Конспект ромео и джульетта по музыке

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Чем чище музыка любви, тем громче музыка печали.

Задачи урока:

• продолжать знакомство учащихся с творчеством великого английского драматурга Уильяма Шекспира;

• познакомить учащихся с симфоническими зарисовками сюиты Д. Б. Кабалевского.

• развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;

• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, используя музыкальную терминологию;

• развивать память, зрительное и слуховое восприятие;

• развивать умение выражать свои эмоции и чувства.

• прививать интерес к музыке, литературе, театральному искусству;

• воспитывать художественный вкус учащихся;

• воспитывать умение работать в коллективе.

1.Организационный момент.

Встало солнце рано - рано:

Плещут волны океана:

И звенят задорно птицы:

Эй, ребята - малышата,

С высоты кивают горы:

И в твоё окошко ветер

Постучится на рассвете:

Над родною стороною

И с тобою и со мною

А страна у нас такая

Нету ей конца и края!

Мы ей тоже дружно скажем:

2.Повторение ранее изученного материала.

Сегодня на уроке мы снова будем говорить о взаимоотношениях, чувствах, поступках людей. О том, к каким последствиям приводят людей те или иные их действия. Попробуем с помощью подсказок определить тему нашего урока.

Эпиграфом нашего урока являются строки известного поэта Булата Окуджавы:

«Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

На доске мы видим портреты Уильяма Шекспира и Петра Ильича Чайковского. Давайте вспомним какое произведение объединило творчество этих двух великих людей?

Как вы думаете, ребята, о каком литературном произведении мы будем говорить на нашем уроке?

Ответы учащихся о предполагаемой теме урока.

3.Изучение нового

Сегодня мы снова будем вспоминать незабываемые строки великого драматурга 16-17 века Уильяма Шекспира.

Все произведения написаны в разных жанрах, но их объединяет одна общая тема. Борьба любви и ненависти. Любовь – главное, ради чего человек живет на земле.

Изучение нового материала. Слушание.

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.

В спектакле звучали 10 – музыкальных зарисовок для большого симфонического оркестра .

Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл- музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой.

Кто помнит, какое музыкальное произведение мы называем сюитой?

Учащиеся дают определение понятия сюита.

Записываем в тетради определение: Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

Учащиеся: Трагедия повествует о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов — Монтекки и Капулетти. Джульетта не соглашается стать супругой Париса, готова даже принять яд, но Лоренцо предлагает ей выпить особое снадобье, которое погрузит её в сон таким образом, чтобы все решили, что она умерла. А Ромео, видя, что Джульетта мертва, и не зная, что это лишь сон, выпивает яд, убив перед этим Париса. Джульетта просыпается и в отчаянии, видя его труп, закалывает себя. Над телами своих детей главы семейств Монтекки и Капулетти забывают о кровавой вражде.

Я предлагаю выполнить творческое задание и составить цепочку ассоциаций, которые возникают у нас в связи с именами Ромео и Джульетта (дети записывают свои варианты):

Верона, Шекспир, трагедия, драма, любовь, месть, вражда.

Сегодня мы прослушаем несколько зарисовок, отражающих основную идею сюиты.

Каким видит композитор утро в средневековом городе? Предвещает ли эта сцена трагический исход истории о юных влюбленных?

В интонациях музыкальных звуков мы услышали появление темы вражды.

Какое настроение передает эта музыка? Почему для передачи трогательного чувства юных влюбленных композитор избирает песенный тип изложения музыкальной мысли?

Эту пьесу Шекспир писал не только для чтения, а и для представления в театре, сначала в Англии, а затем и в других странах. О чем Шекспир хотел сказал людям? Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?

Учащиеся: Гнев и вражда – никогда не могут дать людям счастье, надежду – они только убивают самые лучшие и светлые чувства.

Переходя к следующему этапу нашего урока предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание (дыхательная гимнастика- физ. минутка по методу Александры Николаевны Стрельниковой). Комплекс из трех упражнений.

Эти упражнения не только оказывают общее оздоровительное воздействие на наш организм, а и помогают нам подготовить голосовой аппарат для пения.

Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное- отрывистое). Арпеджио в восходящем и нисходящем движении от Си малой октавы распеваем на разные слоги: Ма, До, Ля, Ми.

Разучивание текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание. Обращаю внимание на ошибки и неточности- исправляем сразу.

Песенка на память слова М. Минкова, музыка П. Синявского

Как задумчиво светит вечер

Голубыми глазами звёзд

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

А гитара прибою вторит,

А дорожка бежит к луне

Вот бы взять нам на память море

Хоть всего по одной волне,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне

Вечера догорают быстро,

Приближая прощанья час

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас.

Закрепление нового материала.

Возвращаемся к эпиграфу нашего урока:

«Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

Память. Блики лунного света.
Уведи меня, память,
В полуночную синь.
Там я встречу потерянное счастье свое,
Новой жизни новый день.

Я одна в лунном свете
Снова грежу о прошлом,
О былой красоте.
Вижу растаявшее счастье свое,
Каждый прошлый светлый день.

Дымный вечер злого дня,
Прогорклый утра запах.
Бледнеет ночь,
И новый день тихонько
Бредет на мягких лапах.

Утро. Юный свет новой жизни.
Я должна ждать рассвета
И подняться с колен.
И с рассветом, я знаю, станет памятью ночь
И начнется новый день.

Боже! Как легко меня бросить
С этой памятью горькой
что крадется как тень
Дай мне силы
Чтоб вновь вернулось счастье мое.

Пусть начнется новый день.

Переходя к следующему этапу нашего урока предлагаю выполнить несколько упражнений на дыхание (дыхательная гимнастика- физ. минутка по методу Александры Николаевны Стрельниковой). Комплекс из трех упражнений.

Эти упражнения не только оказывают общее оздоровительное воздействие на наш организм, а и помогают нам подготовить голосовой аппарат для пения.

Вокальные упражнения- распевки (плавное певучее звучание и контрастное- отрывистое). Арпеджио в восходящем и нисходящем движении от Си малой октавы распеваем на разные слоги: Ма, До, Ля, Ми.

Разучивание текста и мелодии песни. При разучивании обращается внимание на точность исполнения мелодии, фразировку, дикцию, дыхание. Обращаю внимание на ошибки и неточности- исправляем сразу.

Песенка на память слова М. Минкова, музыка П. Синявского

Как задумчиво светит вечер

Голубыми глазами звёзд

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс

А гитара прибою вторит,

А дорожка бежит к луне

Вот бы взять нам на память море

Хоть всего по одной волне,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне

Вечера догорают быстро,

Приближая прощанья час

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Чтоб всегда согревали нас.

Закрепление нового материала.

Возвращаемся к эпиграфу нашего урока:

«Чем чище музыка любви, Тем громче музыка печали.

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Показ песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Шея не напряжена

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Шея не напряжена

4. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

1.Какая была тема урока?

2. Какое произведение изучали?

3. К какому жанру оно относится?

4. Для чего нужны такие произведения слушателям?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 7 классе по теме: П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".Цели урока:Обогатить представления о музыкальной драматургии. Закрепить понятие "сонатная форма" и "программная музыка"

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Закрепить понятие “сонатная форма” и “программное произведение”.

Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии на примере музыки П.Чайковского.

Научить распознавать образы музыкального произведения.

Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.

Ученики: Увертюра – это вступление к опере или балету. Она нужна для того, чтобы настроить, подготовить слушателей к тому, что будет происходить на сцене.

Учитель: Потом увертюры стали сочинять как абсолютно самостоятельное произведение.

Учитель: А что такое программное сочинение?

Программа - это какой-то сюжет, история или образ, который лежит в основе произведения. А какой же может быть сюжет? Откуда?

Ученики: Из литературы

А теперь скажите: для чего нужна программа? Чему она должна помочь?

Ученики: Понять музыку (произведение).

В.Шекспир жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, конец 16 - начало17 века. Эпоха Возрождения, время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, чем в эпоху Средневековья.

Эти строки могли бы стать кратким содержанием трагедии.

Две равноуважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

(В процессе работы ученики заполняют следующую таблицу).

Образы увертюры Чайковского

Характеристика образов в музыке

Образ патера Лоренцо

– Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов, давайте вспомним какие разделы составляют сонатную форму?

условно сравнить развитие музыки, построенной сонатной форме? (с развитием сюжета в драматической пьесе).

– Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода.

– Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? Сколько раз прозвучит его тема, будет ли меняться его речь.

Учитель: открывается увертюра темой патера Лоренцо (слушают тему хорала). Охарактеризуйте этот образ средствами музыки.

Ученик: музыкальная тема Лоренцо сдержанная и сосредоточенная. Этот человек размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно продолжительное.

Учитель: Повторялась ли тема? Если да, изменился ли её характер? Какие инструменты исполняют тему?

Ученик: первая тема исполнялась кларнетами и фаготами, характер музыки сумрачно-сосредоточенный. Второй раз тему исполняли флейты и гобои.

Учитель: хоральной теме противопоставлены скорбные интонации струнных, которые вносят ощущение напряжённого ожидания. Они подготавливают новую тему, эскиз лирических образов, которые в дальнейшем найдут широкое развитие в побочной партии. При проведении темы деревянными духовыми общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с появлением нового ритма тема звучит более взволнованно. В конце вступления она становится драматической и напряжённой, появляется в изменённом темпе и в новой звучности

Ученики: Нет, им мешает вражда их родителей.

Ученики: Нет.

Учитель: Даже как бы покровительствует?

Ученики: Ударные (барабаны, литавры…)

А вот что Ромео говорит о своем чувстве Джульетте:

«Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

А вот Джульетта - Ромео:

Любовь моя так страшно разрослась,

Итак, чувство у них сильное или слабое, маленькое или большое?

Ученики: Большое и сильное!

Учитель: Давайте подберем лад для темы любви: мажор или минор?

Ученики: Мажор.

Учитель: Какой жанр больше подойдет: … песенный, танцевальный или маршевый?

Учитель: Какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?

Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.

Ребята, сейчас прозвучит КОДА (завершение). В ней вы услышите некоторые новые темы-образы, которые мы с вами не разбирали, попробуйте сами дать название этим темам. Что это по–вашему будут за музыкальные образы? И обратите особое внимание на то, в каком ладу завершается КОДА, а, следовательно, и все произведение: в мажоре или в миноре?

Ученики, расслышав финал: В мажоре.

Ученики: К гибели их детей, к горю.

Учитель: Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?

Ученики: Гнев, вражда – пользы не приносит, а только вред!

Ученики: Чтобы опомнились пока не поздно те, кто враждует? И о мире. Что надо жить дружно или хотя бы мирно.

Учитель: Молодцы! Скажите, стали ли вы глубже понимать эту историю Шекспира после того, как познакомились с увертюрой П.И. Чайковского?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 6 класса, разработанный в рамках ФГОС. Тема урока: "Увертюра - фантазия Ромео и Джульетта".

Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром программной увертюры;

Задачи урока:

умение соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития;

выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно-образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;

использование Интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.

Тип урока: урок изучения нового;

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Знать строение сонатной формы. На примере увертюры-фантазии иметь представление о музыкальной драматургии. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта, Дуэт Ромео и Джульетта Чайковского.

Художественный материал:

Портрет Ромео и Джульетты С. Бродского, документальные фотографии видов Вероны.

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова У. Шекспира: (Слайд 4)

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте…
У. Шекспир

2. Формулирование темы урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Слайд 5)

- О музыке посвященной Ромео и Джульетте.

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в программной увертюре.

Планирование деятельности. Рассмотрите разворот учебника на стр. 142,144, 146,148 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? (Слайд 6)

ознакомление и анализирование темы дуэта Ромео и Джульетты

усвоение построения увертюры;

выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.

Работа над новым материалом.

Задание 1. ознакомление и анализирование темы дуэта Ромео и Джульетты

Поэт в основу своего произведения положил древнюю итальянскую легенду о любви и верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родовой вражды и ненависти их семей.

Какими чувствами наполнена музыка дуэта?

Как композитору удалось выразить эти чувства?

Слушание Дуэт Ромео и Джульетта Чайковского.

(Ответы уч-ся)

Задание 2. усвоение построения увертюры (сонатная форма);

(Слайд 9) Познакомимся с образами увертюры. На странице 144 строки из пролога трагедии Шекспира. Чтение.

(Ответы уч-ся)

(Слайд 11) Давайте разберем схему музыкальной драматургии увертюры.

Вступление тема патера Лоренцо. Он начинает свой рассказ

Экспозиция: главная тема – тема вражды двух семейств побочная тема – тема любви Ромео и Джульетты

Разработка. В ней сталкиваются темы вражды и любви. Они противостоят друг другу. Тема вражды доминирует над темой любви, обрывая и уничтожая её.

В репризе тема вражды звучит исступленно, уничтожая тему любви.

Кода. Патер Лоренцо завершает свой рассказ, слышна тема смерти. А заканчивает увертюру тема любви, которая звучит гимном этому светлому чувству, победившему вековую вражду.

А теперь послушаем и проанализируем отдельные темы увертюры-фантазии.
(Слайд 12) Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Послушайте вступление и подумайте над вопросами:
Портрет какого человека рисует музыка?

Каков его характер, возраст, настроение?

Какие инструменты исполняют эту тему?

Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?

Слушание Вступление увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Музыка звучит неторопливо, сосредоточенно, как неторопливое шествие, в минорном ладу, передавая характер священнослужителя, который пытается соединить сердца любящих людей. Инструменты – духовые-деревянные струнные, литавры и арфа.

После вступления, рисующее образ патера Лоренцо звучит экспозиция, в которой последовательно представлены другие образы трагедии. (Слайд 13) Главная тема экспозиции – тема вражды. Послушайте эту тему и охарактеризуйте ее.

Слушание темы вражды увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Музыка по характеру воинственная, грубая, насильственная, ненавистная, злобная и т.д.

- Какой образ противостоит образу вражды?

- Образ любви.

- Побочная тема в экспозиции представляет тему любви Ромео и Джульетты. (Слайд 14) Прослушав ее, определите не только характер, но и средства

музыкальной выразительности, которые превращают звучание оркестра в величественный гимн красоте человеческого чувства.

Слушание темы любви увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Тема любви лирическая и светлая, добрая и счастливая,

ласковая и нежная. Она контрастна образу вражды. Тема любви звучит в мажоре.

- Закончился первый раздел увертюры на вопросительной интонации. И после короткой паузы вновь звучит музыка. Патер Лоренцо продолжает свой рассказ. (Слайд 15) Мы послушаем не только разработку и репризу увертюры, но и беседу Михаила Казиника, который очень точно рассказывает о развитии музыкальных образов в этом фрагменте. В разработке происходит столкновение основных образов, а в репризе звучит измененное повторение образов. Послушайте и ответьте, как изменяется характер основных образов?

Слушание разработки и репризы увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) Тема вражды звучит недолго, уступая место теме любви,

которая звучит более торжественно и ярко, с каждым повторением набирая силу и уверенность. Вновь появляется тема Лоренцо и в музыке нагнетается волнение.

- Как вы считаете, что означает удар барабана и пауза?

- Этим автор показывает развязку трагедии.

- С этого момента начинается заключительный раздел увертюры-фантазии –

кода. (Слайд 16) Кода состоит из двух тем: тема смерти и тема победы Любви. Послушайте эту часть, охарактеризуйте тему смерти и определите, как изменилась тема любви и почему?

Слушание коды увертюры-фантазии

(Ответы уч-ся) На фоне литавров появляется тема любви, звучит беззащитно

и хрупко, в высоком регистре. На смену ей приходит звучание аккордов, напоминающих церковное песнопение, хорал. Звучание темы любви завершается несколькими утвердительными заключительными аккордами. Чайковский хотел сказать, что любовь побеждает все невзгоды. Любовь будет жить, пока жив на земле Человек. (Слайд 17,18)

- Правильно, настоящая любовь продолжает озарять людей светом даже после

- В чем заключается драматургия увертюры-фантазии

В ы в о д: Драматургический прием заключается в том, что происходит развитие контрастных образов.

Схема сонатной формы


Разделы сонатной формы, отмеченные знаком *, не являются обязательными.

Увертюра начинается тревожным вступлением. В его звучании, воспринимаемом как грозный, злой рок, предопределяется трагический исход событий.

Основной конфликт в экспозиции образуется сопоставлением главной и побочной партий. Главная партия безраздельно драматична, ее музыка отличается напряженностью, глубокими переживаниями.

Разработка развивает драматическую линию произведения; в ее звучание резко вторгается реприза.

В репризе, вопреки обыкновению, изменен привычный порядок основных тем.

Особое значение приобретает заключительный раздел – кода. Это не просто конец произведения – это его смысловой итог. Состояние напряжения, борьбы, острого драматизма переходит в иное качество звучания. В музыке коды слышится погребальное шествие. Однако в самом окончании увертюры наступает просветление; заключительные аккорды звучат как гимн высокому и сильному чувству любви.

Читайте также: