Конспект словарные слова 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели: расширение знаний школьников о разных видах словарей. Воспитание любви к родному русскому языку.

обогащение словарного запаса;

освоение орфоэпических норм;

развитие орфографической зоркости;

совершенствовать умение применять на практике приемы запоминания словарных слов

формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать

совершенствование навыков обращения со справочной литературой.

представление о справочной литературе

цели обращения к словарям, структура словарей.

Тип урока : урок-игра

В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения, а именно:

• Самоопределение (мотивация учения);

• Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

• Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

• Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.

• Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;

• Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

• Закрепление знаний учащихся о словарных словах

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели!

Постановка учебной задачи

- Мы сегодня проведем необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов. Как вы думаете, почему мы отправляемся именно в эту страну?

-Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь. К 5 классу вы должны знать около 200 словарных слов, а к 11классу 500 словарных слов. Это очень много и сложно выучить такое количество слов. Как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова? Как помочь нашей памяти?

- С какой целью мы отправляемся в путешествие?

Путешествуя, мы повторим словарные слова, узнаем новые способы запоминания слов.

На доске словарные слова, вы их должны записать по алфавиту, и вставить пропущенные буквы:

Ш. фёр, гор. д, быстр., а. ея, в. кзал, з. вод, слев., .зык.

Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте, проверьте работу друг у друга.

Постановка учебной задачи

При работе над словарным словом, вам необходимо обращаться к определённой книге. Что это за книга? (словарь)

-Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями.

А какие словари знаете вы? (отвечают ребята) :

- словарь иностранных слов

- словарь антонимов

- словарь синонимов

Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.

Давайте, ребята, остановимся на одном из самых интересных и старинных словарей. Посмотрите на его объем – это целых четыре тома. А создал этот словарь человек-легенда, который из 71 года своей жизни 50 лет посвятил собиранию слов и пословиц русского языка.

Молодцы! Это Владимир Иванович Даль. (фото вывешивается на доску)

Невозможно рассказывать о словаре, не сказав о самом В. И. Дале.

(Детям даётся текст про В. И. Даля, из которого они сами находят информацию о жизни писателя. Рассказывают классу о прочитанном)

(«Жизнь его была очень неспокойной. Он был моряком, хирургом-окулистом, чиновником и писателем, естествоиспытателем и этнографом – изучал жизнь и быт народа. Он объехал русскую землю вдоль и поперек. Участвовал в двух войнах, имел боевые награды. Но где бы он ни был, чем бы не занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним.

Проведём музыкальную физминутку.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Сегодня мы рассмотрим разные способы запоминания словарных слов.

-Теперь вы пофантазируете и создадите свои рисунки на словарное слово. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.

(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)

Ученики, так же в подгруппах загадывают загадки на словарные слова.

(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)

Каждая команда получает ребус Отгадывают зашифрованное слово. (ракета, осина, телефон, машина, трактор, малина, ягода)

(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)

Давайте подведём итог всей работе.

–Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие способы запоминания словарных слов мы сегодня рассмотрели на уроке?

-Какой способ вам понравился больше всего?

-Довольны ли вы своей работой?

-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?

-В каких случаях?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Спасибо за урок!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m31edfccf.jpg

Кровопускова

Надежда Сергеевна

Тема: Словарные слова

Цели: формирование речевой активности учащихся при изучении новых словарных слов; развитие связной речи воспитанников, пополнение их словарного запаса; воспитание бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением ящерицы, игрушка.

I .Оргмомент

Упражнения для кистей и пальцев рук.

-Сейчас, ребята, я проверю, как вы усвоили написание некоторых словарных слов. Приготовьтесь писать под диктовку.

Словарь: цыплёнок, ястреб, лягушка, берег, минута, ягода, малина.

Проверка (дети по слогам читают слова)

Каллиграфическая минутка.

р я ц и щ а е

-На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

Назовите гласные – я и а е

-Какая буква лишняя? (а )

-Почему? (Она даёт твёрдость согласного звука)

-Назовите согласные – р ц щ

-Какая буква лишняя? ( р )

-Почему? – звонкий согласный звук, а звуки ц и щ – глухие)

-Напишите эти цепочки букв.

-Какое слово потерялось? Ящерица

Загадываю загадку. Слушайте внимательно.

Юркая, зелёная, скользнула по траве,

Поймал её за хвостик,

Остался хвост в руке. (ответы)

-Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новое словарное слово - ящерица

III . Изучение нового материала .

hello_html_7b588c6d.jpg

1 . Работа по картинке.

-Рассмотрим картинку (беседуем по картинке, а также о том, что знают дети об этом животном)

2.Работа в тетрадях.

-А теперь запишем это слово и проведём звуко-буквенный анализ (один ученик пишет на доске, а все остальные – в тетради).

Правила игры: надо назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос какая?

Ящерица (какая?) яркая, зелёная, шустрая, юркая, красивая, хитрая.

-Почему так решили?

-Теперь надо подобрать названия действий к этому слову.

Ящерица (что сделала?) проскользнула, проползла, мелькнула, убежала, спряталась.

hello_html_17790c85.jpg

-Скажите, какие названия действий передают точнее повадки этого животного?

hello_html_m3034d03a.jpg

-Молодцы! А теперь подумайте и скажите, где может обитать ящерица? (в траве, в песке, в камнях, под пеньком, под камнем)

-Ребята, вы очень много узнали о ящерице и можете составить предложения с новым словарным словом.

В траве мелькнула быстрая ящерица.

Юркая ящерица скользнула под камень .

hello_html_me02a2dd.jpg

(Выбираем самое красивое предложение и записываем его).

Физкультминутка.

-Как греется на солнышке ящерка.

Ящерица почувствовала опасность, насторожилась, вокруг смотрит.

hello_html_5ac26654.jpg

И раз – юркнула под камень (под парту)

IV . Самостоятельная работа.

Здесь надо вставить пропущенные буквы.

V . Проверка.

-Проводим проверку выполненного упражнения коллективно (учащиеся объясняют орфограммы)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Словарные слова" 4 класс

Конспект урока русского языка в 4 классе

формирование понимания того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

карточки для каждого ученика со словарными словами, кейс (схема "Способы запоминания словарных слов", листы для работы, карточки с поделенным по алфавиту списка словарных слов), презентация, тетрадь рабочая, учебник.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Обобщение и систематизация знаний

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

5. Соотнесение с эталоном

- Погрузиться в тему урока вам поможет анаграмма.

-По этим словам определите тему урока.

- Какая цель нашего урока?

- В чём особенность словарных слов?

- Возьмите карточки со словами и подчеркните в них словарные слова.

- Проверьте друг друга по парте.

- У кого в паре были разно-гласия? Кто указывал на ошибки соседа и доказывал правильность своего

-На доске записаны слова. Как они называются ?

- Записываем словарные слова с данными предлогами.( К корове, в тетради, на востоке, с лимоном)

- Какой все-таки орфограмме подчиняются словарные слова? (безудар-

ные окончания существи-тельных)

Давайте вспомним какие мы знаем приёмы запоми-нания словарных слов?

- Сверим с доской.

- Сейчас на следующем слайде появятся примеры к нашей схеме назовите к какому пункту они подходят.

- Мы с вами придумали много способов запомина-

ния словарных слов, может как-то обобщим свой опыт?

-Как мы это можем сделать?

- Подумайте, как будете работать над проектом (книгой)?

- Определите цель проекта?

- Наметим план работы.

Каждый пункт плана обговаривается.

На слайде уже запрограм-мированно появление клоуна и ученики пов-торяют действия за ним.

Поработайте в группе со своим кейсом, со своими словами из словаря и попробуйте оформить не-

Конспект урока русского языка по теме

Данная разработка составлена с целью продолжать учиться работе со словарными словами и углубить полученные ранее знания. Конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. В ходе занятия дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы и работать индивидуально.

Предмет: Русский язык

Тема: Работа со словарными словами.

Возрастная группа: 4 класс

Описание методической разработки.

Данная разработка составлена с целью продолжать учиться работе со словарными словами и углубить полученные ранее знания. Конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. В ходе занятия дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы и работать индивидуально.

1. Продолжать развивать каллиграфические навыки.

2. Развивать навык орфографической зоркости.

3. Продолжать учиться работать и в парах, и самостоятельно.

4. Продолжать работу со словарными словами.

5. Развивать память, моторику, логическое и образное мышление.

6. Продолжать учиться грамотно и последовательно излагать свои мысли.

7. Учиться делать выводы.

8. Прививать любовь к русскому языку.

9. Вспомнить пройденный материал.

Ход занятия.

Одуванчик длинноногий
Встал у краешка дороги.
Днём он спит, а ночью нет!
И разбрызгивает свет.
(Фонарь.)

Ну конечно, это фонарь.

(Дети высказывают предположения)

Помогите мне записать это слово на доске. С какой трудностью мы столкнулись? Как вы думаете, какую гласную следует написать?

Учитель записывает на доске.

Как называется эта орфограмма?

Как ее правильно выделить? В какой части слова находится орфограмма?

(Учитель выделяет корень и орфограмму на доске)

Как называются слова, которые нельзя проверить?

Письменная индивидуальная работа.

(Дети записывают свои варианты и читают их)

Коллективная игра.

(Дети продолжают подбирать прилагательные, пока каждый не назовет по 1 слову)

Индивидуальная письменная работа.

Дети записывают в тетрадь.

Работа в парах.

Давайте поменяемся тетрадями. Теперь задание будет для вашего соседа – нужно распространить и записать предложение соседа в свою тетрадь.

(Дети читают предложения соседа, распространяют и записывают в тетрадь)

Итог работы.

Какое новое словарное слов узнали? Как называется орфограмма? В какой части слова находится? Какую гласную запомнили?

Читайте также: