Конспект 1 класс окружающий мир что мы знаем о народах россии 1 класс

Обновлено: 22.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципального образования город Нягань

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Автор: Сорокина Э.К.

учитель начальных классов

Технологическая карта урока

Образовательные ресурсы : учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13,

рабочая тетрадь Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. стр.5-6.

-карточки с заданиями (для работы в группах)

Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях, осуществление духовно - нравственного воспитания.

Задачи урока:

Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;

Развивать универсальные учебные действия:

- умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;

- развивать интерес к национальным праздникам через народные игры;

- обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;

- осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.

Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, практическая работа, дидактическая игра, игровая технология, ИКТ, приём драматизации, развитие универсальных учебных навыков, проблемно-диалогическая технология, демонстрационно-тренировочный приём.

Планируемые образовательные результаты:

- знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;

- находить информацию о народах своего края.

- работать по предложенному учителем плану.

- уметь оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

- уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные; коммуникативные;

I .Мотивация к учебной деятельности

актуализируем требования к ученику со стороны учебной деятельности

Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Слайд 2 Муравей

- Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?

Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу

ИКТ слайд 2

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.

II. Актуализация знаний и умений

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Звучит Гимн Слайд 2 ЗВУК

- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн? (Чувство гордости, восторга, радости)

Рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.

- Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей.

- Какие народы населяют Россию?

-Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? (о народах России) .

-Что мы знаем о народах России?

Показывает политическую карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.

ИКТ слайд 2

Проявление интереса к материалу изучаемого материала.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания по теме.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

III. Постановка проблемного вопроса.

Формулирование

темы и целей урока.

- организовать постановку цели урока; формулирование цели и задач урока

- Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.

- Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои.

- Подумайте, что связывает друг с другом все народы России?

- Какова тема нашего урока?

- Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать?

Дети с помощью учителя формулируют цель урока – открыть новые знания о народах России.

- Почему нам нужно знать о народах России?

ИКТ слайд 2

Учить выделять, что сегодня на уроке узнают.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям .

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между

целью учебной деятельности и её мотивом.

IV. Открытие нового знания.

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями

- Думайте над этим вопросом во время нашего путешествия.

-Наш самолётик приземляется в Восточно-Европейской равнине. Слайд 3 . Русские составляют большую часть Российского населения. Рассмотрите русский национальный костюм. Мужчины носили рубаху – косоворотку, широкие штаны. На ноги обували лапти, а кто по богаче - сапоги. Женщины носили длинную рубаху, поверх которой надевали сарафан.

- Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ . Слайды 4,5.

-Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.

- Наш маршрут – на Кавказ. Слайды 6,7. Какие особенности костюмов народов Кавказа?

Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями.

- Наш самолёт летит к Уральским горам. Слайды 8, 9. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртая по численности народ России.

- Пора возвращаться на родину, в Ханты-Мансийский округ. Слайды 10,11.

Какие коренные народы проживают в нашем округе? Ханты в переводе на русский язык означает – люди. Расскажите об особенностях их костюмов.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Наблюдение – то, что подмечено, замечено в результате внимательного рассматривания, изучения кого-либо, чего-либо.

Опыт – воспроизведение какого-либо явления в определённых условиях.

Эксперимент – метод познания, основанный на чувственно-предметной деятельности исследователя.

Условные знаки – подскажут, что нужно делать, как организовать работу.

Символ – то, что служит условным знаком какого-либо явления, понятия, идеи.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. – С. 3–6.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Энциклопедия первоклассника. Э.Л.Голубева. – М.: Эксмо, 2013 г.
  3. Что? Как? Почему? Зачем? Большая детская энциклопедия. Издательство: Владис, 2017г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения


Что такое Родина

Наша страна – Россия. Она самая большая страна в мире.


Много разных народов населяют Россию: русские, удмурты, башкиры, калмыки, ногайцы, татары, чеченцы, аварцы, осетины, черкесы, якуты и многие другие.




Представители каждого народа отличаются чертами лица, языком, национальной одеждой, обычаями, праздниками.



Но всех их объединяет единый государственный русский язык, любовь к своему Отечеству. Народы России – одна семья.


Столица нашей Родины – город Москва.


У каждого человека есть малая родина. Малая родина – это родное село, дом, двор, родители, друзья. Это леса и луга, деревья, небо и облака.





Следующий один важный символ государства – флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Государственный гимн слушают стоя.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Важную роль в жизни каждого народа играет религия. Среди религий народов России есть христианство, ислам, буддизм, иудаизм. В России представители всех религий имеют равные права.

Окружающий мир, 1 класс.

Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Планируемые результаты (предметные)

Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Образовательные ресурсы

Этапы урока

Ход урока

Формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Влево, вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.

Актуализация знаний

Повторение

- На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране.
- Вспомните, как называется наша страна?
- Какие главные символы страны запомнили?
- Что означают три цвета флага?
- Что символизирует герб?

Дети повторяют пройденный материал

Формулирование темы, планирование деятельности


Что мы знаем о народах России? 1 класс Окружающий мир Учащиеся научатся различать некоторые народы России по национальным костюмам; рассказывать об их национальных праздниках, обычаях. Конспект урока составлен с использованием образовательной платформы Учи.ру.

Содержимое разработки

Название урока и класс:

Что мы знаем о народах России?

1 класс Окружающий мир

Дать представление о национальном характере России, об этническом типе лица и о национальном костюме; познакомить с национальными праздниками народов России.

Учащиеся научатся различать некоторые народы России по национальным костюмам; рассказывать об их национальных праздниках, обычаях.

Картинки с изображением национальных костюмов некоторых народов России, карта России, проектор, нетбуки.

Ссылки на Учи.ру и другие источники

Долгожданный дан звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Как называется наша страна? (Россия)

Главное богатство каждой страны – это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

- Давайте порассуждаем и разберемся.

- Что обозначают эти слова?

- Какие народы проживают в нашей стране?

Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение Владимира Степанова и скажите, о чем пойдет речь на уроке?

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Какую цель ставим?

Читает стихотворение, подготовленный ученик

Более ста восьмидесяти народов населяют территорию России. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность – настоящее богатство России.

- Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России.

- У каждой нации есть свой национальный костюм.

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык. Посмотрите на костюм мужчины: одеты в рубаху косоворотку, шаровары, а женщины в рубаху и сарафан.

Татарский народный костюм - мужчины одеты в шаровары рубаху и жилет, а женщины в платьях. На голове у мужчин шапочка- тюбетейка.

Башкирский народный костюм

-Ребята посмотрите и женщина, и мужчина одеты в теплые халаты. Как вы думаете, а где могут проживать эти народы?

Знакомство с народами России с помощью образовательной платформы Учи.ру на интерактивной доске. Выполнение заданий.

Читайте также: