Конспект школа ученого карандаша подготовительная группа

Обновлено: 07.07.2024

• развить умение детей внимательно слушать взрослого и действовать по показу .

Пропедевтическая работа: раз у чивание пальчиковой гимнастики.

Материалы: карандаши разного цвета, бу мажные заготовки - контуры (ягодка – для

штриховки, две т у чки – светлая и темная); п равила - картинки № 1 –4, новый и сломанный

карандаши; серия картинок, нарисованных по правилам и без, для сравнения.

Ведущий: " А знаете ли вы, что каждый карандаш – это волшебная палочка? Кто

научится ею пользоваться – сможет стать волшебником и разговаривать без слов ".

Примечание. Для подтверждения с воих слов веду щий молча рисуе т задуманную

картинку, а дети называют то, что он изобразил. Таки м образом, о ни отгадывают з аду манное

Да лее вед ущий сообщает детям, что на учиться обращаться с волшебной палочкой

просто – нужно только иметь послу шные пальчики, и предлага ет сделать пальчикову ю

карандаш, дети повторяют. Используется прием с овместных действий.

2. В процессе рисования рука с карандашом леж ит на столе, дви гается по бумаге.

Детям предлагается провести несколько линий разными способами:

• рука не имеет опоры, только карандаш касае тся листа.

Дети пробуют и сами определяют, что удобнее и почему (объяснени е детям дает

3. Карандашом мож но проводить жирные, яркие лин ии и тонкие, чуть заме тные.

Ведущий показывает образец (проводит несколько тонких и толстых линий), а затем

предлагает детям самим попробовать нари совать эти линии с разной силой нажима н а

" Ребята подумайте, что произойдет, если нажимать на карандаш слишком сильно? "

Дети высказывают свои п редположения, после чего вед ущий показывает сломанный

Детям п редлагаются л источки - заготовки с дву мя нарисованными " тучками " (светлой и

темной). Дети рисуют сильный ливень и слабый дождик (мелкий, чуть заметный).

В процессе работы вед у щий осу ществляет индивид у альный п оказ, использ у я при ем

совместных действий ( для детей, относящихся к III и I V уровням развития (см. Проведение

диагностики уровня об учаем ости и структуры мыслительной деятельности дошкольников

средствами изодеятельности ) , и детей, имеющих нарушения в разви тии мелкой моторики).

После выполнения работы все вместе рассматривают, какой получился дождик.

Ведущий рассказывает детям, что карандашом можно расцвечивать н арисованное

изображение, т.е. штриховать (показ ывает дв е картинк и: одна заштрих ована аккуратно, др угая

" Ребята, давайте сравним, как на рисованы эти листоч ки? Какой из них кра сивый, а к акой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытые занятия по основам геометрии

для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия : познакомить с основными понятиями - точка, луч, отрезок. Научить строить и чертить их в тетради.

Задачи:

Познавательная – познакомить с многообразием возможностей в геометрии.

Развивающая - наработка алгоритма выполнения задания.

Воспитательная – воспитание аккуратного исполнения задания и внимания.

Решаемые проблемы: что значит точка, луч, отрезок,

Регулятивные - формировать умения работать в группе; конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку.

Познавательные – развивать первоначальные умения практического исследования математических объектов: распознавание, называние геометрических фигур.

Коммуникативные – задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты – мотивация учебной деятельности

1. Отступаем от точки А вправо 3 клетки и 2 клетки вниз. Ставим точку, это рабочая точка

все дальнейшие действия проводим через неё.

Проводим прямую линию через эту точку

2. Педагог предлагает поставить 2 точки и соединить их прямой линией

3.Ставим точку Б и из этой точки проводим прямую линию. Даем понятие луча. Луч - это прямая линия с одной точкой на конце, её можно продлить только в ту сторону, где нет точки.

Педагог предлагает провести несколько лучей из точки Б.

Прямая линия, проведенная между двумя точками, называется отрезок

4.Из точки Д проведите луч и на нем отложите отрезки длиной 3,4,6 клеток. Концы отрезков покажите цветными карандашами.

Из точки Е проведите луч длиной 10 клеток и пронумеруйте их. Получился числовой отрезок. Почему?

(потому что на нём показаны числа)

1.Дети выполняют задание педагога.

Дети проводят несколько линий и делают вывод: что через одну точку можно провести множество линий.

2.Дети выполняют задание и делают вывод: через две точки можно провести только одну прямую линию.

3.Дети выполняют задание и делают вывод: из одной точки можно провести много лучей.

Дети чертят отрезки и находят отличие их от луча (луч можно продлить, а отрезок нет).

4.Дети выполняют задание: чертят числовой луч и решают примеры устно.

Задачи:

Познавательная – познакомить с многообразием возможностей в геометрии.

Развивающая - наработка алгоритма выполнения задания.

Воспитательная – воспитание аккуратного исполнения задания и внимания.

Решаемые проблемы: что значить многоугольники, виды многоугольников.

Регулятивные - формировать умения работать в группе; конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку,

Познавательные развивать первоначальные умения практического исследования математических объектов: распознавание, называние геометрических фигур.

Коммуникативные – задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты – мотивация учебной деятельности.

Алгоритм действия педагога (на доске)

Алгоритм действие воспитанника (в тетради)

Напомнить воспитанникам правило работы с линейкой:

1.Предложите детям поставить точки:

А, Б, В и соединить их между собой прямыми линиями так, чтобы получилась фигура, у которой угол Б прямой.

2.Затем нужно поставить точки Г, Д, Е и соединить их прямыми линиями так, чтобы получилась фигура, у которой все углы острые.

3. Поставьте точки Ж, З, И , соедините их прямыми линиями так , чтобы угол З получился тупым.

Вопрос : Какие фигуры получились? Сколько у них углов? Сколько сторон? Сколько вершин?

Задание: Раскрасить треугольники с: острыми углами - синим цветом

прямым углом – красным цветом

тупым углом – зеленым цветом.

4.Поставьте 4 точки А, Б, В, Г и соедините их прямыми линиями: точку А с точкой Б, точку Б с точкой В, точку В с точкой А.так, чтобы получилась фигура , у которой все стороны равны. Получилась фигура.

Вопрос : Сколько у этой фигуры сторон? Сколько углов? Сколько вершин? Она называется квадрат.

Задания: из палочек построить такую фигуру.

5.Поставьте 4 точки А, Б, В, Г и соедините их прямыми линиями: точку А с точкой Б, точку Б с точкой В, точку В с точкой А.так, чтобы получилась фигура, у которой противоположные стороны равны. Получилась фигура.

Вопрос: Сколько у этой фигуры сторон? Сколько углов? Сколько вершин? Она называется прямоугольник.

Задание : из палочек построить такую фигуру

Творческое задание : Начертите несколько разных по виду фигур, но у всех этих фигур 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.

Вопрос: как можно назвать все эти фигуры, если у них много углов?

1.Дети в тетради ставят точки и соединяют их. Получается 3 треугольника, подписывают вершины. Сравнивают. Затем строят подобные треугольники из палочек.

Вывод : Треугольники бывают разными, так как у них разные углы.

Вывод : У треугольника 3 вершины; 3 стороны;3 угла

Дети выполняют творческое задание.

4.Дети чертят квадрат, затем строят его из палочек.

Вывод : У квадрата 4 вершины, 4 угла, 4 стороны и все стороны равны.

Дети чертят прямоугольник, затем строят его из палочек.

Вывод : у прямоугольника 4 вершины, 4 угла,4 стороны и только противоположные стороны равны.

Вывод : Многоугольники

Задачи:

Познавательная – познакомить с многообразием возможностей в геометрии.

Развивающая - наработка алгоритма выполнения задания.

Воспитательная – воспитание аккуратного исполнения задания и внимания.

Решаемые проблемы: что значить круг, часть круга.

Регулятивные - формировать умения работать в группе; конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку,

Познавательные – развивать первоначальные умения практического исследования математических объектов: распознавание, называние геометрических фигур.

Коммуникативные – задавать вопросы, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты – мотивация учебной деятельности

Ключевые слова: круг, центр круга, общая площадь

Объяснение задания

Выполнение задания

Вопрос: есть ли у круга углы, вершины, стороны?

1.начертить круг и обозначить его центр.

2.Начертить два пересекающихся между собой круга- большой и маленький. Большой раскрасить желтым цветом, а – маленький синим. Та часть, которая стала зеленой, называется общей площадью.

Вопрос: почему мы ее так называем?

Вывод: она принадлежит и большому и маленькому кругу.

3.Начертить круг на квадрате.

Раскрась область, принадлежащую только квадрату - синим цветом, а область, принадлежащую только кругу - красным цветом

4. Начертить квадрат в круге.

Раскрась область вне круга желтым цветом , а общую область квадрата и круга зеленым цветом.

5.Начертить пересекающиеся между собой квадрат и круг.

Раскрась область, принадлежащую и квадрату и кругу.

6. Начертить 3 равных по размеру круга. Первый круг поделить на 2 неравные части

Вопрос : Поровну ли карандаш разделил круг? И как можно поделить круг на 2 равные части?

Вопрос: как можно поделить круг на 4 равных части?

Вопрос: А если круг поделен на 3 равных части, то как будет называться такая часть?

Творческое задание- сравнить знаками части круга. При затруднении выполнения задания можно представить, что мы делим на кусочки торт.

предложить разные варианты.

Вывод : нужно провести прямую линию через центр круга. Каждая такая часть называется одна вторая (написать)

предложить разные варианты. Вывод : нужно провести 2 прямых линий через центр круга. Каждая такая часть называется одна четвертая (написать)

Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность.

Задачи:

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, сенсорные планшеты, бумажные стаканчики, перчаточная кукла-мышонок; большой карандаш.

Методические приемы: словесный, игровой, практический, наглядный, проблемная ситуация.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку?

Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш)

Воспитатель: Правильно, это карандаш. (На экране появляется карандаш). Этот карандаш необычный, он волшебный. Умеет не только рисовать, но и придумывать много интересных заданий. Хотите посмотреть, что он приготовил для нас сегодня? (Да)

Воспитатель: Посмотрите на экран, он что-то для нас рисует. (На экране очки). Это очки, нарисуйте их на своих планшетах. А теперь давайте поиграем с ними.

Вот очки мы надеваем, что нас ждет, сейчас узнаем.
Глазки видят все вокруг, обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано: где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.

(На экране портрет Сутеева)

Воспитатель: Жил-был на свете волшебник. И было у него три волшебных палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Когда он брал карандаш или кисточку, появлялись чудесные, красочные иллюстрации (на экране иллюстрации), если брал авторучку, то сочинял детские сказки (на экране книга сказок). А еще он делал для ребят мультфильмы (на экране кадры из мультфильмов). Владимир Сутеев был писателем, художником и мультипликатором в одном лице, поэтому он настоящий волшебник.

Воспитатель: Наш карандаш опять что-то рисует. Это сундучок, а на нем замок. А что это за значок? (Скрипичный ключ)

Воспитатель: Значит, нам надо спеть песенку, и сказать волшебные слова. Тогда сундучок откроется.

Это не стаканчик (2 раза) - стаканчики передвигают
Это сарафанчик (2 раза)
В сарафанчик наряжусь, и кружусь (3 раза) - стаканчики кружат

Это не стаканчик (2 раза)
Это мой тюльпанчик - выворачивают руки крест на крест.
Я тюльпанчик свой сорву - подносят к лицу и нюхают.
И соседу подарю (меняются стаканчиками)

Это не стаканчик (2 раза)
Это мой карманчик (2 раза)
Я в карманчик посмотрю
И секретик расскажу - скажите шёпотом добрые слова в наш стаканчик.

(Сундучок открывается и появляются Мышонок и карандаш)

На столе у Вовы жил карандаш. Ночью мышонок схватил карандаш и потащил себе в норку. Карандаш закричал:

- Отпусти, меня нельзя есть! Я деревянный.

А мышонок отвечает:

- Ну и что, я буду тебя грызть. У меня зубки чешутся,

И больно укусил карандаш.

- Ой-ой! Разреши мне что-нибудь нарисовать напоследок.

- Ладно, – согласился Мышонок, - рисуй.

А теперь давайте будем рисовать вместе с карандашом. Я буду рисовать на доске маркером, а вы на планшете пальчиком.

Сначала карандаш нарисовал небольшой круг. Рисуем небольшой круг в правом верхнем углу.

- Это сыр? - спросил Мышонок.

- Может быть и сыр, - ответил Карандаш и нарисовал еще три маленьких кружочка. Карандаш продолжил рисовать и нарисовал большой круг.

- Это яблоко? – спросил Мышонок.

- Может быть и яблоко, - ответил Карандаш и продолжил рисовать. Он нарисовал два небольших овала снизу и сбоку.

- Ой, это что, сардельки? – облизнулся Мышонок.

- Может быть и сардельки, - сказал Карандаш и нарисовал два уголка.

- Ой, не рисуй больше, - закричал Мышонок, - это же похоже на ко…

А Карандаш продолжил и нарисовал справа и слева три короткие линии

- Да это же настоящая кошка! Спасите! – пискнул испуганный Мышонок. Он бросился к себе в норку и носа оттуда не показывал.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось рисовать сказку? Мы были с вами как настоящие художники-мультипликаторы.

Воспитатель: Наш волшебный карандаш опять что-то рисует. Это солнышко. Нарисуйте солнышко на планшетах. А теперь немного отдохнем.

ФИЗМИНУТКА на степах под музыку

Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать и показать эту сказку, как настоящие артисты. Соня и Тарас будут рассказывать, а вы, ребята, внимательно слушайте сказку (Вызываются двое детей, которые разыгрывают сказку)

Воспитатель: Ребята, с какой сказкой нас сегодня познакомил волшебный Карандаш? Кто автор этой сказки? А почему его называют волшебником? (Ответы детей)

Правильно, потому что он был и писателем, и художником, и мультипликатором.

А теперь я раздам вам разноцветные шарики, которые вы положите в тот стаканчик, какая профессия, на ваш взгляд, наиболее интересная. А теперь нам пора прощаться.

У меня для вас есть подарок, каждый из вас получит набор шаблона камеры и плёнки-раскраски по сказкам Владимира Сутеева. Вот что получится, когда вы все сделаете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинаем занятие с игры с мячом: дети встают в круг, я - в центр 1 раунд. Кидаю мяч каждому по очереди задаю вопрос: какое сегодня число, день недели, месяц, часть суток. Ребенок кидает мяч мне с ответом. 2 раунд. Дети передают мяч по кругу называя последующее число, второй круг - счет в обратном порядке После разминки дети садятся на подготовленные места и мы начинаем работать по презентации

Однажды в … часов утра

Однажды в … часов утра

Лежал карандаш на столе. Ему стало скучно и он начал рисовать :

Лежал карандаш на столе. Ему стало скучно и он начал рисовать :

Назовите что нарисовал карандаш

Назовите что нарисовал карандаш

2 6 1 3 4 7 5 Из каких геометрических фигур состоят дом и дерево

Из каких геометрических фигур

состоят дом и дерево

Рисовал, рисовал и вдруг упал со стола, прямо в щель в полу – к мышкам в нору. Мышки карандашом заинтересовались. Каждая хотела его получить. Они решили так: кто его измерит, тот его и получит

Рисовал, рисовал и вдруг упал со стола, прямо в щель в полу – к мышкам в нору. Мышки карандашом заинтересовались. Каждая хотела его получить. Они решили так: кто его измерит, тот его и получит

Смогут ли мышки найти ответ в этом споре? Для измерения чего применяется каждая из этих мерок?

Смогут ли мышки найти ответ в этом споре?

Для измерения чего применяется каждая из этих мерок?

Решили мышки поделить карандаш поровну На сколько частей должны поделить мышки карандаш? Как им это сделать? 1 Какая часть карандаша достанется каждой мышке? Мышкам стало жалко резать карандаш. Тогда они решили его вернуть на стол. 4

Решили мышки поделить карандаш поровну

На сколько частей должны поделить мышки карандаш? Как им это сделать?

Какая часть карандаша достанется каждой мышке?

Мышкам стало жалко резать карандаш. Тогда они решили его вернуть на стол.

Укажите путь каким мышки могут принести карандаш в дом Норка

Укажите путь каким мышки могут принести карандаш в дом

Зарядка от кота По дороге мыши встретили кота, он хочет поиграть: кто лучше всех выполнить упражнения?

Зарядка от кота По дороге мыши встретили кота, он хочет поиграть: кто лучше всех выполнить упражнения?

Кот решил отпустить мышек, но задал задачки: Решите ребус М- 1 1 4 2 4 3 4 Л- 2 М О О О Л К К- 3 О- 4

Кот решил отпустить мышек, но задал задачки:

Решите ребус

М- 1 1 4 2 4 3 4

Вставьте правильно, выпавшие из числового ряда числа 2 4 6 10 7 9 1 14 20 18 17 15 11 13 16 5 8 3 12 19

Вставьте правильно, выпавшие из числового ряда числа

Встретили мышки собаку. Она согласилась их пустить в дом, если мышки помогут ей разложить косточки в порядке увеличения их размера

Встретили мышки собаку. Она согласилась их пустить в дом, если мышки помогут ей разложить косточки в порядке увеличения их размера

1 3 4 5 2 1 3 2 5 4 Разложите косточки в порядке возрастания размера

Разложите косточки в порядке возрастания размера

Встретилась мышкам ворона. У нее перепутались монеты. Помогите расставить монеты в порядке возрастания номинала

Встретилась мышкам ворона. У нее перепутались монеты. Помогите расставить монеты в порядке возрастания номинала

Помогите вороне разобраться с монетами

Помогите вороне разобраться с монетами

Я ворона люблю физические упражнения. Приглашаю вас со мной позаниматься разминкой

Я ворона люблю физические упражнения. Приглашаю вас со мной позаниматься разминкой

Задачки вороны: На дереве сидело пять птиц. Подкрался кот и утащил одну. Сколько птиц осталось на дереве? Почему? (ни одной) 2. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня) За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайцев за забором? (2) 4. Витя бросил в воду железные нож, вилку и ложку. Сколько предметов плавает на поверхности?(нисколько) 5. На столе лежало 3 яблока. Одно разрезали пополам и положили обратно. Сколько яблок стало на столе?(ни одного)

Задачки вороны:

  • На дереве сидело пять птиц. Подкрался кот и утащил одну. Сколько птиц осталось на дереве? Почему? (ни одной)

2. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)

  • За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайцев за забором? (2)

4. Витя бросил в воду железные нож, вилку и ложку. Сколько предметов плавает на поверхности?(нисколько)

5. На столе лежало 3 яблока. Одно разрезали пополам и положили обратно. Сколько яблок стало на столе?(ни одного)

Повстречали мышки курочку У бедняжки большое горе: снесла курица яйца простые и золотые, а подсчитать не может. Сколько простых? Сколько золотых? Сколько всего? Каких больше? На сколько больше? И какие числа в счете четные, а какие нечетные?

Повстречали мышки курочку У бедняжки большое горе: снесла курица яйца простые и золотые, а подсчитать не может. Сколько простых? Сколько золотых? Сколько всего? Каких больше? На сколько больше? И какие числа в счете четные, а какие нечетные?

7 3 7+3= 10 7-3= 7 4 3 4 ,7 3 ,10 Четные числа: Нечетные числа:

Четные числа:

Нечетные числа:

Подсчитайте сколько времени путешествовал карандаш.

Подсчитайте сколько времени путешествовал карандаш.

Что мы сегодня повторили: Вспомнили какое сегодня число, день недели, месяц, часть суток. (игра с мячом) Считали в прямом и обратном порядке от 1 до 10 (игра с мячом) Повторили геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, кривая, ломаная, квадрат, круг, овал, прямоугольник, ромб, трапеция (рисунки карандаша) Величины длины, объёма и массы (зерно у мышат) Определяли направление движения (путь до стола из норы для мышей) Двигались с веселыми человечками (танец для кота) Решали числовой ребус (задачка для кота) Порядковый счет в пределах 20 (задачка для кота)

Что мы сегодня повторили:

  • Вспомнили какое сегодня число, день недели, месяц, часть суток. (игра с мячом)
  • Считали в прямом и обратном порядке от 1 до 10 (игра с мячом)
  • Повторили геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, кривая, ломаная, квадрат, круг, овал, прямоугольник, ромб, трапеция (рисунки карандаша)
  • Величины длины, объёма и массы (зерно у мышат)
  • Определяли направление движения (путь до стола из норы для мышей)
  • Двигались с веселыми человечками (танец для кота)
  • Решали числовой ребус (задачка для кота)
  • Порядковый счет в пределах 20 (задачка для кота)

10. Расставили по возрастанию величины предметы и их определили порядковый номер (косточки у собаки) 11. Объединяли множества по общим признакам (игрушки у собаки) 12. Соотносили цифры с количеством предметов ( яйца у курицы) 13. Составляли и решали задачи (яйца у курицы) 14. Делили фигуру на равные части (делили карандаш) 15. Определяли время по часам (время затраченное на путешествие карандаша) 16. Повторили четные и нечетные числа (яйца у курицы) 17. Определяли достоинство металлических монет (монеты у вороны) 18. Решали логические задачи на сообразительность (задачки вороны)

10. Расставили по возрастанию величины предметы и их определили порядковый номер (косточки у собаки)

11. Объединяли множества по общим признакам (игрушки у собаки)

12. Соотносили цифры с количеством предметов ( яйца у курицы)

13. Составляли и решали задачи (яйца у курицы)

14. Делили фигуру на равные части (делили карандаш)

15. Определяли время по часам (время затраченное на путешествие карандаша)

Читайте также: