Конспект слово как единица языка и речи

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слово как единица языка и речи.

П редмет: русский язык

Тип урока: задание открытия свежих познаний.

Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

- Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.

- Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.

- гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.

Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:

Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.

Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром

- воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.

Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)

Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.

Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

• учащиеся получат первоначальное представление о слове как единстве звучания и значения, представление о роли слов в нашей речи, научатся различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета), будут упражняться в составлении устного текста по рисункам и опорным словам.

1. Организационный момент

Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения упражнения 7 на странице 9 в рабочей тетради.

— Составьте из слов пословицу.

http://compendium.su/rus/1klass/1klass.files/image005.jpg

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. Заслушиваются ответы учащихся.

— Можно ли назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрите схемы предложений. Определите схему, соответствующую пословице.

image61

— Почему вы выбрали третью схему. (Схема состоит из пяти слов и пословица тоже состоит из пяти слов. В конце предложения стоит точка.)

Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 17).

4. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с учебником (с. 18, упр. 1)

— Значение, какого слова вам не понятно? (Плим.)

Порассуждайте, что обозначает слово плим?

Заслушиваются ответы учащихся.

— Выскажите своё мнение: можно ли сочетание букв плим назвать словом.

Прочитайте сведение о языке на страницах 18. (Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.)

Что такое слова? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

Для чего они нам нужны?

Заслушиваются ответы учащихся.

Ворона, стул, воробей.

— Подумайте, можно ли назвать словами то, что вы записали? (Да.)

Скажите, что называет каждое слово? (Название птиц, название мебели.)

Вспомните, названия каких птиц вы ещё знаете?

Назовите предметы мебели?

Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова? (Слова нужны для того, чтобы называть предметы. А ещё слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.)

Работа с учебником (с. 19 упр. 2)

— Прочитайте высказывания К. Паустовского о слове.

Какова главная мысль этого высказывания? (В русском языке много хороших слов и названий.)

Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашей классной комнате.

Работа в тетради

— Прочитайте стихотворения К. Паустовского и А. Шибаева.

О чём хотел рассказать каждый поэт в своём стихотворении?

Работа с учебником (с. 19, упр. 3)

— Прочитайте слова. Попробуйте соотнести слова и образы, названных слов.

Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос кто? (Скворцы, грачи.)

Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос что? (Солнце, снежинки, сосульки, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, метель, подснежник, мухомор, смородина, радуга, мороз, капель.)

Постарайтесь составить предложение со словом о весне.

Задание на выбор: списать два слова о весне и записать составленное предложение.

Работа с учебником (с. 20, упр. 4)

Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? (Аквариум.)

Для чего нужен аквариум? (В аквариуме живут рыбки.)

На какой вопрос отвечает слово аквариум? (Что?)

Кто подкрался к аквариуму? (Кот.)

А что делают рыбки? (Опустились на дно, испугались.)

На какой вопрос отвечает слово кот? (Кто?)

Что пытается сделать кот? (Достать рыбку.)

Подумайте, что может сделать кот с этим стеклянным аквариумом, чтобы достать рыбку? (Передвинуть с места на место, перевернуть, чтобы вода вылилась, нечаянно разбить. )

— Проговорите название этого стеклянного сосуда по слогам. (Ак-ва-ри-ум.)

Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести, написать, определить, на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение. )

Составление текста (устно) по рисунку и опорным словам (учебник с. 20, упр. 5).

— Прочитайте опорные слова.

Постарайтесь устно составить текст по рисунку и опорным словам.

— Отметьте один правильный, на ваш взгляд, ответ.

Учитель читает вопрос. Учащиеся отмечают верный ответ.

1. Укажи запись, которая не является словом.

2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.

3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?

1. Укажи запись, которая не является словом.

2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.

3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?

Работа в тетради (с. 11, упр. 2)

— Рассмотрите рисунок. Подберите к нему название. Допишите в словах буквы.

Проверьте правильное написания слов по учебнику (с. 19, упр. 3) Попробуйте объяснить, почему словам даны такие названия, как подснёжник, ледоход.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление о слове как единице языка и речи.

1.Организация класса.

2.Словарная работа.

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.

Кто такой ПЕТУХ? Что вы можете о нём рассказать?

Сделайте транскрипцию слова ПЕТУХ. Сегодня мы узнаем, как правильно пишется это слово.

В отдельных районах нашей страны петуха называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова петух, певень, певун - русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют петуха за его любовь к пению. (Слайд 1с изображением петуха)

- Какая буква пропущена? Какое слово вам помогло?

Чистописание.

- С какой буквы начинается данное слово? Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.

- Назовите третью букву. Дайте характеристику звуку.

- Показ и запись букв: п т

- Спишите предложение, вставьте пропущенную букву. (Слайд 3)

П…тух умеет петь.

4. Актуализация опорных знаний. Постановка целей. (Работа в парах).

1. Прочитайте предложение, выполнив задания:

3 ряд – восхищение

Запишите в тетради, поставив нужный знак в конце предложения.

Какие знаки препинания поставили? (Слайд 4-самопроверка)

5.Формирование новых знаний.

Воробей, ворона, магнт, сорока

-Почему это сочетание букв не является словом?

-О чём будем говорить на уроке?

Сегодня нужно ответить на главный вопрос: "Слово или не слово?"

Для чего нам нужны слова, что могут называть слова.

6.Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Упр. 1 с. 18

- Прочитайте про себя.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Кто автор этого стихотворения? (И.Токмакова)

- Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом.

- Какое сочетание букв можно назвать словом?

- Для чего нам нужны слова? (высказывания детей)

- Прочитайте сведения о языке.

(читают правило в учебнике)

Физкультминутка

2. . Упр. 2 , С. 19 Прочитайте слова по цепочке.

- Какие встретились непонятные слова?

( чтение слов с толкового словаря)

- Все слова разделите на две группы.

- Кто закончил, проверьте себя.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга.

3. Продолжение работы по теме урока.

-Назовите предмет, изображенный на слайде.

-Назовите признак предмета. Какой скворец?

-Назовите действие, которое совершает предмет.

Что делает скворец?

(работа с рисунками)

- Что можно назвать с помощью слов?

(С помощью слов можно назвать предметы, признаки предметов, действия предметов)

7.Закрепление.

1.Игра "Составь слово".

-Каждая часть слова означает что либо?

-Составьте, соедините слоги, чтобы получились слова.

2.Работа в печатной тетради.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. ( в парах) .

-Выпишите только слова;

9. Рефлексия.

- Приведите примеры сочетаний букв, которые не являются словами.

- Для чего нужны слова?

- Оцените свою работу на уроке по опорным словам:

-У меня получилось.

За что можете себя похвалить?

-Над чем ещё надо поработать?

-Достигли ли цели?

- Спасибо за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 272 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.03.2016 6693
  • DOCX 16.8 кбайт
  • 159 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Решетова Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Урок даст представление о слове как единице языка и речи, о слове как единстве звучания и значения, покажет, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов.

Описание разработки

Целевая установка:

дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, показать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов, учить различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учить составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

Ход урока.

1) Организационный этап.

- С Добрым Утром, ребята! Все встали ровненько, вышли из-за парт, посмотрели на меня. Подготовились к уроку. Проверили, у всех ли есть учебники и рабочие тетради. Всё лишнее убрали. Сейчас у нас урок русского языка. Присаживайтесь.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Урок начнем с минутки чистописания.

Я вам подготовила листочки. Пишем вместе со мной.

"строчная буква с, петля сверху, прямая наклонная, петелька снизу, с нижнего соединения строчная буква л. "

- Теперь пропишите самостоятельно ещё два раза.

- Ребята, сегодня мы с вам начинаем изучение нового раздела. А название этой главы вам необходимо расшифровать с нашей минутки чистописания.

Откройте ваши учебники на странице 17. Давайте прочитаем, с какими словами мы сегодня будем знакомиться при изучении данного раздела (слайд)

- Давайте прочитаем стихотворение Ирины Токмаковой. Открыли с.18. Я читаю, вы внимательно следите. Я потом буду задавать вопросы.

Ребята, а зачем же нам нужны слова? Неужели мы не можем обойтись без них?

- Можем ли мы пожелать другу Доброго Утра, здоровья, хорошего настроения без слов?

А можно ли плим назвать словом, как вы считаете?

Конспект урока для начальных классов Слово как единица языка и речи. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

3) Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте прочитаем правило чуть ниже на этой же странице.

Итак ребята, так можно ли плим назвать словом? Почему?

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

- При произнесении слова пенал, мы сразу представляем себе школьную принадлежность, в которые мы кладем ручки, карандаши.

Приведите примеры слов с этого кабинета, которые имеют значение.

Ребята в русском языке очень большое количество слов! Около пятиста тысяч! А в какой книжке записаны все слова?

- Ребята, а как вы думаете, сложно ли общаться людям, у кого маленький словарный запас?

- Посмотрите на слайд, у какого ученика словарный запас больше? У ученика, который много читает или же у ученика, который каждый день дома играет в компьютерные игры? Почему?

- Итак, чтобы мы могли лучше выражать свои мысли, что нам необходимо делать?

И это большое количество слов русского языка мы можем разделить на группы.

- На доске даны слова. Нам необходимо их разделить на 3 группы: слова обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета. (ловит, маленькие, красивые, рыбки, кот, плавают, аквариум, крадется, любопытный, прячутся, хитрый, увидел)

Пока ваши одноклассники делят слова, мы поиграем в игру:"Хлопни-изобрази".

Если я назову слово обозначающее предмет нужно хлопнуть в ладоши. Если слово действие- бежать. А если слово обозначает признак предмета мы подпрыгиваем. Слова: заяц, бродит, хитрый, прыгает, летает, большой, волк, веселые, медведь, растет, пушистый, дерево, ученик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА: дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, учиться различать предметы (признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учиться составлять текст по рисунку и опорным словам и рассказывать составленный текст.

• учащиеся получат первоначальное представление о слове как единстве звучания и значения, представление о роли слов в нашей речи, научатся различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета), будут упражняться в составлении устного текста по рисункам и опорным словам.

1. Организационный момент

Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения упражнения 7 на странице 9 в рабочей тетради.

— Составьте из слов пословицу.

— Постарайтесь объяснить, как вы понимаете смысл пословицы. Заслушиваются ответы учащихся.

— Можно ли назвать пословицу предложением? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрите схемы предложений. Определите схему, соответствующую пословице.


— Почему вы выбрали третью схему. (Схема состоит из пяти слов и пословица тоже состоит из пяти слов. В конце предложения стоит точка.)

3. Целеполагание

Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 17).

4. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с учебником (с. 18, упр. 1)

— Значение, какого слова вам не понятно? (Плим.)

Порассуждайте, что обозначает слово плим?

Заслушиваются ответы учащихся.

— Выскажите своё мнение: можно ли сочетание букв плим назвать словом.

Прочитайте сведение о языке на страницах 18. (Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.)

Что такое слова? (Сочетание букв, которое имеет значение.)

Для чего они нам нужны?

Заслушиваются ответы учащихся.

Ворона, стул, воробей.

— Подумайте, можно ли назвать словами то, что вы записали? (Да.)

Скажите, что называет каждое слово? (Название птиц, название мебели.)

Вспомните, названия каких птиц вы ещё знаете?

Назовите предметы мебели?

Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова? (Слова нужны для того, чтобы называть предметы. А ещё слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.)

2. Первичная проверка понимания

Работа с учебником (с. 19 упр. 2)

— Прочитайте высказывания К. Паустовского о слове.

Какова главная мысль этого высказывания? (В русском языке много хороших слов и названий.)

Посмотрите вокруг себя. Назовите предметы, которые вы видите вокруг себя в нашей классной комнате.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа в тетради

— Прочитайте стихотворения К. Паустовского и А. Шибаева.

О чём хотел рассказать каждый поэт в своём стихотворении?

Работа с учебником (с. 19, упр. 3)

— Прочитайте слова. Попробуйте соотнести слова и образы, названных слов.

Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос кто? (Скворцы, грачи.)

Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос что? (Солнце, снежинки, сосульки, сугроб, ручьи, ромашки, снегопад, ледоход, метель, подснежник, мухомор, смородина, радуга, мороз, капель.)

Постарайтесь составить предложение со словом о весне.

Задание на выбор: списать два слова о весне и записать составленное предложение.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа с учебником (с. 20, упр. 4)

Дайте название стеклянному сосуду, который вы видите на рисунке? (Аквариум.)

Для чего нужен аквариум? (В аквариуме живут рыбки.)

На какой вопрос отвечает слово аквариум? (Что?)

Кто подкрался к аквариуму? (Кот.)

А что делают рыбки? (Опустились на дно, испугались.)

На какой вопрос отвечает слово кот? (Кто?)

Что пытается сделать кот? (Достать рыбку.)

Подумайте, что может сделать кот с этим стеклянным аквариумом, чтобы достать рыбку? (Передвинуть с места на место, перевернуть, чтобы вода вылилась, нечаянно разбить. )

— Проговорите название этого стеклянного сосуда по слогам. (Ак-ва-ри-ум.)

Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести, написать, определить, на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение. )

Составление текста (устно) по рисунку и опорным словам (учебник с. 20, упр. 5).

— Прочитайте опорные слова.

Постарайтесь устно составить текст по рисунку и опорным словам.

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Отметьте один правильный, на ваш взгляд, ответ.

Учитель читает вопрос. Учащиеся отмечают верный ответ.

1. Укажи запись, которая не является словом.

2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.

3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?

1. Укажи запись, которая не является словом.

2. Укажи предмет, который можно отнести к одежде.

3. Укажи слово, которое отвечает на вопрос что?

6. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 11, упр. 2)

— Рассмотрите рисунок. Подберите к нему название. Допишите в словах буквы.

Проверьте правильное написания слов по учебнику (с. 19, упр. 3) Попробуйте объяснить, почему словам даны такие названия, как подснёжник, ледоход.

Читайте также: