д. Б. Эльконина позволяет развивать у детей понятийное т.

Обучение по системе Д. Б. Эльконина позволяет развивать у детей понятийное теоретическое мышление, и для этого на этапе введения теоретических понятий используются именно понятийные игры, которые перестраивают представления о слове.

Главной особенностью понятийных игр являются специфические персонажи, в которых персонифицируется формируемое понятие.
Они действуют в логике этого понятия, в своих действиях обязательно используют условные знаки, которыми обозначается это понятие в учебных схемах, в отношениях между персонажами отображаются отношения между изучаемыми понятиями.

Понятие звука воплощено в образе Звуковичка. Звуковички — это крошечные возд.

Когда приходит время научить дошкольников различать гласные и согласные звук.

Когда приходит время научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, на помощь приходят два новых героя. Это звукоморы, которые питаются звуками и тем разрушают слова.
Звукомор Ам питается звуками, которые имеют артикуляционные признаки гласных. Защитить звуки от Ама помогает красный цвет. Так вводится знак (обозначение) гласного звука, а гласные звуки селятся в домик красного цвета.

Звукомор Палец в рот не клади - любит звуки, которые имеют артикуляционные пр.

Звукомор Палец в рот не клади - любит звуки, которые имеют артикуляционные признаки согласного звука. Защитить звук от этого звукомора помогает жёлтый цвет. Так вводится знак (обозначение) согласного звука.

Различить твёрдые и мягкие согласные помогают добрые волшебники Тим и Том, к.

Понятийных персонажей игр столько, сколько понятий при изучении звуковой форм.

Понятийных персонажей игр столько, сколько понятий при изучении звуковой формы слова нужно усвоить дошкольникам в период обучения грамоте. В понятийной игре, действуя от имени персонажей, дети совершают те операции, освоение которых необходимо для формирования понятия.
Средство действия персонажей понятийных игр — учебные схемы. Таким образом, понятийные игры на занятиях грамоты становятся своеобразным способом преодоления зачастую формального характера знаний, насыщают лингвистические понятия эмоциями и образами.

Звуковому (фонемному) анализу слов предшествует изучение слоговой структуры с.

Звуковому (фонемному) анализу слов предшествует изучение слоговой структуры слова. Это актуально по следующим причинам: 1. Слоговое членение слова является гораздо более естественным, чем звуковой анализ, и подготавливает почву для появления у дошкольников новой языковой ориентации на форму слова. 2. Построить (составить) слоговую схему слова много легче, чем его звуковую схему. Работая со слоговыми схемами, дети могут овладеть первичными навыками моделирования ещё до начала содержательно более сложной работы со звуками. Работа со слогами предполагает множество подвижных занятий: ритмический рисунок слова нужно прохлопать, протопать, отстучать, зарисовать.

Запись слоговой структуры дугами формирует у ребёнка представление о слитном.

Запись слоговой структуры дугами формирует у ребёнка представление о слитном написании слова

Мастер слогов учит
детей приёмам
деления слов на слоги

Фонемный анализ в своей исходной форме есть установление последовательности ф.

Фонемный анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем в полном слове. Таково первое и основное определение фонемного анализа. Поэтому произнесение слова необходимо преобразовать.Такому произнесению слова - для установления его фонемного состава и порядка следования фонем - ребенка надо специально учить.При фонемном анализе, производимом без материализации, дети или забывают, какое слово они анализируют, или какую фонему они уже выделили, или не знают, какую очередную фонему им надо выделить, или не видят, когда же заканчивается анализ, и не могут установить допускаемых ошибок.На первой стадии фонемного анализа самое важное - выделить порядок, последовательность фонем. Соответственно, необходима такая форма материализации, при которой моделировалась бы именно данная сторона фонемной структуры слов.

Д.Б. Эльконин и единомышленники предложили следующее. На картинке изображался.

Д.Б. Эльконин и единомышленники предложили следующее. На картинке изображался предмет, слово - название которого должно быть проанализировано. Под картинкой клетками по числу фонем чертилась графическая схема фонемного состава слова. Кроме картинки с графической схемой фонемного состава слова ребенок получал несколько одноцветных фишек.

На следующей стадии фонемного анализа дети знакомились с различением гласных и согласных звуков и заполняли графическую схему фонемного состава не одинаковыми для всех фонем фишками, а разными по цвету (например, гласные -красные фишки, согласные - жёлтые).

На третьей стадии дети знакомились с твердыми и мягкими фонемами -- одним из.

На третьей стадии дети знакомились с твердыми и мягкими фонемами -- одним из основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка. Твердые и мягкие фонемы обозначались при этом фишками разного цвета: так происходила дифференциация согласных фонем.
На этой же стадии вводилась и дифференциация звонких и глухих согласных. Звонкость и глухость обозначалась на тех же фишках специальным значком.

Фонемный анализ в своем формировании проходит следующие стадии: 1) интонацион.

Фонемный анализ в своем формировании проходит следующие стадии:
1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем;
2) дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование;
3) дифференциация твердости -- мягкости и звонкости -- глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
Д.Б.Эльконин считал, что фонемному анализу необходимо уделять много времени.

Фонемный анализ слов не заканчивается на умении детей составить модель слова.

Фонемный анализ слов не заканчивается на умении детей составить модель слова с использованием графической схемы и фишек. Следующая ступень состоит в снятии графической схемы, затем фишек и в переходе от громкого проговаривания слова к шепотному, а потом и к действию, производимому в уме со звуковым образом слова.
Уже в конце этого этапа целесообразно познакомить детей с возможностью трансформации одного слова в другое при изменении гласных и согласных фонем. Главное внимание при этом следует обращать на трансформацию при изменении одной из гласных фонем, так как для механизма чтения особенно важна ориентация на гласные.

После того как дети научились производить фонемный анализ слов и ориентироват.

После того как дети научились производить фонемный анализ слов и ориентироваться в фонемном строе языка, можно переходить к ознакомлению с буквами, обозначающими фонемы.
Главные задачи при этом:1) познакомить детей с буквами как знаками фонем не допуская смешения букв и фонем;
2) сформировать необходимую для воссоздания звуковой формы слова опережающую ориентацию на гласные буквы и гласные фонемы.

В разработанной системе Д.Б. Эльконина детей знакомят прежде всего со всеми г.

В разработанной системе Д.Б. Эльконина детей знакомят прежде всего со всеми гласными фонемами и их двойными буквенными обозначениями, указывающими на твердость или мягкость предшествующих согласных фонем. Буквы, обозначающие гласные фонемы, предлагаются сразу парами (а--я, у--ю, о--ё, и т. д.), то есть одновременно и как обозначающие соответствующие гласные фонемы, и как указывающие на твердость или мягкость предшествующих согласных.

После того как дети научатся достаточно свободно оперировать обозначениями г.

Если дети легко справляются с этим действием, то можно приступать к ознакомле.

Если дети легко справляются с этим действием, то можно приступать к ознакомлению с буквами, обозначающими согласные фонемы.
Этот процесс строится на тех же принципах. Детям предлагаются картинки и схемы слов-названий, содержащих согласную фонему. Они проводят фонемный анализ и заполняют схему фишками; затем ставят на соответствующие места в схему уже знакомые гласные буквы. Проделав это, дети определяют согласные фонемы,
После ознакомления с 4 - 5 согласными буквами основной механизм чтения слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов.

В соответствии с основной задачей система обучения, подчеркивает Д.Б. Элькони.

В соответствии с основной задачей система обучения, подчеркивает Д.Б. Эльконин, состоит из трех взаимосвязанных этапов:
первый (подготовительный) - формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;
второй - освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;
третий - освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

Город букв дети У каждого ребёнка В кассе буквы заполняют в п.

Город букв дети У каждого ребёнка В кассе буквы заполняют в процессе в тетради есть расположены в двух обучения схема города букв районах – район гласных и район согласных

Обучение по данной методике сказывается на общем умственном развитии детей, р.

Обучение по данной методике сказывается на общем умственном развитии детей, развивающее влияние на дошкольников оказывает и содержание обучения, и способы работы. Направленная на развитие речевого слуха, овладение фонематическим анализом, методическая система Д.Б. Эльконина воспитывает особую чуткость к звучанию и написанию слов, что значительно облегчает усвоение письма и орфографии, создает большие преимущества при дальнейшем изучении языка.

Читайте также: