Конспект самостоятельной деятельности детей в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Материал подготовил педагог с 10- летним стажем работы. Данная разработка будет полезна для детей старшего дошкольного возраста. В учебно-воспитательном процессе наш материал послужит как образец творческой, продуктивной деятельности с детьми.
Цель: Развитие творческих способностей детей.
Задачи: совершенствовать умение детей замысливать свою работу, подбирать необходимые материалы и использовать известные способы их крепления; развивать творческую инициативу, активность; совершенствовать умение использовать в работе различные нетрадиционные материалы (ткань, песок и др.); воспитывать трудолюбие, бережное отношение к плодам своего труда итруда других; формировать умение давать оценку своей работы.
Оборудование: схемы для рисования, схемы конструирования, ящик , одноразовые тарелочки под раздаточный материал, тарелочки под клей, тряпочки, ватные палочки, опил (в т.ч. окрашенный), сухоцветы, перья, песок, ракушки, семена; выставочный стол, мольберт, дыракол, пяльце…

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Ну конечно - . (дети - ЧЕБУРАШКУ)


:Данная информация поможет создать условия организации различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Закрепить познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие дошкольников. Учитывать индивидуально – личностные качества каждого ребёнка, его свободу выбора.

ВложениеРазмер
Программное содержание. Задачи : 1. Создать условия организации видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познават 17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной деятельности в старшей группе

Воспитатель :Мясникова Л.В

2. Закрепить в самостоятельной деятельности дошкольников познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие.

3. Отразить полученные впечатления в самостоятельных видах деятельности детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

Демонстрационный материал : художественная мастерская; макет дерева; фигуры и игрушки домашних животных и птиц; дидактические картинки птиц, цветов, диких животных; выставка детских работ по художественному творчеству;

Раздаточный материал: крупа, макаронные изделия, фасоль,семена подсолнечника клей – карандаш, кисти, подставки, клеенки, салфетки, кусочки ткани, ушные палочки, вата, одноразовые тарелки, самодельные фигурки домашних животных, раскраски с изображением цветовдиких животных и птиц, магниты, наборы домашних животных и птиц, наклейки, ножницы, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, акварель, пластилин, досточки для работы, настольные мозаики, счётные палочки, нитки, бельевые прищепки, набор геометрических фигур на липучках, фланелеграф, крышки из-под бутылок, колпачки фломастеров, палочки Къюзенера, блоки Дьеныша, конструктор пластмассовый, деревянный, мягкий

- активизировать словарный запас – дикие животные и птицы, подарок для бабушки, бусы и браслет, осенний букет.

Индивидуальная работа с малоактивными детьми (Полей.Димой) в выборе самостоятельной деятельности на фоне игровой деятельности совместно со сверстниками или индивидуально.

- помочь перебрать фасоль и семечки для птиц

- построить забор для животных и птиц;

- собрать букет цветов для Бабушки – Забавушки;

- поиграть настольно – печатными играми, мозаикой;;

- чаепитие у самовара.

Предполагаемый ход самостоятельной деятельности детей

Организационный момент сопровождается музыкальным оформлением (мотивы русских народных песен, трели птиц, журчание воды).

Делает разминку, дети по желанию помогают, при этом происходит развитие крупной моторики, связной речи, умение сочетать движение и речь.

Разминка: Собрались все дети в круг

Ты мой друг и твой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

После этого воспитатель хвалит детей, называет их добрыми словами.

Бабушка берет в руки спицы, садится на стул и начинает вязать, при этом охает и ахает, уделяя внимание детей на то, чтобы оказать помощь в перечисленных выше делах.

Дети проявляют желание и интерес, выполняют различные виды игровой самостоятельной деятельности.

7 «картинка на память (Дикие животные - изготовляют, используя пряжу, пластилин, пуговицы, камни мелкие, вату, салфетки бумажные, клей.

Роль воспитателя – в процессе самостоятельной игровой деятельности воспитатель периодически подходит к каждому ребёнку, интересуется – чем он занимается, почему и зачем. Хвалит, гладит по голове, говорит ласковые слова Если ребёнок затрудняется – оказывает помощь. При этом учитываются индивидуально – личностные качества каждого ребёнка, его свобода выбора того или иного вида самостоятельной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Для нашего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летоп.



Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитиеПредметно-пространственная развивающая среда: Оборудование для педагога: репродукции художников-пейзажистов: Илья Остроух.


Центры по организации самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Центры по организации самостоятельной деятельности детей.


Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.Тема: « .

Организация игровой деятельности детей в старшей группе

В этом материале описана игровая деятельность детей старшей группы МБДОУ "Курумканский детский сад "Малышок".

В самостоятельной деятельности старших дошкольников проявляется познавательно-исследовательская активность

Самостоятельная деятельность старших дошкольников проявляется в разнообразных игровых формах, в проведении наблюдений и экспериментировании. В возрасте 5–6 лет у детей значительно расширяется сфера интересов, их любознательность выходит за рамки изучения объектов ближайшего окружения. В детских беседах, занятиях и играх появляются размышления и фантазии о полётах в космос, пиратских приключениях, эре динозавров, путешествиях в дальние страны.

Организация самостоятельной деятельности старших дошкольников

К возрасту 5–6 лет происходят важные изменения в поведении и качестве мыслительных и физических действий детей. Это связано с формированием основных процессов нервной системы, развитием различных видов памяти и мыслительных способностей. При подготовке условий для самостоятельной деятельности и продумывании методов организации детской активности, воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности подопечных:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом в течение длительного времени, создавать масштабные постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного числа деталей.
  • Дети способны к намеренному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в самостоятельных занятиях: например, проводят опыты в уголке исследований или создают поделки в центре творчества.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов. Становится возможным осознанное экспериментирование, самостоятельно спланированное и выполненное. Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала проговорить воспитателю правила техники безопасности. Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием детей в мини-лаборатории.
  • Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалённые объекты: планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров; на основе новой информации дети создают рисунки. Усложняется игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры строятся по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
  • Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами: собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин и бисера.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие их самих темы.

Познавательная активность в группе

Старшие дошкольники умеют сотрудничать друг с другом во время исследовательской и игровой деятельности

Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не называет самостоятельную деятельность детей как отдельную область обучения и большее внимание уделяет совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Формирование исследовательского типа мышления и создание положительной мотивации к творческому решению проблемных ситуаций создаёт прочную базу для успешного обучения в школе. Цель организации самостоятельной деятельности в детском саду — развитие в ребёнке независимого творца и исследователя.

Центр познания

Развитие навыка самостоятельного поиска информации — одна из целевых основ образования в ДОУ

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
  • Совершенствование процессов саморегулирования: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок обладает усидчивостью, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
  • Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.
  • Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
  • Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений: дежурство по столовой, игровой зоне, спальне и т. д.

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях. Принципы функционирования центров детской активности: доступность, безопасность, обогащение временными материалами (например, в центре познавательной активности можно организовать выставку ко Дню космонавтики, в уголке природы весной выставить ящики с луковицами гиацинтов или тюльпанов, дополнить игровую зону набором дорожных знаком во время изучения ПДД на занятиях НОД и прогулках).

Центр природы

Составление графика дежурств — приём формирования навыка самообслуживания через трудовые поручения

Формы организации предметно-пространственной среды

Центр науки

В центре познавательно-исследовательской деятельности воспитанники участвуют в поиске новых знаний

В игровой форме дети воспроизводят то новое, что они узнали во время занятий

Спортивный уголок

Центр физической активности обеспечивает детей инвентарём для подвижных игр и упражнений

Уголок природы

Старшие дошкольники самостоятельно ухаживают за растениями в группе

Театральный уголок

Инсценировка эпизодов любимых историй и импровизация в разыгрывании различных сюжетов — одна из форм самостоятельной деятельности дошкольников

Уголок отдыха

В группе необходимо организовать место, где ребёнок может побыть немного в тишине, расслабиться

Виды самостоятельной деятельности старших дошкольников: таблица

Игровая деятельность остаётся одним из ведущих видов активности в старшем дошкольном возрасте

Мотивирующее начало занятия

Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных режимных моментах в течение дня: во время прибытия в сад утром, на прогулке, во время досуга во второй половине дня. Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах занятости, педагогом должна быть достигнута результативность детской активности во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа словесных инструкций формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Та деятельность будет наиболее интересной и продуктивной, которая была направлена на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.

Важно не занимать время, отведённое под детские игры, другими видами деятельности. Игра у старших дошкольников по-прежнему остаётся способом закрепления практических навыков, снятия умственного перенапряжения, взаимодействия со сверстниками.

Игра для дошкольников не только развлечение, но и форма общения

Структура самостоятельной деятельности дошкольников состоит из трёх этапов:

Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Возникновение желания работать самостоятельно бывает разной природы: игровой, познавательной, волевой, социальной и эмоциональной. Создание дружеской и доверительной атмосферы — непременное условие успешной деятельности ребят. Воспитатель следит, чтобы перед началом и во время занятия каждый ребёнок находился в хорошем настроении. Социальная направленность мотивов к работе выражается в положительном отношении к коллективной деятельности, желании обсуждать изучаемое или создаваемое, способность прислушиваться к мнению и желаниям одногруппников. Под волевой мотивацией подразумевается направленность действий ребёнка к достижению конкретной цели, интерес к проявлению своих способностей. Игровой и познавательный мотивы часто возникают стихийно, однако педагог может инициировать эти виды мотивации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования.

Воспитатель прогнозирует при помощи мотивационного начала занятия независимую деятельность детей в играх

Игра со скакалочкой

Если предложить ребятам показать, как можно играть со знакомым предметом, они втягиваются в игру

Примеры самостоятельной деятельности в старшей группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности старших дошкольников в различных режимных моментах.

Материал: цветной картон, бумага, пластилин, ножницы, природный материал, клей, салфетки, краски, письмо, почтовый ящик.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, почтальон принёс нам письмо. Давайте я прочитаю от кого оно (воспитатель читает адрес отправителя).

Воспитатель. А сейчас, вскроем конверт и узнаем, о чем написала нам Каркуша (воспитатель зачитывает письмо).

Воспитатель. Ребята, что вы поняли из письма? (ответы детей).

Воспитатель. Как же можно помочь Каркуше и доставить радость Хрюше? (сделать подарки)

Воспитатель. А, что можно подарить на День рождения? (ответы детей)

Воспитатель. Можно, самим сделать подарок? Какой, подарок, можно сделать своими руками? (нарисовать открытку, сделать поделку из природного материала, аппликацию)

Воспитатель. Вы знаете, что подарок, сделанный своими руками ценится больше, чем купленный в магазине. Подумайте минуточку и каждый скажет, что он хочет смастерить и подарить Хрюше и какой материал вам для этого нужен (дети сообщают воспитателю, какой подарок они будут мастерить и какой материал для этого потребуется).

Воспитатель. Найдите каждый себе место и возьмите всё необходимое для работы и приступайте к изготовлению подарка для Хрюши. Если вам нужна будет помощь, обратитесь ко мне или друг к другу (дети выбирают материал и начинают работу, воспитатель оказывает помощь по мере надобности).

Воспитатель. Наши подарки готовы, давайте их рассмотрим (дети рассказывают, как и из чего сделан его подарок).

Воспитатель. Теперь давайте подумаем, как наши подарки попадут к Каркуше в Москву (ответы детей).

Воспитатель. Правильно. Нужно послать их посылкой. Давайте возьмём почтовый ящик, аккуратно положим наши поделки, а чтобы посылка пришла точно по адресату, нужно указать адрес на посылке и обязательно указать обратный адрес, чтобы получатель знал, от кого пришла посылка. Вместе с детьми воспитатель заполняет бланк на посылке.

Воспитатель. Ну, что же вы молодцы, Хрюша и Каркуша будут очень рады вашим подаркам.

Читайте также: