Конспект словарные слова 4 класс
Обновлено: 07.07.2024
Цели: расширение знаний школьников о разных видах словарей. Воспитание любви к родному русскому языку.
обогащение словарного запаса;
освоение орфоэпических норм;
развитие орфографической зоркости;
совершенствовать умение применять на практике приемы запоминания словарных слов
формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать
совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
представление о справочной литературе
цели обращения к словарям, структура словарей.
Тип урока : урок-игра
В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения, а именно:
• Самоопределение (мотивация учения);
• Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
• Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
• Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
• Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
• Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
• Закрепление знаний учащихся о словарных словах
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели!
Постановка учебной задачи
- Мы сегодня проведем необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов. Как вы думаете, почему мы отправляемся именно в эту страну?
-Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь. К 5 классу вы должны знать около 200 словарных слов, а к 11классу 500 словарных слов. Это очень много и сложно выучить такое количество слов. Как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова? Как помочь нашей памяти?
- С какой целью мы отправляемся в путешествие?
Путешествуя, мы повторим словарные слова, узнаем новые способы запоминания слов.
На доске словарные слова, вы их должны записать по алфавиту, и вставить пропущенные буквы:
Ш. фёр, гор. д, быстр., а. ея, в. кзал, з. вод, слев., .зык.
Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте, проверьте работу друг у друга.
Постановка учебной задачи
При работе над словарным словом, вам необходимо обращаться к определённой книге. Что это за книга? (словарь)
-Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями.
А какие словари знаете вы? (отвечают ребята) :
- словарь иностранных слов
- словарь антонимов
- словарь синонимов
Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.
Давайте, ребята, остановимся на одном из самых интересных и старинных словарей. Посмотрите на его объем – это целых четыре тома. А создал этот словарь человек-легенда, который из 71 года своей жизни 50 лет посвятил собиранию слов и пословиц русского языка.
Молодцы! Это Владимир Иванович Даль. (фото вывешивается на доску)
Невозможно рассказывать о словаре, не сказав о самом В. И. Дале.
(Детям даётся текст про В. И. Даля, из которого они сами находят информацию о жизни писателя. Рассказывают классу о прочитанном)
(«Жизнь его была очень неспокойной. Он был моряком, хирургом-окулистом, чиновником и писателем, естествоиспытателем и этнографом – изучал жизнь и быт народа. Он объехал русскую землю вдоль и поперек. Участвовал в двух войнах, имел боевые награды. Но где бы он ни был, чем бы не занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним.
Проведём музыкальную физминутку.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Сегодня мы рассмотрим разные способы запоминания словарных слов.
-Теперь вы пофантазируете и создадите свои рисунки на словарное слово. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Ученики, так же в подгруппах загадывают загадки на словарные слова.
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Каждая команда получает ребус Отгадывают зашифрованное слово. (ракета, осина, телефон, машина, трактор, малина, ягода)
(Все слова записывают в словари и обозначают орфограммы)
Давайте подведём итог всей работе.
–Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какие способы запоминания словарных слов мы сегодня рассмотрели на уроке?
-Какой способ вам понравился больше всего?
-Довольны ли вы своей работой?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни?
-В каких случаях?
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за урок!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Кровопускова
Надежда Сергеевна
Тема: Словарные слова
Цели: формирование речевой активности учащихся при изучении новых словарных слов; развитие связной речи воспитанников, пополнение их словарного запаса; воспитание бережного отношения ко всему живому.
Оборудование: картинки с изображением ящерицы, игрушка.
I .Оргмомент
Упражнения для кистей и пальцев рук.
-Сейчас, ребята, я проверю, как вы усвоили написание некоторых словарных слов. Приготовьтесь писать под диктовку.
Словарь: цыплёнок, ястреб, лягушка, берег, минута, ягода, малина.
Проверка (дети по слогам читают слова)
Каллиграфическая минутка.
р я ц и щ а е
-На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
Назовите гласные – я и а е
-Какая буква лишняя? (а )
-Почему? (Она даёт твёрдость согласного звука)
-Назовите согласные – р ц щ
-Какая буква лишняя? ( р )
-Почему? (р – звонкий согласный звук, а звуки ц и щ – глухие)
-Напишите эти цепочки букв.
-Какое слово потерялось? Ящерица
Загадываю загадку. Слушайте внимательно.
Юркая, зелёная, скользнула по траве,
Поймал её за хвостик,
Остался хвост в руке. (ответы)
-Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новое словарное слово - ящерица
III . Изучение нового материала .
1 . Работа по картинке.
-Рассмотрим картинку (беседуем по картинке, а также о том, что знают дети об этом животном)
2.Работа в тетрадях.
-А теперь запишем это слово и проведём звуко-буквенный анализ (один ученик пишет на доске, а все остальные – в тетради).
Правила игры: надо назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос какая?
Ящерица (какая?) яркая, зелёная, шустрая, юркая, красивая, хитрая.
-Почему так решили?
-Теперь надо подобрать названия действий к этому слову.
Ящерица (что сделала?) проскользнула, проползла, мелькнула, убежала, спряталась.
-Скажите, какие названия действий передают точнее повадки этого животного?
-Молодцы! А теперь подумайте и скажите, где может обитать ящерица? (в траве, в песке, в камнях, под пеньком, под камнем)
-Ребята, вы очень много узнали о ящерице и можете составить предложения с новым словарным словом.
В траве мелькнула быстрая ящерица.
Юркая ящерица скользнула под камень .
(Выбираем самое красивое предложение и записываем его).
Физкультминутка.
-Как греется на солнышке ящерка.
Ящерица почувствовала опасность, насторожилась, вокруг смотрит.
И раз – юркнула под камень (под парту)
IV . Самостоятельная работа.
Здесь надо вставить пропущенные буквы.
V . Проверка.
-Проводим проверку выполненного упражнения коллективно (учащиеся объясняют орфограммы)
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока "Словарные слова" 4 класс
Конспект урока русского языка в 4 классе
формирование понимания того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.
карточки для каждого ученика со словарными словами, кейс (схема "Способы запоминания словарных слов", листы для работы, карточки с поделенным по алфавиту списка словарных слов), презентация, тетрадь рабочая, учебник.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Обобщение и систематизация знаний
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
5. Соотнесение с эталоном
- Погрузиться в тему урока вам поможет анаграмма.
-По этим словам определите тему урока.
- Какая цель нашего урока?
- В чём особенность словарных слов?
- Возьмите карточки со словами и подчеркните в них словарные слова.
- Проверьте друг друга по парте.
- У кого в паре были разно-гласия? Кто указывал на ошибки соседа и доказывал правильность своего
-На доске записаны слова. Как они называются ?
- Записываем словарные слова с данными предлогами.( К корове, в тетради, на востоке, с лимоном)
- Какой все-таки орфограмме подчиняются словарные слова? (безудар-
ные окончания существи-тельных)
Давайте вспомним какие мы знаем приёмы запоми-нания словарных слов?
- Сверим с доской.
- Сейчас на следующем слайде появятся примеры к нашей схеме назовите к какому пункту они подходят.
- Мы с вами придумали много способов запомина-
ния словарных слов, может как-то обобщим свой опыт?
-Как мы это можем сделать?
- Подумайте, как будете работать над проектом (книгой)?
- Определите цель проекта?
- Наметим план работы.
Каждый пункт плана обговаривается.
На слайде уже запрограм-мированно появление клоуна и ученики пов-торяют действия за ним.
Поработайте в группе со своим кейсом, со своими словами из словаря и попробуйте оформить не-
Данная разработка составлена с целью продолжать учиться работе со словарными словами и углубить полученные ранее знания. Конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. В ходе занятия дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы и работать индивидуально.
Предмет: Русский язык
Тема: Работа со словарными словами.
Возрастная группа: 4 класс
Описание методической разработки.
Данная разработка составлена с целью продолжать учиться работе со словарными словами и углубить полученные ранее знания. Конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. В ходе занятия дети будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы и работать индивидуально.
1. Продолжать развивать каллиграфические навыки.
2. Развивать навык орфографической зоркости.
3. Продолжать учиться работать и в парах, и самостоятельно.
4. Продолжать работу со словарными словами.
5. Развивать память, моторику, логическое и образное мышление.
6. Продолжать учиться грамотно и последовательно излагать свои мысли.
7. Учиться делать выводы.
8. Прививать любовь к русскому языку.
9. Вспомнить пройденный материал.
Ход занятия.
Одуванчик длинноногий
Встал у краешка дороги.
Днём он спит, а ночью нет!
И разбрызгивает свет.
(Фонарь.)
Ну конечно, это фонарь.
(Дети высказывают предположения)
Помогите мне записать это слово на доске. С какой трудностью мы столкнулись? Как вы думаете, какую гласную следует написать?
Учитель записывает на доске.
Как называется эта орфограмма?
Как ее правильно выделить? В какой части слова находится орфограмма?
(Учитель выделяет корень и орфограмму на доске)
Как называются слова, которые нельзя проверить?
Письменная индивидуальная работа.
(Дети записывают свои варианты и читают их)
Коллективная игра.
(Дети продолжают подбирать прилагательные, пока каждый не назовет по 1 слову)
Индивидуальная письменная работа.
Дети записывают в тетрадь.
Работа в парах.
Давайте поменяемся тетрадями. Теперь задание будет для вашего соседа – нужно распространить и записать предложение соседа в свою тетрадь.
(Дети читают предложения соседа, распространяют и записывают в тетрадь)
Итог работы.
Какое новое словарное слов узнали? Как называется орфограмма? В какой части слова находится? Какую гласную запомнили?
Читайте также: