Конспект средства педагогического процесса

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные средства педагогического процесса

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО

Под средством педагогического процесса мы понимаем все то, через что осуществляется педагогический процесс.

Основными средствами педагогического процесса являются: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой либо деятельности.

Любая деятельность включает в себя цель, средства, результат, сам процесс, следовательно, при организации общения, игры, учения, труда необходимо исходить из вышеуказанных основных психологических установок, к которым относится еще один важный компонент — мотивы деятельности. Организовывая деятельность, педагог помнит: чем разнообразнее виды
деятельности, в которые включается ребенок, тем разностороннее он развивается.

Микросреда (среда в педагогическом плане) - это мир взаимосвязанных предметов, явлений, людей, которые постоянно окружают ребенка и обуславливают его развитие. К такому миру, прежде всего, относятся: естественная природа (конкретное окружение — деревья, кусты, трава, озеро…); микросоциум (ближайшее социальное окружение ребенка): семья коллектив неформальные группы (друзья, подруги, взрослые, детские, юношеские организации и объединения); конкретная вторая природа (здания, постройки, мебель то есть все то, что создано руками человека).

При изучении данного вопроса нас больше всего интересует микросоциум и его роль в педагогическом процессе.

СЕМЬЯ - основной институт социализации личности школьника. Семейное воспитание имеет свои особенности: члены семьи спаяны естественными узами родства, общностью быта, взаимной помощью и заботой друг о друге; дети участвуют в домашнем труде вместе со взрослыми; их взаимоотношения проникнуты любовью и, чаще всего, основаны на авторитете родителей.

Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как и сила, и ценность, видимая детским глазом.

Некоторые родители полагают, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье и это не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях.

А.С. Макаренко выделяет несколько сортов такого ложного авторитета. Рассмотрим их, чтобы лучше понять, какой же авторитет настоящий.

Авторитет подавления . Это самый страшный сорт авторитета, хотя не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы: если отец всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, на каждый вопрос отвечает грубостью, раздражением — то и этот и есть авторитет

своими радостями и переживаниями. Нечего и говорить, что такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть настоящим воспитателем своего ребенка.

Авторитет любви , пожалуй, самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены, чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо все время ее демонстрировать. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей совершенно в избыточном количестве.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм и первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты — самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они даже выполняют задания за детей, только, чтобы все было благополучно, чтобы не нарушался семейный мир, чтобы ребенок не расстраивался сам, не осложнял жизнь семьи.

Авторитет дружбы. В общем, дружба родителей и детей дело хорошее, но при условии, если дружба не достигает крайних пределов, когда стираются грани между взрослыми и детьми, тогда дети начинают воспитывать родителей. Такой авторитет не несет ничего, кроме вреда.

Авторитет подкупа совершенно справедливо выделяется А.С. Макаренко как самый безнравственный. Послушание покупается подарками и обещаниями. Именно в таких семьях благодатная почва для формирования таких негативных явлений впоследствии, как взяточничество, стяжательство и пр. Мы рассмотрели лишь несколько видов ложного авторитета,

но бывает часто и так, что родители вообще не думают ни о каком авторитете: сегодня — наказал, завтра — пообещал, потом — признался в любви, засюсюкал, а наследующий день — опять упреки и пр. Такие родители всегда мечутся в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают.

Главное основание — это жизнедеятельность родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители делают свое дело честно, разумно, если дети знают и видят это — значит не нужно искать никаких иных оснований для формирования родительского авторитета. В семье, где дела, заботы родителей, их тревоги и радости становятся общим семейным делом, рождается настоящий авторитет. Очень важно для родительского авторитета выполнение собственного родительского дела: они должны знать, чем живет, интересуется, что любит и не любит, чего хочет и не хочет их ребенок. Они должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет. Постоянное общение,

заинтересованность в делах и отношениях ребенка дают, несомненно, положительный результат и в формировании родительского авторитета, и в воспитании в целом. Авторитет знания нашего ребенка приведет и к авторитету помощи. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднений, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы. Но необходимо наблюдать за тем, как справляется ребенок в той или иной ситуации, чтобы он не запутался и не пришел в отчаяние. Ребенок будет чувствовать нашу разумную заботу, и в то же время будет знать, что за него не будет сделано того, что необходимо уметь ему, что мы не собираемся снимать с него ответственности.

Линия ответственности является следующей важной составляющей родительского авторитета. Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваша функция отца или матери — это ваше удовольствие или развлечение. Каждый должен ясно понимать, что вы несете за него, так же как и за себя, ответственность перед обществом. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Необходимо отметить, что такое требование может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан.

Итак, настоящий авторитет основывается на гражданской деятельности родителей, на их гражданских чувствах, на знании жизни и отличительных особенностей ребенка, на помощи ему и на ответственности за его воспитание — именно такой авторитет А.С. Макаренко называл действенным, настоящим. Именно такой авторитет является главным принципом семейного

воспитания. Важнейшим условием правильного воспитания детей в семье является осознание и понимание родителями цели и задач воспитания: они полностью соответствуют цели и задачам целостного педагогического процесса.

Воспитание в семье детей раннего возраста осуществляется преимущественно в процессе ухода за ними, заботы об охране здоровья, питании, одежде ребенка. В этом возрасте развиваются движения, речь, активность.

Именно поэтому ведущими методами воспитания в семье являются подражание, упражнения и др. Основным средством воспитания детей дошкольного возраста становится организация родителями разнообразной деятельности ребенка. Большое значение имеет игра. Родители заботятся о том, чтобы ко времени поступления в школу ребенок овладел навыками самообслуживания, мог выполнять несложные поручения, был приучен к пассивному домашнему труду, имел достаточный запас представлений и понятий, умел выражать свои мысли.

Семейное воспитание детей младшего школьного возраста направлено на приучение к порядку, на развитие самостоятельности при выполнении домашних заданий, на формирование положительных мотивов учения. Важными педагогическими методами в этот период являются: приучение, поручения, работа с книгой, упражнение, и др. В подростковом возрасте ведущими

методами семейного воспитания является организация разнообразных видов деятельности, причем с учетом интересов, склонностей и самостоятельности детей.

1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

8. Не бойтесь отказать ребенку в чем либо, если считаете его требования чрезмерными.

9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменит ему вас.

10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только педагогическую литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

например). Однако самой распространенной формой в этой группе остается родительское собрание. Известно, что в практике работы школы проводятся следующие виды родительских собраний: собрания беседы на воспитательные темы, собрания по обмену опытом воспитания детей в семье, собрания консультации, собрания в форме круглого стола. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются комбинированные собрания, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, поводятся итоги учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

В подготовке родительского собрания, как правило, активно участвуют родители.

В подготовке собрания можно выделить следующие основные элементы.

Определяется тема собрания и круг вопросов, которые возникают в процессе учебно-воспитательной работы.

На заседании родительского комитета подробно обсуждаются повестка дня, объем работы, распределяются конкретные задания между родителями.

Готовится выставка работ учащихся, отражающая их учебную и внеучебную деятельность.

Приглашаются родители на собрание по текущим вопросам с записью в дневнике; на итоговые собрания, на отчеты детей приглашения оформляются красочно, ярко.

Ход собрания. Обычно родительские собрания ведет председатель родительского комитета.

Первая часть — просветительская. Лекции, беседы, проводимые на классном родительском собрании, не занимают много времени, не утомляют родителей.

Вторая часть — практикум по теме (или решение педагогических ситуаций, задач), который активизируют познавательную деятельность родителей, развивают у них определенные умения и навыки семейного воспитания.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Неординарной групповой формой взаимодействия с родными воспитанников являются творческие бригады - микрогруппы из родных воспитанников. Эти творческие бригады работают

на родительские собрания, принимают участие в обсуждении задач выдвинутых на очередной тематический период, разрабатывают планы творческого содружества бригад, обсуждают результаты такого содружества и в предыдущем периоде.

Используя традиционные индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации), современные педагоги включают все большее число родственников воспитанников в планирование, подготовку, проведение и обсуждение вместе с воспитанниками коллективных творческих дел, творческих праздников, при этом опираясь на интересы и способности самих взрослых.

Можно соглашаться или не соглашаться с такими категорическими предписаниями, но факт остается фактом, что родители не просто откликаются на зов учителя, а с интересом включаются в организацию воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры в книгах В. Ф. Шаталова.

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

  • задачи урока;
  • информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;
  • предпочтения преподавателя.

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

  • познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
  • формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
  • дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

  • обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;
  • учет принципов дидактики;
  • соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

  • по характеру воздействия на ученика:
    • визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
    • аудиальные: аудиозаписи;
    • аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
    • средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
    • высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
    • естественные: предметы, взятые из живой природы;
    • символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
    • технические визуальные и аудиовизуальные средства.

    Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

    • природные, естественные объекты или их изображения;
    • объемные геометрические фигуры и чучела;
    • изобразительные;
    • графические;
    • символические;
    • звуковые;
    • мультимедиа.

    В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

    Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

    Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4 - 5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.

    Подходы к использованию средств обучения

    Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

    Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

    К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

    • целесообразно применять в качестве средств обучения уже имеющиеся в оборудовании кабинета материалы, так как исследование средств обучения не имеет отношения к преподаванию;
    • средства обучения являются основным и единственным способом достижения цели, тогда как другие составляющие учебного процесса обязаны соответствовать средствам и быть средствами обусловлены;
    • средства обучения тождественны обыкновенным средствам наглядности и контроля, создают некоторое неудобство, но без них можно легко обойтись.

    Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

    Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

    Читайте также: