Капитанская дочка система образов романа 8 класс конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 8 классе по теме

Задачи урока:

продолжить работу над содержанием повести; углубить знания учащихся о главных героях повести с целью создания условий для дальнейшего осмысленного восприятия содержания произведения;

формировать читательские навыки учащихся, развивать навыки выборочной работы с текстом;

развивать образное мышление, фантазию и умение мыслить перспективно;

развивать эмпатию учащихся через анализ системы образов главных героев, воспитание положительных качеств характера на примере героев повести. Дать нравственное понятие о долге, чести, возвышенной любви;

hello_html_23ef32e7.jpg

развивать познавательную сферу, логическое мышление, память, устную речь.

Ребята должны прийти к выводу, что перед нами исторический роман.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”.

hello_html_2711ddd4.jpg

В честь какого героя названа повесть?

Является ли Маша Миронова главным героем произведения?

Почему же именно в честь нее назван роман? Это проблемный вопрос, на который мы должны дать ответ в конце урока.

Вспомните, какой эпиграф выбрал для своего произведения А.С.Пушкин?

Исходя из эпиграфа, какие проблемы решаются в романе?

Тематика произведения : справедливость и милосердие, доброта и жестокость, общепринятый кодекс чести и внутренний голос совести, долг и чувства.

Основная проблема — проблема чести и долга.

Чтобы решить данные проблемы, автор создает в своем произведении ряд художественных образов. Что такое художественный образ?

Читают со слайда, записывают в тетрадь.

Перед нами имена героев романа. Попробуйте их сгруппировать по общим качествам характера, исходя из определенной проблемы произведения.

hello_html_1a24ece2.jpg

Учащиеся предлагают свои варианты для формирования групп героев.

Высказанные вами варианты можно представить в следующей таблице.

Система художественных образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения. Для этого автор литературного произведения объединяет их различными взаимоотношениями.

Кто из героев находится в центре системы образов?

hello_html_m608c2b93.jpg

Охарактеризуйте его.

Ребята дают характеристику Гриневу.

Прочтите, пожалуйста, характеристику Петра Гринева, которую дал известный пушкинист Юрий Лотман.

Ребята читают вслух текст слайда

hello_html_mc5cd87c.jpg

Ребята формулируют идею романа

Пушкин в своём произведении проводит очень важную для него идею гуманности , христианского человеколюбия .

Всех героев произведения можно разделить на вымышленных персонажей и реальных исторических лиц (Екатерина II, Пугачёв), представителей дворянства и представителей простого народа. Оказавшись перед выбором: как поступить? — так, как предписывает сословная честь, положение, или как велит сердце? — они прислушиваются к зову сердца. Согласно своему сану, Екатерина II не должна была помиловать Гринёва, но она поступает по-человечески, проявив сострадание; так же выходит из своей роли и Пугачёв.

hello_html_47820236.jpg

Когда мы встречаем Пугачева впервые?

Каким он предстает в сцене казни защитников Белогорской крепости?

Учащиеся зачитывают отрывок из повести.

Можно ли сказать, что он искренен в этих сценах? (он играет роль бродяги. Роль царя).

Где он предстает без притворства? (сцена спасения Маши, сцена казни).

Для Пушкина Емельян Пугачёв — трагическая фигура в истории России (вспомним притчу, рассказанную Пугачёвым).

Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Какой представлена Маша Миронова в романе?

hello_html_m3095c96.jpg

Ребята дают характеристику Маши Мироновой

Мария Ивановна Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своего романа.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

А.С. Пушкин подчеркивает высокие духовные качества Маши, ее близость к народу. Она сильный волевой человек. Именно эти качества раскрывают эпиграфы.

- Вспомните эпизод из 5 главы, где Маша отказывается выйти замуж без благословения родителей Гринева. Какие качества характера героини раскрываются в этом эпизоде?

Сила ее любви. Глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Маша решила, что ей не судьба быть замужем за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет ее бескорыстная любовь. Пережитое закаляет ее стойкость, мужество.

- Судьба приготовила Маше новый удар, и она решает начать борьбу за спасение своего жениха.

Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства Гринев на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург и самостоятельно обдумывает план действий, требующий энергии смелости. В Маше есть способность располагать к себе самых различных людей и по характеру и по положению.

- Почему же в честь нее названо произведение?

hello_html_2b03de6e.jpg

События, происходящие в повести, так или иначе связаны с образом Маши Мироновой.

Т.к. роман написан как мемуары Петра Гринева, то очевидно, что все описываемые события связаны для него с образом возлюбленной

Главное, А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых испытаниях проявляются человеческие качества , подчас скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

hello_html_m6639dc58.jpg

Рефлексия. Выводы.

Разбор домашнего задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации. Урок – игра.

Наглядность и оборудование: презентация, таблички, портрет А.С. Пушкина.

Литература. Урок № 26

Тема. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина

продолжить работу над содержанием повести; углубить знания учащихся о главных героях повести с целью создания условий для дальнейшего осмысленного восприятия содержания произведения;

формировать читательские навыки учащихся, развивать навыки выборочной работы с текстом;

развивать образное мышление, фантазию и умение мыслить перспективно;

развитие эмпатии учащихся через анализ системы образов главных героев, воспитание положительных качеств характера на примере героев повести. Дать нравственное понятие о долге, чести, возвышенной любви;

развитие познавательной сферы, логического мышления, памяти, устной речи, обогащение словарного запаса. Коррекция произношения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации. Урок – игра.

Наглядность и оборудование: презентация, таблички, портрет А.С. Пушкина.

1. Речевая зарядка.

- Чьё творчество мы изучаем?

- Какое произведение мы читаем?

- Какова историческая основа повести?

- Назвать главных героев повести.

2. Актуализация опорных знаний.

Первому ученику даю лист бумаги. Он пишет имя первого литературного героя и передаёт лист следующему. Тот пишет, кем является этот герой и передаёт лист следующему. И так – до конца.

- Сегодня мы будем говорить о главных героях повести, повторять содержание прочитанных глав и готовиться к дальнейшей работе над повестью.

- Напомните названия глав, которые мы уже прочитали, и с какими героями мы в них познакомились.

Учитель рассказывает правила игры. На доске –решёточка для игры

1. Блиц – опрос.

1. Имя отца Гринёва.

2. Петру Гринёву был пожалован в дядьки…

3. На каком году Пётр Гринёв выучился грамоте?

4. Для него был нанят учителем француз …, который в своём отечестве был… .

5. Куда отправился служить Пётр Гринёв?

Каким оружием дрались на дуэли Гринёв и Швабрин?

2. Заполни анкету.

Анкета главного героя.

Фамилия, имя, отчество героя:__________

Фамилия, имя отчество отца героя ______

Фамилия, имя отчество матери героя______

Возраст, к которому он выучился грамоте:

Город, где герой проиграл 100 рублей в бильярд__________________________

Крепость, в которой служит герой ________

Оружие, которым был ранен на дуэли ____

Анкета главной героини

Фамилия, имя, отчество героини________

Фамилия, имя, отчество матери ________

Фамилия, имя, отчество отца ___________

Цвет волос героини: ___________________

Приданое героини _____________________

Фамилия офицера, сватавшегося к ней____

Фамилия офицера, посвятившего ей стихи _

3. Какой эпизод изображен? ( Иллюстрации к тексту)

2 слайд. Гринёв читает стихотворение Швабрину.

3 слайд. Дуэль Гринёва и Швабрина.

4 слайд. Поцелуй Маши и Гринёва после дуэли.

5 слайд. Гринёв и Зурин играют в бильярд.

4. Встречают по одёжке. Назвать героя.

1 слайд. В биллиардной Гринёв увидел высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, и с кием в руке и с трубкой в зубах. Он ротмистр гусарского полка.

2 слайд. Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

3 лайд. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели.

4 слайд. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове.

5 слайд. Вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.

5. Кому принадлежит предмет?

Тетрадка со стихами.

6. Толковый словарь.

Выбрать правильный вариант лексического значения слов:

Целовальник - это а) парикмахер;

б) продавец вина;

в) настойчивый кавалер

Суженая – это а) находящаяся под судом;

в) узкая полоска

7. Кому принадлежат слова?

8 . Составь пары.

Составить пары по взаимоотношениям между героями.

_____?____ служба ______?_____

_____?____ вражда _______?____

_____?____ любовь ______?_____

_____?____ верность _____?_____

_____?____ строгость _____?_____

_____?____ уважение ______?____

9.Указать главные качества характера героев.

( честность, благородство, доброта, лживость, скромность, зависть, надёжность, благоразумие, трудолюбие, простота).

В игре побеждает команда, закрывшая большее количество клеточек.

Итог. Работа с Деревом предсказаний

- Напомните нам еще раз, какова историческая основа повести.

- Давайте попробуем предсказать, что ожидает наших героев во время и после крестьянского бунта. ( Ребята рассказывают о своих предположениях).

Д/з.- Эти свои предположения вечером впишите в нашу таблицу.

- Вам понравился урок?

- Давайте поставим друг другу оценки за работу на уроке.


Дерево предсказаний.

продолжить работу над содержанием повести; углубить знания учащихся о главных героях повести с целью создания условий для дальнейшего осмысленного восприятия содержания произведения;

формировать читательские навыки учащихся, развивать навыки выборочной работы с текстом;

развивать образное мышление, фантазию и умение мыслить перспективно;

развитие эмпатии учащихся через анализ системы образов главных героев, воспитание положительных качеств характера на примере героев повести. Дать нравственное понятие о долге, чести, возвышенной любви;

развитие познавательной сферы, логического мышления, памяти, устной речи, обогащение словарного запаса. Коррекция произношения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации. Урок – игра.

помогает развивать образное мышление, соотносить уже известное учащимся с м



Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

Основное содержание урока
Система образов романа. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Система образов романа

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а:

— Выпишите имена героев романа и попытайтесь объединить их в систему образов.


— Обозначьте стрелками взаимосвязи героев. Укажите, в каких эпизодах эти связи осуществляются. Дополните схему именами неназванных персонажей (работа может быть завершена дома).

II. Швабрин — антигерой
Групповая работа:

Группа 1. Главы III и IV.

Расскажите о характере и поступках Швабрина с момента его первого появления до ранения Гринёва.

Почему первая информация о Швабрине негативная?

Какие детали в облике Швабрина отметил Гринёв?

Как Швабрин объясняет причину дуэли и как это его характеризует?

Что явилось истинной причиной дуэли Гринёва и Швабрина?

Как характеризует Швабрина финал дуэли?

*Предположите, почему автор делает так, что на дуэль вызывает противника не Гринёв, а Швабрин.

Группа 2. Главы VII, IX, X.

Расскажите о Швабрине, перешедшем на сторону Пугачёва. Предположите, почему Швабрин перешёл к пугачёвцам: опасаясь собственной смерти, сочувствуя народному восстанию, желая отомстить Мироновым, по иной причине. Обоснуйте свою позицию.

Почему Швабрин вначале не выдал Пугачёву Машу, спрятанную у попадьи?

Каким предстаёт Швабрин в письме Маши Мироновой?

*Какие черты Швабрина характерны для реалистического героя, а какие противоречат принципам реализма?

Группа 3. Главы XII, XIV.

Расскажите о характере и поступках Швабрина в захваченной Белогорской крепости и его дальнейшей судьбе.

Какие оценки дают Швабрину Пугачёв и Гринёв в сцене освобождения Маши?

Почему Швабрин всё-таки открывает Пугачёву, что Маша не племянница попадьи?

Каким Гринёв увидел Швабрина в Казани?

Предположите, почему Швабрин, как и Гринёв, не называет на допросах имени Маши Мироновой (см. ниже: Швабрин (из книги А.Н.Архангельского "Герои Пушкина").

*Прототип Швабрина офицер Шванвич попал к Пугачёву в плен, уклонялся от его поручений, при первой возможности сбежал и явился с повинной. С какой целью Пушкин не придерживается в романе этих реальных фактов, заменяя их вымышленными?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Почему Швабрин всё время вредил Гринёву?

Предположите, любил ли Швабрин Машу. Обоснуйте свой ответ.

Почему Швабрин делается предателем?

АНТИГЕРОЙ — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.
Например, антигероем русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям.

Какими чертами антигероя обладает Швабрин?

III. Значение образа Савельича

Расскажите о поступках Савельича и чертах его характера (с начала романа до сцены дуэли).

Каковы положительные черты Савельича?

Как в отношениях с юным Гринёвым проявляется мудрость слуги?

Какие его черты изображены автором с юмором? Почему?

Расскажите о поступках Савельича во время захвата Белогорской крепости.

Чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность Гринёву?

Как в письме Савельича показано, что он имеет чувство собственного достоинства?

Как ведёт себя Савельич, когда Пугачёв хочет повесить Гринёва?

Группа 6. Главы XI, XIII.

Расскажите, как Савельич сопровождал Гринёва в его поездке в Белогорскую крепость с Пугачёвым.

Как характеризует Савельича его стремление быть с Гринёвым даже в опасные моменты жизни?

Почему Савельич соглашается сопровождать Марью Ивановну к родителям Петруши, а затем верно служит невесте Гринёва?

Каково авторское отношение к Савельичу?

*Как в этом образе отразилась пушкинская концепция народа и народного мнения?

IV. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем

Вариант 1.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина (образец таблицы):

Близки по возрасту, дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову, невольные участники Пугачёвского восстания

Вариант 2.
Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича (образец таблицы):

Преданы друг другу, способны к взаимопомощи и поддержке, обладают высокими моральными и нравственными качествами (добротой, искренностью, верностью долгу, чувством чести, неспособностью к предательству и др.) и внутренней свободой личности, невольные участники Пугачёвского восстания

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

С какой целью автор вводит в роман не только героя — Гринёва, но и антигероя — Швабрина?

Как в образе Савельича отразились авторские представления о лучших качествах русского народа?

Домашнее задание

Составить письменную сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (или Гринёва и Савельича).

Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных с образами Маши и её родителей (главы III—VI, X, XII—XIV).

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

ШВАБРИН

Кончает Швабрин тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие мешает главному герою догадаться, что Швабрин умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Швабрину в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)


раскрыть особенности композиции, языка, образной системы романа как литературного произведения.

Оборудование и материалы:

эпизоды из фильма “Капитанская дочка;

художественный фильм “Русский бунт”;

иллюстративно-демонстрационный материал из альбома

раздаточный материал для уроков развития речи;

карточки индивидуальных заданий с иллюстрациями к роману.

Основные приемы и методы: чтение повести, аналитическая беседа по содержанию беседа по содержанию, сжатый пересказ отдельных эпизодов романа, работа над ключевыми эпизодами романа, составление сравнительной характеристики, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Мое мнение о прочитанном. (Выяснение первого восприятия

Формирование характера Петруши Гринева. (1,2 глава)

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. (2-5 главы)

Падение Белогорской крепости.(6-7 главы)

Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений.

Три встречи с Пугачевым.

7-8 уроки Исследовательская творческая работа учащихся в группах по следующим проблемам:

Роль и значение эпиграфов.

Символика повести.

Проблема долга и чести (Гринев и Швабрин).

Смысл названия (Маша Миронова).

9- й урок Пугачев в повести А. С. Пушкина. (Авторское отношение к Пугачеву) (Урок-обобщение)

10-й урок Подготовка к сочинению. (Урок развития речи)

Цель: выявить уровень и объем знаний школьников о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

-Что вы знаете о жизни и личности Пушкина?

- Какие произведения поэта вы читали и изучали? Какие произведения, герои вам запомнились?

- Какие произведения на исторические темы вы читали?

1. Историческая обстановка в России в 30-е годы XIX века

2. Причины обращения А. С. Пушкина к историческому прошлому. Замысел повести.

3. Историческая обстановка, предшествовавшая пугачевскому восстанию.

4. Цели, задачи, ход народного восстания под предводительством Е. Пугачева.

5. Отражение пугачевского восстания в народной поэзии.

Время подошло, и Гоголь оказался абсолютно прав. Конечно, не в том смысле, что все мы теперь практически Пушкины, нет. Речь идет о развитии самого Пушкина на протяжении этих двухсот лет нашей жизни.

Еще с 20-х годов Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому своей страны.

Интерес к истории обострился у Пушкина особенно в 30-е годы. В это время в России увеличилось количество крестьянских волнений. Оценивая внутриполитическую обстановку, начальник жандармов докладывал царю: “Весь дух народа направлен к одной цели – освобождению”.

Эти события ставили в центре внимания Пушкина вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях государственной власти и народа, помещиков и крестьян, о движущих силах истории. Именно эти вопросы он ставит в своих самых значительных произведениях 30-х годов: в романе “Дубровский”, в поэме “Медный всадник”, в труде “История Пугачева”, в романе “Капитанская дочка”…

Так, в творчестве Пушкина последних лет его жизни возникает и все шире развертывается тема крестьянской революции. Черновой набросок “Истории села Горюхина” кончается словом “бунт”. Шире касается Пушкин темы крестьянской революции в романе “Дубровский”, где прямо противопоставлены друг другу два мира – крепостных крестьян и их угнетателей. В “Капитанской дочке” тема крестьянской революции становится центральной.

Созданию повести предшествовала большая работа, проведенная Пушкиным по изучению Пугачевского восстания. Пушкин исследовал архивные материалы. На основании их он написал “Историю Пугачева”, переименованную царем в “Историю Пугачевского бунта”. Кроме того, поэт посетил места, охваченные восстанием, беседовал со стариками, лично встречавшимися с Пугачевым, записал устнопоэтические народные произведения, связанные с крестьянской войной 70-х годов ХVIII века. В результате этой огромной работы и появился роман “Капитанская дочка”, в которой блестяще объединен труд историка и поэта.

Прочитать 1-2 главы. Подготовить сжатый пересказ.

Проверка домашнего задания. Чтение сочинений.

Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить произведение?

VI-XII- картины, в которых появляется Пугачев, и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

XII- XIV- роль развернутого эпилога)

1)При чтении выделить основные занятия поместного дворянства.

2) Система воспитания дворянских детей.

3) Как вам кажется, при таком воспитании готов ли герой к военной службе?

Задание к третьему уроку по второй главе:

1. Как и почему Гринёв попал в буран?

2. Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды?

3. Что читатель узнаёт о вожатом во второй главе? Есть ли противоречия в его облике? Составьте его внешний и “внутренний” портрет.

4. Переведите разговор вожатого и хозяина постоялого двора.

5. Попробуйте объяснить сон Петруши.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе. (2-5 главы)

Слово учителя: Детство и юношеские годы Гринева. Жизнь в отцовской усадьбе. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало “людей старого века”, и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; “добрый малый”, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.

Беседа с учащимися.

Что нового вы узнали о Гриневе?

Охарактеризуйте социальный состав Белогорской крепости.

1. Можно ли назвать образы капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, Василины Егоровны героическими?

2. Как подготавливает читателя к встрече с комендантом, его женой, поручиком описание Белогорской крепости?

3. Дает ли представление о семье Мироновых их жилище? Выделите характерные детали.

4. Как проходила служба в крепости?

5. Каков Иван Кузьмич как комендант? Что можно сказать о его характере?

6. Кто по сути управляет крепостью?

7. Что можно сказать о характере Василисы Егоровны? Найдите подтверждение ее грубоватости, нетактичности, болтливости, любопытства.

8. Чем занимается в крепости поручик Иван Иванович?

9. Комичны или сатиричны образы обитателей крепости?

10. Что положительного видит читатель в этих людях вслед за Гриневым?

11. В чем близость их к народу? Обратите внимание на происхождение, речь, отношение к людям, на их имена.

12. Когда же по-настоящему раскрываются эти простые русские люди?

13. Как ведут они себя перед лицом смерти?

15. Можно ли теперь назвать этих простых людей великими? Почему?

Все основные герои романа проходят через нравственные испытания. Проанализируйте с этой точки зрения судьбы защитников Белогорской крепости. Есть ли у Пугачева свои представления о чести?

Падение Белогорской крепости.(6-7 главы)

Бунт неизбежен, его нельзя предотвратить. Верховная власть имеет право на кровопролитие ( Убеждение Пушкина). Но автор - гуманист, и этот роман призван разрешить данное противоречие.

- Момент захвата Белогорской крепости. Почему Пушкин заостряет внимание на жестокости пугачевцев? (Смерть родителей Маши Мироновой)

Причины подвига Петра Гринева( отказ присягнуть Пугачеву).

Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений.

Три встречи с Пугачевым.

Гринев и Пугачев

1. Когда впервые встречаются эти герои?

2. Какие черты отмечает Гринев в вожатом?

3. Чем знаменательна вторая встреча героев? (Как ведет себя Гринев? Что обусловило выбор героя?)

4. Каковы дальнейшие взаимоотношения Гринева и Пугачева? (Почему Пугачев помогает юноше? Важен ли здесь только подарок? Может быть, роль сыграли душевные качества Гринева, его поступки?) Используйте следующие слова и выражения: мягкость, совестливость, чувствительность, обогащение внутреннего мира, радость общения с людьми, глубокие и яркие чувства, честность, прямота, юношеская незащищенность перед жизнью, душенная красота.

Мы вновь уделяем пристальное внимание эпиграфу. К главе “Любовь” Пушкин предпосылает два отрывка из народных песен. Обратим внимание восьмиклассников, что эпиграфы взяты не из авторских литературных произведений, а из фольклора. Почему? Гринёв и Маша, в отличие от “романтического” Швабрина, просты, гармоничны, поступки их определяются не капризной прихотью противоречивой натуры, а народным опытом, накопленным веками и переданным им уже на генетическом уровне. Отсюда и песня. Оба эпиграфа предвещают влюблённым разлуку. Но первый только предостерегает девушку: “Не ходи, девка, молода замуж”, а второй вносит интонацию тревоги, ожидания трагических событий. Вот ещё одна роль эпиграфа: он может не только нести в себе идею произведения (в нашем случае — главы), но и создавать эмоциональный настрой.

Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гринёву сразу же доказывает и ему самому, и читателю, что слова Швабрина (“…вместо нежных стишков подари ей пару серёг”) были только наветами. Восьмиклассники находят в тексте фрагменты, это подтверждающие. Но ещё раньше “Швабрин описал… Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою”. Глупа ли она в действительности? Наблюдая за тем, как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей, мы убеждаемся в обратном. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и её верность народной морали (эпиграф).

Почему родители Гринёва настроены так категорично? Они видят в его поступках только удальство и мальчишество, потому что помнят сына таким, каким он был до отъезда на службу. Дуэль, желание жениться — всё это кажется им продолжением проказ. Откуда им знать, что поединок и любовь к Маше изменили их сына, он вступился за честь дамы, не посрамил свою, повзрослел и возмужал. Он смог ответить не только за себя, но и за другого. Таким ли видели мы Петрушу совсем недавно, проигравшего 100 рублей в бильярд или безрассудно отправившегося в буран?

Разговор о чести часто возникает на этом уроке, когда речь заходит о Гринёве и Швабрине. А Марья Ивановна? Её ведь тоже касается этот разговор. И она сохраняет свою честь, отказывая Гринёву, не желая строить своё счастье на боли других. Как это типично для русского национального женского характера! По чести поступают и родители Гринёва, стремясь выполнить свой долг и вырастить достойного сына. Отстаивает свою честь преданного слуги и Савельич: “…я не старый пёс, а верный ваш слуга”.

Итак, все персонажи, честно исполняя свой долг, понимают его каждый по-своему. Именно осмысление Машей своего долга перед миром и людьми заставляет её преступить через своё счастье и приводит к унынию и хандре Петра Андреевича: “Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал”.

7-8 уроки Исследовательская творческая работа учащихся в группах по следующим проблемам:

Роль и значение эпиграфов.

Проблема долга и чести (Гринев и Швабрин).

Смысл названия (Маша Миронова).

Учащиеся за время предыдущих уроков усвоили, что основной темой повести является крестьянское восстание. Обращаем их внимание на слова Пушкина о русском бунте. Кто и когда произносит их в повести? Выражают ли они мнение автора? Корректируя ответы учащихся, отмечаем, что данная формула у автора многозначна. Есть в ней и акцент самого Пушкина, вкладывает свой смысл в нее добрый Гринев, на глазах которого пугачевцы жестоко расправлялись с неповиновавшимися. В чем видят бессмысленность и беспощадность русского бунта рассказчик и автор? (Учащиеся приводят примеры из текста.)

Вспомните исторические предпосылки восстания. Разве бунт возник из-за прихоти Емельки Пугачева?

Затем, опираясь на вопросы домашнего задания, ученики под руководством учителя прослеживают, как раскрывается внутренний облик Пугачева.

Домашнее задание: Выбрать тему сочинения и составить план. Темы сочинений:

10-й урок Подготовка к сочинению. (Урок развития речи)

На этом уроке корректируются планы, уточняется понимание учащимися тем сочинений, проводится работа по композиции сочинения, ею логики и т. д.

1. А. С. Пушкин. Собр. Соч. В 10-ти томах, М, 1981, т. V.

2. А. С. Пушкин. Собр. Соч. В 10-ти томах, М, 1981, т. VII.

4. История русской литературы XIX века.1800-1830-е годы. Учебник для вузов./ Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д.Громовой.-2-е издание., доп.-М.: Издательство Оникс,2008.-640с.

7. Литература 5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия/ ав.сост. Н.Ф. Ромашина.- Волгоград: Учитель,2008.-226с.

8. Е.Н. Колокольцев. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1999,-104с.


-75%

Читайте также: