Конспект санкт петербург подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

детский сад № 23 Красносельского района

по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом

в подготовительной группе.

воспитатель Шилова Е.А

Санкт-Петербург 2018 г.

Цель : Расширить представления детей о каналах Санкт-Петербурга .

Продолжать знакомить детей с городом Санкт – Петербург .

Создать условия для возникновения интереса к родному городу .

Формировать представления об уникальности нашего города .

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать интерес к истории города, любовь к нему

Развивать слуховое восприятие и внимание;

Развивать логическое мышление, умение отгадывать ребусы.

Воспитывать бережное отношение к городу.

Воздушный шарик с длинной веревкой;

карта города с реками и каналами,

островки с цифрами.

I . Воспитатель :

- Ребята, смотрите, какой я сегодня принесла вам волшебный воздушный шар. Хотите, со мной отправится в путешествие? Для этого возьмемся за веревочку. Поднимаемся выше, выше, вот мы уже поднялись к самолетам, под облака. Хотите увидеть наш город с высоты птичьего полета.

II . Воспитатель:

- Правильно, одна из важнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга – вода. Какие водоемы есть в нашем городе? ( реки, каналы, пруды.)

Отгадайте ребус, и узнаете о каком водоем идет речь.

Дети: Слово канал.

- А чем отличаются каналы от рек? (Они созданы руками людей).

- Для чего рыли каналы ? Каналы городу были жизненно необходимы. Город стоит на болоте, Да и во время наводнений, а их Санкт-Петербург пережил более 70, каналы служили для стока воды и существенно уменьшали разрушительную силу стихии.

Кроме того, в прошлом водные магистрали выполняли важные транспортные функции – по ним перевозили продукты, сплавляли, лес, камень и другие стройматериалы . По каналам люди переправлялись на другой остров города, пока не стали строить улицы.

III . Воспитатель: Давайте отправимся на прогулку по каналам нашего города: На чем же нам путешествовать? (на кораблике) .

Для этого давайте опустимся сначала на нашем воздушном шаре на землю,

Ну, вот мы и около нашего кораблика, на котором мы поплывём.

Воспитатель: В нашем городе очень много каналов. А сколько их вы узнаете, если посчитаете и пройдете по островам.

5 + 2 + 3 + 1 + 5 – 1 + 1 + 5

- Дети: В городе 20 каналов.

Мост нагнулся над рекой

Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола

Над водою ровной:

Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду

«Ах, красивый я какой,

Маршируют на месте

Разводят руки над головой, показывая большой мост

- Воспитатель : А какой самый большой канал? Дети: Канал Грибоедова.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а это Канал Грибоедова, Канал который проходит через центр и пересекает Невский. Канал длиной 5 километров и шириной до 32 метров, начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало- Калинкина моста.

Этот канал неуважительно именуют канавкой лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А лебяжьим назван из-за того что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов .

Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего Дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом.

VIII . Воспитатель: Еще много каналов есть в Петербурге. Куда мы могли приплыть?

IX . Воспитатель: Люблю смотреть на воду

Во всякую погоду.

Весной, в безоблачные дни,

Когда сияет солнце

Вода сверкает и звенит -

Как будто - бы смеется

При тихом маленьком дожде

Бегут мурашки по воде

А поздней осенью, когда

Блестит спокойная вода,

Как черное стекло

-Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по каналам нашего города. Самого красивого города, который нужно знать, любить и беречь.

Цель : Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга .

Познавательное развитие 1. Обогащать и расширять представления детей о родном городе. 2. Расширение зрительного восприятия и мышления.

Социально — коммуникативное развитие 1. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. 2. Воспитать любовь и уважение к родному городу.

Р ечевое развитие, физическое развитие 1. Развивать связную речь через дидактические и словесные игры. 2. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

Материал и оборудование :

Словарная работа:

речки – рукава, топь, люд, выражение «По болоту Петр шёл, венец, удило.

I. Организационный момент

Цель : создание общей положительной атмосферы занятия.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим свое хорошее настроение!

Здравствуй, солнце золотое! (поднять руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх и в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (качание поднятыми руками влево - вправо)

Здравствуй, маленький дубок! (опустить руки вниз) .

Мы живем в одном краю — (развести руки в стороны)

Всех я вас приветствую! (вытянуть руки вперед)

II.Основная часть :

Ребята я вас сегодня приглашаю в путешествие… .а что бы узнать куда мы отправимся вам необходимо будет разгадать загадку. Согласны? Тогда слушайте : Где разливается Нева На реки, речки – рукава, Где островки и острова Толпятся у залива, Где топь, болотная трава, Где в дымке моря синева –Там Петр Великий основал

Столицу всем на диво. ( Санкт-Петербург )

А скажите на чем можно путешествовать ? (ответы детей)

Я вам предлагаю путешествовать на речном трамвайчике и с речных просторов понаблюдать за красотами нашего города. Согласны? Тогда занимайте места…

Дети занимают места в импровизированном речном трамвайчике (скамеечка) и просматривают видеофильм с записью путешествия по рекам нашего города.

Мы живем в замечательном и красивом городе на Неве, Санкт-Петербурге . Наш город-герой, он перенес самые суровые и тяжелые времена. Наш славный город славится многими достопримечательностями : музеями, садами, парками, мостами.

В 1700 году Россия вступила в северную войну со Швецией за выход к морю.

И после первых побед государь Петр Алексеевич Романов – Петр Великий заложил на берегах Невы крепость, которую и назвали Санкт-Петербургом .

Собственными руками Пётр сделал чертёж новой крепости. Она была названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла - Петропавловской. Это было первое строение новой столицы и под ее защитой стал строиться новый город Санкт – Петербург .

1703 год – это год рождения нашего города Санкт–Петербург . Мы это событие празднуем каждый год 27 мая.

Грозно глядели на Неву со стен крепости пушки. Сейчас осталась только одна – сигнальная. С давних пор в нашем городе обычай – ровно в полдень, в 12 часов дня – гремит пушечный выстрел.

По берегам Невы и на ее больших и малых островах стали постепенно строить наш замечательный город. Н а самом большом - Васильевском острове – было возведено много красивых зданий, но главным украшением острова стала место, называемое Стрелкой Васильевского острова.

Следующая остановка нашего автобуса : Стрелка Васильевского острова. Прежде тут находился порт. А знаменитые Ростральные колонны были маяками- они указывали путь приближающимся кораблям. Теперь порт перенесен в другое место, а факелы на Ростральных колоннах зажигают только по торжественным дням.

По болоту Петр шел, Остров заячий нашел. , Он собрал рабочий люд, И построил крепость тут.

Крепость новая стоит, Пушками врагу грозит. Бам, Бам, Бам! Не осталось зайцев там. Я по острову пойду, Шевельнется кто – найду!

Зайцы пушек испугались По кустам все разбежались.

Ну вот немного отдохнули, можем ехать дальше.

Река Нева дала имя и самому первому проспекту нашего города. Красивый, просторный Широкий и большой Идет он от Дворцовой,Встречается с Невой. Мост Александра НевскогоЗадерживает путь, По главному проспекту. А как его зовут? (Невский проспект)

- Правильно – это Невский проспект.

Дворцовая площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев в мире – Эрмитаж Знамениты на весь мир и наши мосты… А чем они знамениты? Кто знает?

– правильно, потому что они разводные. По ночам они разводятся с помощью механизмов, давая путь большим кораблям.

Давайте покажем какие у нас мосты :

Мост нагнулся над рекой Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола

Прекрасны сады и парки Санкт-Петербурга . Самый знаменитый и старинный сад в нашем городе был заложен еще самим царем Петром 1.

Памятник из бронзы :

Честь царю, хвала! Мчится, словно ветер, Конь, Тянет удила. На коне сидит герой, Он красивый, молодой. Это – память в честь Петра, Много сделал он добра. Скачет воин в будни, в праздник, А зовётся… (Медный всадник.) В честь Петра 1 был отлит из металла и установлен на огромном камне памятник, который называется Медный всадник Наш город красив и неповторим . И мы его жители, с гордостью называем себя …- Петербуржцами. У нашего города есть свой герб, флаг И свой гимн….давайте послушаем отрывок из него. Ну вот мы и вернулись обратно в детский сад.

III. Заключительная часть :

Вам понравилось путешествовать по городу ?

А как называется город по которому мы путешествовали – С-Петербурга? Кто основал наш город? А, что вам запомнилось или понравилось больше всего?

Мне то же очень понравилось с вами путешествовать . Спасибо вам за компанию.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

«На болоте родился

Три раза крестился

Врагу не сдался

Скажите о каком городе идет речь? (ответы детей) А почему о нем так говорят? (ответы детей). У каждого города есть своя визитная карточка, по которой его сразу узнают. А давайте сделаем этому городу визитную карточку. Как вы считаете, что должно быть на визитной карточке? (имя, день рождения, отличительный знак, символ).

Имя города- Санкт- Петербург, день рождения 27 мая 1703года. А еще надо поместить на нее герб. Что же такое герб? (Герб- это отличительный знак любого города или страны).

Герб- это прежде всего щит. Герб отражает особенность положения и роль нашего города. Город Санкт-Петербург находится на море, на реке. И на гербе мы видим два якоря: морской и речной.

Воспитатель: Как же можно назвать людей, которые живут в Санкт-Петербурге? (ответы детей).

Ребята, вы знаете, что Санкт-Петербург называют музеем под открытым небом.

Я приглашаю вас совершить экскурсию.

Мы по городу шагаем (шагаем по кругу)

Много видим, называем (руку ко лбу, смотрим по сторонам)

Светофоры и машины, (разводим руки в стороны по очереди)

Зоопарк и магазины

Скверы, улицы, мосты

И деревья, и кусты.

Санкт-Петербург один из самых больших и красивых городов мира.

Кто знает основателя Санкт-Петербурга? (ответы детей)

Посмотрите на карту города, он состоит из нескольких частей, островов, все острова соединяются мостами. Скажите как называется остров на котором началось строительство города? (ответы детей) С чего началось строительство города? (ответы детей) . Послушайте стихи:

Каждый день в крепости пушка палит.

Пушка палит. Всем понятно без слов:

Полдень. Пробило двенадцать часов!

В Санкт- Петербурге не одна река, а много.

В Санкт- Петербурге не один театр, а много …

не один дворец, а много.

не один музей, а много.

не одна площадь, а много.

не один парк, а много …

не один памятник, а много. (и. т д)

Воспитатель: Дальше наш путь лежит через Дворцовый мост, как вы думаете почему он получил такое название? Чем необычен этот мост? (ответы детей). Какая еще достопримечательность получила похожее название? Вот туда- то мы и направимся.

Воспитатель: Ребята, перед тем как продолжить нашу экскурсию, давайте выйдем из нашего трамвайчика и немного разомнемся.

Мост нагнулся над рекой- Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев пол.

Над водою ровной - Разводят руки, согнутые в локтях от груди в разные стороны.

«Ах, красивый я какой - Маршируют на месте.

Вот мы с вами оказались на Дворцовой площади. Что еще находится здесь (ответы детей) Чем знамениты? (Эрмитаж, Александровская колонна, арка генерального штаба).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете куда мы направимся теперь? Послушайте стихи.

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном

Это символ города,

Здесь рождался флот!

Воспитатель: На шпиле какого здания красуется кораблик (ответы детей)

Адмиралтейство приказал построить Петр I, здесь были первые верфи для постройки кораблей, здесь родился русский флот. Здесь же перед Адмиралтейством мы можем увидеть памятник Петру- кузнецу. Почему его так назвали?

Реки: Мойка, Нева, Москва- река, Фонтанка

Соборы: Василия Блаженного, Смольный, Казанский, Исаакиевский

Площади: Дворцовая, Красная, Пл. Восстания, Сенная

Музеи: Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Кунсткамера

Театры: Мариинский, Михайловский, Александринский, Большой театр.

Продолжаем нашу экскурсию. Вот мы с вами оказались на Сенатской площади. Что-за памятник мы видим? (ответы детей) Кто поставил этот памятник? Какие еще памятники Санкт-Петербурга вы знаете?

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Занимайте места в трамвайчике. Ребята, понравилась вам наша экскурсия. Санкт-Петербург - город такой красивый, я рада что вы любите его, но знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?

Помогать пожилым людям

Громко не кричать

Давайте вспомним где же мы с вами сегодня побывали, что узнали нового? (ответы детей)

Автор: Шелехова Ольга Александровна

Организация: ГБДОУ детский сад №73 комб. вида Фрунзенского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Направление развития: познавательно - речевое.

Образовательная область: познание (Петербурговедение).

Интегрируемые образовательные области:

-чтение художественной литературы

Цель: Активизировать представления детей о нашем городе (история основания города, достопримечательности, основные даты). Познакомить детей с городским пейзажем, как одним из жанров искусства.

Задачи.

Образовательная: активизация представлений о нашем городе и обучение рисованию городского пейзажа.

Развивающая: развивать познавательные интересы и процессы, умение наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали , события, явления. Развивать умение устанавливать связи между замыслом и используемыми художниками средствами выразительности. Развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать в детях любовь к нашему городу, интерес к истории, умение видеть красоту и получать эмоциональный отклик в сердце при рассматривание произведений искусств.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа.

Чтение стихотворений о Санкт- Петербурге и о достопримечательностях Санкт- Петербурга.

Логикоматематические технологии с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.

Беседа с детьми об основании Петербурга.

Виды деятельности: коммуникативная ( беседа, ситуативный разговор), игровая, двигательная, продуктивная ( творческая) .

Формы работы: дидактическая игра, отгадывание загадок, игра- путешествие, беседа, рисование.

План.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие. А какое – попробуйте догадаться сами.

  1. Чтение стихотворения про Петербург.

Среди болот, дорог и вьюг,

Как исполин из сказки,

Явился миру Петербург,

Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,

Фонтаны, скверы, парки,

Его ограды и мосты,

Кораблик на Фонтанке,

Его кресты, его гранит –

Веков узор так прочен! –

Все восхищает и пленит

В сиянье белой ночи.

Люблю тебя я, город мой,

Не знаю краше места!

Мне жизнь, единая с тобой,

Дарована в наследство!

  1. Вывод о путешествии по Петербургу, по местам , которые очень любили изображать художники.

Воспитатель: В какое же путешествие мы с вами отправимся?

Дети: По Санкт – Петербургу.

Воспитатель: Правильно. Но путешествие наше будет особое. Мы с вами будем путешествовать по местам, которые очень любили изображать на своих полотнах (картинах) художники. А теперь отгадайте загадку.

  1. Организация пространства для игры – путешествия. Загадка про автобус.

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем экскурсионный автобус – ведь путешествие по городу это и есть экскурсия. И на этом автобусе отправимся в путь.

( Дети совместно с воспитателем из стульчиков делают автобус и садятся в него).

  1. Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы - дети.

Воспитатель: Итак наш автобус отправляется в путешествие по Санкт – Петербургу. А вы, ребята, будете не только пассажирами, но и экскурсоводами.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, сколько лет назад был основан наш город.

Дети: 300 лет назад.

Воспитатель: А кто же решил построить такой красивый город?

Дети: Царь Пётр 1.

Воспитатель: Ребята, расскажите на берегах какой реки строился Санкт – Петербург?

Дети: На берегах реки Невы.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проезжаем как раз вдоль Невы – самой большой и самой прекрасной реки нашего города.

Воспитатель: Что же за место изображено на картине?

Дети: Нева, пристань, корабли стоят у берега и т. д.

Воспитатель: В какое время суток художник увидел это место таким прекрасным?

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Свет, солнце светит, отблески воды, голубое небо, люди на пристани.

Воспитатель: Ребята, а что такое пристань?

Дети: Это место , где отдыхают корабли под открытым небом.

Воспитатель: А какое время изобразил художник?

Дети: Лето или конец весны. Потому, что люди на пристани одеты в лёгкую одежду.

Воспитатель: Да, и ещё художник смог красками передать (нежными, светлыми оттенками) тепло в воздухе и в самом городе.

А какой вы видите Неву на картине художника?

Дети: Большая, сильная, прекрасная, нежная (так, как подобраны нежные оттенки голубого и нет сильных волн).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Музыкальная пауза и физминутка.

Воспитатель: А теперь давайте представим себя в этом замечательном месте и пройдемся вдоль Невы. (звучит фонограмма классической приятной музыки, дети выходят из автобуса и прогуливаются под музыку)

Один из ребят объявляет о конце прогулки и просит занять места в автобусе.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Кто же нам может рассказать, где же мы проезжаем сейчас?

Дети: Около Петропавловской крепости.

Воспитатель: Правильно. Наша остановка – Петропавловская крепость. Нева. Ребята, а зачем была построена Петропавловская крепость?

Дети: Для защиты от врагов. Это самое первое сооружение, которое было построено в Петербурге.

Воспитатель: Что происходит у стен Петропавловской крепости?

Дети: На берегу Невы стоят люди. По Неве плывут лодки , небольшие парусники.

Воспитатель: В какое время суток художник увидел Петропавловскую крепость такой необычной, загадочной?

Дети: В середине дня. На улице светло. Солнце где-то высоко на небе, мы его не видим.

Дети: Оттенки голубого и синего для Невы, коричневого и красного для Петропавловской крепости, серо- голубого для неба.

Дети делятся на две команды и строят из большого конструктора Петропавловскую крепость под музыку.

Воспитатель: Молодцы. А теперь просим занять свои места в автобусе. Наш автобус отправляется дальше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда же мы свами приехали?

Дети: Это старинный Петербург.

Воспитатель: Да, это старинный Петербург. Начало 18 века. 300 лет назад. Как же здесь необычно? Что вам понравилось?

Дети: Красивый необычный дворец. Люди в необычной для нас одежде, Нева и волны на ней.

Отвечает подготовленный ребёнок.

Перед нами Васильевский остров и Здание двенадцати коллегий архитектора Д.Трезини. Город только строится – справа мы видим открытое пространство строительных площадок. В противопоставлении бурных вод Невы четко, как на архитектурных проектах, прорисованы новые здания. Художник раскрывает борьбу созидательных, творческих сил с непокорной стихией, столь привлекательной для него в петровской эпохе.

Дети: Нева бурная, могучая изображена художником сине-зелёными цветами. Здания – жёлто – коричневые цвета. Одежда у солдат – красных оттенков.

Воспитатель: В чем отличие того старого Петербурга от нового, современного?

Дети: Раньше не было машин, не было столько шума на улице, здания все были разные, люди одевались очень красиво .

Воспитатель: Молодцы! Итак, мы с вами совершили замечательное путешествие по Петербургу, в котором вы сами были экскурсоводами и путешественниками.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нём огромный музей.

Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.

Дети называют цвета, которыми можно нарисовать эту картину.

Вот памятник царю Петру

И царскому коню,

По двести раз на дню.

Царь много славных дел свершил,

А конь неоднократно

Его на подвиги возил

И привозил обратно.

Дети называют цвета для этого стихотворения.

На площадке смотровой

Небо вровень с головой,

Видно – все на свете:

Медный всадник, Летний сад,

Эрмитаж и зоосад,

Если встать на колоннаде,

Город видно, как на карте!

Дети называют цвета для этого стихотворения.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь попробуйте сами нарисовать свой любимый уголок города. Вспомните, где вам понравилось больше всего в нашем городе и нарисуйте.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия – экскурсии?

Дети: Каким красивым изображали художники на своих картинах наш город. Сколько различных цветов и оттенков они использовали в своих картинах.

Воспитатель: Какие места Санкт – Петербурга любили изображать художники на картинах?

Дети: Неву, Петропавловскую крепость, Медный всадник, Стрелку Васильевского острова.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подумаем о своём настроение. Какое оно у вас в конце нашего путешествия?. Выберите себе тот лепесток по цвету, который больше всего подходит к вашему настроению. (дети выбирают лепестки) А теперь соберём все лепестки в один общий цветочек.

Воспитатель: Каких цветов и оттенков больше в нашем цветке?

Дети: Светлых, ярких, красных, жёлтых, розовых и т.д.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

В следующий раз мы увидим с вами другие красивые архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга, которые любили изображать художники на картинах.

Читайте также: