Конспект роды и жанры литературы 5 класс краткий

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект удобен для проведения урока литературы в октябре, присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, приветствие, актуализация знаний, основная часть, физкультминутка, закрепление, итог урока, домашняя работа.

Цель: развивать умения анализировать драматическое произведение.

- развивать умения анализировать драматическое произведение, формировать

личностное отношение к таким понятиям, как положительное и отрицательное;

формировать умение высказывать своё отношение к героям;

- воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение

между учащимися, акцентировать внимание на добрых чувствах людей.

1. Организационный момент.

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

2.Актуализация опорных знаний

1)Беседа по содержанию произведения.

– Перечислите героев сказки, с которыми вы познакомились на страницах учебника?

Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.

– Скажите, где происходит действие?

– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы? Королева

Капризная, ленивая, надменная, бессердечная.

Учитель- умный, терпеливый, выдержанный, робкий.

– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).

– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).

– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)

– Почему королева выбирает написание слова казнить , а не помиловать?

– Почему профессор говорит о грубой ошибке, ведь эта жизненная проблема не касается предмета, который он преподает?

– Как вы считаете, королеве нужно ещё много учиться?

– Почему падчерица понравилась месяцам?

– Почему сестра и мачеха обманули падчерицу?


3. Озвучить цели и задачи урока.

– Тему нашего урока запишите в тетради.

Сегодня мы продолжим работу над анализом драматического произведения; повторим теорию литературы, познакомимся с новыми понятиями, обсудим, с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в сказке.

4. Основная работа

1. Ответьте на вопросы:

– О чем мечтают старуха и дочка?

– Как они относятся друг к другу?

– К падчерице? Приведите примеры из текста.

– Какие жизненные ценности они считают главными в жизни? Приведите примеры из текста.

– Почему этих героинь мы называем отрицательными?

– Каково отношение автора к героиням? Как можно обнаружить авторское отношение к персонажам в пьесе?

– Почему падчерицу не любит мачеха и сестра?

– В чем выражается забота мачехи о падчерице?

– Можно ли это назвать истинной заботой?

2. Краткий пересказ

- Чем закончилась сказка?

3. Сравните двух сестер. Напишите их черты характера.

Падчерица - умная, отважная, имеет чувство юмора, сирота, щедрая, справедливая, весёлая, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

Дочь - жадная, безжалостная, лживая, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

– Так с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в произведении? - – Перечислите положительных и отрицательных героев.

4. Работа с терминами и понятиями.

– Вспомним теорию литературы. Дайте устное определение следующих понятий:

Ответ на вопрос, о чем пишет автор.

Главная мысль произведения, что хотел сказать нам автор, чему хотел научить

Построение текста (сколько частей, глав, действий в тексте)

Цепь событий, которые развиваются в произведении.

Разновидность художественного произведений, имеющих общие черты. (Эпос - рассказ, повесть; лирика-стихотворение, песня, романс; драма – комедия, трагедия, драма.

Роды литературы: эпос (эпические произведения), лирика (лирические произведения), драма (драматические произведения). Жанры драмы: пьесы, сценки, комедия, трагедия, драма.

А какие жанры произведений вы знаете? (Стихи, сказки, драматические сказки, сказы, рассказы, повести)

Действительно, мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в литературоведение объединять все произведения в три группы, рода.

- А какие жанры этих родов вы знаете?

Диалоги и монологи героев Предназначена для постановки в театре (спектакль) Герои – действующие лица Реплики – речь героев Акт, действие – большие части, на которые разделена пьеса Явления, сцены, картины – на них поделены акты и действия Ремарки – авторские короткие замечания

- Запишем в тетрадь новые определения:

1) Род литературы.

2) Произведения, предназначенные для постановки на сцене (жанры: драма, комедия, трагедия)

Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.

Пояснения автора о возрасте, внешности персонажей, их поведении, жестах, интонации

– Что такое ремарки? Подумайте, что означает каждая из них.

Действия, которые совершают герои. (Низко кланяется и т. д.)

Указывает на выражение лица. (Задумчиво)

Указывает на внешние шумы. (Хлопает в ладоши)

– Для чего нужны ремарки? (Автор не имеет возможности, кроме ремарок, говорить от себя).

– Посмотрите и скажите, чем текст сказки отличается от текста пьесы? (Записан по ролям, текст написан для постановки на сцене)

– Давайте посмотрим, из каких частей он состоит. Что вы заметили? Как называются эти части?

– Что необычного вы увидели в сюжете пьесы, есть ли фантастические элементы, напоминающие сказку? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)

– Значит, это ещё раз нам доказывает, что какой вид сказки? (волшебная сказка)

Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

1. Беседа на повторение:

– Разобрались ли мы в том, что такое пьеса? Дайте определение.

– Какие новые термины по теории литературы вы узнали? Вспомним все термины, которые мы обговаривали на сегодняшнем уроке.

– Кому мы симпатизируем в сказке-пьесе?

– Кому симпатизирует автор?

– Кому помогли силы природы? Почему?

– Какова же главная мысль произведения? Какой мыслью хотел поделиться автор? (Добро побеждает зло. Силы природы помогают только добрым, трудолюбивым людям.)

– Самая капризная и легкомысленная?

– Самая сварливая и жадная?

– Самая завистливая и ленивая?

– Самый вежливый и уступчивый?

– Самая терпеливая и добрая?

– Кого можно назвать фантастическими героями?

Я понял, что…
Было интересно…

Было трудно…
Мне захотелось…

Домашнее задание: выучить литературоведческие понятия в тетради.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 409 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Роды и жанры литературы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2021 429
  • DOCX 55.5 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карбышева Снежана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Здравствуйте. К родам литературы относятся лирика, эпос и драма. У каждого рода есть жанры.

Жанры эпоса: малые (притча, рассказ, новелла, очерк), средний (повесть), большие (роман и роман-эпопея).

Жанры лирики: ода, элегия, сонет, песня, послание, эпиграмма и лирическое стихотворение.

Также существуют лиро-эпические жанры. К ним относится поэма, баллада и роман в стихах.

И последнее, драматические жанры - это комедия, драма и трагедия.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


В зависимости от художественных особенностей выделяют роды литературы: эпос, лирику, драму. Каждый из них имеет свои литературные жанры, есть также лирико-эпические жанры.

Лирика

Цель лирики – изображение человека в переживаниях, раздумьях, в осмыслении себя и своей жизни в этом мире. Соответственно, в центре поэтического текста помещается человек в его многообразных и непростых отношениях с миром.

Предметом изображения в лирическом произведении является внутренний мир человека, его мысли, чувства в их движении и развитии.

Сюжет в лирическом тексте, как правило, отсутствует. Это обусловлено тем, что лирика является выразительным родом, а не повествовательным.


Рис. 1. Жанры лирики в таблице

К жанрам лирики относятся стихотворение, ода, гимн, элегия, баллада, поэма и т.д

Эпос – изобразительный род литературы, целью которого является объективное изображение человеческой личности во взаимодействии ее с другими людьми, событиями, миром. Эпические жанры отражают жизнь подробно, с разных сторон, чаще всего в виде детального повествования о человеке, о его судьбе, о событиях, которые связаны с ним.

Предметом изображения является объективная действительность, то есть быт, характеры, события, природа – те условия, в которых могут существовать и взаимодействовать герои.

К жанру эпоса относятся рассказ, повесть, роман, новелла и др.

Драма

Драма изображает человеческую личность, находящуюся в действии, в конфликте с обществом, с окружающим миром, с самой собой.

Предметом изображения является объективное бытие, представленное через характеры людей, которые так или иначе заключают в себе и представляют разрешимые и неразрешимые вопросы. С точки зрения содержания, драма, как эпос, повествует о реальных событиях, но, в отличие от эпоса, не является законченным целым.

К жанру драмы относятся комедия, драма, трагедия.

Что мы узнали?

В данной статье кратко рассказывается о родах и жанрах литературы (для 5 класса), даются характеристики и особенности некоторых из них. В статье дается определение, что такое предмет и цель изображения у драмы, лирики и эпоса.

Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

Роды и жанры литературы

Эпос — это

Лирика — это

Драма — это

Лиро-эпос — это

Эпические жанры литературы

Эпические жанры литературы

Лирические жанры литературы

Лирические жанры литературы

Драматические жанры литературы

Драматические жанры литературы

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

Конспект урока для 5 класса дает первоначальные представления о родах и жанрах литературы. Предназначен для изучения на базовом уровне средней школы. Поможет учителю при подготовке к первому уроку по теории литературы.


Оценить 7777 2

Склярова Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Селезнёвская СШ №18

Роды и жанры художественной литературы

(конспект урока по теории литературы в 5 классе)

Цель урока: научить обучающихся определять роды и основные литературные жанры

Дать первоначальное представление о родах и жанрах литературы.

Закрепить полученные знания на практике.

Прививать интерес к изучению основ теории литературы.

Лекция учителя.

Любая литература делится на три рода: лирика (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи), эпос (от греч. Epos, повествование) и драма. Если говорить на примитивном языке, то лирика – то, что написано стихами, эпос – то, что написано прозой, а драма – то, что написано по ролям.

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

можно подробно рассказать о самом предмете и событиях, с ним связанных, причём это будет не набор определённых эпизодов, не связанных между собой, а связный текст, имеющий свою фабулу (чаще всего совпадающую с сюжетом). Автор такого произведения обычно выступает в роли отстранённого рассказчика, не выражая ни своих чувств, ни эмоций по отношению к изображаемому. Читатель же должен сам определиться в своих симпатиях, потому главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

можно же не рассказывать о событиях, а выразить в стихотворной форме своё впечатление от увиденного или прочувствованного, показать чувства, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы, где именно переживание становится главным объектом изображения;

ну и третий вид изображения – изображение в действии для показа этого действия на сцене. Такой род литературы является драматическим.

Работа в тетрадях

Давайте теперь попробуем изобразить всё сказанное схематически и попутно понять, что такое литературные жанры и как они относятся к родам:

Р ОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА

(лирическое стихотворение, (рассказ, (пьеса, трагедия,

ода, сонет, послание…) повесть, роман…) комедия. )

3. Работа в группах

3.1.Найдите признаки рода в отрывках художественных произведений.

(первичное понятие о лиро-эпических произведениях)

Творческое задание

Представление продукта

Домашнее задание: выучить запись в тетради, уметь изобразить схематически родовую и жанровую взаимосвязь

Читайте также: